Уроки биологии 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Канашкина Ольга Вячеславовна

Уроки представлены в технологических картах. Разработаны в технологии интерактивного обучения, что позволяет формировать предметные и метапредметные умения. Полностью соответствует ФГОС. Формат карты разработан методистами СИПКРО г.Самары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ урока биологии 8 класс

Учитель: Канашкина Ольга Вячеславовна

Тема урока: Кожа – особенный орган.

Цель урока: Формирование ценностного отношения к ЗОЖ и экологического сознания личности через осмысление функционального значения кожи.

Мировоззренческая идея: кожа выполняет здоровьесберегающую функцию

Планируемые образовательные результаты.

Ученик по окончании изучения темы:

- раскрывает сущность понятий «эпидермис», «дерма», «гиподерма», «меланин»;(ПР)

- различает и называет структурные части кожи;(ПР)

- соотносит функции со строением;(МР)

- объясняет механизм самообновления кожи;(ПР)

- проводит наблюдения и диагностику под руководством учителя;(МР)

- проявляет устойчивую учебно-познавательную мотивацию;(ЛР)

- проявляет активность в выполнении заданий;(ЛР)

- обосновывает здоровьесберегающую функцию кожи;(ЛР)

- выполняет учебные задачи в сотрудничестве;(ЛР)

- анализирует результаты наблюдений и диагностики.(МР)

Программные требования:

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

-устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

-ценностное отношение к своему здоровью.

- Регулятивные -  волевая саморегуляция на протяжении всего урока, организует рабочее место, планирует, рефлексирует, оценивает свою деятельность.

Познавательные-анализирует, структурирует знания, строит речевое высказывание.

Коммуникативные  - умеет слушать и отвечать на вопросы учителя, находит общее решение; учитывает разные мнения и умеет обосновывать своё, умеет работать в группе.

- знает особенности строения и функций кожи; гигиенические требования по уходу за кожей;

-умеет обосновывать  связь строения органа с выполняемыми функциями;

-владеет приемами диагностики состояния организма по ногтям;

Программное содержание: строение и функции кожи.

Основные понятия: эпидермис, дерма, гиподерма, меланин. 

План изучения нового материала:

  1. Строение кожи
  2. Функции кожи
  3. Наблюдения и диагностика

Технология интерактивного обучения

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Мизансцена: парты по кругу группами на 5 человек (три группы)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, инструктивные карты, лупы, презентация, доска, мел 

Домашнее задание: 1) составление синквейна со словом «кожа», или 2) найти интересную информацию о коже и её производных (с записью в тетрадь), или 3) найти информации о какой-либо болезни кожи по плану: название, симптомы, причины возникновения, способы лечения (с записью в тетрадь)

Технологическая карта хода урока

Планируемые

результаты

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Приветствует учащихся, настраивает на работу, создает условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.

Приветствуют учителя стоя.

II.ВВОДНЫЙ ЭТАП (10 мин.)

Проявляют

интерес к изучаемой теме

Формулирует своё мнение по изучаемой теме

Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя

Вводное слово внешней красоте человека и ее составляющих.

Задача: О каком органе идет речь?

Назовите тему урока.

Вводная беседа. 

- Почему кожа – показатель красоты?

- Какая кожа является красивой?

- Что вы знаете о функциях кожи?

- Можно ли по внешнему состоянию кожи определить здоровье человека?

- Может ли человек жить без кожи?

Главный вопрос урока:

Почему человек не может жить без кожи?

- Что нам нужно знать о коже и её работе, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Распределение заданий между группами

Задание 1-й группе: строение и функции эпидермиса

Задание 2-й группе: строение и функции дермы

Задание 3-й группе: строение и функции гиподермы

Приложение 1.

Запись темы в тетрадь

Фронтально

Запись в тетрадь

Высказывают своё мнение

Знакомство с материалами рабочих папок

III. ОСНОВНОЙ (ОБУЧАЮЩИЙ) ЭТАП (15 мин.)

раскрывает сущность понятий «дерма», «эпидермис», «гиподерма

-активно взаимодействует с участниками образовательного процесса;

-анализирует информацию учебника;

-организует самостоятельную работу;

-осознают необходимость соблюдения гигиенических правил ухода за кожей

Практическая работа в группах

Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой

Работа 1-й группы: дать определение понятия эпидермис; определить местонахождение и функцию меланина; заполнить схему строения кожи, указать в рисунке слой эпидермиса; выполнить практическую работу по инструктивной карточке1; выполнить диагностику ногтей по инструктивной карточке2.

