Статья "Использование информационных технологий в структуре личностно-ориентированного обучения на уроках истории"
статья по теме
Использование информационных технологий в структуре личностно-ориентированного обучения на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informacionnyh_tehnologiy_v_strukture_lichnostno_97_-03.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий в структуре личностно – ориентированного обучения на уроках истории
Лосева О.И. учитель русского языка, литературы ,истории
МОУ «Лицей №6 «Парус» г.Дзержинский Московской области
Детская природа ясно требует наглядности.
К.Д.Ушинский
Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Одна из главных целей реформы образования – изменение статуса ученика, превращение его из объекта в субъект обучения. В программе президента РФ Д.А.Медведева «Наша новая школа» четко поставлены задачи для образовательного процесса: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирование новых жизненных установок личности.» Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающими развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Образовательное учреждение «Лицей № 6 «Парус» выдвигает приоритетные цели своей деятельности, в определении и реализации которых я участвую:
- развитие системы профильного обучения;
- развитие практики социального партнерства лицея с ВУЗами;
- индивидуализация учебного процесса;
- создание здоровьесберегающей образовательной среды;
-создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся;
- развитию у учащихся разнообразных компетенций, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующая жизненному самоопределению.
Эти цели определены программой развития лицея.
Использование ИКТ позволяет взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная, групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет :
-развивать коммуникативные умения и навыки;
-приучать работать в команде;
-обеспечивать учащихся необходимой информацией;
-развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей).
Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, снятию нервной нагрузки. Не секрет, что современная молодежь гораздо охотнее общается посредством компьютера.
В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять компьютерные технологии при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке – контроле.
Информационные технологии на уроках истории рационально использовать в следующих случаях:
-мультимедийные презентации, которые я готовлю сама или использую плоды проектной деятельности школьников. Пользуюсь графикой, аудиосредствами, фрагментами мультимедийных энциклопедий.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, портреты исторических деятелей.
-показ исторических фильмов в 3 –D формате, используя возможности нашего образовательного учреждения показать исторические фильмы, военные сражения, расположения сил противников. В многогранном движении предстают перед учащимися.
- мультимедийные карты позволяют ярче и образнее воспроизвести события. Удобно использование таких карт в сочетании с интерактивной доской. Ребята могут рисовать на карте, размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать перемещение войск.
-электронные учебники на компакт дисках обеспечивают разноуровневую дифференциацию профильного и базового уровней. История России. XX век (Т.С.Антонов, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - М: «Клио Софт», 2005). В него входит DVD – ROM и брошюра.
-интерактивный задачник «Витязь на распутье» ориентирован на анализ исторических документов, узнавание персоналий.
-использование интерактивной SMART- доски
-виртуальные экскурсии( http://openkremlin.ru, http://www.shm.ru, http://www.archaeology.nsc.ru)
- школьный web –сайт ( www.parus- school.ru)
-школьная информационная база АРМ – директор содержит сведения об учащихся лицея ,преподавательском составе (портфолио педагогов и учащихся, социальный паспорт учащихся, оценки). Все достижения по предмету каждый учитель может своевременно занести в портфолио ребенка.
-курсы лекций по истории (Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, Г.В.Вернадский)
- видеохрестоматия «Оживающая история» направлена на углубленное изучение курса, содержит вопросы по конкретному фрагменту.
- программа «Кирилл и Мефодий» содержит интерактивные упражнения, тестирование для системной подготовки к ЕГЭ и ГИА.
-интегрированные уроки с применением ИКТ
- проектно – исследовательская деятельность нашла свое отражение в школьном журнале «Под парусом».
Все это далеко не полный перечень используемых технологий.
По своему опыту могу сказать определенно - применение новых информационных технологий и использование компьютерных средств обучения могут вывести труд учителя на качественно другой уровень, отвечающим новым требованиям рынка труда и современной жизни.
По результатам контрольных срезов можно сделать вывод о том, что освоение основных единиц знаний урока (хронологии, понятий, исторических фактов и т.д.) в классе, где используются компьютерные средства обучения ,наблюдаются:
-мотивация к работе;
-качество усвоения образов;
- эффективность формирования пространственных представлений;
-становление причинно – следственных связей урока;
-формирование навыков анализа документа, системной работы с историческим текстом.
Сегодня рынок наполнен достаточным количеством электронных образовательных ресурсов. Многие из них разработаны не педагогами, а людьми далекими от педагогической деятельности. Учитель, выстраивая мультимедийный урок, должен продумывать прежде всего прогнозируемый результат, под него – учебную деятельность, под учебную деятельность – средства обучения.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.
Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ
Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...
« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »
Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...
Личностно - ориентированные педагогические технологии на уроках истории
Данный материал о направлениях и возможностях личностно-ориентированного образования в школе при преподавании уроков истории. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с ...
Продуктивность использования образовательных технологий. 6.Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры»....
Продуктивность использования образовательных технологий.16 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая,
Тема урока: «Обучение технике прыжка в высоту способом перешагивание»...
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...