примеры заданий С5-С7
материал по обществознанию (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса (С5)
С5. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.[1]
С5. Укажите три основных измерителя экономической деятельности страны.
С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.
С5. Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.
С5. Укажите два признака отклоняющегося поведения
С5.Назовите любые три причины объединения людей в группы.
С5. Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.
С5. Назовите любые три фактора социализации личности.
С5. Назовите три признака предписанного статуса.
С5 Назовите любые три социальные общности, выделяемые на основе демографических признаков.
С5. Что свойственно диалогу культур? Назовите любые два проявления.
C5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о многопартийности.
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о конституционном праве.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
С5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданские правоотношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданских правоотношениях.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.
Как правильно выполнять задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса)?
Памятка для ученика
1. Задание С5. – задание повышенного уровня. Оно дает возможность оценить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий.
2. За полное и правильное выполнение этих заданий можно получить 2 балла. При неполном правильном ответе выставляется один балл.
3. Максимальный балл присваивается ответам учащихся, в которых отсутствуют неверные содержательные позиции. В критериях оценивания встречаются указания: «при отсутствии неверных позиций»; «при отсутствии ошибочных позиций». В тех случаях, когда неверное положение искажает суть раскрываемого понятия, положения, данный ответ даже при наличии максимального количества верных ответов, не оценивается высшим баллом.
4. Задание С5 предполагает перечисление, называние некоторого количества элементов, свойств, характеристик, проявлений конкретного социального объекта (объектов). Это не очень сложное задание, однако, его выполнение имеет свои особенности.
5. Встречаются две модели этого задания:
- первая модель[2] предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.): «Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение». «Назовите любые три причины объединения людей в группы»;
- вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные: «Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности». Предложения должны демонстрировать знание выпускником обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном объекте.
6. Начиная выполнять задание С5, уясните смысл требований:
- при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;
- не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку (система оценивания этого задания предусматривает снижение оценки при наличии в ответе ошибок наряду с верными позициями);
- необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.
С5. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть названы следующие признаки: 1) контроль над производством и распределением со стороны государства; 2) преобладание (господство) государственной собственности на средства производства; 3) централизованное ценообразование; 4) административные методы управления. Возможны иные правильные позиции | |
Правильно названы три признака при отсутствии неверных позиций | 2 |
Правильно названы два признака | 1 |
Правильно назван один признак, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Укажите три основных измерителя экономической деятельности страны.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Элементы правильного ответа: 1)валовой внутренний продукт; 2)валовой национальный продукт; 3)национальный доход | |
Правильно указаны три элемента при отсутствии неверных позиций | 2 |
Правильно указаны один-два элемента при отсутствии неверных позиций ИЛИ правильно указаны три элемента, но наряду с верными приведена(-ы) неверная (-ые) позиция (-и) | 1 |
Правильно указаны один-два элемента, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть названы следующие условия: 1) свободное ценообразование; 2) законодательное закрепление многообразия форм собственности; 3) обеспечение правовой защиты прав собственности; 4) государственная поддержка конкуренции и предупреждение монополизма; 5) развитие предпринимательства и деловой активности населения | |
Названы любые три условия при отсутствии неверных позиций | 2 |
Названы два условия | 1 |
Названо одно условие ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы следующие черты: 1)ограниченность потребностей и интересов; 2) искаженное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; 3) отсутствие чувства социальной ответственности; 4) привычка к некритической оценке собственного поведения; 5) психические отклонения. Могут быть названы и другие черты. | |
Правильно названы три черты при отсутствии неверных позиций | 2 |
Названы две черты при отсутствии неверных позиций, ИЛИ названы три черты, но наряду с верными присутствует(-ют) неверная(-ые) позиция(-и) | 1 |
Названа одна черта, ИЛИ названы две черты, но наряду с верными приведена (-ы) неверная(-ые) позиция(-и), ИЛИ ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Укажите два признака отклоняющегося поведения
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы следующие признаки: 1)поведение, которое не согласуется с социальными нормами; 2) Не соответствует тому, чего ждет от человека общество | |
Правильно названы два признака при отсутствии неверных позиций | 2 |
Правильно указан один признак | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Назовите любые три причины объединения людей в группы.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы причины: 1) группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности; 2) в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес; 3) в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку. Могут быть названы и другие причины. | |
Названы три причины | 2 |
Названы две причины | 1 |
Названа одна причина | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы следующие институты: - семья; - школа (образование); - средства массовой информации; - трудовой коллектив. | |
Правильно названы три общественных института при отсутствии неверных позиций | 2 |
Правильно названы два общественных института | 1 |
Правильно назван один общественный институт ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Назовите любые три фактора социализации личности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В качестве факторов могут быть указаны: 1) семейные воспитательные традиции; 2) специальное окружение; 3) социальные нормы; 4) коммуникативные способности. Могут быть названы и другие факторы. | |
Названы любые три фактора | 2 |
Названы два фактора | 1 |
