Рабочая программа «Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ»
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_11_kl.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы -Аят
Утверждено
Директор МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят
________________(В.С.Русанова)
Приказ от______________2014г №
Рабочая программа
«Систематизация знаний
по биологии
в рамках подготовки учащихся
11 класса к ЕГЭ»
срок реализации - 1 год
часов в неделю – 1 час
всего часов - 20 часов
учитель биологии
Антонова Светлана Александровна
Арчаглы - Аят
2013-2014
Пояснительная записка
Данная программа консультаций по биологии предназначена для учащихся 11 классов рассчитана на 20 часов, продолжительность курса - 1 год. Содержание программы составлено на основе УМК по биологии, учебника Общая биология 10 – 11 класс, авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. - М.: Вентана – Графф, 2012.
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Целью курса является развитие общих интеллектуальных умений, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
В материалах КИМов ЕГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:
- наблюдение
- измерение
- экспериментирование
- математический анализ полученных данных
- работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
- В ходе занятий ученики совершенствуют и отрабатывают:
- коммуникативные умения – сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссии;
- презентация результатов;
- самонаблюдение;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни
Другая особенность курса – его интегрированность и междисциплинарность.
Особое место в курсе занимает материал, который посвящен решению расчетных задач по генетике человека.
В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в данном курсе.
Данный курс позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии.
Цель курса: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области биологии.
Задачи:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- Интеллектуальных и практических умений
- Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- практический метод: решение расчетных и экспериментальных задач по генетике
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Продолжительность: занятия 40 мин.
Проведение занятий: один раз в неделю.
Основная форма проведения занятий – урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.
Схема занятий:
- Информационная часть. Актуализация знаний учащихся.
- Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
- Рефлексивная часть. Планы на будущее.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
- итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста по решению задач по генетике.
Учебно-методическое обеспечение курса
- Программа курса
- Методическое пособие: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.-624 с.: ил.
- Методические разработки практикумов по решению задач
- Комплекты тестов.
- Наглядно-демонстрационный материал.
Учебно-тематический план консультаций по биологии в 11 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | контроль | ||||
Текущие тесты | Контрольно- измерительный материал (КИМы) | итого | |||||
1 | Тема 1. Клетка как биологическая система | 3 | 2 | 1 | 3 | ||
2 | Тема 2. Организм как биологическая система | 4 | 3 | 1 | 4 | ||
3 | Тема 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность | 4 | 3 | 1 | 4 | ||
4 | Т е м а 4. Человек и его здоровье. | 4 | 3 | 1 | 4 | ||
5 | Тема 5. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. | 4 | 3 | 1 | 4 | ||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||||||
Итого: | 20 |
|
Содержание
Тема 1. Клетка как биологическая система
- Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Развитие знаний о клетке.
- Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
- Химическая организация клетки.
- Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.
- Неорганические вещества клетки
- Органические вещества клетки:
- Углеводы, липиды.
- Белки, их строение и функции
- Нуклеиновые кислоты.
- Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
- Стадии энергетического обмена.
- Фотосинтез, его значение, Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.
- Энергетический и пластический обмен,
- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
- Гены, генетический код и его свойства
- Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.
- Особенности соматических и половых клеток.
- Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз.
- Митоз — деление соматических клеток.
- Мейоз. Фазы митоза и мейоза.
Тема 2. Организм как биологическая система
- Разнообразие организмов:
- одноклеточные и многоклеточные;
- автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты,симбионты).
- Вирусы — внеклеточные формы.
- Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция.
- Воспроизведение организмов, его значение.
- Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения.
- Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека.
- Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.
- Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.
- Онтогенез и присущие ему закономерности.
- Генетика, се задачи.
- Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
- Основные генетические понятия
- Специализация клеток, образование тканей, органов.
- Закономерности наследственности, их цитологические основы.
- Moнo- и дигибридное скрещивание.
- Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.
- Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.
- Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности
- Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
- Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.
- Взаимодействие генов.
- Решение генетических задач.
- Составление схем скрещивания.
- Законы Г. Менделя и их цитологические основы.
- Изменчивость признаков у организмов: модификационпая, мутационная, комбинативная.
- Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки.
- Генетика и селекция.
- Биотехнологии.
Тема 3.Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность
- Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство;
- Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
- Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
- Вирусы
- Царство Грибы.
- Строение, жизнедеятельность, размножение.
- Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
- Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
- Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности.
- Царство Растения.
