Конспект урока "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Шмырева Татьяна Юрьевна
МБОУ СОШ №1
Учитель биологии
Тема урока: Внешнее строение листа
Предмет: биология
Класс: 6
УМК: Пасечник
Урок: №
Дата:
Цели: изучить внешнее строение листа, его значение.
Задачи урока
Образовательные:
1. Сформировать понятия о строении листа.
2. Познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования;
3. Развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях.
Развивающие:
Продолжить формирование умений:
- анализировать и обобщать изученный материал,
- наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,
- систематизировать полученные знания и формулировать выводы,
- развивать навыки самостоятельной работы,
- работать в коллективе, оценивать работу товарищей.
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению биологии,
- способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,
- формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира,
- воспитание бережного отношения к растениям, умение ценить природу и труд других людей, чувство уважения к чужому мнению.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы; представлять информацию в виде рисунков;
Предметные УУД:
Познакомиться с внешним строением листа; научиться различать листовую пластинку, черешок, основание листа и прилистники;
Научиться различать типы листьев в зависимости от строения от черешка;
Узнать, что такое жилки и виды жилкования листа;
Научиться различать о видах сложных листьев, получить представление о функциях листа.
Оборудование: презентация, гербарии, комнатные растения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.
2. Проверка имеющихся знаний и умений.
Учитель: Напомните мне, какую тему мы изучаем? (побег).
Какие из частей побега нам уже известны? (стебель и почки).
Индивидуальная работа.
а) сделать схематический рисунок побега, указав его основные части;
б) сделать схему «Виды почек», указав составные компоненты почек.
Фронтальный опрос
- Что такое стебель?
- Назовите виды листорасположений.
Индивидуальный опрос
Письменный опрос
…………………………………………..
Учитель: Сегодня на уроке вы будете изучать другую часть побега. Давайте вы сами определите, какую. Для этого решим небольшой кроссворд.
Учитель: То есть тема нашего урока «Лист».
Учитель: Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
( Учащиеся пробуют сформулировать цель урока исходя из темы).
- Что такое лист?
- Какое внешнее строение листа?
- Какую функцию выполняют листья?
- Виды листьев.
- Типы жилкования.
3. Изучение новой материала.
( по ходу урока учащиеся составляют кластер)
Учитель: долгое время люди не хотели видеть пользу листа. Хотя польза корня как органа питания, цветка и семени, как органов размножения известно, с незапамятных времен, лист продолжал пользоваться славой пышного, но бесполезного органа. А между тем, как и корень, необходим для питания и размножения растения. Найдите в учебнике определение «лист» и запишите его в кластер.
Ученики: лист – боковой орган растения.
Учитель – как и любой другой орган растения, лист выполняет функции. Найдите их в учебнике и запишите в кластер.
Учащийся: 1. Фотосинтез 2. Испарение 3. Газообмен.
Учитель: давайте познакомимся с внешним строением листа.
Лист – боковой орган побега, имеет в основном плоскую форму. Состоит из листовой пластины, черешка. Часто мы ошибочно называем листом только листовую пластину. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю. Нижний конец черешка переходит в основание, которое непосредственно связано со стеблем. На основании листа нередко образуются прилистники – имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков, располагающиеся парами.
(Ученики записывают в кластер основные части листа).
Учитель: посмотрите на листья растений, чем они отличаются?
Ученики: одни листья имеют черешок, другие нет.
Учитель: есть растения листья которых имеет черешок, и нет черешка. Листья делятся на черешковые и сидячие.
Учитель: давайте сравним лист клевера и берёзы? (на слайде)
Назовите отличия листьев данных растений?
Учащиеся – количеством листовых пластинок.
Учитель: посмотрите на рисунок учебника 4.9 Типы листьев.
На какие группы их разделили?
Учащиеся простые и сложные.
(приводят примеры простых и сложных листьев, записывают в кластер).
Учитель: листья растений отличаются друг от друга по форме листовой пластинке и по форме краев листовой пластинке. (слайд).
Учитель: если посмотреть на лист через лупу, то мы увидим, что листовая пластинка пронизана мельчайшими жилками. Жилки имеют вид трубочек или сосудов, по которым будет передвигаться вода с растворенными в ней минеральными веществами.
Запишите какие есть виды жилкование, пользуясь учебником стр
Ученики: 1. Сетчатое 2. Параллельное 3. Дуговое. 4. Пальчатое
(записывают виды жилкования в кластер).
Учитель: сетчатое и пальчатое жилкование имеют двудольные растения, дуговое и параллельное – однодольные.
4. Закрепление.
Дайте характеристику листьев данного растения по следующему плану.
- Название растения.
- Простой или сложный лист.
- Жилкование листьев.
- Листорасположение.
- Двудольное или однодольное растение
№ П/п | Название растения | Лист | Жилкование | Листораспо-ложение | Растение | ||
Простой | Сложный | Двудольное | Однодольное | ||||
1. | Каштан конский | сложный | дуговое | очередное | однодольное | ||
2. | Ятрышник пятнистый | простой | параллельное | очередное | однодольное |
- Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
- Домашнее задание.
Пртложение1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 6 классе по теме "Клеточное строение листа"
Конспект урока составлен по программе В.В.Пасечника и на основании учебника В.В.Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники". Содержит контроль материала, изученного ранее и подробный конспект изу...
Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Внешнее строение листа" для 6 класса
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с перечнем используемых ЭОР.Учащиеся знакомятся с с различными признаками классификации листьев....
Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....
Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»
Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...
Конспект урока и презентация "Внешнее строение листа"
Конспект урока и презентация для работы в 6 классе....
Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».
Задания по типу ВПРдля проведения проверочной работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок...