Подготовка к ЕГЭ по теме "Клетка, как биологическая система"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Тест содержит вопросы: с выбором одного ответа - А часть; с выбором нескольких ответов - В часть; с развернутыми ответами - С часть. В конце теста есть ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletka_kak_biologicheskaya_sistema_podgotovka_k_ege.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Клетка как биологическая система
А1. Сходство химического состава клеток организмов всех царств живой природы позволяет сделать вывод о:
- клетке как генетической единице живого;
- клетке как структурной единице живого;
- единстве органического мира;
- единстве живой и неживой природе;
А2. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:
- оплодотворение- это процесс слияния мужской и женской гамет;
- онтогенез повторяет историю развития своего вида;
- дочерние клетки образуются в результате деления материнской;
- половые клетки образуются в процессе мейоза
А3. Эукариоты произошли от общего предка, и поэтому их клетки:
- размножаются делением
- имеют сходное строение
- способны к фотосинтезу
- образуются путем мейоза
А4. Наследственная информация хранится в молекулах ДНК клетки, поэтому ее считают:
- единицей строения живого
- функциональной единицей живого
- генетической единицей живого
- единицей размножения живого
А5. Соединение двух нитей в молекуле ДНК происходит благодаря:
- комплементарности азотистых оснований
- многофункциональности нитей
- образованию между ними пептидных связей
- свойству денатурации
А6. Транспортную функцию в клетке выполняют молекулы:
- глюкозы
- жиров
- белков
- дезоксирибонуклеиновая кислота
А7. Богатые энергией связи в молекуле АТФ называют:
- ковалентными
- пептидными
- гидрофобными
- макроэргическими
А8. В состав гемоглобина входит изображенная на рисунке молекула:
- белка
- ДНК
- РНК
- углевода
А9. В молекуле ДНК нуклеотиды с аденином составляют 7% от общего числа нуклеотидов. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержится в этой молекуле? 1) 45% 2) 43% 3) 25% 4) 19%
А10. Вторичной структурой белка называют:
- полипептидную цепочку, закрученную в спираль за счет образования водородных связей
- последовательность различных аминокислот в полипептидной цепочке
- пространственную укладку закрученной в спираль полипептидной цепочки за счет связей между радикалами
- последовательность триплетов аминокислот в полипептидной цепочке
А11. Найдите на рисунке органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды:
1) 2)
3) 4)
А12. Какая структура изображена на рисунке:
- хромосома
- эндоплазматическая сеть
- комплекс Гольджи
- микротрубочка
А13. Изображенный на рисунке органоид клетки, в котором накапливаются синтезированные в ней продукты, представляет собой:
- рибосому
- комплекс Гольджи
- митохондрию
- плазматическую мембрану
А14. Какие структуры клеточного органоида позволяют установить, что на рисунке изображена рибосома:
А15. Внутреннюю полужидкую среду клетки, пронизанную мельчайшими белковыми нитями и трубочками, называют:
1) цитоплазмой 2) вакуолью 3) ядром 4) эндоплазматической сетью
А16. В лизосомах клетки происходят реакции:
- окисления пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;
- расщепления глюкозы до пировиноградной кислоты
- расщепление биополимеров до мономеров;
- синтеза органических веществ из неорганических;
А17. Последовательность расположения аминокислот в молекуле белка зависит от:
- состава нуклеотидов в транспортной РНК;
- порядка расположения кодирующих триплетов в гене;
- размера субъединиц в рибосоме;
- числа рибосом в эндоплазматической сети;
А18. В гранах хлоропластов расположены молекулы хлорофилла, основная функция которых:
- ускорение световых и темновых реакций фотосинтеза;
- использование световой энергии для синтеза органических веществ;
- расщепление органических веществ до неорганических;
- участие в реакциях синтеза белка на рибосомах;
А19. Поступление твердых частиц пищи в животную клетку происходит путем:
1) пиноцитоза 2) фагоцитоза 3) осмоса 4) диффузии
А20. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется:
- плазматической мембраной 3) ядерной оболочкой
- эндоплазматической сетью 4) цитоплазмой
А21. Запись информации о последовательности аминокислот в структуре молекул белков с помощью триплетов ДНК называют:
1) геном 2) генотипом 3) генофондом 4) генетическим кодом
