Календарно-тематическое планирование 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование 6 класс по УМК проф. И.Н. Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_6_kl.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии 6 класса соответствует федеральному  компоненту государственного стандарта и составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта Основного общего  образования – Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа. 2010г.

2.  Примерной программы биологии/сост. Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа. 2008.

            3.  Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы./ 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко/- М.: Вентана-Граф, 2008.-176с

          Рабочая программа полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

            Учебный материал по биологии в 6 классе изучается на базовом уровне.

Согласно действующему Базисному учебному плану  программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;  методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов;   клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,   круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,   сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения    своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения ;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,  последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами и вирусами;  
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;  
  •  соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1. Биология как наука. Методы биологии  (4 час)

           Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички и травы.

       Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

       Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная и организм как среда жизни паразитов. Жизнь растений осенью. Изменение в природных условиях.  Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян.   Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.    Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Методы изучения живых объектов Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Признаки живых организмов, их проявление у растений.

Экскурсии

  • Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений.
  • Способы размножения растений, распространение плодов и семян.

Практическая работа 

  • Наблюдение за ростом и развитием растений.

Лабораторная работа № 1

  • Распознавание органов у растений.

2. Клеточное строение растений (4 ч)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техники безопасности в работе.

Клетка основная структурная единица организации растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам. Ткани. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.   Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

 Демонстрации:

  • Строение растительной клетки
  • Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)

Лабораторные работы: 

  • Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

Практические работы: 

  • Изучение тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание

3. Раздел «Органы цветковых растений» (9часов)

 Ткани, органы, системы органов  растения, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Тема 3. Семя (2 часов)

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Корень (1 час)

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стрежневая и мочковатая, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Побег (3 часов)

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растений. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный  побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Цветок и плод (2 ч)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

 Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система – биосистема.

Демонстрации: 

Лабораторные работы:

  • Изучение органов (семени) цветкового растения
  • Изучение органа (корня) цветкового растения
  • Изучение органов (почки) цветкового растения
  • Изучение органов (листа) цветкового растения
  • Изучение органов (стебля) у цветковых растений
  • Изучение органов ( видоизмененные побеги) цветкового растения
  • Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения

Практические работы

  • Изучение органов (плодов) цветкового растения

Раздел «Признаки живых организмов»

4. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Признаки живых организмов, их проявление у растений. Корневое (минеральное) питание растения. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических . Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических  связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зигот у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком, и глазком), размножение тканями. Приемы выращивания и размножения растений, уход за ними.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

Демонстрации:

Хромосомы

Деление клетки

Половое и бесполое размножение

Половые клетки

Оплодотворение

Изменчивость у организмов

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений

Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе   растений минеральных и органических веществ.

Практические работы:

  • Опыты по изучению состава почвы
  • Выявление роли света в жизни растений
  • Выявление приспособлений у растений к среде обитания
  • Размножение комнатных растений

Раздел «Система органического мира. Многообразие и эволюция живой природы»(13ч)

5. Основные отделы царства Растений (9 ч)

                  Система органического мира. Понятие о систематике растений.  Классификация организмов.  Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.. Царства бактерий, грибов, растений. Царство растений. Название вида

                Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

               Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

               Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

             Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

           Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы двудольные и однодольные растений.

           Семейства двудольные растения: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаковые (Мятликовые). Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

Демонстрации: 

Классификация организмов

Многообразие видов

Растения разных отделов, семейств, видов

Лабораторные работы:

  • Изучение внешнего строения водорослей
  • Изучение внешнего строения мхов
  • Изучение внешнего строения папоротника
  • Изучение строения и многообразия голосеменных растений
  • Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений

Практические работы:

  • Распознавание растений разных отделов
  • Распознавание наиболее распространенных растений своей местности семейств Двудольных. Определение  принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием определителей
  • Распознавание наиболее распространенных растений своей местности семейств. Однодольных. Определение  принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием определителей
  • Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений
  • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур

6. Историческое развитие многообразие растительного мира (1 ч)

         Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение растений    в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

      

7. Царство Бактерии (1ч)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехническое).

8. Грибы. Лишайники (2ч)

          Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых  растениями, бактериями, грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

          Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Демонстрации: 

Строение и многообразие бактерий

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы – паразиты

Лабораторные работы:

  • Изучение клеток бактерий
  • Изучение строения плесневых грибов

Практические работы:

  • Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Раздел «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

9. Природные сообщества (2 ч)

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов.