Назван один фактор ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Назовите три признака предписанного статуса.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы следующие признаки: - пол; - раса; - фамилия | |
Правильно названы три признака при отсутствии неверных позиций | 2 |
Правильно названы два признака | 1 |
Правильно назван один признак ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5 Назовите любые три социальные общности, выделяемые на основе демографических признаков.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы следующие социальные общности: - женщины; - мужчины; - дети; - молодежь Могут быть названы другие общности. | |
Названы три общности при отсутствии неверных позиций | 2 |
Названы две общности при отсутствии неверных позиций ИЛИ названы три общности при наличии ошибочных позиций | 1 |
Названа одна общность, ИЛИ наряду с одной-двумя верными общностями приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Что свойственно диалогу культур? Назовите любые два проявления.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ может содержать, например, следующие проявления: 1) уважение к уникальности каждой культуры; 2) взаимопроникновение и взаимообогащение культур; 3) обмен ценностями культур; 4) интернационализация культур. Могут быть названы другие проявления. | |
Правильно названы любые два проявления при отсутствии неверных позиций | 2 |
Правильно названо любое одно проявление | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5 Назовите любые три социальные общности, выделяемые на основе демографических признаков.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы следующие социальные общности: - женщины; - мужчины; - дети; - молодежь Могут быть названы другие общности. | |
Названы три общности при отсутствии неверных позиций | 2 |
Названы две общности при отсутствии неверных позиций ИЛИ названы три общности при наличии ошибочных позиций | 1 |
Названа одна общность, ИЛИ наряду с одной-двумя верными общностями приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о многопартийности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть; 2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например: «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии». «Многопартийность – одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе». Могут быть составлены и другие предложения. | |
Раскрыт смысл понятия, составлены два предложения, содержащие информацию о многопартийности с опорой на обществоведческие знания | 2 |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о многопартийности с опорой на обществоведческие знания, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия | 1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о конституционном праве.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
– отрасль права, закрепляющая основы конституционного строя РФ, права, свободы и обязанности личности, национально-государственное устройство страны, порядок организации и компетенцию органов государственной власти, а также местного самоуправления.
– «Многие нормы конституционного права содержатся в федеральных конституционных законах». - «Конституционное право РФ закрепляет общепризнанные демократические ценности». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о конституционном праве. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте | 2 |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте; ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия | 1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданские правоотношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданских правоотношениях.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
–«Гражданские правоотношения основываются на признании равенства их участников»; - «Одной из сторон гражданских правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о гражданских правоотношениях. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | 2 |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | 1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены. ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний. ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: свобода – это возможность действовать на основе собственного выбора, осознавая ответственность за него»; 2) два предложения с информацией о свободе человека, опирающиеся на знания курса, например: «Свобода для человека – это возможность выбора между добром и злом». «В понятие «свобода человека» вкладывается как узкий, так и широкий смысл: это и конкретные свободы, записанные в Конституции, и принципиальная возможность всегда поступать на основе собственного выбора». Могут быть составлены и другие предложения. | |
Раскрыт смысл понятия, составлены два предложения | 2 |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия | 1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задания на раскрытие какого-либо теоретического положения (понятия) на примере (С6)
С6. Определите, какую форму собственности иллюстрирует следующий пример. Назовите признаки этой формы собственности.
Семья организовала ферму по выращиванию телят, привлекая в период заготовки сена дополнительных работников. На доходы от хозяйственной деятельности семья решила строить новый дом.
С6. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проиллюстрируйте примером каждое из них.
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.
С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.
С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
С6. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите на конкретных примерах.
С6. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп. (В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример группы.)
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.
Как правильно выполнять задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения, понятия на примере). Памятка для ученика
1. Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности.
2. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.
3. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
4. Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).
5. Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения. Подобные задания могут быть решены двумя способами:
а) элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой или
б) оцениваемыми элементами ответа являются примеры социальных объектов с краткими комментариями, показывающими их связь с обозначенной проблемой. Требования данной модели заданий могут быть выражены в различных формах:
- задания, требующие раскрыть на примере сущность объекта или его признаки: «На конкретном примере раскройте три признака трудового правонарушения»;
- задания, требующие раскрыть на примере связь объектов или процессов: «Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру», «Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»;
- задания, требующие раскрыть на примере значение объекта: «Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество»; «Раскройте на трех примерах роль практики как критерия истины».
6. Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».
- При выполнении заданий первой модели следует не просто привести пример, но и прокомментировать, показать, как проявляется конкретный социальный объект;
- При выполнении данной модели задания следует сделать как минимум два «шага»: во-первых - развернуть положение, приведенное в условии и сформулировать ряд более частных утверждений, во – вторых – подкрепить это утверждение конкретными фактами.
- В тех случаях, когда условие развернуть не удается, ответ получается неубедительным, а то и просто неверным.
- При выполнении заданий второй модели следует просто привести примеры или записать объекты и привести примеры (если оценивается перечень объектов и примеров)
С6. Определите, какую форму собственности иллюстрирует следующий пример. Назовите признаки этой формы собственности. Семья организовала ферму по выращиванию телят, привлекая в период заготовки сена дополнительных работников. На доходы от хозяйственной деятельности семья решила строить новый дом.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе в качестве формы собственности должна быть названа индивидуальная частная собственность и указаны ее признаки: 1) право собственности на используемые средства производства; 2) использование личного труда производителя, его семьи, наемных работников; 3) право распоряжаться доходом от хозяйственной деятельности | |
Правильно названа форма собственности предприятия и указаны 2-3 ее признака | 3 |
Правильно названа форма собственности предприятия и указан один из приведенных выше признаков | 2 |
Правильно названа форма собственности предприятия | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе могут быть названы следующие направления и приведены примеры: 1) рынок регулирует производство или подсказывает производителю через рыночные цены, что, как и для кого производить (приведен пример, показывающий влияние рыночной цены на ассортимент и объемы производства); 2) способствует рациональному использованию ресурсов или уравновешивает затраты и результаты производства (приведен пример экономного расходования ресурсов); 3) регулирует ценообразование (приведен пример, показывающий влияние спроса и предложения на формирование свободной рыночной цены). Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие направления, приведены другие примеры. | |
Названы и проиллюстрированы примерами три направления | 3 |
Названы два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них | 2 |
Названы одно-три направления и проиллюстрировано примером одно из них, ИЛИ названы два-три направления без примеров, ИЛИ приведены два-три примера без указания направлений | 1 |
Названо одно направление без примеров ИЛИ приведен один пример без указания направления ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений; 2) Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения; 3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения. Могут быть приведены и другие примеры. | |
Приведены три примера | 3 |
Приведены два примера | 2 |
Приведен один пример | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе могут быть названы следующие задачи и приведены соответствующие примеры: 1)формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности; 2) правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда); 3) создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу); 4) формирование рыночной инфраструктуры (например, определение условий и правил деятельности коммерческих банков, фондовых бирж). Могут быть приведены и проиллюстрированы примерами и другие задачи. | |
Приведены и проиллюстрированы примерами три задачи | 3 |
Приведены и проиллюстрированы примерами две задачи | 2 |
Приведена и проиллюстрирована примерами одна задача | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) модель ситуации, допустим: К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объем продаж; 2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и - К. выписали премию; - К. вручили грамоту; - К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста. Может быть смоделирована другая, соответствующая условию, ситуация и указаны иные санкции. | |
Смоделирована ситуация и приведены три примера санкций | 3 |
Смоделирована ситуация и приведены два примера санкций | 2 |
Смоделирована ситуация и приведен один пример санкций | 1 |
Смоделирована ситуация, отсутствуют примеры, ИЛИ модель ситуации отсутствует (независимо от качества и количества приведенных примеров), ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть приведены следующие примеры: 1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»); 2) школа (образование) дает необходимые знания; 3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе. Могут быть приведены и другие примеры. | |
Приведены три примера | 3 |
Приведены два примера | 2 |
Приведен один пример | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите на конкретных примерах.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе раскрывается связь социального статуса и социальной роли: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определенные модели (типы) поведения. Приводятся примеры этой зависимости. Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой. От руководителя предприятия – ответственных решений, заботы о членах коллектива. | |
Правильно раскрыта связь социальных статуса и роли, приведены два примера | 3 |
Правильно раскрыта роль социальных статуса и роли, приведен один пример | 2 |
Правильно раскрыта связь статуса и роли | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп. (В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример группы.)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть приведены следующие критерии выделения социальных групп и примеры социальных групп: 1) возраст (дети, молодежь, пенсионеры); 2) национальная принадлежность (русские, украинцы, белорусы); 3) доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс). Могут быть приведены и другие примеры. | |
Указаны три критерия и приведено от одного до трех примеров на каждый | 3 |
Названы два критерия и приведено от одного до трех примеров на каждый | 2 |
Назван один критерий и один пример, ИЛИ критерии не названы, но приведены два-три примера | 1 |
Критерии не названы, приведен один пример, ИЛИ назван один критерий, примеры не приведены, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений; 2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них; 3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс. | |
Приведены три примера | 3 |
Приведены два примера | 2 |
Приведен один пример | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть приведены примеры: - традиции – гостеприимство - обычая – празднование юбилея - церемонии - коронация. | |
Приведены три примера | 3 |
Приведены два примера | 2 |
Приведен один пример | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть названы любые три проявления средств массовой коммуникации в общественной жизни и приведены соответствующие им примеры 1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т.д.). | |
Правильно названы три проявления и приведены два-три примера | 3 |
Правильно названы два проявления и приведены один-два примера | 2 |
Правильно названо одно проявление и приведен один пример | 1 |
Правильно названо одно проявление без примеров ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
– социальная стратификация – социальное различие, неравенство положения людей в социальной структуре. Может быть дано другое, близкое по значению определение.
