Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Тюнина Ольга Александровна

Рабочая программа по природоведению составлена на основе на основании программы по природоведению 5 класс,  авторы: А. А. Плешаков. Н. И. Сонин, издательство: «Дрофа», год издания-2010, по учебнику А. А. Плешаков. Н. И. Сонин, издательство: «Дрофа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya1111_programma_prirodovedenie_5.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛОКУРИХИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 2»

«Рассмотрено»»

Школьное  МО

______/М.В.Ларина/

Подпись        ФИО

Протокол № ___ от «__»_____2014г.

«Согласовано»

методический совет

______/Н.Н.Гейжан_/

Подпись          ФИО

Протокол № 4 от

«27»августа 2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «БСОШ №2»

_______/О.В.Рыбалко /

Подпись     ФИО

Приказ № 231 от «29»августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Природоведение,

5 класс, 2014-2015 учебный год.

 Составлено на основании

Программы по природоведению

5 класс,  авторы: А. А. Плешаков.

 Н. И. Сонин,

Издательство: «Дрофа»,

год издания-2010.

Составитель

Тюнина О.А. учитель.

г.Белокуриха

2014г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа по природоведению составлена на основе:

  1. основной образовательной программы МБОУ «БСОШ»№2;
  2. примерной программы по биологии;
  3. на основании программы по природоведению 5 класс,  авторы: А. А. Плешаков. Н. И. Сонин, издательство: «Дрофа», год издания-2010, по учебнику А. А. Плешаков. Н. И. Сонин, издательство: «Дрофа».
  4. положения о рабочей программе МБОУ «БСОШ №2»;
  5. годового календарного графика на 2014-2015 учебный год;
  6. СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «29» декабря 2010 г. №189.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате  изучения  природоведения ученик должен:

знать/понимать

• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;отдельные методы изучения природы;

строение живой клетки (главные части);

•        царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

•        среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

•        природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

•        изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

•        важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

•        основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять егоглавную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■ Практические работы        

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 16 - 17 вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, её' состав. Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая звезда.

  • Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус.Фотографии планет.

  • Практическая работа

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема3. Земля, (18ч)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.  Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человекам. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха Облака, типы облаков. Нагревание иохлаждение воздуха над сушей и водой. Ветер. Погода. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Мировой океан, части океана Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

 Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

  • Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Горение веществ. Применение различных физических явлений: механических, тепловых, световых.

  • Практические работы

Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений.

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра.

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь наЗемле.(14 ч )

Развитие жизни на Земле: Жизнь в древнем океане; леса каменоугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов, оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно - воздушная среда обитания, водная и почвенная среды обитания организмов., приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

  • Практические работы

Определение  наиболее  распространенных  растений  и  животных.

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Примеры приспособлений растений и животных к средеобитания.

Знакомство с экологическими проблемамиместности и доступными путями их решения.

Тема 5. ЧеловекнаЗемле (16 ч )

Научные представления о происхождении человека Древние предки человека дриопитеки, австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека Кислотные дожди, озоновая "дыра", парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.Взаимосвязь здоровья и образа жизни.Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

  • Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

  • Практические работы

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время —5 часов. 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • Устный ответ с места или доски;
  • Индивидуальное задание по карточке или в рабочей тетради;
  • Лабораторная работа;
  • Тест;
  • Сообщение подготовленное учеником;
  • Проектное задание.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

  1. В.С.Рохлов, Н.И.Сонин. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 класс. Тестовые задания к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина « Введение в естественно-научные предметы. 5 класс»
  2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова., Н.И. Сонина «Естествознание. 5 класс».

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестирования.

Количество правильных ответов в процентах соответствует традиционной оценке:

40 – 60 % – «3 « удовлетворительно,

61 – 82%  – «4» хорошо

83 % и выше – «5» отлично

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138, [6] с.
  2. Плешаков. А. А.,  Сонин. Н. И, Природоведение. 5кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. –  5-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,  2010.
  3. Плешаков. А. А., Сонин. Н.И . природоведение: Рабочая тетрадь к учебнику для 5 класса. – 5 –е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010.

Тематическое планирование

Природоведение 5 класс

70 часов, 2 часа в неделю

урока

Тема

Кол-во часов

1-3

Тема 1. Изучение природы.

3

Тема 2. Вселенная.

14

4

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров,  греков.  Взгляды Пифагора на форму Земли.

1

5

Модель Вселенной по Аристотелю .

1

6

Модель Вселенной по Птолемею.

1

7

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVIIвв. и их влияние на развитие астрономии.

1

8

Система мира по  Н. Копернику.

1

9

Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

1

10

Солнечная система,её состав. Планеты земной группы.

1

11

Планеты-гиганты. Плутон.

1

12

Спутники планет.

1

13

Астероиды. Кометы,

1

14

Метеоры. Метеориты.

1

15

Звезды. Солнце как ближайшая к нам звезда.

1

16

Многообразие звезд.

1

17

Созвездия.

1

 Тема 3 .Земля

18

18

 Представления людей о возникновении Земли.Гипотеза-научное предположение.

1

19

Гипотезы о возникновении Земли.

1

20

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия.

1

21

Земная кора.

1

22

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

23

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

1

24

Примеры веществ, простые и сложные вещества,смеси.

25

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.

1

26

Природные явления:землетрясения.

1

27

Природные явления: вулканы.Гейзеры.

1

28

Суша планеты.

1

29

Атмосфера . Состав воздуха.

1

30

Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью.

31

Ветер.Погода.

1

32

Гидросфера , её части. Водяной пар в воздухе.

 

1

33

Мировой океан. Солёность воды.

34

Воды суши.Ледники. Айсберги. Подземные воды.

1

35

Уникальность планеты Земля.

1

Тема 4 .Жизнь на Земле

14+2 резерв

36

Развитие жизни на Земле:жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода.

1

37

Расцвет древних пресмыкающихся;птицы и звери прошлого.

1

38

Клеточное строение организмов.

1

39

Оболочка, цитоплазма и ядро- главные части клетки. Деление клеток.

1

40

Разнообразие клеток растительного и животного организмов.

1

41

Разнообразие живого.Царства живой природы.

1

42

Одноклеточные организмы.

1

43

Многоклеточные организмы .

1

44

Беспозвоночные и позвоночные животные.

1

45

Наземно - воздушная среда обитания организмов.

1

46

Водная среда обитания  организмов.

1

47

Почвенная среда обитания организмов.

1

48

Приспособленность организмов к среде обитания.

49

Растения и животные разных материков.

1

50

Природные зоны Земли.

1

51

Жизнь в морях и океанах.

1

Тема 5.Человек на Земле

16+1резерв

52

Научные представления о происхождении человека.

1

53

Древние предки человека.

1

54

Страницы истории географических открытий. Открытие Америки.

1

55

Открытие Австралии и Антарктиды.

1

56

Великие путешественники - первооткрыватели далёких земель.

1

57

Изменения в природе,вызванные деятельностью человека.

1

58

Кислотные дожди, озоновая дыра.

1

59

Парниковый эффект,радиоактивные отходы.

1

60

Биологическое разнообразие,его

обеднение и пути сохранения.

1

61

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

1

62

Важнейшие экологические проблемы.

1

63

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

64

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

65

Вредные привычки и их профилактика.

1

66

Среда обитания человека.

1

67

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

1

68

Простейшие способы оказания первой помощи.

1

69-70

Резерв

2

итого

70 часов

Лист внесения изменений и дополнений

№  п/п

Дата

 Тема урока

Характеристика изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...