Урок- путешествие в мир плодов
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Федяева Галина Николаевна

Данный материал можно использовать в ходе изучения ботаники в 6 классе по УМК Пасечника В.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plodi.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:

[ФЕДЯЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА]

Урок биологии                   6 класс

Тема

Цель:

обучающие – создать условия для формирования у учащихся знания о плоде как о важном органе цветкового растения, о его строении и значении;

развивающие - развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; формировать умения по классификации плодов и определению признаков приспособленности к распространению семян.

воспитывающие - продолжить экологическое воспитание учащихся на основе изучения приспособленности растений к распространению семян;

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками - «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на команду; листы самоконтроля «Строение цветка», инструктивные карточки; видеопроэктор, презентация «Плоды».

Ход мероприятия

Класс делиться на группы по 3-4 человека.

Учитель. 

Здравствуйте!  Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем и поиграем, и чтобы настроиться на хорошую работу, послушаем стихотворение Николая Заболоцкого.

Слайд 2.

НЕ  ПОЗВОЛЯЙ  ДУШЕ  ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

 Чтоб в ступе воду не толочь,

 Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

        

Слайд 3. Отгадайте загадку:

Весной повис –

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

(Плод.)

-        Как вы думаете, о чём идёт речь?

Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. Что же такое плод? А для этого отправимся в путешествие в страну «Плодов». Но для того чтобы попасть туда нам нужно знать где она находится и как туда попасть. Для этого поможем двум мальчикам решить спор.

Этап 1(Слайд 4)

1.        Давайте поможем решить спор двум товарищам, один
из которых утверждает, что кочан капусты - это плод, а другой
с ним не согласен. Как вы думаете, кто из них прав?

(Ответ: кочан капусты - это не плод, так как он не образуется из цветка. Кочан - это почка.)

2.        Есть ли плоды у ели?

(Ответ: у ели нет цветков, поэтому не может быть и плодов. Шишка - это побег.)

Каждая группа высказывает свои предположения. Правильный ответ -1 балл.

Учитель. Давайте вспомним строение цветка, это поможет нам найти путь в страну.

Этап 2.(Слайд 5). Строение цветка

Венчик

Пестик

'Тычинка

Чашелистик

Каждой группе выдается карточка «Строение цветка». Необходимо правильно подписать части цветка.

'Цветоножка

Цветоложе

Правильный ответ -1 балл.

Учитель. Что нужно для того, чтобы образовался плод?

Этап 3 (Слайд 6). Образование плода

Каждой  группе выдаются карточки с заданием. Необходимо верно указать в таблице последовательность процессов, необходимых для образования плода. Правильный ответ -1 балл.

Карточка с заданием:

ПРОЦЕССЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЛОДА

- Образование плода

№             Название процесса

    1

 

2 3 4

- Опыление

2

- Образование цветка

3

- Оплодотворение

4

Ответ:

ПРОЦЕССЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЛОДА

№                         Название процесса

1         Образование цветка

2        Опыление

3        Оплодотворение

4         Образование плода

Из чего еще состоит и образуется плод?

ЦВЕТОК (ПЕСТИК)        ПЛОД

СЕМЯЗАЧАТОК                    СЕМЯ

СТЕНКА ЗАВЯЗИ                    ОКОЛОПЛОДНИК

Плод - важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.

Учитель. Вот мы и определили правильный путь к стране «Плодов».

И перед нами открылась удивительная страна. Сколько разных улиц, но без названия. А узнать их название мы можем и сами,  выполнив следующее  задание.

Плоды бывают очень разнообразные.

Этап 4 (Слайды  7 – 18 ). Эти разные плоды (исследовательская работа).

Каждой группе раздается коллекция плодов.

В о п р ос : на какие группы и по каким признакам вы можете разделить эти плоды?

Задание: составьте варианты классификации плодов из предложенных материалов. Одна классификация - 1 балл.

Перед вами коллекции плодов, инструктивные карточки-задания, таблицы,  при помощи которых вы сможете ответить на поставленный вопрос и выполнив исследовательскую работу.  Результаты занесите в таблицу.

Этап 5 . Мозговой штурм

Всем группам одновременно задаются вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

       1.0 ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?

  1. Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?
  2. Почему плоды вкусные?
  3. Что находится внутри плода?
  4. Для чего появились плоды?
  5. Почему необходимо распространять семена?

Ведущий. Для распространения своих семян растения придумали много разных приспособлений

Этап 6. Эстафета загадок

Всем группам одновременно задаются вопросы. Необходимо ответить на вопрос, о каком растении идет речь, и описать способ распространения им семян.

                 1.Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Под покровом степной тишины,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

(Животными.)

2.        Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

(Одуванчик.) (Ветром.)

3.        Пролетают вереницы
Новосёлов, будто птицы;
Прилетят домой -

И крылья долой.

(Клён.) (Ветром.)

4.        На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась -
Всё развалилось.

(Созревшие семена гороха.) (Самораспространение.)

5.        Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа...
На кого идёт облава?

(Саморазбрасывание семян у акации.) (Самораспространение.)

6.        Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.

(Кокос.) (Водой.)

  1. Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

 Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

(Лопух.) (Человеком, животными.)

Ведущий. Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян. А какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека?

ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ (слайд 19)

В ПРИРОДЕ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Развитие семени

Продукты питания

Созревание семян

Корм скоту

Расселение растений

Лекарство

Пища для животных

Сырьё в промышленности

Освоение новых территорий

Этап 7.Литературный

Назовите художественные произведения, в которых есть упоминание о плодах. За один правильный ответ -1 балл.

  1. «Принцесса на горошине» - боб. (Г.-Х. Андерсен.)
  2. «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб. (Народная сказка.)
  3. «Конёк-горбунок» - зерновка. (П. Ершов.)
  4. «Золушка» - тыквина. (Ш. Перро.)
  5. «Приключения Чипполино»: ягода - помидор, костянка -вишенка и т. д. (Д. Родари.)

Подведение итогов.

Самооценка учащихся. (Слайд 20)

Рефлексия:

Какое у вас настроение на конец урока?

Узнали ли вы что новое и интересное?

Что вам понравилось на уроке, а что нет? (слайд 21)

Домашнее задание: прочитать параграф, выполнить задание к нему; по желанию составить кроссворд, подобрать загадки на тему «Плоды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой урок по теме «Цветок. Плод. Семя»

Игровой урок по теме: " Цветок.Плод.Семя" предназначен для обучающихся 6-ых классов.Может проводиться как обобщающий урок к теме "Генеративные органы растений". Урок содержит разнообразнын задания, по...

Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.

Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологиче...

Урок по естествознанию: "Распространение плодов и семян"

Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Урок путешествие "Многообразие и значение плодов"

Урок путешествие "Многообразие и значение плодов"...

Конспект урока «Многообразие и распространение плодов. Строение и значение плода. Семя».

В разработке предсатвлен конспект урока для 6 класса (Линия УМК Н.И. Сонина)...