Урок - практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме
Урок-практическая работа "Моделирование. Классификация моделей" проводится в 7(8) классе средней школы. Для проведения данной практической работы необходимо оборудование стандартного компьютерного кабинета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_prakticheskaya_rabota_modelirovanie.doc | 447.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сероштан Е.А., учитель информатики
ресурсного центра МОУ СОШ №276 г. Гаджиево
Тема урока
«Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»
Цели урока
Получить представление о моделировании как
о методе научного познания.
Сформировать навыки определения моделей различных
типов для моделируемых объектов и процессов.
Сформировать навыки классификации моделей.
Познакомиться с компьютерными моделями.
Данный урок – практическая работа, в которую включены:
6 различных заданий по данной теме (задания расположены по возрастанию сложности);
упражнение на компьютере.
Перед выполнением практической работы учащимся необходимо ознакомиться с содержанием раздела «Формализация и моделирование».
План урока
Зачитывается эпиграф – цитата из статьи Н. Винера «Роль моделей в науке».
Учитель называет тему и цели урока.
Учитель знакомит учащихся с планом практической работы.
Выполняется разминка:
учащиеся повторяют основные понятия по
данной теме;
для заданного объекта моделирования
(планета Земля) учащиеся подбирают
различные типы моделей.
Учащиеся выполняют последовательно 6 заданий – заполняют выданные таблицы №1 - №6. Перед выполнением учащимися каждого задания учитель дает необходимые пояснения.
Учащиеся выполняют упражнение на компьютере (на рабочем столе находится инструкция к выполнению данного упражнения).
По окончании работы на ПК учащиеся заполняют таблицу №7.
Учащиеся сдают выполненные работы.
В процессе обсуждения заполнения таблицы №7 проходит подведение итогов практической работы.
Оценки за практическую работу будут названы на следующем уроке.
Ход урока
«Никакая существенная часть вселенной
не является настолько простой, чтобы
ее можно было постичь и ею управлять
без абстракций. Абстракция состоит в
замещении части вселенной, подлежащей
рассмотрению, моделью с подобной, но
более простой структурой…».
Н.Винер «Роль моделей в науке».
Повторение основных понятий.
Дан объект моделирования – наша планета.
Модели:
1) карта (графическая):
2) глобус (натурная или материальная):
3) рисунок (графическая):
4) фотография (графическая):
5) словесное описание (вербальная):
Земля - третья от Солнца планета. Имеет естественный спутник - Луну, которая, возможно возникла при столкновении с другим космическим телом в древности. В составе Земли преобладают железо (34,6%), кислород (29,5%), кремний (15,2%), магний (12,7%). Плотность вещества Земли, давление и температура возрастают к ее центру, или ядру, где плотность около 12500 кг/м^3, давление 3,6*10^11 Па, температура 5000-6000 Цельсия. Под воздействием гравитационного поля Земли, в условиях разогрева земных недр возникли и сформировались различные по химическому составу и физическим свойствам геосферы.
6) таблица с характеристиками (табличная):
Характеристики планеты Земля | Значения |
среднее расстояние от Солнца | 149,6 млн. км (1 а.е.) |
средний радиус | 6371,160 км |
экваториальный радиус | 6378, 160 км |
полярный радиус | 6356,777 км |
масса | 6*10^24 кг |
период обращения вокруг Солнца | 365,3 суток |
период вращения вокруг своей оси | 23 ч 56 мин (звездные сутки) |
период вращения относ. Солнца (средние солнечные сутки) | 24 ч |
Разминка
Дайте своими словами определение понятиям и заполните таблицу.
Понятие | Определение |
Формализация |
Моделирование |
Интерпретация |
Задание 1. Моделирование.
Заполните таблицу 1, подбирая указанным объектам модели и указанным моделям объекты.
Что моделируется (моделируемый объект) | Модель |
Снег |
Самолет |
Глобус |
Математическая формула |
Деятельность авиакомпании |
Задание 2.1. Моделирование.
Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.
В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.
Заполните таблицу 2.1.
Примеры | Моделиру- емый объект | Цель модели- рования | Модели-руемые харак- теристики | Модель |
1. Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус. | Земной шар | Объяснение, изучение | Форма Земли и ее движен. вокруг своей оси | Глобус |
2. Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому. |
3. При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей. |
4. Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге. |
5. На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу. |
Задание 2.2. Моделирование.
Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.
В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.
Заполните таблицу 2.2.
Примеры | Моделиру- емый объект | Модель | Тип модели |
1. Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус. | Земной шар | Глобус | Натурная |
2. Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому. |
3. При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей. |
4. Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге. |
5. На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу. |
Задание 3. Моделирование. Классификация моделей.
Существуют различные типы моделей: натурные, информационные, математические, текстовые, графические, социальные, политические, игровые, символьные, цифровые, химические, динамические, табличные, иерархические, учебные, экономические, компьютерные, функциональные, физиологические и т.д.
Попробуйте сформулировать определение: информационная модель – это … .
Можно составить несколько классификационных схем, выделив основания классификации (деления): по способу представления информации (текстовые, графические, символьные, табличные и т.д.), по области применения (политические, экономические, социальные и т.д.).
Заполните схему. Курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся.
Модели
Символьные Графические
текст диаграммы
формулы математические графики
формулы химические схемы
дорожные знаки рисунки
азбука Морзе чертежи
ноты картины
… …
Задание 4. Моделирование.
Среди представленных примеров вычеркните те, которые не
являются примерами моделирования; для оставшихся заполните таблицу. Дополните таблицу своим примером (№7).
