«Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности.»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
интегрированный урок с применением информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 145.72 КБ |
ovr_1.ppt | 544 КБ |
pril3_3.ppt | 1.6 МБ |
samoanaliz.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности.»
Тип урока: интегрированный урок с применением информационных технологий.
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- изучить процесс электролитической диссоциации.
- формировать умение составлять уравнения химических реакций.
- изучить применение окислительно-восстановительных реакций в природе и промышленности.
2. Метапредметных:
- в познавательной деятельности
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения уравнений;
- в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
3. Личностных:
1) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
2) научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
3) научиться решать уравнения по теме.
Оборудование:
ПСХЭ Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями
Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.
Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.
Этап урока | Конспект урока | Результаты обучения | ||||||||||||||||||||
I. Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока. 1 мин. | I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).Цели этапа:
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». А теперь давайте приступим к работе. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы изучим окислительно-восстановительные реакции и исследуем как и где они применяются в природе и промышленности.
| |||||||||||||||||||||
II. Этап постановки целей и задач урока 5 мин. | II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)Цели этапа:
и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
Презентация. Слайд 1. Информация учителя. Ребята, вокруг нас протекает множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна, некоторые из них приносят вред. Сегодня на урок я принесла экспонаты нашего музея. Как вы считаете в хорошем ли они состоянии? А что с ними произошло? 67 лет назад закончилась ВОВ. Они заржавели. А как вы думаете, почему? Какие процессы лежат в основе разрушения металлов, в частности железа? Ученик: Потому что, они долго пролежали в земле, с ними произошла какая-то химическая реакция. Учитель химии: Чтобы ответить на этот вопрос вы должны познакомиться с новой классификацией химических реакций, определить признак новой классификации. Тема сегодняшнего урока “ОВР”, что означают эта абривиатура мы расшифруем позднее. Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите ее номер в тетради на полях) 1) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?
– Молодцы! Запишем тему урока: “ ОВР ” | Метапредметные: - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); - поиск и устранение причин возникших трудностей. - осознанное определение сферы своих интересов и возможностей Предметные: - умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу. | ||||||||||||||||||||
III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 20 мин. (химия) | III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.(химия)(“Открытие” детьми нового знания). Цели этапа:
Учитель химии: Все, что нас окружает, состоит из мельчайших частиц – атомов. Опираясь на ваши знания о микромире, попробуем найти тайны происхождения окислительно-восстановительных реакций в «простейших атомах». Глядя на таблицу Д,И, Менделеева и схемы строения атомов, изготовленные учащимися при изучении темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева», учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учитель химии: Ребята, одним из свойств атомов является способность отдавать или принимать электроны, участвуя в образовании химической связи. Как называется условный заряд, который приобретают атомы отдавая или принимая электроны? Степень окисления. Какие значения может иметь степень окисления? +, 0, -. Предельное число электронов на внешнем энергетическом уровне 8. Каким образом элементы могут достичь этого состояния? Давайте вспомним с вами, что происходит с атомами химических элементов, когда они отдают или принимают электроны. Для этого рассмотрим строение электронных оболочек атомов. Тенденцию к отдаче электронов имеют атомы металлов, к приему электронов атомы неметаллов. Вспомните, как изменяются эти свойства в периоде, группе?Слайд 2.
| Метапредметные: - исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Предметные: - овладеть опытом решения реакций; - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент). | ||||||||||||||||||||
Скажите, ребята, а можем ли мы в основу классификации химических реакций положить признак: изменение степени окисления? Слайд 4. Давайте вернемся к рассмотренным ранее химическим реакциям и расставим степени окисления всех элементов для каждой формулы. Признак классификации? Изменение степени окисления. Тип реакций? Окислительно-восстановительная реакция и не окислительно-восстановительная реакция. Слайд 5. не окислительно-восстановительная реакция Обучающиеся формулируют тему урока (расшифровывают абривиатуру ОВР). Слайд 6. | Метапредметные: - исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Предметные: - уметь проводить наблюдения, выполнять опыты | |||||||||||||||||||||