- Особенности строения тканей
и органов. - Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность
- Общая характеристика царства Растения
- Ткани высших растений
- Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег
- Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение
- Многообразие растений.
- Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений.
- Роль растений в природе и жизни человека.
- Космическая роль растений на Земле
- Однодольные и двудольные растения
- Жизненный цикл водорослей.
- Царство Животные.
- Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных.
- Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Т е м а 4. Человек и его здоровье.
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания,
кровообращения, лимфатической системы
Анатомия и физиология человека.
Строение и функции пищеварительной системы
Строение и функции дыхательной системы
Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения.
Размножение и развитие организма человека.
Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Витамины
Нервная и эндокринная системы.
Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы
Эндокринная система
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции органов зрения и слуха
Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Тема 5. Надорганизменные системы.
- Эволюция органического мира.
- Вид, его критерии и структура.
- Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции.
- Способы видообразования.
- Микроэволюция
- Развитие эволюционных идей.
- Значение работ К Линнея,
- учения Ж-Б. Ламарка,
- эволюционной теории Ч. Дарвина.
- Взаимосвязь движущих сил эволюции.
- Элементарные факторы эволюции.
- Формы естественного отбора,
- виды борьбы за существование.
- Взаимосвязь движущих сил эволюции.
- Творческая роль естественного отбора в эволюции.
- Исследования С.С. Четверикова.
- Синтетическая теория эволюции.
- Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной
картины мира
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы
Макроэволюция.
Направления и пути эволюции
Биологический прогресс и регресс,
ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации.
Причины биологического прогресса и регресса.
Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Эволюция органического мира.
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
Происхождение человека.
Человек как вид, его место в системе органического мира.
Гипотезы происхождения человека.
Движущие силы и этапы эволюции человека.
Человеческие расы, их генетическое родство
Биосоциальная природа человека.
Социальная и природная среда, адаптации к ней человека
Антропогенез.
Движущие силы.
Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека.
Среды обитания организмов.
Факторы среды: абиотические, биотические.
Антропогенный фактор.
Закон оптимума.
Закон минимума.
Биологические ритмы. Фотопериодизм
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты; продуценты, консументы, редуценты, их роль.
Видовая и пространственная структура экосистемы.
Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Правило экологической пирамиды.
Структура и динамика численности популяций
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем
Схема календарно-тематического планирования факультативного курса на учебный год
№ | Тема | Количество часов |
1. | Биология – наука о жизни | 1 |
Раздел 1 Клетка как биологическая система 3 часа | ||
2. | Химическая организация клетки. Строение клетки | 1 |
3. | Метаболизм клетки | 1 |
4. | Клетка – генетическая единица живого | 1 |
Раздел 2 Организм как биологическая система 4 часа | ||
5. | Разнообразие и воспроизведение организмов | 1 |
6. | Онтогенез и присущие ему закономерности | 1 |
7. | Генетика. Основные генетические понятия. | 2 |
Раздел 3 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. 4 часа | ||
8 | Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. | 1 |
9-10 | Царство Растения | 2 |
11 | Царство Животные ( Простейшие, Черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие) | 1 |
Раздел 4 Человек и его здоровье. 4 часа | ||
12. | Ткани и органы. Внутренняя среда организма | 1 |
13. | Покровная, опорно-двигательные системы | 1 |
14 | Кровеносная, пищеварительная системы | 1 |
15 | Нервная, половая, эндокринная системы | 1 |
16 | Дыхательная система, органы чувств | 1 |
Раздел 5 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. 4 часа | ||
17 | Вид, его структура, критерии. Микроэволюция. Макроэволюция | 1 |
18 | Возникновение жизни на Земле. Антропогенез | 1 |
19 | Экосистемы. | 1 |
20 | Итоговое тестирование | 1 |
Требования к уровню подготовки учеников
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
- решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
Литература :
- Анастасова Л.А. Способы решенгия задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе»
- Общая биология 10 – 11 класс, авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. - М.: Вентана – Графф, 2012.
3. Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.-624 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...
Рабочая программа коррекционного обучения, биология для 6-9 классов, Воронкова
Представленный материал содержит рабочую программу коррекционного обучения по биологии для 6-9 классов, составленную на основе программы Воронковой...
Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....
Рабочая программа по технологии в рамках ФГОС, 5 класс, девочки
Программа по технологии для девочек, в рамках ФГОС, адаптированная для условий гимназии, не имеющей материальной базы для проведения занятий по технологии....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....