А22. Растительная клетка синтезирует молекулы АТФ не только в процессе фотосинтеза, но и в ходе:
1) хемосинтеза 3) пластического обмена
2) синтеза липидов 4) энергетического обмена
А23. В процессе митоза в отличие от мейоза, образуются:
1) соматические клетки 3) клетки с половинным набором хромосом
2) половые клетки 4) первые клетки организма
А24. В процессе митоза в отличие от мейоза, происходит:
1) удвоение молекул ДНК
2) расхождение гомологичных хромосом
3) образование веретена деления
4) образование клеток с набором хромосом, равным материнской
А25. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из:
1) 44 аутосом и двух Х- хромосом 3) 44 аутосом и Х- и У- хромосом
2) 44 аутосом и двух У- хромосом 4) 22 пар аутосом и Х- и У- хромосом
А26. Уменьшение числа хромосом вдвое, образование клеток с гаплоидным набором хромосом происходит в процессе:
1) митоза 2) мейоза 3) дробления 4) оплодотворения
А27. Соматические клетки, в отличие от половых, имеют:
1) двойной набор хромосом 3) цитоплазму
2) одинарный набор хромосом 4) плазматическую мембрану
А28. Значение митоза состоит в увеличении числа:
1) хромосом в половых клетках
2) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
3) молекул ДНК по сравнению с материнской клеткой
4) хромосом в соматических клетках
А29. Определите правильную последовательность стадий развития мужских половых клеток:
- рост – размножение – созревание – формирование гамет
- созревание – рост – размножение – формирование гамет
- размножение – рост – созревание – формирование гамет
- формирование гамет – рост – размножение – созревание
А30. Гомологичные хромосомы в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в:
1) метафазе первого деления 3) метафазе второго деления
2) анафазе первого деления 4) анафазе второго деления
Задания части В
В1. Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов?
- запасающую
- строительную
- информационную
- каталитическую
- гормональную
- энергетическую
В2. Молекула АТФ включает:
- три остатка фосфорной кислоты
- один остаток фосфорной кислоты
- дезоксирибоза
- аденин
- рибозу
- Тимин
В3. Каковы особенности строения и функций молекулы иРНК?
- её мономеры – нуклеотиды А, У, Г, Ц
- в её состав входит нуклеотид Тимин
- участвует в биосинтезе белка
- выполняет ферментативную функцию
- состоит из одиночной полинуклеотидной нити
- образует двойную спираль
В4. Какие клетки не способны поглощать вещества путем фагоцитоза?
- обыкновенной амебы 4) шляпочных грибов
- одноклеточных водорослей 5) лейкоцитов
- дизентерийной амебы 6) бактерий
В5. Каковы особенности строения и функции эндоплазматической сети?
- осуществляет синтез углеводов и липидов
- на ней синтезируются молекулы ДНК и РНК
- обеспечивает накопление веществ
- осуществляет перемещение веществ
- образует систему канальцев с рибосомами или без них
- образует систему канальцев с лизосомами или без них
В6. Какие функции выполняет в клетке плазматическая мембрана?
- придает клетке жесткую форму
- ограничивает цитоплазму от окружающей среды
- служит матрицей для синтеза иРНК
- обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул через поры
- обеспечивает передвижение веществ в клетке
- участвует в поглощении веществ клеткой
В7. Укажите неверные утверждения:
- Цитоплазма обеспечивает связь между органоидами
- В цитоплазме располагаются органоиды клетки
- В лизосомах происходит биосинтез белка
- В рибосомах расположены молекулы ДНК
- Цитоплазма пронизана мельчайшими трубочками и нитями
- Молекулы хлорофилла располагаются непосредственно в оболочке клетки
В8. Каковы особенности строения и функций хлоропластов?
- они ограниченны от цитоплазмы наружной и внутренней мембранами
- в них происходит синтез глюкозы
- они ограничены от цитоплазмы одной мембраной
- внутри расположены граны, в которых происходит фотосинтез
- в них происходит окисление неорганических веществ с освобождением энергии
- в них происходит расщепление биополимеров до мономеров
В9. Какие из указанных процессов характеризуют фотосинтез:
- синтез полипептидной цепи на рибосомах
- фотолиз воды
- преобразование световой энергии в химическую в хлоропластах
- транспорт аминокислот с помощью тРНК к рибосоме
- окисление биополимеров до мономеров
- восстановление углекислого газа водородом до углеводов
В10. Какие особенности строения и свойств молекул воды определяют её функции в клетке?