Работа 2-й группы: дать определение понятия дерма; определить функцию желез; определить функцию мышц; заполнить схему строения кожи; указать в рисунке слой дермы и её составляющие.

Работа 3-й группы: дать определение понятия гиподермы; определить местонахождение и функцию жирового слоя; заполнить схему строения кожи; указать в рисунке слой гиподермы.

Учащиеся договариваются о презентации, распреде-ляют между собой обязанности

Сопоставляют с рисунком и текстом учебника.

Инструктивные карточки 1,2

Продукт деятельности:

схема строения кожи; рисунок кожи (приложения 3,4)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 МИН.)

-самооценивает;

-сопоставляет строение с функциями. 

Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение

Презентация 1 группы:

-схема строения кожи

-рисунок кожи

-проведение диагностики по ногтям

-самообновление эпидермиса

Презентация 2 группы:

-схема строения кожи

-рисунок кожи

-работа желез

-работа мышц

Презентация 3 группы:

-схема строения кожи

-рисунок кожи

-функции жирового слоя

Вопросы задают представители других групп

фронтально

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (10 МИН.)

-приводит доказательства необходимости ухода за кожей;

-обосновывает здоровьесберега-ющую функцию кожи;

Обобщающая беседа:

- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока: Почему человек не может жить без кожи?

Рефлексия.  Продолжи любую фразу:

«Я сегодня узнал…..», «Для меня было новым, то что….», «Мне было не понятно….», « Я расскажу (кому) о полученных знаниях»

Благодарит за сотрудничество.

Фронтально

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кожа – особенный орган.

Карточка для актуализации знаний учащихся.

На доске написан основополагающий вопрос: «Что такое красота?»

          Учащимся предлагается рассказать, используя подсказки, о каком органе человеческого тела пойдет речь на этом уроке?

           Утверждения-подсказки:

  • Это самый тяжелый орган человеческого тела со многими функциями.
  • Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает (2кг.700гр.)  
  • Его называют «зеркалом здоровья и болезни».
  • Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
  • Этот орган тесно связан с нервной системой, в нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения (250 тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов).
  • Этот орган формирует особые образования – ногти.
  • На этом органе находится около 250 тысяч волос.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструктивная карточка 1.

1 часть. С помощью лупы рассмотрите тыльную сторону руки.

Что увидели? Обратите внимание, что из пор выходят стержни волос, что поры на коже образуют ромбы и треугольники, а ограниченная ими поверхность блестит. Сделайте выводы, ответьте на вопросы: 1. Куда ведут поры, из которых выходят стержни волос? 2. Почему блестят участки кожи?  Сопоставьте свои выводы с выводами слайда.  Внесите исправления.

2 часть. С помощью лупы рассмотрите ладонную сторону руки.

Что увидели? Сформулируйте выводы, ответьте на вопросы: 1. куда ведут отверстия пор, свободные от стержней волос? 2. Почему ладонь часто потеет, а тыльная сторона кисти – практически никогда?  Сопоставьте свои выводы с выводами слайда. Внесите исправления.

Инструктивная карточка 2.

Диагностика здоровья по ногтям.

Рассмотрите свои ногти. Здоровые ногти имеют слегка выпуклую форму, гладкую блестящую поверхность и розовую окраску.

Оцените их состояние: цвет, форма и поверхность могут свидетельствовать о здоровье и болезни человека. Появление поперечных белых крапин, пятен, полосок показывают на неполадки в соответствующем органе (в случаях отсутствия механических или других повреждений ногтей).

На Древнем Востоке считали, что каждый палец имеет непосредственное отношение к какому-либо органу (подтверждено современными диагностиками), поэтому изменения ногтей могут сигнализировать о неполадках в органе:

  • Большой палец связан с мозгом,
  • Указательный отвечает за функцию легких и дыхательной системы,
  • Средний отражает состояние кишечника,
  • Безымянный рассказывает о  почках,
  • Мизинец дает представление о неполадках в работе сердца и сердечно-сосудистой системы в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОЖА

ЭПИДЕРМИС                ДЕРМА                          ГИПОДЕРМА

  1.                                       1.                                                         1.

  1.                                        2.                                                        3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...