Использование активных методов обучения как условие развития профессиональных компетенций обучающихся
статья по теме

Никифорова Наталья Александровна

На данном этапе развития современного общества и в частности  профессионального образования основной задачей профессиональных образовательных учреждений является подготовка компетентного специалиста. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в колледже. В данной статье представлены активные методы обучения, используемые на уроках педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_akt_met_ob.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Н.А.

преподаватель педагогики,

ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж

имени Базара Ринчино»

Использование активных методов обучения как условие развития профессиональных компетенций обучающихся

На данном этапе развития современного общества и в частности  профессионального образования основной задачей профессиональных образовательных учреждений является подготовка компетентного специалиста. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в колледже. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается.

В ФГОС СПО нового поколения отмечается, что «… образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разработка конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». В связи с этим в профессиональной подготовке особую актуальность приобретает проблема организации форм обучения с использованием активных методов обучения.

На примере нашего колледжа можно отметить, что у обучающихся студентов наблюдается слабая мотивация к овладению профессией, недостаточный уровень навыков научной организации труда. Возникает необходимость внедрения таких технологий и методов обучения, которые бы не только обеспечивали необходимый уровень обученности по педагогике, а также способствовали развитию профессиональных навыков, познавательных интересов и мотивации к будущей профессиональной деятельности.

Важным является умение педагога сделать работу на уроке привлекательной, заинтересовать студентов, чтобы они осознали значимость выбранной профессии.

Приоритетной технологией в преподавании дисциплин педагогического цикла является деятельностная технология обучения, так как ведущая цель ее использования – подготовка профессионала-специалиста обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.

Идея проведения занятий с использованием активных методов обучения не нова. «Она возникла в результате необходимости реализации практического овладения студентами общественно-полезных знаний. Их преимущество состоит в том, что личный интерес студентов в успешном выполнении стоящих перед ними задач, повышает уровень познавательной активности. В основе активных методов обучения лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний».[3, с. 1] Для таких занятий важным является, чтобы в усвоении, знаний, умений, в формировании компетенций участвовали все психические процессы, такие как речь, память, внимание, воображение и т.д.

Для достижения поставленной задачи на учебных занятиях используются такие активные методы обучения, как деловая игра, проигрывание педагогических ситуаций с последующим их решением, моделирование учебно-воспитательного процесса, анализ психолого-педагогических задач, игровое проектирование.

Результативность такого подхода в дальнейшем отслеживается при выходе студентов на производственную практику. Наблюдения показывают, что обучающиеся могут самостоятельно моделировать учебно-воспитательную деятельность, правильно разрешать конфликтные ситуации.

Приобретенный опыт в использовании активных методов обучения на уроках педагогики позволяет сделать вывод о том, что:

1.  Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у студентов колледжа; для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты  с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.

2. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации.

3.  В результате использования активных методов в учебном процессе колледжа повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.

4. Активные методы способствуют развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

5. Использование активных методов обучения позволяет преподавателю создать положительный микроклимат в группе, что будет создавать атмосферу свободного общения на занятии.

При выборе активных методов обучения необходимо учитывать уровень развития и подготовленности студентов, определяя индивидуальный подход к студентам. С целью формирования профессиональных умений и навыков рекомендуем учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки специалиста, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что использование активных методов обучения в образовательном процессе колледжа позволяют рассматривать процесс познания с точки зрения формирования у студентов интереса к получению знаний, а в последующем – потребности в их приобретении, что эффективно сказывается на профессиональной подготовке специалистов.

Литература:

  1. Виткина М.Н. Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе исследовательской деятельности/ ж-л Среднее профессиональное образование №1, 2012 – с. 27- 28.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО.
  3. http://gtmau.ucoz.ru/ Каталог статей – Техникум механизации, автоматизации и управления/ Л.И. Глебова. Применение активных методов обучения в практике преподавателей. – март, 2012.
  4. Полякова Е.А. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки. / ж-л Среднее профессиональное образование №11, 2012 – с. 32-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном м...

Использование активных методов обучения на уроках биологии в условиях «ФГОС ООО»

В статье указаны активные методы обучения, повышающие мотивацию изучения предмета биологии....

Использование активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках математики в ходе повторения и подготовки к ГИА.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:стимулировать мыслительную деятельность учащихся;&bull...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Автореферат«Использование активных методов обучения на уроках физической культуры как одно из условий реализации ФГОС ООО»

Цель:показать использование активных методов обучения (АМО)на уроках физической культуры как условие реализации ФГОС ООО.Задачи:Проанализировать, как меняется технология урока в условиях новых государ...

Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх....