Практическая работа " Моделирование дрейфа генов митохондриальной ДНК. Митохондриальная Ева".
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Практическая работа
«Моделирование дрейфа генов митохондриальной ДНК»
Цель работы: создать модель дрейфа генов митохондриальной ДНК, определить митохондриальную Еву, понять принцип работы генетического дрейфа, и закономерности эволюционного процесса.
Оборудование: лист бумаги A4, случайный генератор чисел (игральная кость).
Инструкция:
1. Допустим, что есть популяция, включающая 6 самок (самок может быть любое количество), у каждой самки свой вариант митохондриальной ДНК (мтДНК). Предположим, что каждая самка оставляет за собой с равной вероятностью либо 0 дочерей, либо 1, либо 2.
2. Обозначьте исходные варианты мтДНК как:
A B C D E F ( это поколение 1)
3. Чтобы смоделировать второе поколение воспользуйтесь случайным генератором чисел (возьмите обычную игральную кость)
Бросайте кость 6 раз ( изначальное количество самок по условию)
Если выпадает . или .. – запишите 0 (самка не оставила дочерей, те или была бесплодна, или родила мольчиков, или погибла)
Если выпадает … или .. - запишите 1 (одна дочь)
..
Если выпадает … или … - запишите 2 (две дочери)
.. …
Например:
A B C D E F
0 1 2 0 1 0
4. В с этими последовательностями запишите для каждой самки распределение мтДНК во 2 поколении
Например:
B C C E ( A, D, F – не оставили потомство, соответственно их мтДНК не будет во 2поколении)
5. Повторите действия п.3-4 пока в последнем поколении не останется единственный вариант мтДНК из 6 исходных
Например:
A B C D E F(1 поколение)
B C C E (2)
BBCCCCE (3)
BCCCCCCC (4)
CCCCC (5)
6. Определите митохондриальную Еву – последнюю общую проматерь всех особей в популяции по непрерывной женской линии
7. Сделайте вывод.
8. Ответьте на вопросы: При каких фантастических условиях Ева никогда не появится? Что будет, если популяция разделится на две, например, часть переселится на другой материк, возникнут ли новые митохондриальные Евы? Будет ли у них общая проматерь для обеих популяций? См. рис. 1
Рис. 1 Пример гениалогического древа мтДНК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»
Урок-практическая работа "Моделирование. Классификация моделей" проводится в 7(8) классе средней школы. Для проведения данной практической работы необходимо оборудование стандартного компьютерного каб...
Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"
Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...
Практическая работа "Моделирование в Paint"
6 задач на построение в PaintРасчитаны на 45 минут...
10 класс (профиль). Исследовательская практическая работа «Моделирование аналого-цифрового преобразования звука»
Практическая работа "Моделирование аналого-цифрового преобразования звука" средствами Excel, дает наглядное представление о дискретизация по времени звуковой волны и процессе квантования амплитуды. Но...
Практическая работа "Моделирование в графическом редакторе"
Практическая работа "Моделирование в графическом редакторе" предназначена для студентов 1 курса по "Информатике и ИКТ".Цель работы - усвоить основные этапы моделирования, сформировать умение проводить...
Практическая работа «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Раздаточный материал с ходом работы по моделированию в 6 классе....