Примеры | Моделиру- емый объект | Цель модели- рования | Моделируемые харак- теристики | Модель |
1. Капитан корабля прокладывает по карте путь. |
2. Вместо кино друзья решили пойти на дискотеку. |
3. Ученик описывает сюжет повести и характеристики главных героев. |
4. В научном сборнике приведены формулы и схемы, позволяющие определить траекторию кометы Галлея. |
5. Девочки в детском саду играют в дочки-матери и нянчат кукол. |
6. Сергей опоздал на автобус и едет на работу на такси. |
7. |
Задание 5. Моделирование. Модель объекта.
В таблице приведены примеры разных моделей одного и того же объекта – водяной мельницы.
Заполните новое поле «природа объекта-модели». Под этими словами понимается ответ на вопрос: что собой представляет моделирующий объект – материальный предмет, мысленный образ, рисунок, текст или что-нибудь еще.
Приведите свой пример модели (№6).
Примеры | Цель модели- рования | Модели-руемые харак- теристики | Модель | Природа объекта-модели |
1. В магазине игрушек продается действующая модель водяной мельницы | Досуг, познание | Внешний вид Действие | Игрушка | Материальный предмет |
2. Перед постройкой водяной мельницы средневековый строитель рисует ее чертеж |
3. Изобретатель представляет, как погруженное в воду колесо начинает вращаться и вращать ось. | Проектиро-вание | Мысленный образ |
4. Путешественник записывает в запис. книжку точное описание водяной мельницы и фотографир ее, чтобы построить похожую у себя на даче |
5. Мастер-виртуоз по водяным мельницам по одной магнитофонной записи скрипа колеса определяет неисправности | Диагностика - т.е. нахождение неисправнос-тей | Магнитофонная запись | Звуковая информация |
6. |
Задание 6. Моделирование. Модель процесса.
Кроме понятия «модель объекта» существует понятие «модель процесса». Процесс – это последовательное изменение состояния объекта (например, изменение размеров: высыхающее озеро, надувающийся шар, распускающийся цветок), или перемещение объекта в пространстве (изменение координат относительно какой-то точки отсчета).
Для приведенных примеров заполните таблицу, в первой колонке которой курсивом выделен моделируемый процесс.
Дополните таблицу своей ситуацией моделирования процесса (№6).
Примеры | Модели- руемый процесс | Цель моде- лирования | Модели-руемые харак- теристики | Модель |
1. В аэрогидродинамической трубе макет самолета обдувают потоком воздуха |
2. Автор кулинарной книги составляет описание (рецепт) приготовления суфле. |
3. Математик выводит формулу распространения звуковой волны в вязкой жидкости. |
4. Автор пишет книгу «Как сделать ремонт в квартире» |
5. К стиральной машине приложена инструкция по эксплуатации. |
6. … |
Задание 7. Компьютерные модели.
Инструкция к выполнению упражнения:
Перейдите Мой компьютер – диск D: .
Запустите программу дефрагментации: [ Пуск – Программы – Стандартные - Служебные программы - Дефрагментация диска (Defrag) ].
Выберите в качестве дефрагментируемого диска Диск D:.
В окне Программа дефрагментации диска нажмите кнопку Дополнительно и в появившемся окне способ дефрагментации – полная дефрагментация, затем нажмите ОК и Запуск, даже если будет сказано, что диск не нуждается в дефрагментации.
Когда дефрагментация начнется, нажмите кнопку Сведения, а в появившемся окне кнопку Легенда.
Понаблюдайте за процессом дефрагментации, не спешите выходить из программы дефрагментации, пока не рассмотрите все, что находится на экране.
Что в наблюдаемой вами картине можно считать ситуацией моделирования?
Заполните таблицу:
Что моделируется? | Чем моделируется? | Цель моделирования |
Если в наблюдаемой вами картине ситуаций моделирования несколько, то уточните для себя, что моделируется в каждой конкретной ситуации – объект либо процесс.
Подготовьтесь к обсуждению последнего упражнения.
Завершающий этап урока
Учитель проводит с учениками обсуждение упражнения на компьютере и заполнения таблицы №7.
Ученики должны назвать:
моделируемый объект – Диск D:;
модель – рисунок диска на ПК;
тип модели – графический;
цель моделирования – уточнение, демонстрация устройства,
которое обрабатывает ПК.
моделируемый процесс – устранение расположения
файлов фрагментами, т.е. дефрагментация диска;
модель – анимация, т.е. изображение перемещающихся
фрагментов файлов;
тип модели – динамический;
цель моделирования – демонстрация происходящего процесса.
Выводы.
Существуют различные классификационные схемы моделирования в зависимости от основания классификации.
При необходимости создаются модели и объектов и процессов.
Для одного и того же объекта или процесса можно создать различные типы моделей в зависимости от того, какова цель моделирования.
Оценки за практическую работу будут названы на следующем уроке.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей»
Презентация к уроку по теме «Моделирование. Классификация моделей» по УМК Макаровой Н.В....
Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"
Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...
Урок по теме: Практическая работа«Построение диаграмм различных типов в табличном процессоре Open Office org Calc»
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время –...
Практическая работа "Моделирование в Paint"
6 задач на построение в PaintРасчитаны на 45 минут...
презентация к уроку практическая работа по теме "Информационные и словесные модели" (Звуковая клякса)
презентации по теме "ИНформационные и словесные модели"...
10 класс (профиль). Исследовательская практическая работа «Моделирование аналого-цифрового преобразования звука»
Практическая работа "Моделирование аналого-цифрового преобразования звука" средствами Excel, дает наглядное представление о дискретизация по времени звуковой волны и процессе квантования амплитуды. Но...
Практическая работа "Моделирование в графическом редакторе"
Практическая работа "Моделирование в графическом редакторе" предназначена для студентов 1 курса по "Информатике и ИКТ".Цель работы - усвоить основные этапы моделирования, сформировать умение проводить...