Факультатив по биологии 6 класс
элективный курс по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Новохайская средняя общеобразовательная школа № 14
Богучанского района Красноярского края
663469, п. Новохайский, ул. Мира 1
т. 2-24-31. E-mail xar.14@mail.ru
Тел. (факс) 8(39162) 22-4-31.
Рассмотрено Утверждаю
На заседании ШМС Директор школы:
Протокол №____________ _________(Е.Н.Степанов)
«____»____________2013г Приказ №_______________ Рук. МС учителей «____»____________2013г.
________Семенова Л.Г.
.
Рабочая программа
Факультативному курсу
Избранные главы биологии.
Биология растений, грибов, лишайников.
(6 класс)
Уровень базовый
Программа составлена учителем технологии 1 кв. категории Семенова Л.Г.
п. Новохайский 2013/14 г.
Пояснительная записка.
Ознакомление учащихся с растительным миром живой природы осуществляется на второй ступени основного общего образования с 5 класса в предмете «Природоведение» и в определённой мере закрепляется в 6 классе в предмете «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Однако на изучение данного раздела на базовом уровне отводится 34 часа в год (1 час в неделю), что затрудняет формирование у учащихся наиболее глубокого представления о мире растений и их жизнедеятельности. Предлагаемая программа «Избранные главы биологии. Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники» изучается в 6 классе параллельно с основным курсом «Биология. Растения» в течение 35 ч. (1 ч. в неделю) на протяжении всего учебного года. Расширение знаний учащихся предусматривается параллельно с изучением базового курса. Содержание спецкурса включает теоретическую и практическую части.
Целью спецкурса по ботанике является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями и формирование у учащихся познавательной, эстетической и экологической культуры.
Задачи:
– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;
– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;
– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Эффективность процесса обучения зависит от соответствующих форм и методов обучения. Важной формой обучения являются практические работы, постановка биологических опытов, а также, учитывая возраст обучающихся, применение активных методов обучения (ботанических игр, обучение в сотрудничестве, интерактивность, использование знаний и опыта обучающихся, рефлексия и т.д.).
Изучение программы спецкурса рассчитано на 35 часов (1 час в неделю), 6 практических работ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:
- о роли растений в природе и жизни человека;
- о рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;
- о едином плане строения всех живых организмов;
- о разнообразии плодов и семян растений, способах их классификации;
- об использовании органов растений человеком;
- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;
- о способах размножения культурных растений;
- о многообразии и уникальности растительного мира.
Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:
- объяснять значение растений в жизни человека;
- называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;
- ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;
- обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;
- уметь различать семейства двудольных растений по строению цветка;
- соблюдать правила бережного отношения к растениям.
Учебно-тематический план
дата | № | Тема | Кол-во часов | примечание |
6.09 | 1 | Условия жизни растений. | 1 | |
13.09 | 2 | Разнообразие растений (понятие о семенных и споровых растениях) | 1 | |
20.09 | 3 | Клетка растений и её жизнедеятельность. | 1 | |
27.09 | 4 | Практическая работа «Строение тканей растительного организма» | 1 | |
4.10 | 5 | Разнообразие плодов и семян цветковых растений. | 1 | |
11.10 | 6 | Практическая работа «Составление коллекции сухие и сочные семена». | 1 | |
18.10 | 7 | Условия прорастания семян. | 1 | |
25.10 | 8 | Практическая работа «Проращивание семян гороха при различных температурах». | 1 | |
2.11 | 9 | Ботаническая игра по теме «Семя | 1 | |
16.11 | 10 | Многообразие стеблей растений. | 1 | |
23.11 | 11 | Практическая работа «Определение возраста деревьев по годичным кольцам на спиле». | 1 | |
30.11 | 12 | Виды цветков. Соцветия. | 1 | |
7.12 | 13 | Цветение и опыление растений. | 1 | |
14.12 | 14 | Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. | 1 | |
21.12 | 15 | Космическая роль зелёных растений. | 1 | |
28.12 | 16 | Практическая работа «Образование крахмала в листьях растений на свету». | 1 | |
11.01 | 17 | Вегетативное размножение растений. | 1 | |
18.01 | 18 | Понятие о систематике растений. | 1 | |
25.01 | 19 | Многообразие водорослей. | 1 | |
1.02 | 20 | Размножение мхов. | 1 | |
8.02 | 21 | Размножение голосеменных растений. | 1 | |
15.02 | 22 | Семейства двудольных растений. Семейство Розоцветные. | 1 | |
22.02 | 23 | Семейство Бобовые. | 1 | |
1.03 | 24 | Семейство Крестоцветные. | 1 | |
25 | Семейство Паслёновые. | 1 | ||
26 | Семейство Сложноцветные. | 1 | ||
27 | Семейства однодольных растений. Семейство Лилейные. | 1 | ||
28 | Семейство Злаковые. | 1 | ||
29 | Ботаническая игра-закрепление «Семейства цветковых растений». | 1 | ||
30 | Дары Старого и Нового света. | 1 | ||
31 | Низшие и высшие грибы. | 1 | ||
32 | Питание и размножение грибов. | 1 | ||
33 | Значение лишайников в природе и жизни человека. | 1 | ||
34 , 35 | Планетарная роль растений | 1 |
Содержание.
Введение (2 ч.)
- Условия жизни растений.
- Разнообразие растений (понятие о семенных и споровых растениях)
I. Клеточное строение организмов (2 ч.)
1. Клетка растений и её жизнедеятельность.
2. Практическая работа «Строение тканей растительного организма»
II. Плоды и семена (5 ч.)
- Разнообразие плодов и семян цветковых растений.
- Практическая работа «Составление коллекции сухие и сочные семена».
- Условия прорастания семян.
- Практическая работа «Проращивание семян гороха при различных температурах».
- Ботаническая игра по теме «Семя».
III. Стебель (2 ч.)
- Многообразие стеблей растений.
- Практическая работа «Определение возраста деревьев по годичным кольцам на спиле».
IV. Цветок (2 ч.)
- Виды цветков. Соцветия.
- Цветение и опыление растений.
V. Основные процессы жизнедеятельности растений (4 ч.)
1. Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы.
2. Космическая роль зелёных растений.
3. Практическая работа «Образование крахмала в листьях растений на свету».
4. Вегетативное размножение растений.
Практическая работа «Черенкование комнатных растений».
VI. Основные отделы царства растений (12 ч.)
- Понятие о систематике растений.
- Многообразие водорослей.
- Размножение мхов.
- Размножение голосеменных растений.
- Семейства двудольных растений. Семейство Розоцветные.
- Семейство Бобовые.
- Семейство Крестоцветные.
- Семейство Паслёновые.
- Семейство Сложноцветные.
- Семейства однодольных растений. Семейство Лилейные.
- Семейство Злаковые.
- Ботаническая игра-закрепление «Семейства цветковых растений».
VII. Историческое развитие растительного мира (1 ч.)
- Дары Старого и Нового света.
VIII. Грибы (2 ч.)
- Низшие и высшие грибы.
- Питание и размножение грибов.
IX. Лишайники (1 ч.)
- Значение лишайников в природе и жизни человека.
X. Планетарная роль растений (2 ч.)
1. Итоговое занятие. Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зелёных насаждений. Работа учащихся школы по охране растительности, озеленению своего города, школьной территории, учебных кабинетов.
Перечень литературы (основной и дополнительной):
Русский язык, 5 класс
1. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с.
2. Мир культурных растений / сост. В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 382 с.
3. Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с.
4. Основные понятия науки о растительном покрове http://geobotany.narod.ru/theory1-part2.htm
5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с.
6. Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 336 с.
7. Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с.
8. Семёнова, Г. Ю. Технология: Выращивание культурных растений / Г. Ю. Семёнова. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 176 с.
9. Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 303 с.
10. Цветкова, И. В. Экологический светофор: метод. пособие для учителей / И. В. Цветкова. – М. : Изд. дом «НООСФЕРА», 2001. – 64 с.
11. Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В.Черныш – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по биологии: "Гипотезы происхождения человека"
Данная программа предназначена для углубленного и расширенного изучения учебной дисциплины"Биология". Программой предусматривается изучение теоретических основ общей биологии. В ней отражены зад...
Факультатив по биологии 9 класс
Факультатив позволит расширить кругозор учеников в мире биологических наук...
факультатив по биологии 8 класс
Факультатив побуждает интерес к предмету биологии, расширяет кругозор....
Факультатив по биологии в 11 классе "Молекулярные основы жизнедеятельности клетки"
Некоторые вопросы цитологии и генетики в курсе общей биологии...
Факультатив по биологии " Колесо здоровья"
Программа факультатива по биологии для обучающихся 8 класса...
Факультатив для 7 класса по биологии
Программа факультатива для 7 класса...