Факультатив для 7 класса по биологии
рабочая программа по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.С. Пушкина
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического Заместитель директора по
объединения учебно-воспитательной работе
протокол № Балашова Н.Ф.
от «____» ___________2020г. «____» _________ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
по биологии
«Удивительные животные»
7 класс
34 часа (1 раз в неделю)
Срок реализации: 1 год
Разработчик: учитель высшей квалификационной категории
Захаркина Елена Станиславовна
г. Калуга
2020
Пояснительная записка
Программа факультативного курса по биологии составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Учебный план МБОУ «СОШ № 6 им. А.С. Пушкина» г. Калуга на 2020-2021 учебный год.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на изучение значения животных в жизни человека и в природе, изучение разнообразия животного мира.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у учащихся. Включённые в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, т.к. каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
При подготовке к урокам учтены современные требования – это реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ биологии и формирование умений грамотно и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных жизненных ситуациях.
Цель: Расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания, и приспособлениях к изменениям окружающей среды.
Задачи:
-познакомить обучающихся с условиями существования и физиологическими особенностями животных;
-сформировать у учащихся знания об охране природы;
-сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;
- развить познавательный интерес и любовь к животным;
- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Программа рассчитана на один учебный год (34 часа – 1 час в неделю).
Форма организации работы с учащимися в рамках данного курса:
факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность.
Планируемые результаты освоения курса «Удивительные животные»
Личностные результаты
Учащийся научится:
- осознавать ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- формировать устойчивые установки социально-ответственного поведения в окружающей среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Учащийся получит возможность научиться:
-овладевать на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- устанавливать целевые приоритеты;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- принимать решения в проблемных ситуациях;
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
-умение работать с разными источниками информации;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Учащийся получит возможность научиться:
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать географическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логичное рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты
Учащийся научится:
- описывать особенности индивидуального и исторического развития животных;
- объяснять значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира;
- описывать среды жизни и многообразие условий обитания животных;
- различные экологические группы животных;
- объяснять особенности взаимовлияние животных и различных экологических факторов;
- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора;
- выяснять экологические связи между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни;
- приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных.
Учащийся получит возможность научиться:
-находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, животными; оказания первой помощи при укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
-создавать собственные письменные и устные сообщения животных, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Учебно-методический план
№ | Тема (раздел) | Количество часов | Вид занятий |
1 | Среды жизни и их обитатели | 1 | Лекция |
2 | Гиганты и карлики в мире животных | 5 | Практикум |
3 | Одетые в броню. Рождающие мел | 4 | Лекция, тест |
4 | Ядовитые животные | 6 | Лекция, практикум |
5 | Животные -рекордсмены | 2 | Практикум |
6 | Животные-строители | 2 | Практикум |
7 | Заботливые родители | 3 | Зачет |
8 | Язык животных | 4 | Лекция, практикум |
9 | Животные – понятливые ученики | 2 | Лекция, практикум |
10 | Герои песен, сказок и легенд | 2 | Лекция, практикум |
11 | Животные - символы | 2 | Лекция, практикум |
12 | Итоговое занятие | 1 | Практикум |
| Итого | 34 |
|
Содержание программы факультативного курса
"Удивительные животные"
Тема 1. Среды жизни и их обитатели.
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред. Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам. Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных.
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).
Размер имеет значение
Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.
Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.
Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел.
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
Раковины моллюсков.
Панцири броненосцев и черепах.
Панцири броненосцев и черепах.
Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов жи-вотных.
Тема 4. Ядовитые животные.
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.
Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека
Тема 5. Животные-рекордсмены.
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Тема 6. Животные-строители.
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки
Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
Тема 7. Заботливые родители.
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.
Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.
Тема 8. Язык животных.
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Тема 9. Животные – понятливые ученики.
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.
Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Тема 10. Герои песен, сказок и легенд.
Животные – герои песен и сказок.
Животные – герои легенд.
Тема 11. Животные – символы.
Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Животные символы.
