Разработка урока по биологии за курс 5 класса на тему: Свойства воздуха
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Данный урок можно использовать при изучении нового материала по теме: Свойства воздуха. В уроке представлены 4 опыта по изучению свойств воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_svoystva_vozdukha.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Свойства воздуха.
Разработала: учитель биологии МАОУ СОШ № 8 г.Лабытнанги
Шатрова Евгения Владимировна
Класс 5.
Цель урока: изучить состав воздуха в атмосфере, рассмотреть основные свойства воздуха и использование их в практической жизни человека, определить значение воздуха.
Ход урока:
Изучение нового материала:
Вступление (учитель): Воздух находится повсюду: вокруг нас, в верхнем слое земли, в воде, заполняет все пустоты в твердых телах.
Воздух – газообразное тело. Он прозрачный, бесцветный и поэтому невидимый. Толстый слой воздуха, как и толстый слой воды имеет голубой цвет.
1.Состав воздуха:
азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (0,04%), пары воды, космическая пыль
2.Свойства воздуха:
- занимает место.
Опыт 1: Возьмите стеклянный стакан. Опустите его в широкую чашку с водой. Что вы увидели?
(вода не вошла в перевернутый стакан)
- сжимаем и упруг.
Опыт 2. (со шприцем)
(упругостью обладают ученический ластик, стальная линейка, поролоновая губка)
Сжатый воздух упруг. Это свойство люди стали применять в быту и в технике:
- воздухом накачивают мячи, велосипедные и автомобильные камеры;
- сжатым воздухом опрыскивают деревья и кустарники от вредителей и болезней;
- белят потолки и стены;
- красят масляной краской вагоны поездов, машины, холодильники;
- приводят в действие тормоза трамваем, поездов;
- открывают и закрывают двери в электропоездах;
- в отбойных молотках;
- при тушении пожаров.
3) плохо проводит тепло.
Опыт 3. Налейте в 2 стакана одинаковое количество горячей воды. Один стакан поставьте на
подставку и покройте его стеклянным колпаком или 3-х литровой стеклянной банкой. Второй стакан оставьте открытым. Измерьте через 20 минут температуру в 1-м и 2-м стаканах. В каком стакане она выше, а в каком ниже?
(температура была выше в том стакане, который был покрыт колпаком, т.к. этот стакан был окружен воздухом, он и сохранил тепло воды)
Это свойство стали использовать:
- люди в окнах устанавливают двойные рамы;
- кастрюли после приготовления пищи накрывают крышкой или полотенцем;
- зимой люди надевают пуховики, шубы, шапки, носки, варежки (между волокнами ваты и шерсти находится много воздуха, который задерживает тепло);
- животные, имеющие перья (птицы) или шерсть (звери) не страдают от морозов;
- воздух, который находится между снежинками, защищает зимующие растения от вымерзания.
- расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Опыт 4. 1)Закройте пустую колбу с тонкой стеклянной трубкой. Опустите конец трубки
в стакан с водой. Обхватите колбу руками и подержите ее несколько минут. Наблюдайте, не будут ли выходить из колбы пузырьки воздуха. Объясните свои наблюдения.
2) Закройте пустую колбу с тонкой стеклянной трубкой. Опустите конец трубки в стакан с подкрашенной водой. Положите на колбу тряпочку, смоченную холодной водой. Опустите трубку в стакан с водой. Посмотрите, что будет происходить (вода из стакана поднимется по трубке).
- Теплый воздух легче холодного.
Это можно наблюдать когда топят печи – дым поднимается из трубы.
Опыт 5: (со свечами) Пламя свечи, помещенной у нижней части приоткрытой двери отклоняется
в сторону класса, а пламя, помещенное у верхней части приоткрытой двери, будет отклоняться в сторону коридора.
В природе такое движение воздуха (ветер) происходит постоянно (так как поверхность Земли нагревается неодинаково)
Почему батареи вешают снизу, а форточки – сверху? (для более равномерного прогревания)
2.Значение воздуха (самостоятельная работа учащихся с учебником):
- Необходим для дыхания.
- Необходим для горения.
- Регулирует температуру на нашей планете (легко пропускает солнечные лучи и задерживает тепло).
- Сжатым воздухом наполняют камеры велосипедов, машин, надувных матрасов, детские игрушки.
Закрепление:
- Почему человек не может долго обходиться без воздуха?
- Почему в нижней части печи, самовара, керосиновой лампы делают отверстия?
- Зачем наполняют воздухом камеры велосипедов, автомашин?
- Что произошло бы на земле, если бы исчез воздух?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Методическая разработка урока по географии в 6 классе по теме "Свойства вод Мирового океана. Солёность и температура воды".
Уроки КСО дают возможность учащимся постепенно формировать правильный подход к процессу познания. воспитывают ответственность за себя и своего товарища, развивают умения оценивать, слушать, понимать, ...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок открытия нового знания на основе метапредметного подхода...
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"...
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...