Примеры заданий части С6 (брошюра)
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
В брошюре собраны примеры заданий части С6. Задания распределены на группы.
Успехов в работе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_primery_zadaniy_chasti_s6.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
биология ЕГЭ биология ЕГЭ биология ЕГЭ биология ЕГЭ биология ЕГЭ
обновлённый вариант (2013)
Задания
С6
- Известна мутация (жёлтая мышь), которая наследуется как доминантный аутосомный признак. Гомозиготы по этому гену погибают на ранних стадиях эмбрионального развития, а гетерозиготы жизнеспособны. Рецессивная аллель этого гена определяет чёрную окраску мышей. Жёлтых мышей скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, соотношение генотипов и фенотипов ожидаемых и родившихся потомков.
- У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IА, IВ, i0, причём аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IА и IВ. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
- Известно, что миопатия Дюшенна, сопровождающаяся дистрофией мышц, наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Родители здоровы, но отец матери был болен этим заболеванием. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, пол и вероятность появления потомков, у которых будет отсутствовать ген, вызывающий развитие миопатии.
- Отсутствие потовых желёз у человека наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье муж и жена здоровы, но отец жены был лишён потовых желёз. Составьте схему решения задачи, определите генотипы мужа и жены, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей – носителей этого гена.
- Отсутствие потовых желёз у человека наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье муж и жена здоровы, а отец жены был лишён потовых желёз. Составьте схему решения задачи, определите генотипы мужа и жены, возможного потомства, пол и вероятность рождения детей, обладающих этим признаком.
- Атрофия зрительного нерва наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей – носителей этого гена.
- В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
- Мужчина – дальтоник (цветовая слепота, признак сцеплен с Х-хромосомой) женился на женщине с нормальным зрением, но имевшей отца – дальтоника. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы мужчины и женщины, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какова вероятность рождения дочерей и сыновей – дальтоников?
- Мужчина страдает гемофилией. Мать и отец его жены здоровы по этому признаку. (Ген нормальной свертываемости крови (Н) и ген гемофилии (h) находятся в Х-хромосомах). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы супружеской пары, возможного потомства, вероятность рождения дочерей – носительниц этого заболевания.
- У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой (В) – над гладким. Девушка с гладким подбородком и свободной мочкой уха, у которой мать имела несвободную мочку уха, выходит замуж за мужчину с таким же фенотипом. Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей и генотипы и фенотипы потомства. Обоснуйте их. Какова вероятность появления детей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке в этой семье?
- Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой женщине правше. У них родились два мальчика: кареглазый левша и голубоглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и вероятность рождения в этой семье голубоглазого правши, если голубоглазость – рецессивный признак. Признаки не сцеплены.
- У свиней гены, определяющие цвет щетины (А – чёрная щетина, а – рыжая щетина) и длину щетины (В – длинная щетина, b – короткая щетина), находятся в разных парах хромосом. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного в результате скрещивания чёрной особи с длинной щетиной, гетерозиготной только по второму признаку, и рыжей особи с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи. Какое потомство можно ожидать от скрещивания потомков F1 с различными фенотипами между собой?
- Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А), хохлатость (В)
- У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок с несвободной мочкой уха и гладким подбородком. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, первого ребёнка и других возможных потомков. Признаки наследуются независимо.
- Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
- При скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 – кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
- Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b) и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей – альбиносов, больных ФКУ.
- Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.
- У человека ген вьющихся волос (А) доминирует над геном гладких волос, а глухота является рецессивным признаком (b). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребёнок с гладкими волосами. Их второй ребёнок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления глухих детей с гладкими волосами в семье.
- У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, - как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
- У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношерстных щенка, 3 коричневых длинношерстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.
- Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.
- От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
- У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
- Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – IА, IВ, i0. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу крови (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу крови (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвёртую (АВ) – два аллеля IАIВ. положительный резус фактор R доминирует над отрицательным r.
У отца первая группа крови и отрицательный резус фактор, у матери – вторая группа и положительный резус (дигетерозигота). Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус-фактор. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
- Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – IА, IВ, i0. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу крови (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу крови (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвёртую (АВ) – два аллеля IАIВ. положительный резус фактор R доминирует над отрицательным r.
У отца третья группа крови и положительный резус фактор (дигетерозигота), у матери – вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Какую группу крови и резус фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
- У человека ген цветовой слепоты (дальтонизма d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой, а ген вьющихся волос (А) доминирует над гладкими волосами и является аутосомным. В семье, где родители имели нормальное зрение, у отца вьющиеся волосы, а у матери – гладкие, родился мальчик – дальтоник с гладкими волосами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, возможные генотипы других детей и вероятность рождения в этой семье детей – дальтоников с вьющимися волосами.
- У человека ген цветовой слепоты (дальтонизма d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой, нормальный слух (В) доминирует над глухотой и находится в аутосоме. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – дальтоник с нормальным слухом (гомозиготен), родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
- У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты
(дальтонизма - d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей - дальтоников с нормальным слухом и глухих.
- У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (ХН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
- У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм- d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей – дальтоников с карими глазами и их пол.
- У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген XВ определяет зелёную окраску оперения, а Xb -коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
- У канареек наличие хохолка - доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген XВ определяет зелёную окраску оперения, а Xb -коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
- Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.
- У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метёлку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метёлками , а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метёлкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?
- При скрещивании самок мухи дрозофилы с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) с самцами, имеющими серое тело и нормальные крылья (признаки доминантные), половина потомства имела серое тело, нормальные крылья, другая половина – чёрное тело, укороченные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и объясните полученные результаты.
- При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и чёрным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и чёрным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.
- У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличным от родителей признаками.
- При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением, дающим морщинисты неокрашенные зёрна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зёрна. При анализирующем скрещивании гибридов F1 из в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких некрашеных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.
- Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.
- Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в соотношении 9 : 3 : 3 : 1. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.
- По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей (оба гомозиготны) и потомства в первом и во втором поколении.
1 2 |
- женщина - мужчина - брак - дети одного брака - проявление исследуемого признака |
- По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного чёрным цветом, генотипы детей в первом и во втором поколении, при условии, что мать детей первого поколения и отец детей второго поколения гомозиготны.
|
- женщина - мужчина - брак - дети одного брака - проявление исследуемого признака |
- По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
|
- женщина - мужчина - брак - дети одного брака - проявление исследуемого признака |
- По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.
1 2 |
- женщина - мужчина - брак - дети одного брака - проявление исследуемого признака |
46. По изображённой родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
|
- женщина - мужчина - брак - дети одного брака - проявление исследуемого признака |
47. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен чёрным цветом.
|
- женщина - мужчина - брак - дети одного брака - проявление исследуемого признака |
Использованная литература:
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981
- Петросова Р.А., Пилипенко Н.Н., Теремов А.В. Дидактический материал по общей биологии. /Газета «Биология» приложение к газете «Первое сентября» 1997/
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005
- Единый государственный экзамен по биологии. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. – М.: «Интеллект - центр», 2005 – 2007 гг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры заданий по ГИА английский язык.
Инструкция по выполнению заданий по ГИА и примеры заданий. Попробуйте свои силы!...
Пример заданий школьного тура олимпиады по экономике
Тренировочное задание олимпиады по экономике...
примеры заданий С5-С7
примеры заданий С5-С7...
Примеры заданий для практических работ по географии.
Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состо...
Примеры заданий части С5 (брошюра)
В брошюре собраны примеры заданий части С5 (только задания по молекулярной биологии). Задания распределены на группы. Имеется таблица генетического кода.Успехов в работе!...
Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»
Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для сам...