Человек и его здоровье
материал по биологии (11 класс) на тему

Курс имеет профориентационную направленность, помогает подготовиться к олимпиадам по биологии и экологии. Позволяет более углублённо изучить человека, его анатомическое  строение, физиологические функций и законы, правила гигиены, отношение к своему здоровью и окружающей обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_chelovek_i_ego_zdorove.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

УТВЕРЖДАЮ.                                                                                                                                                       Рассмотрено

Директор МБОУ «СОШ № 11»                                                                                                                           на заседании МО

______ И.В. Домбровская                                                                                                                                     Протокол № 7

«30» августа 2013 г.                                                                                                                                            от «27» мая 2013г.

приказ №319

                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка (секции)

«Человек и его здоровье»

Руководитель: _        Игнатенко Галина Вениаминовна

2013-2014 год

Пояснительная записка программы

Здоровье человека – это главное богатство не только страны, но и конкретного человека. Среди причин, влияющих на здоровье человека, удельный вес образа жизни составляет около 50 %. Следовательно, уже с детства необходимо заботиться о своем здоровье. Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются основой сохранения здоровья людей и охраны среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных  и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену следует изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями.

           Кроме того, курс «Человек и его здоровье» имеет профориентационную направленность, помогает подготовиться к олимпиадам по биологии, экологии, медицине.  Отсюда вытекает следующая цель программы:

- углублённое изучение биосистемы «человек», его анатомического строения, физиологических функций и законов, правил гигиены, а также воспитание экологически грамотного отношения к своему здоровью, окружающей обстановке и  её компонентам.

Задачи:

- расширение знаний о человеке;

- формирование анатомо-биологических, психологических, экологических понятий и навыков; обучение элементам научной и  исследовательской деятельности.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, эвристические беседы, игры, работа с наглядными пособиями, викторины.

На занятиях предусматривается демонстрация схем, таблиц, видеофильмов, электронных пособий, раздаточного материала. Представленная программа кружка рассчитана на применение в системе дополнительного образования,  ориентирована на учащихся 9-11 классов. Программа курса рассчитана на 169 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа. Сроки проведения: с сентября по май.

Содержание программы

Программа включает в себя 14 тем. 

Тема 1 Строение организма человека.

Место человека в животном мире: систематическое положение человека. Происхождение человека: доказательства животного происхождения, рудименты, атавизмы. Стадии эволюции человека (дриопитеки, австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы). Строение клетки: органоиды, сравнение животной и растительной клеток. Химический состав клетки. Неорганические вещества (вода, минеральные соли). Органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ). Способы деления клетки: митоз, мейоз, амитоз. Биохимические реакции клетки: катаболизм, анаболизм. Вирусы, вирусные заболевания, их профилактика. Ткани: эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная, их виды. Органы, системы органов. Способы регуляции деятельности организма: нервная, гуморальная.

Практическая часть Работа с микроскопом (строение, правила), рассматривание микропрепаратов тканей, строение животной и растительной клетки.

Тема 2 Опорно-двигательный аппарат. 

Пассивная часть ОДА Скелет: отделы, типы соединений, виды костей, связки, сухожилия, мениски. Скелет туловища, черепа конечностей. Филогенез и онтогенез ОДА. Особенности ОДА человека.

Активная часть ОДА Мышцы: виды, форма, функции. Работа и сила мышц, мышечный тонус, утомление, работы Сеченова. Значение физических упражнений в формировании ОДА. Развитие мышц. Заболевания ОДА, их профилактика.

Практическая часть Определение степени гибкости позвоночника, правильности осанки, наличия плоскостопия.

Тема 3 Дыхательная система. 

Строение, функции дыхательной системы человека. Жизненная емкость легких. Развитие системы в фило- и онтогенезе. Заболевания дыхательной системы, их профилактика.

Практическая часть Дыхательные движения. Расчет ЖЕЛ. Задержка дыхания.

Тема 4 Сердечно- сосудистая система.

Строение, работа сердца и её регуляция.  Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры.  Круги кровообращения: малый, большой. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление в кровеносных сосудах. Лимфатическая система и лимфообращение. Развитие ССС в фило- и онтогенезе. Заболевания ССС и их профилактика.

Практическая часть Подсчет пульса. Работа с тонометром.

Тема 5 Внутренняя среда организма.

