Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями;  сформировать умения по классификации   плодов и определении признаков приспособленности к    распространению семян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plod.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.

Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями;  сформировать умения по классификации   плодов и определении признаков приспособленности к    распространению семян

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:  объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа,  работа с таблицами и  наглядным материалом,  решение проблемных ситуаций,  разгадывание кроссворда, работа со схемами.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками –  «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля  - «Строение цветка» - у каждого ученика.

Ключевые слова и понятия: цветок,  плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

 Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем.

  1. Изучение нового материала.

 

1.      Загадка:     Весной повис-                        

                       Всё лето кис,

                       А сладок  стал –                    

                       На землю пал.                        

                                            (Плод)                                            

Как вы думаете, о чём идёт речь?

 

2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»

Запись вопроса на доске.

 3. Открываем тетради и записываем тему урока.

Плоды. Разнообразие и значение плодов.

4 .Решение проблемной ситуации:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.

 Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

5. Беседа

  • На месте чего образуется плод?  (На месте цветка)

.   Как же происходит образование плода?

Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.

 6. По окончании работы  один ученик выходит к доске и рассказывает о строении цветка по таблице.

Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут  МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.

7. Запись определения плода в тетради.

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.\

8. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.

9. Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

                   СОЧНЫЕ                                                                СУХИЕ          

Многосемянные      Односемянные                                      Многосемянные     Односемянные

  Ягода                          Костянка                                                 Коробочка              Зерновка

  Яблоко                                                                                         Боб                          Семянка

Проверка самостоятельной работы и корректировка.

Лаб. работа «Многообразие плодов»: 

 Выданы различные плоды. Обучающиеся должны определить к какому виду они относятся. ( Сделать описание согласно классификации и заполнить таблицу).

Цель: научиться находить признаки сходства и различий плодов, делать описание согласно классификации.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ 

  1. Работать за столом следует аккуратно.
  2. Не делать резких движений.
  3. Осторожно пользоваться режущим и колющим инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться.
  4. В случае пореза, обратиться к учителю.
  5. Запрещается исследовать раздаточный материал на вкус.
  6. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
  7. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

ПЛАН РАБОТЫ 

  1. Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.
  2. Прослушайте дополнительные пояснения учителя.
  3. Выполните лабораторную работу.
  4. Запишите результаты в бланке отчета.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 

  1. Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.
  2. Рассмотрите предложенные вам плоды.
  3. Определите названия этих растений .
  4. Обратите внимание на размеры, цвет и форму плодов.
  5. Осторожно, не нарушая целостности плодов, потрогайте их пальцами.
  6. Аккуратно вскройте плоды и рассмотрите, что внутри.
  7. Определите, на какие группы можно разделить предложенные вам плоды (ориентируйтесь на пункты 4, 5 и 6).
  8. Сгруппируйте плоды в соответствии с выбранными вами признаками.
  9. Оформите отчет по лабораторной работе в таблице.
  10. Сделайте выводы, указав признаки сходства и различия представленных плодов.

Название плода

Тип плода

Какие растения

Имеют такой плод

Сочный или сухой

Односемянной или многосемянной

10. Обобщение и корректировка  ответов  учащихся; запись вывода в тетрадь

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Решение проблемной ситуации

  • Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

11. Изучение способов  распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

 

  • Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

  • Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

  • На сучке -  арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

              (созревшие семена гороха)

  • Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

                (саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

  • Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

                (Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

  • Выпускает он листы

Широченной  широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

                  (Лопух)

 Человеком – крючки, липучки.

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
  • «Конёк -  горбунок» - зерновка (П. Ершов)
  • «Золушка» - тыквина (Ш. Перо)
  • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Родари).

  1. Подведение итогов:

Рефлексия:

IV. Д/З.: параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; написать сказку с плодами в «главных ролях».

                 

Resource id #3546

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 6 классе "Плоды и семена"

Познакомит учеников с плодами и строением семян, научит выполнять практические работы...

Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

Презентация к уроку биологии 6 класс "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"

Биология 6 класс. Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева. "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"...

Урок биологии. 6 класс. Распространение плодов и семян.

Урок биологии. 6 класс. Распространение плодов и семян. Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. ...

Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян.

Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян....

Материалы открытого урока в 7 классе «Разнообразие плодов и семян»

Урок биологии в 7 классе «Разнообразие плодов и семян» был построен как комбинированный с лабораторной работой. Основная задача урока связана с формированием умения у учеников различать су...

Технологическая карта урока биологии по теме: "Распространение плодов и семян" 6 класс

Технологическая карта урока биологии по теме:  "Распространение плодов и семян" 6 класс УМК В.В. Пасечника поможет подготовиться к уроку....