Урок "Внешнее строение рыб"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок изучение нового материала.
Формы и методы: частично-поисковый, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.
На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретических знаний, примеров, фактов; применение наглядности и технических средств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ryby.docx | 107.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 31
дата 18.12.13
Тема «Внешнее строение рыб»
Цель: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде.
Задачи (ТДЦ):
образовательная - способствовать формированию представлений обучающихся о положении рыб в системе органического мира; способствовать осознанию существенных признаков внешнего строения и способах передвижения рыб в связи водным образом жизни;
развивающая - способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи; отвечать на вопросы; конструировать ответы; устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой; проводить наблюдения за живыми животными;
воспитательная – способствовать формированию умений обучающихся работать в группах; осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками; применять теоретические знания на практике.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, моделирования.
Оборудование: таблицы, живые рыбы, влажные препараты, лупы, контуры рыб, цветные карандаши.
Содержательная часть урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Приветствие участников урока. Организация начала урока (психологический настрой обучающихся). | Приветствие учителя, контроль готовности к уроку. |
Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности уч-ся. | Проводит инструктаж по выполнению заданий: Повторение основных признаков хордовых животных. Задание 1.Определение основных общих признаков позвоночных животных «Признаки хордовых животных»; Задание 2. Составление схемы классификации хордовых животных (до классов). Обратить внимание на положение рыб в системе хордовых животных. Почему эти животные относятся к подтипу Черепные? | 1. Работают в малых группах по составлению таблицы «Признаки хордовых животных». 2. Индивидуально у доски схемы «Классификации хордовых животных». Проговаривают отличительные признаки бесчерепных и черепных животных. |
Указание на то, что уч-ся должны запомнить. | Тема урока «Внешнее строение рыб». Почему Организация работы в группах. | Запись темы урока в тетрадь. Тип Хордовые Подтип Позвоночные, или черепные Надкласс Рабы. |
Мотивация запоминания и длительности сохранения в памяти. | Определение среды обитания рыб. Беседа об адаптации животных к водной среде обитания. Физминутка (капитан 2 команды - гимнастика для глаз) Организация лабораторной работы «Внешнее строение рыбы». Распределение заданий по группам | Перечисление факторов водной среды: плотность воды, прозрачность воды, способность воды растворять различные вещества, малое содержание кислорода. |
Актуализации техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.д..) Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов. Контроль результатов первичного запоминания. Внутренне повторе- ние и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретение новых. | Задание 3. Лабораторной работы № 6 стр. 156-157 | 3.Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» заполнение таблицы. Сообщение результатов, анализ результатов, записи в тетради. Формулирование выводов о проделанной работе. |
Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. Рефлексия. | Задание 4. Моделирование аквадома (хрящевые рыбы, костные рыбы; донные рыбы (бентос), активно плавающие рабы (нектон), с учетом, формы тела, покровы тела, органов передвижения, органов ориентирования. | 4. Моделирование аквадома (хрящевые рыбы, костные рыбы; донные рыбы (бентос), активно плавающие рабы (нектон). Защита модели с учетом, формы тела, покровы тела, органов передвижения, органов ориентирования. |
Домашнее задание | п. 33, вопросы после параграфа. Оформить результаты Л. работы в тетради. Сообщение об интересных фактах из жизни рыб; презентация об аквариумных рыбах, с рекомендациями для начинающих аквариумистов. | Запись домашнего задания в дневники. |
Общие признаки хордовых животных
Выберите из пары признаков только те, которые характерны для хордовых животных. Неверные признаки вычеркнуть.
- Скелет наружный хитиновый или известковый;
- Скелет внутренний хрящевой или костный;
- Животные имеют лучевую симметрию тела;
- Животные двусторонне-симметричные;
- Кровеносная система замкнутая;
- Кровеносная система незамкнута;
- Двухслойные животные;
- Трехслойные животные.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Общие признаки хордовых животных
Выберите из пары признаков только те, которые характерны для хордовых животных. Неверные признаки вычеркнуть.
- Скелет наружный хитиновый или известковый;
- Скелет внутренний хрящевой или костный;
- Животные имеют лучевую симметрию тела;
- Животные двусторонне-симметричные;
- Кровеносная система замкнутая;
- Кровеносная система незамкнута;
- Двухслойные животные;
- Трехслойные животные.