Кровь: состав, функции. Форменные элементы крови: тромбоциты, лейкоциты, эритроциты,  их функции. Механизмы воспаления и свертывания крови. Заболевания крови,  их профилактика.

Практическая часть Рассматривание крови лягушки и человека.

Тема 6 Органы кроветворения и иммунной системы. 

Костный мозг, селезенка, тимус (вилочковая железа), лимфатические узлы. Иммунитет, его виды. Аллергические реакции организма человека.

Тема 7 Пищеварительная система.

Строение и функции органов пищеварительного тракта, пищеварительных желез. Типы пищеварения животных и человека. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и их заболевания. Пищеварение в желудке, методы изучения пищеварения. Пищеварение в кишечнике. Заболевания пищеварительной системы, их профилактика.

Практическая часть Обнаружение крахмала. Денатурация белков. Действие слюны на крахмал.

Тема 8 Эндокринная система. 

Железы внутренней секреции, гуморальная регуляция, гормоны. Гипофиз, заболевания, их профилактика. Щитовидная железа, заболевания, профилактика. Надпочечники, заболевания, их профилактика Паращитовидные железы, заболевания, их профилактика. Поджелудочная железа, заболевания, профилактика. Эпифиз.

Тема 9 Метаболизм человека. 

Обмен воды у человека и животных. Химические элементы, их роль в организме человека Обмен углеводов, жиров, белков у человека и животных. Причины нарушения обмена веществ, профилактика заболеваний.

Тема 10 Выделительная система. 

Строение и функции  выделительной системы. Механизм работы почек. Заболевания выделительной системы, их профилактика. Фило- и  онтогенез развития выделительной системы. Питьевой режим.

Тема 11 Половая система.

Мужские и женские  половые органы. Гаметогенез: сперматогенез и овогенез. Гигиена половой системы. Беременность. Эмбриональный период развития человека.

Тема 12 Покровная система.

Кожа, её строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти. Гигиена кожи, обуви и одежды. Закаливание организма, его виды. Правила закаливания.

Практическая часть Составление сообщений, докладов по темам.

Тема 13 Органы чувств и анализаторы.

Орган зрения, зрительный анализатор. Орган слуха, слуховой анализатор. Органы обоняния и вкуса. Вестибулярный аппарат и анализатор. Гигиена анализаторов. Заболевания органов чувств.

Практическая часть Рефлекторные реакции зрачка. Обнаружение слепого пятна на сетчатке.

Тема 14 Нервная система.

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Виды рефлексов. Спинной мозг и головной мозг, нервы. Заболевания нервной системы.

Формы контроля промежуточных результатов:

По окончании обучения обучающиеся:

  • тестирование,
  • творческие задания
  • кроссворды
  • конкурсы
  • интеллектуальные игры.
  • Научатся проводить самонаблюдения и обрабатывать полученные данные
  • Смогут различать  органы и системы органов человека, описывать строение и функции систем органов
  • Освоят правила гигиены и здорового образа жизни


Тематический план работы биологического кружка на Сентябрь

Тема 1. Строение организма человека.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

04.09

Место человека в животном мире. Происхождение человека.

2,5

Вводная лекция с элементами беседы.

2.

06.09

Строение животной и растительной клетки. Химический состав клетки.

2,0

Работа с микроскопом (строение, правила), рассматривание микропрепаратов тканей.

3.

11.09

Способы деления клетки.

2,5

Рассказ учителя.

4.

13.09

Биохимические реакции клетки (катаболизм, анаболизм).

2,0

Беседа.

5.

18.09

 Вирусы.

2,5

Лекция с элементами беседы.

6.

20.09

Ткани:  эпителиальная,  мышечная,  нервная, соединительная.

2,0

Лекция с элементами беседы.

7

25.09

Органы, системы органов.

Способы регуляции деятельности организма.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

8

27.09

Зачетное занятие по теме.

2,0

Тестирование.

j0292098

Тематический план работы биологического кружка на Октябрь

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

02.10

Пассивная часть ОДА.

 Строение скелета: отделы, типы соединений, виды костей.

2,5

Пр.часть «Определение степени гибкости позвоночника, правильности осанки.»

2.

04.10

Скелет туловища.

Скелет черепа. Скелет конечностей.

2,0

Рассказ учителя.

Пр. часть «Наличие плоскостопия»

3.

09.10

Филогенез и онтогенез ОДА. Особенности ОДА человека.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

4.

11.10

Активная часть ОДА. 

Скелетные мышцы.

2,0

Беседа.

5.

16.10

Работа и сила мышц, мышечный тонус, утомление.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

6.

18.10

Значение физических упражнений в формировании ОДА.

2,0

Беседа.

7

23.10

Развитие мышц.

2,5

Лекция с элементами беседы.

8

25.10

Заболевания ОДА и их профилактика.

2,0

Выставка, презентация.

9

30.09

Зачетное занятие.

2,5

Тестирование.

3D_professor_of_anatomy

Тематический план работы биологического кружка на Ноябрь

Тема 3. Дыхательная система. Сердечно - сосудистая система.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

01.11

Строение дыхательной системы человека.

Функции дыхательной системы.

2,0

Пр. часть «Расчет ЖЕЛ»

2.

06.11

Развитие дыхательной системы в фило- и онтогенезе.

 Пр. часть « Дыхательные движения. Задержка дыхания»

2,5

Беседа. Рассказ учителя.

3.

08.11

Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика.

2,0

Беседа. Презентация.

4.

13.11

Зачетное занятие.

2,5

Тестирование.

5.

15.11

Строение сердца.

 Работа сердца и её регуляция.

2,0

Пр. часть «Подсчет пульса», работа  с тонометром.

6.

20.11

Кровеносные сосуды.

Движение крови по сосудам.  

Круги кровообращения.

2,5

Рассказ. Презентация.

7

22.11

Лимфатическая система и лимфообращение.  Развитие сердечно - сосудистой системы в фило - и онтогенезе.

2,0

Рассказ учителя.

Беседа.

8

27.11

Заболевания сердечно - сосудистой системы и их профилактика.

2,5

Рассказ учителя.

Презентация.

9

29.11

Зачетное занятие.

2,0

Тестирование.

de47_01_00

Тематический план работы биологического кружка на Декабрь

Тема 4. Внутренняя среда организма.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

04.12

Кровь: состав, функции

2,5

Пр. часть «Рассматривание крови лягушки и человека»

2.

06.12

Тромбоциты и их функции.

2,0

Рассказ учителя. Беседа.

3.

11.12

Лейкоциты и их функции.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

4.

13.12

Эритроциты и их функции.

2,0

Рассказ учителя. Беседа.

5.

18.12

Механизмы воспаления и свертывания крови.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

6.

20.12

Заболевания крови и их профилактика.

2,0

Рассказ учителя. Беседа.

Презентация.

7

25.12

Заболевания крови и их профилактика.

2,5

Рассказ. Презентация.

8

27.12

Зачетное занятие.

2,0

Тестирование.

image027

Тематический план работы биологического кружка на Январь

Тема 5. Органы кроветворения и иммунной системы.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

08.01

Костный мозг, селезенка.

2,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

10.01

Тимус (вилочковая железа), лимфатические узлы.

2,0

Рассказ учителя. Беседа.

3.

15.01

Иммунитет и его виды.

2,5

Работа с рисунками и справочниками

4.

17.01

Аллергические реакции организма человека.

2,0

Беседа. Презентация.

5.

22.01

Аллергические реакции организма человека .

2,5

Беседа. Презентация.

6.

24.01

Заболевания органов кроветворения и иммунной системы.

 Их профилактика.

2,0

Рассказ. Презентация.

7

29.01

Зачетное занятия.

2,5

Тестирование.

image027

Тематический план работы биологического кружка на Февраль

Тема 6. Пищеварительная система. Выделительная система.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

05.02

Строение и функции органов пищеварительного тракта. Строение и функции пищеварительных желез.

2,0

Пр.часть «Обнаружение крахмала»

2.

07.02

Типы пищеварения животных и человека. Пищеварение в ротовой полости.

Зубы и их заболевания.

2,5

Пр.часть «Действие слюны на крахмал»

3.

12.02

Пищеварение в желудке, методы изучения пищеварения.

 Пищеварение в кишечнике.

2,0

Пр.часть «Денатурация белков»

4.

14.02

Заболевания пищеварительной системы, их профилактика.

2,5

Работа с рисунками и справочниками.

5.

17.02

Строение и функции  выделительной системы. Механизм работы почек.

2,0

Работа с рисунками и справочниками.

6.

19.02

Заболевания выделительной системы, их профилактика.

2,5

Рассказ учителя.

