Урок биологии в 7 классе "Класс Земноводные" (презентация)
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему
Данный материал предназначен для изучения класса Земноводных в 7 классе по УМК Пасечника В.В.. В данном файле содержится разработка урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_zemnovodnie.rar | 524.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7 классе разработала учитель биологии МОУ Иващенковская СОШ Федяева Галина Николаевна
Урок биологии
Тема урока: «Внешнее и внутреннее строение земноводных в связи со средой обитания»
Задачи урока:
1) сформировать знания об особенностях внешнего и
внутреннего строения земноводных как первых наземных
позвоночных животных, вышедших на сушу; добиться
понимания взаимосвязи строения органов с
выполняемыми функциями;
2) продолжить формирование умений выдвигать гипотезы,
доказывать и опровергать факты, сравнивать, работать с
текстом и рисунками учебника;
3) развивать коммуникативные и рефлексивные качества
личности, расширять кругозор обучающихся.
Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы.», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные», остеологический препарат «Скелет лягушки», компьютерная презентация «Класс Земноводные».
Тип урока – урок изучения нового материала.
Метод обучения – проблемный (на данном уроке использую алгоритм проблемного подхода в обучении по Е.Л. Мельниковой).
Ход урока
1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.
Слайд №1 Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с одним из удивительных животных, которое освоило 2 среды обитания. Относится оно к типу Хордовых подтипу Позвоночных. Тело его состоит из головы, туловища и конечностей.
Животное это очень полезное. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен первый памятник этому животному. Второй памятник воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. Оба памятника – дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки. Кто это?
Слайд № 2 Подсказка учителя: (одновременно на проекторе идет показ слайда)
А сколько лягушек – бесчисленно много.
Их можно считать и считать без конца.
Отдали науке лягушачьи ноги.
На пользу науке отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
Ты тихо скажи ей:
«Лягушка, прости!»
Погладь осторожно прохладную лапку.
На волю, как в сказку, ее отпусти.
Учитель:
Слайд №3 Земноводные – это первые позвоночные животные, вышедшие на сушу. С какими проблемами они столкнулись в наземно-воздушной среде? Выскажите свои предположения.
Класс делится на несколько групп, которые независимо друг от друга штурмуют свою задачу, выдвигают идеи, а затем выбирают лучшие. Задачи групп объединяются общей темой – адаптацией земноводных к наземно-воздушной среде обитания.
2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.
Используется метод «Мозговой штурм» для активизации творческой деятельности обучающихся.
Слайды № 4-8 Задания для групп:
- сравнить внешнее строение лягушки и рыбы.
- Выявить особенности формы тела земноводных, связанных с передвижением и ориентацией в пространстве.
- Выявить особенности строения земноводных в связи с жизнью в воде.
- Выявить особенности строения земноводных в связи с жизнью на суше.
- Выявить особенности размножения земноводных.
Каждая группа штурмует свою проблему
3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.
(Обсуждение проблем, формулировка выводов).
1 группа
Заполнение сравнительной таблицы «Сравнительная характеристика надкласса рыб и класса Земноводные»
№п/п | Сравниваемый признак | Группа Хордовых | |
Рыбы | Земноводные | ||
1 | Отдел головы | ||
2 | Покровы тела | ||
3 | Конечности | ||
4 | Наличие шеи | ||
5 | Особенности черепа | ||
6 | Хорда у взрослых животных | ||
7 | Симметрия тела | ||
8 | Среда обитания | ||
9 | Органы дыхания | ||
10 | Строение сердца | ||
11 | Круги кровообращения | ||
12 | Особенности головного мозга | ||
13 | Оплодотворение | ||
14 | Развитие |
– Приспособления к среде обитания оформить в виде таблицы.
2 группа - особенности формы тела земноводных, связанных с передвижением и ориентацией в пространстве:
1.Тело состоит из головы, туловища и конечностей.
2. Позвоночник делиться на отделы: шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой (у хвостатых). Подвижное соединение головы с туловищем.
3.Хорошо развиты конечности: передние и задние ноги. Опорой задних конечностей земноводных служит тазовый пояс, образованный тазовыми костями. Каждая конечность состоит из 3 отделов, которые сочленены между собой подвижно при помощи суставов. Задние ноги длиннее передних – передвижение прыжками.
Черты приспособленности лягушки к жизни:
3 группа - В воде
1.Пальцы задних конечностей соединены
плавательной перепонкой.
2.Глаза и ноздри расположены на верхней
стороне головы.
3.Голая кожа, богатая железами.
4.Ноздри сообщаются с ротовой полостью.
4 группа - На суше
1.Конечности наземного типа.
2.Глаза защищены веками, имеющими
слезные железы.
3.Барабанная перепонка. Имеется среднее ухо
4.Слизь, покрывающая кожу, защищает ее от высыхания.
5 группа - особенности размножения земноводных.
1.Раздельнополые
2.Откладывание самками икры, самцы выпускают на нее жидкость, содержащую сперматозоиды.
3. Развитие с метаморфозом (длительность 2- 3 месяца). Личинки-головастики внешне напоминают рыб, развиваются в воде, дышат жабрами, имеют хвост. Затем идет превращение головастика в лягушку: появление конечностей – развитие легких – укорачивание хвоста.
4.Размножение происходит с третьего года жизни.
Отчеты групп о своих исследованиях.
4.Творческое применение открытых знаний.
1. Составить по 2 «тонких вопроса» и «толстых вопроса» другой группе.
2. Составить секвейн «Земноводные».
3. Составить опорный-графический конспект к уроку.
Учащиеся каждой группы задают друг другу вопросы, оценивая самостоятельно правильность ответа.
Зачитывание секвейнов каждой группы.
Показ опорных конспектов к уроку.
Слайд.№ 9 Просмотр презентации Классификация Земноводных.
Слайды № 10-12 Амфибии – рекордсмены.
Слайд № 13. Домашнее задание
Подготовьте параграф
Составьте кластер по теме урока «Земноводные».
Сделайте информационную подборку: «Это интересно».
Слайд № 14. Рефлексия
Моя мыслительная деятельность на уроке была,,,,,,,,
Самым сложным для меня было,,,,,,,,,
Больше всего мне понравилось,,,,,,
Что осталось непонятным на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...