Круговорот веществ и превращения энергии  в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Понятие о смене природных сообществ. Формировние и развитие природного сообщества на примере елового леса.

Многообразие природных сообществ: естественные и искусственные. Луг, лес, болото как примеры естественных сообществ. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Демонстрации: 

Выявление приспособлений у растений к среде обитания

Экологические факторы

Структура экосистемы

Пищевые цепи и сети

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Агроэкосистема

Практические работы:

  • Изучение и описание экосистемы своей местности
  • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
  • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Перечень лабораторных и практических работ

Биология как наука. Методы биологии  

Название лабораторных работ

Название практических работ

1

Распознавание органов у растений

1

Наблюдение за ростом и развитием растений

Клеточное строение растений

2

Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

3

Изучение тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание

Органы цветковых растений

4

Изучение органов (семени) цветкового растения

2

Изучение органов (плодов) цветкового растения

5

Изучение органа (корня) цветкового растения

6

Изучение органов (почки) цветкового растения

7

Изучение органов (листа) цветкового растения

8

Изучение органов (стебля) у цветковых растений

9

Изучение органов

( видоизмененные побеги) цветкового растения

10

Изучение органов

(цветка и соцветий) цветкового растения

Основные процессы жизнедеятельности растений

3

Опыты по изучению состава почвы

4

Выявление роли света в жизни растений

5

Выявление приспособлений у растений к среде обитания

6

Размножение комнатных растений

Основные отделы царства Растений

11

Изучение внешнего строения водорослей

7

Распознавание растений разных отделов

12

Изучение внешнего строения мхов

8

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности

семейств

Двудольных. Определение  принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием определителей

13

Изучение внешнего строения папоротника

9

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности

семейств

Однодольных. Определение  принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием определителей

14

Изучение строения и многообразия голосеменных растений

10

Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений

15

Изучение строения и многообразия покрытосеменных

растений

11

Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур

Царство Бактерии. Грибы. Лишайники

16

Изучение клеток бактерий

12

Распознавание съедобных и ядовитых грибов

17

Изучение строения плесневых грибов

Природные сообщества

13

Изучение и описание экосистемы своей местности

14

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

15

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

16

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебное оборудование

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология:6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф.И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана – Граф , 2013.- 193с.: ил
  2. Рабочая тетрадь. 1,2 ч. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.  .Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.  .Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Дидактический материал- М.: Вентана-Граф, 2013.

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
  2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс- М.: «ВАКО» 2007.-352с.
  3. Муртазин  Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
  4. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
  5. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004
  6. Журнал «Биология в школе»
  7. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2005-224с
  2. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"
  3.  Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  4. Журнал «Биология для школьников».
  5. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.edios.ru


Раздел, тема урока

Тип урока

Форма урока

Требования к уровню подготовки

Практическая часть

ИКТ,

средства наглядности

Домашнее задание

Дата

По плану

Факт

Биология как наука. Методы биологии  (7 час)

1

Биология – наука о живой природе.    Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Наука о растениях – ботаника. Правила работы в биологической лаборатории.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Лекция

Знать: О живых организмах,     биологии и ботанике,    о многообразии и значении растений,

Правила работы в биологической лаборатории, правила поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам.  

Уметь: работать с методическим аппаратом учебника, составлять схемы.   различать органы растений, распознавать жизненные формы цветковых, работать с натуральными объектами и лаб.оборудованием.

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з Введение, 

2

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Экскурсия

Знать: сезонные изменения в жизни растений; правила поведения в окружающей среды

Уметь:  объяснять необходимость защиты окружающей среды; соблюдать правила; писать отчет

Экскурсия

«Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений»

Отчет по экскурсии.

3

Методы изучения живых объектов Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: Методы изучения живых объектов Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Уметь: Проводить биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Практическая работа (дома)

«Наблюдение за ростом и развитием растений»

Отчет.

4

Разнообразие растений

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: признаки растений; высших и низших; жизненные формы растений

Уметь: распознавать и описывать основные органы растений;

Лабораторная работа № 1

 «Распознавание органов у растений»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з§ 2, тетрадьс.5 №1, Гербарий «Основные органы растения»

5

Признаки живых организмов, их проявление у растений

Комбинированный

Знать: признаки живых организмов

Уметь: доказывать, что растения – живой организм (биосистема)

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з§ 3,вопросы с.20 №3,4

Тетрадь с.8 №2,3

6

Условия и среды жизни растений

Влияние экологических факторов на организм растения.

