Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин,2007 г. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
РАССМОТРЕННО УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете приказом директора МКОУ «Средняя
Протокол №____ общеобразовательная школа № 9»
от « ___ » _________2014 г. от __________ № _______
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Природоведение
Класс : 5А
Уровень образования: основное общее образование__________________________________________________
Учитель: Воронцова Юлия Владимировна
Срок реализации программы, учебный год___1 год, 2014-2015 учебный год______________________________________
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе (указать программу) программы:основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин,2009 г
Учебник: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,2011
Рабочую программу составила Воронцова Юлия Владимировна
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин,2007 г. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 3 часа (6 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел также добавлен, но на 2 часа в связи с уровнем развития учащихся. Третий , четвёртый и пятые разделы соответствуют программе. Резервное время можно использовать на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,2008
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2010
Важными формами деятельности учащихся являются:
- Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- Работа в малых группах (2-5 человек);
- Подготовка рефератов;
- Исследовательская деятельность;
- Информационно-поисковая деятельность;
- Выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
Изучение природы (6 часов)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
- Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
- Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
- Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
Вселенная (16 часов)
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Земля (18 часов)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Демонстрации:
- Глобус.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
- Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Практические работы:
1. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].
2. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.
3. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
4. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].
Жизнь на Земле (14 часов)
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
12. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 час)
Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.
Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
- Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
- Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
- Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
1. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
2. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды].
3. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
4. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)
5. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня
Структура программы
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Тема 1. Изучение природы | 6 | 2 |
Тема 2. Вселенная | 16 | 2 |
Тема 3. Земля | 18 | 7 |
Тема 4. Жизнь на Земле | 14 | 8 |
Тема 5. Человек на Земле | 16 | 2 |
Всего | 68+ 5ч резерв | 21 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом.задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1. | I. Изучение природы Науки о природе | 6 ч. 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, работа в рабочей тетради | Тестирование | Знать естественные науки, объекты их изучения, значение их в познании природы | С.6-11, таблица | ||
2. | Семья биологических наук. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, работа в рабочей тетради | Биологический диктант | Что изучает каждая из биологических наук | С.12-13, вопросы, подготовить сообщение |
| |
3 | Методы изучения природы. Наблюдение | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради, наблюдение за погодой | Ответы на вопросы | Методы изучения природы, роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности. | С.15-16, изучить, тесты. |
| |
4 | Методы изучения природы. Эксперимент. Измерение. | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради. Практическая работа. | Самостоятельная работа | Суть таких способов как эксперимент и измерение. | С.16-17 |
| |
5 | Оборудование для научных исследований. Практическая работа. №1 «Знакомство с оборудованием, измерениями» №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений» | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради. | Самостоятельная работа | Знать увеличительные и измерительные приборы, лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности. | С.18-19, задание в рабочей тетр |
| |
6 | Великие естествоиспытатели. Практическая работа № 3 «Великие естествоиспытатели». | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы, сообщения | Тестирование | Вклад учёных, изучающих природу. | С.21-22, изучить, кроссворд составить |
| |
7 | II. Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную | 16 ч. 1 | Изучение нового материала | Ответы на вопросы, зарисовка рисунков, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Ответы на вопросы | Знать современное определение Вселенной, как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки, суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | С.24-25, зад.в рабочей тетр. |
| |
8 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование | Вклад в науку Аристотеля и Птолемея. | С.26-27, сообщение |
| |
9 | От Коперника до наших дней | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование | Особенности модели вселенной по, созданной польским астрономом Н. Коперником. | С.29-30, изучить, задание в рабочей тетр. |