- способность образовывать водородные связи
- наличие в молекулах богатых энергией связей
- полярность
- универсальный растворитель
- способность образовывать пептидные связи
- способность выделять энергию при расщеплении
В11. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?
1) азотистое основание: А, Т, Г, Ц 4) углевод дезоксирибоза
2) разнообразие аминокислот 5) азотная кислота
3) липопротеины 6) фосфорная кислота
В12. Клетка одноклеточной зеленой водоросли имеет :
1) вещество хитин в оболочке
2) клеточную стенку, содержащую клетчатку
3) оформленное ядро
4) ядерное содержимое, находящееся в цитоплазме
5) хлоропласты с хлорофиллом
6) ДНК, замкнутую в виде кольца
В13. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения:
ПРОЦЕСС МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ
А) движение пластид 1) световая микроскопия
Б) матричный синтез 2) метод меченных атомов
В) фотосинтез
Г) деление клетки
Д) плазмолиз и деплазмолиз
В14. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
А) окисляются органические вещества 1) пластический
Б) образуются более сложные органические 2) энергетический
вещества из менее сложных
В) используется энергия АТФ
Г) накапливается энергия в молекулах АТФ
В15. Установите соответствие между функциями и органоидом растительной клетки:
ФУНКЦИИ ОРГАНОИДА ОРГАНОИД
А) накапливает воду 1) вакуоль
Б) синтезирует хлорофилл 2) хлоропласт
В) обеспечивает синтез органических веществ
Г) накапливает органические кислоты
Д) накапливает продукты распада
Е) синтезирует молекулы АТФ
В16. Установите правильную последовательность процесса энергетического обмена:
А) образование пировиноградной кислоты
Б) ферментативное окисление глюкозы
В) участие кислорода в энергетическом обмене
Г) гидролиз высокомолекулярных органических веществ
Д) образование углекислого газа и воды
В17. Установите правильную последовательность процессов энергетического обмена:
А) синтез 36 молекул АТФ
Б) расщепление полисахаридов до моносахаридов
В) кислородное окисление пировиноградной кислоты
Г) бескислородное расщепление глюкозы
Д) синтез двух молекул АТФ
В18. Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе:
А) восстановление углекислого газа
Б) образование НАДФ . 2Н
В) синтез углеводов
Г) использование энергии молекул АТФ
Д) возбуждение хлорофилла
В19. Установите последовательность процессов, происходящих на рибосоме:
А) тРНК отрывается от и иРНК и выталкивается из рибосомы
Б) рибосома нанизывается на иРНК, в ней размещается два триплета
В) к двум триплетам присоединяется два комплементарных триплета тРНК с аминокислотами
Г) рибосома перемещается на соседний триплет, к которому тРНК доставляет новую аминокислоту
Д) рядом расположенные аминокислоты на рибосоме взаимодействуют с образованием пептидной связи
В20. Установите последовательность процессов, происходящих в мейозе:
А) расхождение сестринские хроматид к полюсам клетки
Б) перекрест хроматид гомологичных хромосом
В) конъюгация гомологичных хромосом
Г) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
Д) образование четырех клеток с гаплоидным набором хромосом
Задания части С
С1. Раскройте функции белков, расположенных в плазматических мембранах клетки.
С2. Каково молекулярное строение наружной плазматической мембраны клеток животных?
С3. Как преобразуется солнечная энергия в световой фазе фотосинтеза?
С4. Какие основные процессы происходят в темновой фазе фотосинтез?
С5. В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?
С6. Каково строение и функции яйцеклеток у животных?
С7. Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
С8. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГТГЦЦГТЦАААА. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
С9. Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов в гене, кодирующем этот полипептид, число кодонов на иРНК, соответствующее аминокислотам, и число молекул тРНК, необходимое для биосинтеза этого полипептида.
С10. В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА ГГЦ ЦГЦ АУУ ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин(А), гуанин(Г), тимин(Т) и цитозин(Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.