Комбинированный

Знать: среды жизни, факторы среды.

Уметь: анализировать и оценивать воздействия факторов среды.

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з§ 4, 5 ,вопросы с.23 №3, с.26 №2

Тетрадь с.9 №4, с. 10 №2,3

7

Мир растений вокруг нас

Изучение нового материала и первичное закрепление

Экскурсия

Знать: способы размножения растений и способы распространения плодов и семян

Уметь: находить в живой природе примеры приспособлений у растений к распространению разными способами.

Экскурсия «Способы размножения растений, распространение плодов и семян»

Отчет

Тема 2. Клеточное строение растений (4 ч)

1

8

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: признаки клеток растений

Уметь: готовить микропрепараты и рассматривать их.; распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки растения

Лабораторная работа № 2 

« Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Д/з, § 7 рис.21 с.30 , тетрадь с.

15 №3

2

9

Жизнедеятельность клетки. Деление клетки- основа размножения, роста и развития организма

Комбинированный

Знать: сущность биологических процессов у клеток растений

Уметь: изучать биологические процессы

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Д/з, § 8  рис.22, 23 с.33 , тетрадь с.16 №2,3

3

10

Растительные ткани

Комбинированный

Практикум

Знать: что такое ткань; виды тканей

Уметь: распознавать и описывать строение и функции тканей растений

Лабораторная работа № 3

«Изучение тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, § 9  тетрадь с.18 №2

4

11

Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Зачет № 1

Знать: основные положения темы

Уметь: применить знания к решению практических задач.

Проверочная работа в несколько вариантов из заданий разного вида

Д/з,, сделать модель растительной клетки или составить головоломку «Увеличительные приборы»

Раздел «Органы цветковых растений» (18 часов)

Тема 3. Семя (3 часов)

1

12

Генеративный орган – семя. Строение семени. Значение семян в жизни растения.

Комбинированный

Называть значение семян и способы распространения в природе

Давать определение терминам двудольные и однодольные

Знать строение семян

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, § 10, 12 вопрос №3,4 с.50

2

13

Распознавание и изучение органа растения - семени

Комбинированный

Практикум

Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений

Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений

Лабораторная работа № 4

«Изучение органов (семени) цветкового растения»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, Составление коллекции семян. Домашняя лабораторная работа «Знакомство с разнообразием семян овощных культур

3

14

Процесс жизнедеятельности растения – прорастание семян. Условие прорастания семян.

Комбинированный

Называть основные условия для прорастания и роста растения

Уметь обосновывать правила хранения семян, подготовки семян к посеву и основные агротехнические приемы.

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, Закладывание опыта для исследования «Наблюдение за ростом и развитием растения, выращенного из семени»

Тема 4. Корень (3 часа)

1

15

Распознавание и изучение органа растения – корня.

Корневые системы

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Распознавать и описывать виды корней

Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем

Различать корневые системы однодольных и двудольных растений

Лабораторная работа « Изучение органа (корня) цветкового растения»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, § 13 вопрос № 23,4 с.55

2

16

Внутреннее строение корня. Ткани, образующие корень

Комбинированный

Распознавать и описывать зоны корня

Знать особенности строения клеток тканей различных зон.

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, § 14, тетрадь с.29 №3

3

17

Корень - вегетативный орган растения.

Комбинированный Групповая

Знать главные функции корня растений

Приводить примеры местных растений с видоизмененными корнями

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, § 15, вопрос №2,3

Тема 5. Побег ( 9 часов)

1

18

Побег. Строение и значение побега

Изучение нового материала и первичное закрепление

Групповая

Называть части побега

Различать виды побегов

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, § 16, тетрадь с.32 №3,4

2

19

Почка – часть побега. Внешнее и внутреннее строение почки

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Распознавать и описывать на живых объектах строение почки

Доказывать, что почка – видоизмененный побег

Отличать, вегетативную и генеративную почки

Лабораторная  работа «Изучение органов (почки) цветкового растения»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, § 17, тетрадь с.34 №3