7

24.02

Фило- и  онтогенез развития выделительной сиситемы. Питьевой режим.

2,0

Рассказ. Презентация.

8

26.02

Зачетное занятие по темам.

2,5

Тестирование.

j0292098

Тематический план работы биологического кружка на Март

Тема 7. Эндокринная система.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

05.03

Гуморальная регуляция и гормоны.

2,0

Вводная лекция с элементами беседы.

2.

07.03

Гипофиз – «дирижер», заболевания и их профилактика.

2,5

Рассказ учителя. Презентация.

3.

12.03

Щитовидная железа, заболевания и их профилактика.

2,0

Рассказ учителя. Презентация.

4.

14.03

Надпочечники, заболевания и их профилактика.

2,5

Рассказ учителя. Презентация.

5.

19.03

Паращитовидные железы, заболевания и их профилактика.

2,0

Рассказ учителя. Презентация.

6.

21.03

Поджелудочная железа как эндокринный орган, заболевания, профилактика.

2,5

Рассказ учителя. Презентация.

7

26.03

Эпифиз – шишковидное тело, его роль в работе эндокринного аппарата.

2,0

Рассказ учителя. Презентация.

8

28.03

Зачетное занятие.

2,5

Тестирование.

de47_01_00

Тематический план работы биологического кружка на Апрель

Тема 8. Половая система. Метаболизм человека.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

02.04

Мужские и женские  половые органы. Гигиена половой системы.

2,0

Вводная лекция с элементами беседы.

2.

04.04

Гаметогенез: сперматогенез и овогенез.

2,5

Рассказ учителя. Презентации.

3.

09.04

Беременность.

Эмбриональный период развития человека.

2,0

Рассказ учителя. Презентации.

4.

11.04

Зачетное занятие по теме.

2,5

Тестирование.

5.

16.04

Метаболизм человека.

Химические элементы и их роль в организме человека.

2,0

Рассказ учителя. Презентации.

6.

18.04

Обмен углеводов у человека и животных.

Обмен жиров у человека и животных.

2,5

Рассказ учителя. Презентации.

7

23.04

Обмен воды у человека и животных.

Обмен белков у человека и животных.

2,0

Рассказ учителя. Презентации.

8

25.04

Причины нарушения обмена веществ, профилактика заболеваний.

2,5

Рассказ учителя. Презентации.

9

30.04

Зачетное занятие по теме.

2,0

Тестирование.

 

аист несет слоненка

Тематический план работы биологического кружка на Май

Тема 9. Органы чувств и анализаторы. Нервная система. Покровная система.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

02.05

 Орган зрения и зрительный анализатор. Орган слуха и слуховой анализатор.

 Органы обоняния и вкуса.

 Вестибулярный аппарат и анализатор.

2,5

Пр.часть «Рефлекторные реакции зрачка»

2.

07.05

Гигиена анализаторов.

 Заболевания органов чувств.

2,0

Пр.часть «Обнаружение слепого пятна на сетчатке»

3.

10.05

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Виды рефлексов.

 Спинной мозг и спинномозговые нервы.

Головной мозг.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

4.

14.05

Заболевания нервной системы.

2,0

Рассказ учителя. Беседа.

5.

16.05

Кожа, её строение и функции.

Производные кожи: волосы, ногти.

2,5

Рассказ учителя. Беседа.

6.

21.05

Гигиена кожи, обуви и одежды.

 Закаливание организма и его виды.

2,0

Сообщения учащихся.

7

23.05

Зачетное занятие по темам: «Органы чувств и анализаторы. Нервная система. Покровная система»

2,5

Беседа.

Тестирование.

8

28.05

Мы за здоровый образ жизни!

2,0

Презентации

9

30.05

Итоговое отчетное занятие.

2,5

Конкурс проектов. Конференция.

image027


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра Тема "Человек и его здоровье"

Своя игра Тема «Человек и его здоровье» Цели:  расширять и систематизировать знания учащихся о личной гигиене; правильно сориентировать учащихся в вопросах режима питания; формировать т...

Классный час на тему: "Человек и его здоровье"

Сегодня у нас классный час на тему “ Человек и его здоровье ”.Известно такое утверждение: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял»....

Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс

Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Человек и его здоровье"

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рас...

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков Методическое пособие для учителей

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков:  Питание, двигательная активность, закаливание организма. Вредные привычки и их предупреждение....

Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"

Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здор...