| |
10 | Роль Д.Бруно, Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование, ответы на вопросы | Заслуги Д.Бруно в развитии взглядов о Вселенной, вклад, внесённый Г. Галилео | С.30-32, изучить, задание в рабочей тетр |
| |
11 | Солнечная система, её состав | 1 | Изучение нового материала | Ответы на вопросы, составление таблицы, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Биологический диктант | Знать состав Солнечной системы, планеты земной группы и их характеристики | С.34-36, изучить, таблица. | ||
12 | Ещё немного о планете Земля и её соседях | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы | Сообщение | Главное отличие Земли от других планет | С. 37-38 | ||
13 | Планеты – гиганты и маленький Плутон | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы | Игра «Слабое звено» | Характеристика планет-гигантов. | С. 39-40, 1) тесты 2) сообщения | ||
14 | Подробнее о планетах-гигантах и Плутоне | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы, ответы на вопросы | Тестирование | Диаметр планет-гигантов по сравнению с Землёй | С.41-42, вопросы, с.42 | ||
15 | Астероиды. Кометы. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, ответы на вопросы, «Какие утверждения верны?», работа в сети ИНТЕРНЕТ | Вопросы | Отличие астероидов от комет. Строение кометы. Характеристики астероидов и комет. | С.43-44, вопросы, | ||
16 | Метеоры. Метеориты. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, «Какие утверждения верны?» | Вопросы | Знать, что собой представляют метеоры и метеориты. | С.44-45, вопросы, 1) Тесты, 2) сообщения | ||
17 | Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником | Самостоятельная работа | Определение «звезда», Сравнительные размеры звёзд | С.48-49, вопросы 1-2, с.51, тесты. | ||
18 | Многообразие звёзд | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Самостоятельная работа | Знать названия некоторых звёзд и их характеристики. | С.48-49, задание в рабочей тетради. |
19 | Созвездия. Практическая работа №4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба». | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником, рисование созвездий и их угадывание | Тестирование | Уметь находить созвездия на ночном небе | С.50, задание в рабочей тетр | ||
20 | Галактика. Световой год. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | «Какие утверждения верны?» | Знать строение нашей Галактики | |||
21 | Многообразие галактик. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в раб. тетр, Раб в сети ИНТЕРНЕТ | «Какие утверждения верны?» | Знать о многообразии Галактик | |||
22 | Обобщение по теме «Вселенная» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетр | «Какие утверждения верны?», тестирование | Знать все определения темы «Вселенная» | С.52, краткий рассказ | ||
23 | III. Земля. Как возникла Земля | 18 ч. 1 | Изучение нового материала | Работа с учеб, ответы на вопросы, работа в раб.тетр «Подумайте!» | Ответы на вопросы | Знать сущность термина «гипотеза», гипотезы о возн.Земли , современ взгляды. | С.54-55, пересказ, рассмотреть портреты учёных | ||
24 | Возникновение Земли (продолжение) | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, «Подумайте!» | Ответы на вопросы | Знать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы. | С.56-58, вопросы, с.59, инд зад. Вопрос2 «Подумай» | ||
25 | Что у Земли внутри | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление схем, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Тесты | Знать внутренне строение Земли и её внешние оболочки | С.60, задание в рабочей тетр | ||
26 | Экскурсия в мир камней | 1 | Комбинированный | Рассматривание коллекций, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | Тестирование | Уметь отличать горные породы друг от друга | С.62, задание в рабочей тетр, вопросы с.63 | ||
27 | Вещества и явления в окружающем мире Практическая работа № 5 «Описание и сравнение признаков веществ, наблюдение признаков химических реакций.» | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | Тестирование | Уметь проводить простейшие опыты, отличать вещества от тел. | С.64-65, пересказ | ||
28 | Многообразие явлений природы Практическая работа № 6«Исследование 1-2 физических явлений» | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | «Выбери правильный ответ» | Знать общее в явлениях, уметь проделывать несложные опыты | С.67-70, пересказ | ||
29 | Землетрясения. | 1 | Комбинированный | Зарисовка силы землетрясения, запись определений, работа в раб тетр, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Задания в учебнике | Знать причины землетрясений | С.72. задание в рабочей тетради | ||
30 | Вулканы. | 1 | Комбинированный | Составление схемы, ответы на вопросы, тестирование | Ответы на вопросы | Причины вулканической деятельности | С.73-74, вопросы, с. 77 | ||
31 | Суша. Материки и части света | 2 | Изучение нового материала | Работа с картой, ответы на вопросы, работа с учебником, работа в сети ИН-ТЕРНЕТ ,запол табл | Тестирование | Знать общую характеристику материков | С.78-79, задание в рабочей тетради | ||
32 | Обобщение по теме «Земля» | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Работа с картой, ответы на вопросы, работа с учебником, заполнение таблицы | Тестирование | Знать все определения темы «Земля» | - |
33 | Атмосфера Земли | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, работа в рабочей тетради | Тестирование | Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлажден воздуха надсушей,водн.поверхностью | С.85 вопросы1-4 | ||
34 | Погода. Климат. Практическая работа № 7 « Наблюдение за погодой, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей». | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, работа в рабочей тетради | Биологический диктант | Знать содержание понятий «погода», «климат», влияние климата, погоды на состояние жив.организмов, здоровье людей. | С.86-87, вопросы 5-7 | ||