3

20

Лист – часть побега. Внешнее строение листа

Комбинированный

Практикум

Распознавание и описание на живых объектах строение листа

Сравнивать листья простые и сложные

Лабораторная работа «Изучение органов (листа) цветкового растения»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, с. 67- 68, тетрадь с.36 №1

4

21

Внутреннее строения листа. Ткани, образующие лист

Комбинированный

Групповая

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Обосновывать приспособленность листа к процессу фотосинтеза и испарению воды, газообмену

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, §18 тетрадь с.37 №3

5

22

Значение листа в жизни растений

Комбинированный

Групповая

Называть функции листьев у растений

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменение листьев

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, §19  тетрадь с.38 №3

6

23

Распознавание и изучение органа растения – стебля.

Внешнее и внутреннее строении и функции стебля.

Комбинированный

Практикум

Назвать функции стебля

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения

Лабораторная  работа «Изучение органов (стебля) у цветковых растений»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, §20   тетрадь с.40 №2

7

24

Ткани, образующие лист.

Комбинированный

Приводить примеры местных растений с различными стеблями

Обосновывать взаимосвязь видоизменения стебля растения с условиями среды обитания.

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, §21   тетрадь с.42 №3

8

25

Видоизменения подземных побегов

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененных побегов

Распознавать и описывать на живых объектах видоизменение побегов

Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги

Лабораторная работа «Изучение органов

( видоизмененные побеги) цветкового растения».

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Д/з, §22    тетрадь с.43 № 4

С.44-45

9

26

Побег – надземная часть растения

Урок обобщения и систематизации знаний 

Групповая

Знать строение и функции побегов растений

Уметь находить, описывать эти особенности побегов Приводить доказательства на примерах растений Кировской области.

Д/з, составление кроссворда по теме «Побег»

Цветок и плод ( 4 ч)

10

27

Распознавание и изучение органа растения - цветка

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: главные органы цветка, околоцветник, однодомные и двудомные растения. Соцветие. Их роль. Опыление. Способы опыления.

Уметь: по гербарным экземплярам определять строение цветка. Показывать взаимосвязь строения соцветий и опыления.

Лабораторная работа  «Изучение органов

(цветка и соцветий) цветкового растения»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

11

28

Плод. Разнообразие и значение

Комбинированный

Практикум

Знать: сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные

Уметь: различать виды плодов.

Практическая работа « Изучение органов (плодов) цветкового растения»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

12

29

Ткани, органы, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Знать: основные положения темы

Уметь: применить знания к решению практических задач.

Проверочная работа в несколько вариантов из заданий разного вида

Раздел «Признаки живых организмов»  

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

1

30

Признаки живых организмов – корневое питание растений

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: типы питания растений. Корневое питание растений. Удобрение.

Уметь: классифицировать удобрения, изобразить схему питания.

Практическая работа

«Опыты по изучению состава почвы»

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

 §27    тетрадь с.

2

31

Признаки живых организмов- воздушное питание растений. Фотосинтез. Роль растений автотрофов.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Групповая

Знать: питание  (минеральное и воздушное-фотосинтез), автотрофное питание

Уметь: сравнивать воздушное и корневое питание

Практическая работа

 «Выявление роли света в жизни растений»

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

§28, §29

3

32

Признаки живых организмов - дыхание и обмен веществ.

Комбинированный

Практикум

Знать: значение дыхания

Уметь: описывать опыты, подтверждающие дыхание растений; сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

Демонстрация опытов, подтверждающая процесс дыхания у растений

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

§30

4

33

Значение воды в жизни растений

Комбинированный

Групповая

Знать: значение воды в жизни растений

Уметь: называть  и описывать экологические группы растений

Практическая работа

 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

§31, тетрадь с.62 №3

5

34

Размножение и оплодотворение у растений

Комбинированный

Знать: размножение растений: половое, бесполое, вегетативное; биологическое значение полового и бесполого размножения

Уметь: описывать процессы опыления и оплодотворения у цветковых растений; выявлять отличительные особенности полового и бесполого размножений; отличать опыление от оплодотворения

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§32, тетрадь

6

35

Бесполое размножение растений

Комбинированный

Практикум

Знать: Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

Уметь: Осуществлять вегетативное размножение комнатных растений

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§33, тетрадь № 2 с.6 № 2

Практическая работа (домашняя) «Размножение комнатных растений»

7

36

Рост и развитие растений. Этапы развития. Продолжительность жизни

Комплексного применения знаний

Практикум

Знать: Рост и развитие растений. Этапы развития. Продолжительность жизни

Уметь: распознавать и описывать по рисунку стадии развития растений и их последовательность; выявлять различия между процессам роста и развития; приводить примеры гибели растений от влияния условий среды

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Биология 6 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

 

§35, 36 Вопросы №1-4 , тетрадь

8

37

Зачетный урок по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Зачет № 2

Знать: основные положения темы

Уметь: применить знания к решению практических задач.