Экскурсии (включая видеоэкскурсии):
1. «Среды жизни животных"
2. «Обитатели морей и океанов»
3. "Защитные покровы животных"
4. «Самые опасные животные на планете»
5. «Животные рекордсмены»
6. «Забота о потомстве у животных»
7. «Звуковая сигнализация в жизни животных»
8. «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных»
Практические работы:
№1«Опасные и ядовитые животные»
№2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»
№3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Тема 1. Среды жизни и их обитатели. | |||||
1 | Среды жизни. Приспособления организмов к этим средам. Инструктаж по ТБ. Экскурсия «Среды жизни животных"
| 1 |
|
|
|
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных. | |||||
2 | Размер имеет значение | 1 |
|
|
|
3 | Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. | 2 |
|
|
|
4 | Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. | 1 |
|
|
|
5 | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. | 1 |
|
|
|
6 | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные и Непарнокопытные. Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов» | 1 |
|
|
|
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел. | |||||
7 | Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы. | 1 |
|
|
|
8 | Раковины моллюсков. | 1 |
|
|
|
9 | Панцири броненосцев и черепах. | 1 |
|
|
|
10 | Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных. Видеоэкскурсия "Защитные покровы животных" | 1 |
|
|
|
Тема 4. Ядовитые животные. | |||||
11 | Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете» | 1 |
|
|
|
12 | Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса. | 1 |
|
|
|
13 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. | 1 |
|
|
|
14 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи. | 1 |
|
|
|
15 | Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1«Опасные и ядовитые животные» | 1 |
|
|
|
16 | Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. | 1 |
|
|
|
Тема 5. Животные-рекордсмены. | |||||
17 | Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. | 1 |
|
|
|
18 | Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены» | 1 |
|
|
|
Тема 6. Животные-строители. | |||||
19 | Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. | 1 |
|
|
|
20 | Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных» | 1 |
|
|
|
Тема 7. Заботливые родители. | |||||
21 | Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. | 1 |
|
|
|
22 | Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. | 1 |
|
|
|
23 | Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. птиц и млекопитающих. Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных» | 1 |
|
|
|
Тема 8. Язык животных. | |||||
24 | Язык животных. Танец пчел, муравьев. | 1 |
|
|
|
25 | Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. | 1 |
|
|
|
26 | Значение пения птиц, общение млекопитающих. Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных» | 1 |
|
|
|
27 | Химический язык, его расшифровка и использование человеком. Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?»
| 1 |
|
|
|
Тема 9. Животные – понятливые ученики. | |||||
28 | Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки) | 1 |
|
|
|
29 | Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных» | 1 |
|
|
|
Тема 10. Герои песен, сказок и легенд | |||||
30 | Животные – герои песен и сказок. | 1 |
|
|
|
31 | Животные – герои легенд. | 1 |
|
|
|
Тема 11. Животные – символы. | |||||
32 | Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др. | 1 |
|
|
|
33 | Животные символы. Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных | 1 |
|
|
|
34 | Викторина «Удивительные животные» | 1 |
|
|
|
Учебно-методическое и материально- техническое
обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект учителя
1. Электронное приложение к учебнику (СD) «Биология. Живой организм» Просвещение 2007 г.
2. Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
3. Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
5. Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон, 2005 г
6. Мультимедийное учебное пособие нового образца БИОЛОГИЯ. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс Просвещение- Медиа 2005
7. Экологические игры от АПБ / сост. А. Е. Винчевский [и др.]. – Минск : ЭкоЛоджик, 2006.
8. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с.
9. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
10. Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2009.
11. Тихонов А.В. Животные мира. Красная книга. Евразия. Млекопитающие. Птицы/ А.В. Тихонов – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012г.- 176с.
Учебно-методический комплект учащихся
1. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
2. Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2009.
3. Тихонов А.В. Животные мира. Красная книга. Евразия. Млекопитающие. Птицы/ А.В. Тихонов – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012г.- 176с.
4. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с.
Интернет – ресурсы
1. http://bio.1september.ru
2. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
3. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
4. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
5. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокруг тебя - мир, факультатив 5 класс
Рабочая программа факультативного курса в 5 класе по литературе...
Факультатив. 5 класс. «Математика для любознательных».
Факультативный курс «Математика для любознательных» рассчитан на 18 часов (35 учебных недель).Цель курса: способствовать формированию учебно- интеллектуальных, информационных, коммуникативных, и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Адаптированная образовательная программа по основам правовых знаний. Факультатив, 6 класс.
Предлагаю вам адаптированную программу по факультативу «Основы правовых знаний» для учащихся 6-ых классов коррекционной школы (для учащихся с нарушением интеллекта). Программа рассчитана на 1 год обуч...
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...