35 | Ураганы. Смерчи. | 1 | Комбинированный | Сам.работа с учеб., работа в раб. тетр, наблюд за погодой, раб в сети ИНТЕРНЕТ | Ответы на вопросы, сообщение | Знать причины и результаты ураганов и смерчей | С.88-89, вопросы «Подумайте!»с.90 | ||
36 | Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради. | Самостоятельная работа | Знать составные части гидросферы, сущность круговорота воды в природе. | С.91-92, сообщение | ||
37 | Воды суши. | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради. | Самостоятельная работа | Знать источники пресной воды, роль каждого их них в круговороте воды в природе, как используется пресная вода человеком. | С.93,вопросы «Подумайте!»с.96 | ||
38 | Уникальность планеты Земля. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы, сообщения | Тестирование | Знать местоположение Земли в Солнечной системе, значение Солнца для жизни на Земле, вращение Земли, роль гидросферы | С.97-98, выводы. Объяснить в словаре значение слов «озон», « Озоновый слой» | ||
39 | Обобщающий урок по теме «Земля» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Ответы на вопросы, зарисовка рисунков, тестирование | Ответы на вопросы, тестирование | Знать основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы, сущность землетрясений, извержений вулканов, ураганов, смерчей, их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях, особенность Земли, | Подготовиться к уроку-зачёту. | ||
40 | Проверочная работа по теме «Земля» | 1 | Контроль знаний | Самостоятельная работа | Урок контроля знаний и умений. Выявить пробелы в знаниях. | - | |||
41 | III. Жизнь на Земле. Развитие жизни на земле. | 14 ч. 1 | Изучение нового материала | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование | Знать историю развития жизни на Земле, вода- колыбель жизни, древние водные растения и животные, происхождение земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, папоротников, покрытосеменных. | С.102-103, рассмотреть рисунки. | ||
42 | Животные прошлого | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Тестирование, ответы на вопросы | Знать историческое развитие растений и животных, переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение, доказательства развития растений и животных | С. 104-105, сообщение выводы. | ||
43 | Живые клетки | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление схемы | Биологический диктант | Знать историю открытия клетки, роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных, главные части клетки, жизнед-сть клетки | С.107, работать со словарём. (оболочка, цитоплазма, ядро) | ||
44 | Разнообразие клеток. | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы, работа в рабочей тетради, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Сообщение | Знать разновидности клеток, их строение и жизнедеятельность, строение микроскопа, правила работы с ним | С.108, вопросы 1-6 с.112 | |||
45 | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | 1 | Изучение нового материала | Ответы на вопросы, составление таблицы | Игра «Слабое звено» | Знать царства живой природы, одноклеточные организмы. | С.113-114, сообщения о разнообразии грибов, их роли в природе. | ||
46 | Многоклеточные организмы (грибы, растения) | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы, ответы на вопросы | Тестирование | Знать многоклеточные организмы, отличия грибов от растений, грибы съедобные и ядовитые, многообразие растений. | С.114, работать со словарём. | ||
47 | Беспозвоночные и позвоночные животные Практическая работа № 8 «Определение наиболее распостраненных растений с использованием различных источников информации» | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, «Какие утверждения верны?», работа в сети ИНТЕРНЕТ | Вопросы | Знать разнообразие животных их широкое распространение на земном шаре, беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки, связь животных с растениями. | С.115-116, уметь характеризовать особенности животных, изображённых на с. 115-116. | ||
48 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Практическая работа № 9 «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания» | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, «Какие утверждения верны?» ,Презентация | Вопросы | Знать многообразие сред обитания организмов, их роль в жизни организмов, особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в ней. | С.118-119, провести наблюдения в природе. | ||
49 | Водная среда обитания. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником | Самостоятельная работа | Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной, водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности , обеспечивающие их обитание в водной среде. | С. 119, сообщение о приспособленности живых организмов к жизни в водной среде. | ||
50 | Почвенная среда обитания. Практическая работа № 10 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян» | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником | Самостоятельная работа | Знать о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных, приспособленности организмов к жизни в почвенной среде. | С.121, Рубрика «Подумайте!» | ||
51 | Жизнь на разных материках | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником | Тесты | Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая, Своеобразие Африки, Сев. И Юж.Америки, Австралии и Антарктиды. | С. 123-125, таблица. | ||
52 | Природные зоны Земли | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Рисуночные тесты | Знать природные зоны, расположение каждой из природных зон на планете, особенности растительного и животного мира в них причины (условия) распределения растений и животных на суше. | С.129-131, вопросы. с. 134. |
