Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plod.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, работа со схемами.
Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика.
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем.
- Изучение нового материала.
1. Загадка: Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
Как вы думаете, о чём идёт речь?
2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»
Запись вопроса на доске.
3. Открываем тетради и записываем тему урока.
Плоды. Разнообразие и значение плодов.
4 .Решение проблемной ситуации:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
5. Беседа
- На месте чего образуется плод? (На месте цветка)
. Как же происходит образование плода?
Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
6. По окончании работы один ученик выходит к доске и рассказывает о строении цветка по таблице.
Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.
7. Запись определения плода в тетради.
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.\
8. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.
9. Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ
СОЧНЫЕ СУХИЕ
Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные
Ягода Костянка Коробочка Зерновка
Яблоко Боб Семянка
Проверка самостоятельной работы и корректировка.
Лаб. работа «Многообразие плодов»:
Выданы различные плоды. Обучающиеся должны определить к какому виду они относятся. ( Сделать описание согласно классификации и заполнить таблицу).
Цель: научиться находить признаки сходства и различий плодов, делать описание согласно классификации.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
- Работать за столом следует аккуратно.
- Не делать резких движений.
- Осторожно пользоваться режущим и колющим инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться.
- В случае пореза, обратиться к учителю.
- Запрещается исследовать раздаточный материал на вкус.
- Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
- После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
ПЛАН РАБОТЫ
- Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.
- Прослушайте дополнительные пояснения учителя.
- Выполните лабораторную работу.
- Запишите результаты в бланке отчета.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
- Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.
- Рассмотрите предложенные вам плоды.
- Определите названия этих растений .
- Обратите внимание на размеры, цвет и форму плодов.
- Осторожно, не нарушая целостности плодов, потрогайте их пальцами.
- Аккуратно вскройте плоды и рассмотрите, что внутри.
- Определите, на какие группы можно разделить предложенные вам плоды (ориентируйтесь на пункты 4, 5 и 6).
- Сгруппируйте плоды в соответствии с выбранными вами признаками.
- Оформите отчет по лабораторной работе в таблице.
- Сделайте выводы, указав признаки сходства и различия представленных плодов.
Название плода | Тип плода | Какие растения Имеют такой плод | |
Сочный или сухой | Односемянной или многосемянной | ||
10. Обобщение и корректировка ответов учащихся; запись вывода в тетрадь
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
Решение проблемной ситуации
- Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
11. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
- Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
- Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
- На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
- Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
- Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
- Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
- «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
- «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
- «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
- «Золушка» - тыквина (Ш. Перо)
- «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Родари).
- Подведение итогов:
Рефлексия:
IV. Д/З.: параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; написать сказку с плодами в «главных ролях».
Resource id #3546
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии в 6 классе "Плоды и семена"
Познакомит учеников с плодами и строением семян, научит выполнять практические работы...
Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"
Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год. Урок по...
Презентация к уроку биологии 6 класс "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"
Биология 6 класс. Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева. "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"...
Урок биологии. 6 класс. Распространение плодов и семян.
Урок биологии. 6 класс. Распространение плодов и семян. Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. ...
Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян.
Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян....
Материалы открытого урока в 7 классе «Разнообразие плодов и семян»
Урок биологии в 7 классе «Разнообразие плодов и семян» был построен как комбинированный с лабораторной работой. Основная задача урока связана с формированием умения у учеников различать су...
Технологическая карта урока биологии по теме: "Распространение плодов и семян" 6 класс
Технологическая карта урока биологии по теме: "Распространение плодов и семян" 6 класс УМК В.В. Пасечника поможет подготовиться к уроку....