III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 5 мин. (биология) | Учитель биологии: Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговорот веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессе коррозии металла, электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и другие ценные продукты. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Именно с их помощью ракеты и самолеты поднимаются в космос. Учитель предлагает просмотреть презентацию «Чудеса света». Учащиеся, демонстрируя свою работу, рассказывают о горении, коррозии металлов, взрыве, дыхании, гниении, брожении, фотосинтезе. Все эти процессы они называют «чудесами света». В результате ими делается вывод: эти семь чудес живой и неживой природы относятся к окислительно-восстановительным реакциям, окружающим нас и играющим огромную роль в нашей жизни. После выступления учащихся учитель предлагает классу ответить на первый вопрос урока. Учитель биологии: Где в окружающем нас мире мы встречаемся с окислительно-восстановительными реакциями? (Просмотр видео) | Метапредметные: отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности. - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | ||||||||||||||||||||
IV. Этап проверки понимания изученного 5 мин. | IV Этап первичной проверки понимания изученного Цель этапа:
во внешней речи. Рассмотрим пример окислительно-восстановительной реакции. Почему данная реакция является окислительно-восстановительной? Обучающиеся определяют тип реакции по разным классификациям. Проверяем. Слайд 8. 2Н2 0 + O20 = 2Н+12O-2 Н2 0 – 2е →2 Н+1 – процесс окисления, молекула отдает 2 электрона, Н2 0 – восстановитель. O20 +4е →2О-2 – процесс восстановления, молекула принимает два электрона, O20 – окислитель Слайд 9. Работа с терминами. Обучающиеся сами формулируют определения. Окисление – это процесс отдачи электронов атомами, молекулами, ионами. Восстановитель– это частица (атом, молекула или ион), которая отдает электроны. Восстановление – процесс присоединения электронов атомами, молекулами, ионами Окислитель– это частица (атом, молекула или ион), которая принимает электроны. Обучающиеся смотрят определения в учебнике, сравнивают. Окислительно-восстановительная реакция – это единство процессов окисления и восстановления. Слайд 10. Физкультминутка. Слайд 11. | |||||||||||||||||||||
V. Этап закрепления нового материала. 5 мин. | V. Этап закрепления нового материалаЦель этапа:
в типовых условиях. Слайды 12-15. Выполнение тестового задания
Слайд 16. Взаимоконтроль. Самоконтроль. Обсуждение ошибок. | Предметные:
- уметь применять теоретические знания по химии, биологии на практике. Метапредметные: - самоконтроль и оценка результатов своей деятельности | ||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия. 2 мин. | VI. Рефлексия.Цели этапа:
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока. Окислительно-восстановительные реакции многообразны, они лежат в основе очень важных реакций: фотосинтез, дыхание, гниение, брожение, коррозия, электролиз, горение. Синквейн. Окислительно-восстановительная реакция. | Метапредметные: - самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | ||||||||||||||||||||
VII. Заключительный этап. 2 мин. | VII. Заключительный этап.Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а химические и биологические явления станут для вас более понятными и привлекательными. Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать! Домашнее задание: Учебник: §43, стр.229–230. Информация учителя. В качестве домашнего задания я предлагаю вам познакомиться с химической сказкой и выполнить задание к тексту Химическая сказка "Хлорид натрия" В некотором царстве, в некотором государстве, под названием «Периодическая система», жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего началась война, уже никто и не помнил. В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались ______________, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их _______________ - грабители. Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и Cl (Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно. Натрий жил в доме под номером 11 и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он был достойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий. О дружбе Натрия и Хлорины узнали их семейства. Натрий заперли в сейфе, в банке под керосином, а хлорину запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!». Она затосковала, стала желто- зеленого цвета. Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить хлорину и натрий от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на «амфотерной» территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры. Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал __________, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в _________. Связь между ними стала называться __________, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Зальцбург, Марсель (морская соль). Задание: 1. Внимательно прочтите текст, вставьте пропущенные слова. 2. Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия. Является ли данная реакция окислительно-восстановительной? Если да, то укажите окислитель и восстановитель. 3. Сочините сказку, стихотворение о любом окислительно-восстановительном процессе. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение атома С 0 +6 ) ) С +4 [ +6 ) ) ] +4 2е 4е 2е 0е С 0 → С +4 степень окисления увеличивается , процесс называется окислением С 0 - восстановитель
Строение атома С 0 +6 ) ) С -4 [ +6 ) ) ] -4 2е 4е 2е 8е С 0 → С -4 степень окисления уменьшается , процесс называется восстановлением . С 0 - окислитель
Химические реакции C (тв.) + O 2 (г.) = CO 2(г.) ↑ CaCO 3( тв .) = t CO 2( г .) ↑+ + С aO (тв.)