53 | Жизнь в морях и океанах Практическая работа № 11 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником, работа с энциклопедией | Тестирование | Знать разнообразие растений и животных морей и океанов, о распространении их в прибрежной мелководной части и на не, о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в различных условиях | С.135-137, изучить, задание с. 134, рубрика «Подумай» | ||
54 | Обобщение по теме «Живая природа» | 1 | Обобщение и систематизация знаий | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | «Какие утверждения верны?», самостоятельная работа | Знать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов их приспособленности к жизни в их, о распределении растений и животных на материках Ии в океанах в Зонах Земли. | тест | ||
55 | IV.Человек на земле. Происхождение человека. Древние предки человека. | 16 ч. 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, работа в сети ИНТЕРНЕТ | «Какие утверждения верны?» | Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни. | С.142- 143, изучить, Сообщения о жизни древних людей | ||
56 | Первые люди | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | «Какие утверждения верны?», тестирование | Иметь представление о первых людях, появившихся на земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития. | С. 145-147; Выполнить задания рубрик | ||
57 | История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | Изучение нового материала | Работа с книгой «Великие путешественники», ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, «Подумайте!» | Ответы на вопросы | Иметь представление об открытиях материков нашей планеты. | С.149, изучить, сообщения. | ||
58 | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, «Подумайте!», работа в сети ИНТЕРНЕТ | Ответы на вопросы,сообщение | Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды. Уметь оставлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, использую дополнительную литературу. | С. 150-151, сообщения | ||
59 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление схем | Тесты | Знать как люди открывали новые земли, имена первооткрывателей, кратко охарактеризовывать их заслуги. | С.152-153, изучить | ||
60 | Как человек изменил Землю | 1 | Комбинированный | Рассматривание рисунков, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | Тестирование | Знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которе необходимо решать на дан.этапе. | С. 155-156, задание №1 с.159 | ||
61 | О кислотных дождях, об озоновой дыре и парниковом эффекте. | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | Тестирование | Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы, виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы. | С, 158, вопросы, с.159. | ||
62 | Жизнь под угрозой | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | «Выбери правильный ответ» | Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы, конкретные примеры негативной деятельности человека. | С.160-161. , заданияс.162 | ||
63 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Комбинированный | Запись определений, работа в рабочей тетради, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Задания в учебнике | Знать сущность понятия «опустынивание», причины опустынивания и меры его остановки и защиты земли от этого процесса. | С.163-165, изучить, вопросы. с. 165 | ||
64 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 12 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение протейшими способами оказания первой доврачебной помощи». | 1 | Практикум | Измерение своего роста и массы тела. Оказание 1 помощи) | Измерение своего роста и массы тела. Оказание 1 помощи) | Знать и уметь оказывать 1 помощь при кровотечении, растяжении связок. Приучать вести здоровый образ жизни. | С.166-167, изучить, составить правила ЗОЖ | ||
65 | Ядовитые растения и животные. | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, работа с учебником, заполнение таблицы | Тестирование | Знать ядовитые растения и животные. | С. 170-171, вопросы.с.172 | ||
66 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Ответы на вопросы, работа с учебником, заполнение таблицы | Тестирование | Систематизировать и обобщить знания о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель; влияние деятельности человека на окружающую среду. | С. 173, прочитать, тест. | ||
67 | Обобщение по теме « Вселенная» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование | Систематизировать и обобщить знания | Тесты | ||
68 | Обобщение по теме «Земля» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Систематизировать и обобщить знания | ||||
69-70 | Экскурсия в лес Экскурсия на пруд | 1 1 | экскурсия | Работа в группах | Уметь определять ядовитые и полезные растения, грибы и опасных животных Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде |
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс.
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/ понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Учебно-методический комплект:
Программа | Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. | |
Основная литература | Базовый учебник | Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2008 г. |
Методическое пособие для ученика |
| |
Инструмент по отслеживанию результатов работы |
| |
Учебно-методические пособия для учителя |
|
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
- Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
- Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
Электронные издания:
- Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
- Интерактивная модель Солнечной системы
- Планета Земля: аудиэндиклопедия.
- Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
- Современные чудеса света («Новый диск»)
- Хочу все знать: Земля и Вселенная
- Хочу все знать: Растительный мир
- Чудеса света («ИДДК»)
- Экология
- Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...