Лабораторная работа № 6
«Внешнее строение и особенности передвижения рыб»
Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаки внешнего строения рыб | Факторы водной среды (на доске) | № задания в лабораторной работе | страница в учебнике | Адаптационные особенности (приспособления к водному образу жизни) |
Форма тела Окраска тела | 1 3 | с.155 Приложение №1 (дополнительный текст) + таблица на доске Приложение №2 (дополнительный текст) | ||
Покровы тела: слизь, чешуя | 2 | с. 155 Приложение №3 (дополнительный текст) | ||
Отделы тела | 4 | с.155 рис. 117 Б, с. 155 | ||
Органы чувств | 5 | с.156 рис. 117 Б, с. 155 | ||
Органы движения | 6 | с. 155 |
Вывод: (Поясните, почему рыбы хорошо приспособились к жизни в воде?)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 1
Форма тела рыб
Вода – среда более плотная, чем воздух, и оказывает большее сопротивление движущемуся предмету. Чтобы передвигаться в такой среде, её приходится постоянно «разрезать» – и это может делать только продолговатый предмет, нечто вроде «веретена», слегка сжатого с боков, с относительно заострённым передним концом. Поэтому рыбы иметь обтекаемую форму тела.
Форма тела меняется с глубиной:
веретенообразная форма тела у неглубоководных рыб,
лентовидная форма тела у глубоководных рыб
и дисковидная форма тела у донных рыб.
Но мало иметь обтекаемую форму – нужно ещё, чтобы движущийся предмет представлял собой «монолит», если его передняя часть будет колебаться относительно задней – вектор силы окажется смещённым, преодолевать сопротивление водной среды было бы тогда весьма затруднительно.
В водной среде наибольшие шансы на выживание у тех особей, у которых череп неподвижно сочленён с позвоночником – иными словами, те, которые не имеют шейных позвонков.
Приложение № 2
Окраска тела рыб
Окраска рыбы может иметь различное биологическое значение. Она позволяет рыбе оставаться незамеченной при нападении на жертву (полосы у щуки или окуня скрывают рыбу в зарослях подводной растительности).
В ряде случаев стратегия окрашивания прямо противоположна - яркой окраской тела рыба пытается напугать врага или пищевого (полового) конкурента.
Брачные наряды имеют другую цель - привлечь внимание полового партнера.
Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, большие глаза, рыбы красного, фиолетово-черные, черного цвета или бесцветные.
Приложение № 3
Чешуя рыб
Чешуя обеспечивает хорошую обтекаемость тела.
Чешуя препятствует образованию складок кожи при движении, особым образом организует обтекающие потоки и защищает мышечные волокна, прикрепленные коже, а также внутренние органы от давления воды.
В особых случаях чешуя защищает рыбу от зубов хищника.
Среди рыб распространена чешуя трех форм: плакоидная, ганоидная, костная.
Рис. Изменение размеров тела и чешуи в процессе роста рыбы
Лабораторная работа № 6
«Внешнее строение и особенности передвижения рыб»
Цель: Изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыб связанные с особенностями водной среды обитания.
Признаки внешнего строения рыб | Факторы водной среды (на доске) | № задания в лабораторной работе | страница в учебнике | Адаптационные особенности (приспособления к водному образу жизни) |
Форма тела Окраска тела | Плотность воды Высокое давление на больших глубинах Прозрачность воды | 1 3 | с.155 Приложение №1 (дополнительный текст) Приложение №2 (дополнительный текст) | Обеспечивает хорошую обтекаемость тела, способность обитать на разных глубинах. Окраска позволяет рыбе оставаться незамеченной при нападении на жертву напугать врага или конкурента, привлечь внимание полового партнера. |
Покровы тела: слизь, чешуя | Плотность воды давление на больших глубинах | 2 | с. 155 Приложение №3 (дополнительный текст) | Обеспечивает хорошую обтекаемость тела, препятствует образованию складок кожи при движении, защищает мышечные волокна, прикрепленные коже, а также внутренние органы от давления воды. В особых случаях чешуя защищает рыбу от зубов хищника |
Отделы тела | Плотность воды | 4 | с.155 рис. 117 Б, с. 155 | преодолевать сопротивление водной среды |
Органы чувств | Способность воды растворять различные вещества. Текучесть воды | 5 | с.156 рис. 117 Б, с. 155 | Ориентирование в водной среде
|
Органы движения | Плотность воды | 6 | с. 155 | Активное перемещение, кормовые миграции, миграции связанные с размножением |
Вывод: (Поясните, почему рыбы хорошо приспособились к жизни в воде?)________________________________________________________________-__________________________________________________________________
Примерная программа по биологии основного общего образования
Демонстрации:
Строение и многообразие рыб
Лабораторные и практические работы
Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов: животных.
уметь
• объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды
• изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы животных разных отделов, животных отдельных типов и классов;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справоч-никах значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения...
Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"
Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...
Строение атома. Периодический закон. Строение вещества
контрольная работа по теме: Строение атома.Периодический закон.Строение вещества....
ЕГЭ тест по теме «Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома»; Тема «Электроотрицательность», «Строение вещества»
Тесты по основным темам ЕГЭ...
Машиноведение 5 класс."Строение швейной машины Janome5522. Строение машинной иглы"
Презентация содержит материалдля изучения инструкции швейной машины Janome5522, и строение машинной иглы....
строение пищеварительной системы.строение зубов. урок. биология 8 класс.
"Строение пищеварительной системы. Строение зубов ". Модульный урок....