– «В основу стратификации положены многие критерии, среди них – размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии». - «Стратификация определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество». Могут быть составлены иные предложения, содержащие информацию о социальной стратификации. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте | 2 |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте; ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия | 1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задания на решение проблемных познавательных задач
(С7)
С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.
С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
С7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.
Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Подтвердите этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу».
К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, указанные в задании.
Памятка для решения познавательных задач
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
-определите, какая полезная информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с условием задачи.
4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
- соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
- если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
- нет ли противоречий между вашими аргументами;
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
- не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.
На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?
1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части;
2) Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;
3) Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться;
4) Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа;
5) Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием
С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов: 1) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства; 2) социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике; В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей: 1) возможность совершенствования структуры производства; 2) возможность обновления техники и внедрения новых технологий; 3) поддержка отечественного производителя; 4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста Могут быть приведены и другие аргументы. | |
Приведены по два аргумента в поддержку мнения каждой группы | 3 |
Приведены по одному аргументу в поддержку каждой группы | 2 |
Приведены один – два аргумента в поддержку одной из групп | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе могут быть названы такие функции семьи: 1) социализация детей; 2) хозяйственно-экономическая; 3) досуговая; 4) социально-статусная. Указано, что функцию социализации теперь осуществляет также и школа, хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку обеспечивают его усилия в образовании, профессиональной деятельности. | |
Правильно указаны три функции, названы социальные институты, которые разделяют их с семьей | 3 |
Правильно указаны две функции, названы социальные институты | 2 |
Правильно указана одна функция, назван социальный институт | 1 |
Правильно указана одна функция, институт не назван ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.
Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус. Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности. | |
Правильно назван процесс, указаны два фактора, приведено обобщающее понятие | 3 |
Правильно назван процесс, указаны два фактора, ИЛИ правильно назван процесс, указан один фактор и приведено обобщающее понятие | 2 |
Правильно назван процесс, указан один фактор | 1 |
Ответ неправильный ИЛИ неверно назван процесс | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Подтвердите этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшим каналом распространения массовой культуры. Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения: 1) СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры; 2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»). |
|
Правильно сформулирован вывод, приведено не менее двух поясняющих его положений, приведен дополнительный пример. | 3 |
Правильно сформулирован вывод, приведены поясняющие положения | 2 |
Сформулирован вывод, дано пояснение | 1 |
Сформулирован вывод без пояснений и примера ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу».
К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, указанные в задании.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
1) Должно быть: - указана аудитория, к которой обращена газета, - «массовая аудитория», «широкий круг читателей»; - указана категория, к которой относится газета, - «желтая пресса» или «бульварная пресса» или «массовая пресса». 2) Могут быть указаны любые два признака «желтой прессы», не указанные в задании, например: - акцент на развлекательность; - отказ от серьезной аналитики; - преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хроники, спорту и т.д.; - приоритет интересов коллектива перед интересами личности. |
|
Правильно названы аудитория и категория газеты, указаны два других признака, не содержащиеся в задании. | 3 |
Правильно названы аудитория и категория газеты, указан один другой признак, не содержащийся в задании. | 2 |
Правильно названы аудитория и категория газеты, другой признак, не содержащийся в задании не указан | 1 |
Не названы аудитория или категория издания, но указаны один-два признака ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
[1] Задания на перечисление, указание признаков, свойств, черт социального объекта с 2009 года не используются, хотя в спецификациях 2009, 2010 и 2011 года (см. план экзаменационной работы) указание на подобные задания осталось.
[2] С 2009 года практически не используется в КИМах