Урок- путешествие в мир плодов
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Данный материал можно использовать в ходе изучения ботаники в 6 классе по УМК Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plodi.rar | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема
Цель:
обучающие – создать условия для формирования у учащихся знания о плоде как о важном органе цветкового растения, о его строении и значении;
развивающие - развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; формировать умения по классификации плодов и определению признаков приспособленности к распространению семян.
воспитывающие - продолжить экологическое воспитание учащихся на основе изучения приспособленности растений к распространению семян;
Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками - «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на команду; листы самоконтроля «Строение цветка», инструктивные карточки; видеопроэктор, презентация «Плоды».
Ход мероприятия
Класс делиться на группы по 3-4 человека.
Учитель.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем и поиграем, и чтобы настроиться на хорошую работу, послушаем стихотворение Николая Заболоцкого.
Слайд 2.
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Слайд 3. Отгадайте загадку:
Весной повис –
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод.)
- Как вы думаете, о чём идёт речь?
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. Что же такое плод? А для этого отправимся в путешествие в страну «Плодов». Но для того чтобы попасть туда нам нужно знать где она находится и как туда попасть. Для этого поможем двум мальчикам решить спор.
Этап 1(Слайд 4)
1. Давайте поможем решить спор двум товарищам, один
из которых утверждает, что кочан капусты - это плод, а другой
с ним не согласен. Как вы думаете, кто из них прав?
(Ответ: кочан капусты - это не плод, так как он не образуется из цветка. Кочан - это почка.)
2. Есть ли плоды у ели?
(Ответ: у ели нет цветков, поэтому не может быть и плодов. Шишка - это побег.)
Каждая группа высказывает свои предположения. Правильный ответ -1 балл.
Учитель. Давайте вспомним строение цветка, это поможет нам найти путь в страну.
Этап 2.(Слайд 5). Строение цветка
Венчик
Пестик
'Тычинка
Чашелистик
Каждой группе выдается карточка «Строение цветка». Необходимо правильно подписать части цветка.
'Цветоножка
Цветоложе
Правильный ответ -1 балл.
Учитель. Что нужно для того, чтобы образовался плод?
Этап 3 (Слайд 6). Образование плода
Каждой группе выдаются карточки с заданием. Необходимо верно указать в таблице последовательность процессов, необходимых для образования плода. Правильный ответ -1 балл.
Карточка с заданием:
ПРОЦЕССЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЛОДА | |
- Образование плода | № Название процесса 1
2 3 4 |
- Опыление | 2 |
- Образование цветка | 3 |
- Оплодотворение | 4 |
Ответ:
ПРОЦЕССЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЛОДА | |
№ Название процесса | |
1 Образование цветка | |
2 Опыление | |
3 Оплодотворение | |
4 Образование плода |
Из чего еще состоит и образуется плод?
ЦВЕТОК (ПЕСТИК) ПЛОД
СЕМЯЗАЧАТОК СЕМЯ
СТЕНКА ЗАВЯЗИ ОКОЛОПЛОДНИК
Плод - важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
Учитель. Вот мы и определили правильный путь к стране «Плодов».
И перед нами открылась удивительная страна. Сколько разных улиц, но без названия. А узнать их название мы можем и сами, выполнив следующее задание.
Плоды бывают очень разнообразные.
Этап 4 (Слайды 7 – 18 ). Эти разные плоды (исследовательская работа).
Каждой группе раздается коллекция плодов.
В о п р ос : на какие группы и по каким признакам вы можете разделить эти плоды?
Задание: составьте варианты классификации плодов из предложенных материалов. Одна классификация - 1 балл.
Перед вами коллекции плодов, инструктивные карточки-задания, таблицы, при помощи которых вы сможете ответить на поставленный вопрос и выполнив исследовательскую работу. Результаты занесите в таблицу.
Этап 5 . Мозговой штурм
Всем группам одновременно задаются вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы:
1.0 ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?
- Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?
- Почему плоды вкусные?
- Что находится внутри плода?
- Для чего появились плоды?
- Почему необходимо распространять семена?
Ведущий. Для распространения своих семян растения придумали много разных приспособлений
Этап 6. Эстафета загадок
Всем группам одновременно задаются вопросы. Необходимо ответить на вопрос, о каком растении идет речь, и описать способ распространения им семян.
1.Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Под покровом степной тишины,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
(Животными.)
2. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик.) (Ветром.)
3. Пролетают вереницы
Новосёлов, будто птицы;
Прилетят домой -
И крылья долой.
(Клён.) (Ветром.)
4. На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась -
Всё развалилось.
(Созревшие семена гороха.) (Самораспространение.)
5. Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа...
На кого идёт облава?
(Саморазбрасывание семян у акации.) (Самораспространение.)
6. Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос.) (Водой.)
- Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух.) (Человеком, животными.)
Ведущий. Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян. А какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека?
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ (слайд 19)
В ПРИРОДЕ | В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА |
Развитие семени | Продукты питания |
Созревание семян | Корм скоту |
Расселение растений | Лекарство |
Пища для животных | Сырьё в промышленности |
Освоение новых территорий |
Этап 7.Литературный
Назовите художественные произведения, в которых есть упоминание о плодах. За один правильный ответ -1 балл.
- «Принцесса на горошине» - боб. (Г.-Х. Андерсен.)
- «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб. (Народная сказка.)
- «Конёк-горбунок» - зерновка. (П. Ершов.)
- «Золушка» - тыквина. (Ш. Перро.)
- «Приключения Чипполино»: ягода - помидор, костянка -вишенка и т. д. (Д. Родари.)
Подведение итогов.
Самооценка учащихся. (Слайд 20)
Рефлексия:
Какое у вас настроение на конец урока?
Узнали ли вы что новое и интересное?
Что вам понравилось на уроке, а что нет? (слайд 21)
Домашнее задание: прочитать параграф, выполнить задание к нему; по желанию составить кроссворд, подобрать загадки на тему «Плоды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой урок по теме «Цветок. Плод. Семя»
Игровой урок по теме: " Цветок.Плод.Семя" предназначен для обучающихся 6-ых классов.Может проводиться как обобщающий урок к теме "Генеративные органы растений". Урок содержит разнообразнын задания, по...
Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологиче...
Урок по естествознанию: "Распространение плодов и семян"
Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ....
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Урок путешествие "Многообразие и значение плодов"
Урок путешествие "Многообразие и значение плодов"...
Конспект урока «Многообразие и распространение плодов. Строение и значение плода. Семя».
В разработке предсатвлен конспект урока для 6 класса (Линия УМК Н.И. Сонина)...