Проверочная работа в несколько вариантов из заданий разного вида

 Раздел «Система органического мира. Многообразие и эволюция живой природы»(16ч)

Тема 4. Основные отделы царства Растений (10 ч)

1

38

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений.   Понятие о систематике растений.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Групповая

Знать: классификация организмов.  Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.

Уметь: определить систематическое положение растений.

Практическая работа

«Распознавание растений разных отделов»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§37

2

39

Отдел Водоросли

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельности. Роль водорослей в природе и их использование человеком.

Уметь: различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов. Сравнивать растения разных групп и делать выводы.

Лабораторная работа

 « Изучение внешнего строения водорослей

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§38, 39 , тетрадь с.18 № 2

3

40

Высшие споровые растения. Отдел Моховидные

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе и хозяйственное значение.

Уметь: различать на   таблицах растения разных отделов. Сравнивать растения разных групп и делать выводы.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§40 , тетрадь с.22 № 2

4

41

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика.

Комбинированный

Практикум

Знать: папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе.

Уметь: различать на   таблицах растения разных отделов. Сравнивать растения разных групп и делать выводы.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротника»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§41 , тетрадь с.22 № 2

5

42

Отдел Голосеменные. Общая характеристика.

Комбинированный

Практикум

Знать: семенные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, их использование человеком.

Уметь: различать на   таблицах растения разных отделов. Сравнивать растения разных групп и делать выводы.

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§42 , тетрадь с.25  № 4

6

43

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Комбинированный

Практикум

Знать: особенности строения, жизнедеятельности и многообразие покрытосеменных растений

Уметь: распознавать растения отдела Покрытосеменные растения; распознавать и описывать строение цветковых растений;

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия покрытосеменных

растений»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§43 , тетрадь с.25

 № 3

7

44

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

Комбинированный

Практикум

Знать: признаки семейства Двудольных

Уметь: распознавать и описывать наиболее распространенные в Кировской области растения семейств класса Двудольные

Практическая работа «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности

семейств

Двудольных. Определение  принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием определителей»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§44 , тетрадь с.28  

№ 1 .2

8

45

Семейство однодольных растений.

Комбинированный

Практикум

Знать: признаки семейства Однодольных.

Уметь: по признакам различать растения семейства Однодольных

Практическая работа «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности

семейств

Однодольных. Определение  принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием определителей»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§45 , тетрадь с.31  

№ 1 .2

9

46

Культурные растения. Происхождение культурных растений. Сельскохозяйственные растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых  растениями.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Групповая

Знать: культурные растения. Происхождение культурных растений. Сельскохозяйственные растения.

Знать: Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, справочниках.

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§48, 49

10

47

Обобщения и систематизации знаний по теме: «Основные царства растений»

Обобщение и систематизация

Групповая

Знать:

основные понятия темы.

Уметь: распознавать основные виды растений изучаемых семейств  своего края и определять их систематическое положение.

Презентация

Практическая работа       

 (домашняя)

 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

Тема 5. Историческое развитие многообразие растительного мира (1 ч)

1

48

Историческое развитие растительного мира на Земле.  Усложнение растений    в процессе эволюции.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Лекция

Знать: историческое развитие растительного мира на Земле.  Усложнение растений    в процессе эволюции. Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия  растений.

Уметь: характеризовать усложнение растений в процессе эволюции.

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§46,47

Тема 6. Царство Бактерии (2ч)

1

49

Царство бактерий. Общая характеристика, разнообразие, польза в природе и жизни человека.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Знать: выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий

Лабораторная работа

 «Изучение клеток бактерий»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§50, 51, тетрадь с.41 №3

2

50

Меры профилактики заболеваний, вызываемых      бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий в биотехнологии.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Семинар

Знать: профилактику заболеваний, вызываемых бактериями.