ОТВЕТЫ
Часть А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 |
А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 | А17 | А18 | А19 | А20 |
2 | 1 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 |
А21 | А22 | А23 | А24 | А25 | А26 | А27 | А28 | А29 | А30 |
4 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 |
Часть В
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 |
126 | 145 | 135 | 246 | 145 | 246 | 346 | 124 | 236 | 134 |
В11 | В12 | В13 | В14 | В15 | В16 | В17 | В18 | В19 | В20 |
146 | 235 | 12211 | 2112 | 122112 | ГБАВД | БГДВА | ДБАГВ | БВДАГ | ВБГАД |
Часть С
С1. 1) строительная – входит в состав мембран;
2) транспортная – переносит молекулы и ионы через мембрану;
3) ферментативная – располагаются на мембране и ускоряют реакции обмена веществ;
4) сигнальная – обеспечивают раздражимость клетки
С2. 1) молекулы липидов образуют двойной слой;
2)молекулы белка пронизывают толщину мембраны или располагаются на ее внешней или внутренней поверхности;
- снаружи к белкам и липидам могут присоединяться углеводы, образуя гликокаликс;
С3. 1) молекулы хлорофилла поглощают солнечную энергию, которая приводит электроны в возбужденное состояние;
2) энергия возбужденных электронов расходуется на синтез АТФ;
3) под действием энергии солнечного света происходит фотолиз воды;
4) протоны водорода соединяются с переносчиком НАДФ+ за счет энергии Солнца.
С4. 1) поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ . 2Н;
2) использование в реакциях энергии АТФ, синтезированных в световой фазе;
3) синтез глюкозы и крахмала;
С5. 1) энергия молекул АТФ, синтезируемых в процессе энергетического обмена, используется в процессе биосинтеза белка;
2) белки распадаются до аминокислот, которые используются в биосинтезе новых белков;
3) в процессе биосинтеза образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена;
С6. 1) содержит гаплоидный набор хромосом ( по одной из каждой гомологичной пары);
2) клетки не подвижные, содержать все органоиды и запас питательных веществ;
3) обеспечивает передачу наследственной информации от материнского организма потомству;
4) обеспечивают питательными веществами развивающийся зародыш;
С7. 1) последовательность на ДНК: ГАТГТТЦЦГАТА;
2) антикодоны четырех молекул т-РНК: ГАУ,ГУУ, ЦЦГ, АУА;
3) аминокислотная последовательность: лей-глн-гли-тир;
С8. 1) последовательность на и-РНК: ЦАЦГГЦАГУУУУ;
2) антикодоны т-РНК: ГУГ, ЦЦГ, УЦА, ААА;
3) аминокислотная последовательность: гис-гли-сер-фен;
С9. 1) код ДНК триплетен, поэтому ген, кодирующий полипептид из 20 аминокислот, содержит 20 х 3 = 60 нуклеотидов;
2) и-РНК содержит 20 кодонов;
3) для биосинтеза данного полипептида понадобится 20 молекул т-РНК.
С10. 1) антикодоны т-РНК комплементарны кодонам и-РНК, а последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна одной из цепей ДНК;
2) участок одной цепи ДНК: ТТА-ГГЦ-ЦГЦ-АТТ-ЦГТ,
а состав второй цепи ДНК: ААТ-ЦЦГ-ГЦГ-ТАА-ГЦА;
3) число нуклеотидов: А- 7, Т- 7, Г- 8, Ц- 8;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция по естествознанию в 10 классе "Единство многообразия. Биологические системы"
Данный урок направлен на актуализацию знания учащихся о биологическом многообразии систем органического мира.В ходе урока рассматриваются уровни иерархии биологических ситем, дается представление о те...
Программа «Биологические системы и закономерности» для учащихся 10-11 классама элективного курса по биологии
Элективный курс по биологии "Биологические системы и закономерности" для учащихся 10-11 классов. Цель курса: формирование целостной картины мира с учетом общебиологических закономерностей в рамк...
Урок биологии в 6 классе, учебник В.В. Пасечник. Растения – биологические системы
Цель: систематизация и закрепление знаний по строению растительного организма.Особенности педтехнологий: интегрированное содержание, использование компьютерной презентации, опорного конспекта, самосто...
Тест «Организм как биологическая система».
Итоговые тесты по теме "Организм как биологическая система" для учащихся 11 класса, составленные в форме ЕГЭ...
тест по теме" Общие понятия о биологических системах и процессах"
Тестирование по вводным урокам в 10 классе,подготовка к ЕГЭ,вопросы,часто выпадающие из подготовки учащихся....
Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"
Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини ...
Проверочная работа по теме: "Клетка как биологическая система"
Все живое состоит из клеток, поэтому необходимо представлять себе строение клетки. Данная работа способствует систематизации и углублению знаний о строении эукариотической клетки....