Разработка урока по биологии за курс 5 класса на тему: Свойства воздуха
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Шатрова Евгения Владимировна

Данный урок можно использовать при изучении нового материала по теме: Свойства воздуха. В уроке представлены 4 опыта по изучению свойств воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur_svoystva_vozdukha.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Свойства воздуха.

Разработала: учитель биологии МАОУ СОШ № 8   г.Лабытнанги  

Шатрова Евгения Владимировна

Класс  5.

Цель урока: изучить состав воздуха в атмосфере,  рассмотреть основные свойства воздуха и использование их в практической жизни человека, определить значение воздуха.

Ход урока:

Изучение нового материала:

Вступление (учитель): Воздух находится повсюду: вокруг нас, в верхнем слое земли, в воде, заполняет все пустоты в твердых телах.

Воздух – газообразное тело. Он прозрачный, бесцветный и поэтому невидимый. Толстый слой воздуха, как и толстый слой воды имеет голубой цвет.

1.Состав воздуха:

азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (0,04%), пары воды, космическая пыль

2.Свойства воздуха:

  1. занимает место.

Опыт 1: Возьмите стеклянный стакан. Опустите его в широкую чашку с водой. Что вы увидели?  

               (вода не вошла в перевернутый стакан)

  1. сжимаем и упруг.

Опыт 2. (со шприцем)

(упругостью обладают ученический ластик, стальная линейка, поролоновая губка)

Сжатый воздух упруг. Это свойство люди стали применять в быту и в технике:

- воздухом накачивают мячи, велосипедные и автомобильные камеры;

- сжатым воздухом опрыскивают деревья и кустарники от вредителей и болезней;

- белят потолки и стены;

- красят масляной краской вагоны поездов, машины, холодильники;

- приводят в действие тормоза трамваем, поездов;

- открывают и закрывают двери в электропоездах;

- в отбойных молотках;

- при тушении пожаров.

3) плохо проводит тепло.

Опыт 3. Налейте в 2 стакана одинаковое количество горячей воды. Один стакан поставьте на

подставку и покройте его стеклянным колпаком или 3-х литровой стеклянной банкой. Второй стакан оставьте открытым. Измерьте через 20 минут температуру в 1-м и 2-м стаканах. В каком стакане она выше, а в каком ниже?

(температура была выше в том стакане, который был покрыт колпаком, т.к. этот стакан был окружен воздухом, он и сохранил тепло воды)

Это свойство стали использовать:

- люди в окнах устанавливают двойные рамы;

- кастрюли после приготовления пищи накрывают крышкой или полотенцем;

- зимой люди надевают пуховики, шубы, шапки, носки, варежки (между волокнами ваты и шерсти находится много воздуха, который задерживает тепло);

- животные, имеющие перья (птицы) или шерсть (звери) не страдают от морозов;

- воздух, который находится между снежинками, защищает зимующие растения от вымерзания.

  1. расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Опыт 4. 1)Закройте пустую колбу с тонкой стеклянной трубкой. Опустите конец трубки

в стакан с водой. Обхватите колбу руками и подержите ее несколько минут. Наблюдайте, не будут ли выходить из колбы пузырьки воздуха. Объясните свои наблюдения.

2) Закройте пустую колбу с тонкой стеклянной трубкой. Опустите конец трубки в стакан с подкрашенной водой. Положите на колбу тряпочку, смоченную холодной водой. Опустите трубку в стакан с водой. Посмотрите, что будет происходить (вода из стакана поднимется по трубке).

  1. Теплый воздух легче холодного.

Это можно наблюдать когда топят печи – дым поднимается из трубы.

Опыт 5: (со свечами) Пламя свечи, помещенной у нижней части приоткрытой двери отклоняется

в сторону класса, а пламя, помещенное у верхней части приоткрытой двери, будет отклоняться в сторону коридора.

В природе такое движение воздуха (ветер) происходит постоянно  (так как поверхность Земли нагревается неодинаково)

Почему батареи вешают снизу, а форточки – сверху? (для более равномерного прогревания)

 

2.Значение воздуха (самостоятельная работа учащихся с учебником):

  1. Необходим для дыхания.
  2. Необходим для горения.
  3. Регулирует температуру на нашей планете (легко пропускает солнечные лучи и задерживает тепло).
  4. Сжатым воздухом наполняют камеры велосипедов, машин, надувных матрасов, детские игрушки.

Закрепление:

  1. Почему человек не может долго обходиться без воздуха?
  2. Почему в нижней части печи, самовара, керосиновой лампы делают отверстия?
  3. Зачем наполняют воздухом камеры велосипедов, автомашин?
  4. Что произошло бы на земле, если бы исчез воздух?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Методическая разработка урока по географии в 6 классе по теме "Свойства вод Мирового океана. Солёность и температура воды".

Уроки КСО дают возможность учащимся постепенно формировать правильный подход к процессу познания. воспитывают ответственность за себя и своего товарища, развивают умения оценивать, слушать, понимать, ...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок открытия нового знания на основе метапредметного подхода...

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"...

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Свойства степени с рациональным показателем"...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...