Признак классификации химической реакции По числу и составу реагирующих и образующихся веществ По агрегатному состоянию веществ По направлению По использованию катализатора По тепловому эффекту По изменению степени окисления
Химические реакции 1) C 0 + O 0 2 = C +4 O -2 2 ↑ окислительно-восстановительная реакция 2) Ca +2 C +4 O -2 3 = t C +2 O -2 2 ↑+Ca +2 O -2 не окислительно-восстановительная реакция
Тема урока: ОВР ( окислительно-восстановительные реакции)
Окислительно-восстановительная реакция 2Н 2 0 + O 2 0 = 2Н +1 2 O -2 Н 2 0 - 2е →2 Н +1 - процесс окисления , Н 2 0 - восстановитель O 2 0 + 4е →2 О -2 – процесс восстановления , O 2 0 – окислитель
Работа с терминами Окислитель Восстановитель Окисление Восстановление Окислительно- восстановительная реакция
Физкультминутка
Тестовое задание Задание № 1. I вариант К окислительно- восстановительным реакциям не относится реакция, представленная схемой: А) N 2 + 3Н 2 = 2 N Н 3 Б) Mg + 2 HCl = MgCl 2 + + H 2 ↑ В )MgCO 3 = MgO + CO 2 ↑ Г ) 2CuO = 2Cu + O 2 ↑ Задание № 1. II вариант К окислительно- восстановительным реакциям относится реакция, представленная схемой: А ) H 2 O + CaO = Ca(OH) 2 Б ) H 2 O + N 2 O 5 = 2HNO 3 В ) Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + H 2 O + CO 2 Г ) CuO + H 2 = Cu + H 2 O
Тестовое задание Задание № 2. I вариант В каком соединении степени окисления элементов равны -3 и +1 А) NF 3 Б) Cl 2 O 3 В) NH 3 Г) AlCl 3 Задание № 2. II вариант В каком соединении степени окисления элементов равны +3 и -2 А) NF 3 Б) Cl 2 O 3 В) NH 3 Г) AlCl 3
Тестовое задание Задание № 3. I вариант Схема Na 0 → Na +1 отражает процесс: А) Окисления Б) Восстановления В) Нейтрализации Г) Диссоциации Задание № 3. II вариант Схема С l 0 → С l -1 отражает процесс: А) Окисления Б) Восстановления В) Нейтрализации Г) Диссоциации
Тестовое задание Задание № 4. I вариант Восстановительные свойства простых веществ, образованных элементами второго периода, с увеличением заряда ядра: А) Уменьшаются Б) Усиливаются В) Изменяются периодически Г) Не изменяются Задание № 4. II вариант Окислительные свойства простых веществ, образованных элементами седьмой группы, главной подгруппы с увеличением заряда ядра: А) Уменьшаются Б) Усиливаются В) Изменяются периодически Г) Не изменяются
Ответы на тестовое задание I вариант 1 - В 2 - В 3 - А 4 - А II вариант 1 - Г 2 - Б 3 - Б 4 - А
Домашнее задание Учебник: § 43, стр.229-230 Работа с текстом
Предварительный просмотр:
Самоанализ:
Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности»
Тип урока: интегрированный урок с применением информационных технологий.
Технологии: информационные, здоровье сберегающие технологии
Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.
Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.
Оборудование:
ПСХЭ Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями
Структуру урока можно отнести к классической (традиционной), так как она включает в себя практически все известные элементы.
Но в вводной части кроме организационного момента (приветствия, нацеливания на работу, проверки готовности класса к уроку) вместо традиционного повторения или проверки выполнения домашнего задания была проведена включённая беседа (т.е. опора на знания и опыт учащихся), актуализирующая знания учащихся по теме.
Тема и цели урока не были предъявлены мною в готовом виде, а сформулированы с участием ребят, так как это позволяет, с одной стороны, убедиться, что ребята понимают, о чём пойдёт речь на уроке, с другой – мотивируют их на активное участие в общей познавательной деятельности.
Цель и задачи, на мой взгляд, отвечают возможностям этого класса, понятны, диагностируемы и выполнимы.
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- изучить процесс электролитической диссоциации.
- формировать умение составлять уравнения химических реакций.
- изучить применение окислительно-восстановительных реакций в природе и промышленности.
2. Метапредметных:
- в познавательной деятельности
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения уравнений;
- в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
3. Личностных:
1) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
2) научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
3) научиться решать уравнения по теме.
Основная часть построена как индивидуальная, групповая и индивидуально-групповая работа, состоявшая из двух частей различной направленности.
После групповой работы проводится физкультминутка, для реализации здоровье сберегающих технологий
В процессе самостоятельной работы учащиеся, на мой взгляд, продемонстрировали умения выполнять исследования, работать в группе, осуществлять выбор в соответствии с целями урока и собственными интересами, формулировать гипотезы и выводы, предъявлять результаты своей деятельности и деятельности группы, обосновывать их.
Содержание учебного материала соответствовало всем дидактическим принципам:
- научности; - последовательности в изучении;
- практической направленности; - опоре на знания и опыт учащихся;
- наглядности; - доступности; - межпредметных связей и другим.
В процессе урока при необходимости я проводила индивидуальную работу с отдельными учащимися, оказывая помощь в различных её видах в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. Помощь носила стимулирующий и направляющий характер.
Сегодня, как и всегда, я старалась уделять внимание развитию навыков самооценки учащихся. Они не просто оценили свою работу на уроке, а и обосновали успехи и неудачи.
На мой взгляд, дети ощущали себя на уроке как всегда комфортно, работали, старались соблюдать правила групповой работы, с задачами, поставленными перед ними, справились.
Домашнее задание было предъявлено учащимся в разных вариантах. Они должны будут в зависимости от уровня усвоения материала и собственной уверенности в своих знаниях выбрать из предложенных заданий, посильное.
На каждом этапе урока я включала рефлексию действий, мыслей, чувств, учитывая, что «осознанная ошибка - это наука, помогающая нам двигаться вперёд».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Окислительно-восстановительные реакции
Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...
Окислительно-восстановительные реакции.
Презентация к уроку "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"
Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...