Уметь: находить в различных источниках необходимую информацию о бактериях.

Презентация

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§52,Сообщения, презентация

Тема 7. Грибы. Лишайники (4ч)

1

51

Общая характеристика и значение грибов.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практикум

Знать: царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека.

Уметь: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§53, тетрадь с.44 №4

2

52

Многообразие грибов.  Меры профилактики заболеваний, вызываемых      грибами   Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Комбинированный

Практикум

Знать: Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.   Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека.

Уметь: распознавать и описывать строение плесневых грибов; сравнивать грибы с растениями и животными

Практическая работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§54

3

53

Лишайники.  

Комбинированный

Групповая

Знать: лишайники, важнейшие представители, их значение в природе и жизни человека.

Уметь: выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§55

4

54

Зачетный урок по темам «Бактерии», «Грибы. Лишайники»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Зачет № 3

Знать: основные положения темы

Уметь: применить знания к решению практических задач.

Проверочная работа в несколько вариантов из заданий разного вида

Раздел «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

Тема 9. Природные сообщества (14 ч)

1

55

Экология как наука. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы.

Комбинированный

Практикум

Знать: экологию, экосистему своей местности; влияние экологических факторов на организмы

Уметь: описывать экосистемы

Практическая работа «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§ 56, тетрадь

2

56

Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Участие растений в жизни природного сообщества.

Комбинированный

Групповая

Знать: строение экосистемы, значение

растений  в природном сообществе

Уметь: приводить взаимоотношений растений с другими организмами на  примере пищевых связей

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§4,  56, тетрадь

сообщение

3

57

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах.

Комбинированный

Практикум

Знать: что представляет собой круговорот веществ и энергии в природе; роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах.

Уметь: приводить примеры производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах; строить пищевые цепи

Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§ 56, тетрадь

4

58

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ

Комбинированный

Групповая

Знать: ярусное строение природного сообщества; причины смены сообществ

Уметь: приводить примеры растений каждого яруса экосистемы леса; временных и коренных природных сообществ

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§57, 58 тетрадь

сообщение

5

59

Многообразие экосистем.

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Комбинированный

Знать: признаки агроэкосистем

Уметь: приводить примеры агроэкосистем; сравнивать их с природными экосистемами

Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

§59  тетрадь

сообщение

6

60

Роль человека в биосфере

Изучение нового материала и первичное закрепление

Лекция

Знать: о влиянии антропогенного

фактора на экосистемы

Уметь: приводить примеры влияния человека в экосистемах

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Тетрадь, мини-проекты

7

61

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов

Изучение нового материала и первичное закрепление

Лекция

Знать: о современных глобальных экологических проблемах

Уметь: называть и характеризовать экологические проблемы

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Вопросы, презентации по экологическим проблемам

8

62

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды

Изучение нового материала и первичное закрепление

Семинар

Знать: о современных глобальных экологических проблемах

Уметь: анализировать последствия деятельности человека в экосистемах

Практическая работа 

« Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Подборка материала о влиянии экологических проблем на здоровье

9

63

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Изучение нового материала и первичное закрепление

Семинар

Знать: о влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей

Уметь: анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Практическая работа

 « Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к.  Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 

Подготовка к экскурсии

10

64

Экскурсии

«Экосистема своей местности – лес»

Комплексного применения знаний

Виртуальная экскурсия

Знать: особенности структура леса как экосистемы

Уметь: применять знания на практике

Презентация

Отчет

11

65

Экскурсия «Агроэкосистема своей местности – парк»

Комплексного применения знаний

Экскурсия

Знать: особенности структуры агроэкосистемы

Уметь: выделять отличительные признаки агроэкосистемы от природных сообществ

Отчет

12

66

Экскурсия

«Эволюция органического мира»

Изучение нового материала и первичное закрепление

Экскурсия в музей «Природа»

Знать: основные этапы развития органического мира на территории Кировской области

Уметь: применять знания на практике при составлении отчета

Отчет

13

67

Природные сообщества

Обобщение и систематизация знаний и умений

Семинар

Знать: основные положения темы

Уметь: применить знания к решению практических задач.

Презентация

14

68

Летнее задание

Заключительный урок

Презентация

С.227-229


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...