Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику авт. Сонин Н.И., Сапин М.Р. ( на 2014-2015 учебный год).
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Куприянова Светлана Николаевна

Данная рабочая программа полностью соответствует требованиям к рабочим программа  в 2014-2015 учебном году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии  для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2010 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа по биологии для  8  класса  разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.;
  • основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МОУ СОШ с.Акшуат МО «Барышский район» Ульяновской области;
  • учебным планом на 2014-2015 учебный год МОУ СОШ с.Акшуат МО «Барышский район» Ульяновской области;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

на основе:

  • Программы для общеобразовательных учреждений Сонин Н.И., Захаров В.Б., Захарова Е.Т., Природоведение 5 класс .Биология 6-11 классы. Программа основного общего образования. Биология 7-9  классы. - М.: Дрофа, 2010., 5 издание, стереотипное
  • учебника Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа. 2009. – 176 с.
  • Рабочей тетради по биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек «, авт. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек».– М.: Дрофа. 2010 – 140 с.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии на данной ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту, является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

При изучении данного курса биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.

Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При разработке  программы учитывалисьмежпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на данной ступени основного общего образования являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Данная программа реализована в учебнике: Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология: Человек»  (Учебник для общеобразовательных учебных заведений), Москва «Дрофа» 2009г.

Курс включает:

Практических работ – 6 часов:

  1. «Распознавание на таблицах органов и систем органов»;
  2. «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»;
  3. «Измерение массы и роста своего организма»;
  4. «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»;
  5. «Определение частоты дыхания»;
  6. «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»;

Лабораторных работ – 7 часов:

  1. «Изучение микроскопического строения тканей»;
  2. «Изучение изменения размера зрачка»;
  3. «Изучение внешнего строения костей »;
  4. «Изучение микроскопического строения крови»;
  5. «Измерение кровяного давления»;
  6. «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»;
  7. «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

Место учебного предмета в учебном плане Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно действующему  Федеральному Базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ  рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю ( в год – 70 часов).

Способы   контроля и оценивания образовательных достижений учащихся по биологии в 8 классе

 Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

 Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

 Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

 Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

 Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

  Оценка выполнения тестовых  работ по биологии:

оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.

 Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;
  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  2. или было допущено два-три недочета;
  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  4. или эксперимент проведен не полностью;
  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Содержание  учебного  предмета

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Место человека в системе органического мира

2

2

Происхождение человека

2

3

Краткая история развития знаний о человеке, науки, изучающие организм человека.

1

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

5

Координация и регуляция

10

6

Опора и движение

8

7

Внутренняя среда организма

3

8

Транспорт веществ

4

9

Дыхание

5

10

Пищеварение

5

11

Обмен веществ и энергии

2

12

Выделение

2

13

Покровы тела

3

14

Размножение и развитие

3

15

Высшая нервная деятельность

5

16

Человек и его здоровье

4

17

Резервное повторение

7

Итого:

70

Содержание тем учебного курса

по биологии 8 класс (70 часов, из них 7 ч – резервного времени)

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация. Скелеты позвоночных и человека, таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке, науки, изучающие организм человека. (1 ч)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих ученых – анатомов и физиолого

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы.

  • Изучение микроскопического строения тканей.
  • Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая н.с. вегетативная и соматическая части н.с. рефлекс; проведение нервного импулься.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий, ее значение и связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения, слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные и практические работы.

  • Изучение головного мозга человека (по муляжам).
  • Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей. Рост костей. Возрастные изменения. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль н.с. в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы.

  • Изучение внешнего строения костей.
  • Измерение массы и роста своего организма.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови. Плазма крови. Свертываемость крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа.

  • Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы.

  • Измерение кровяного давления.
  • Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая  работа.

  • Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторная работа.

  • Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и жнергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4 ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы.

  • Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.
  • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Резервное повторение – 7 часа

Тематический план по биологии в 8 классе. Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин

70 часов – 2 часа в неделю, из них 7ч – резервного времени

№ урока

Лаб/р,

пр/р.

Кол ч

Тема урока

2

Тема 1:Место человека в системе органического мира

1

1

Место человека в системе органического мира

2

1

Особенности человека

2

Тема 2: Происхождение человека

3

2

Происхождение человека. Этапы его становления.

4

1

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Тема 3: Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

5

1

Историческое развитие знаний о строении и функциях организма

4

Тема 3: Общий обзор строения и функций организма человека

6-7

2

Клеточное строение организма

8

Л.р. №1

1

Ткани и органы

9

Пр.р. №1

1

Органы. Системы органов. Организм

10

Тема 5: Координация и регуляция

10

1

Гуморальная регуляция, железы внутренней секреции.

11

1

Гормоны и их роль в обменных процессах, нервно- гуморальная регуляция.

12

1

Нервная регуляция, значение нервной системы. Рефлекс.

13

1

Строение и функции спинного мозга

14

Пр. р. №2

1

Строение и функции отделов головного мозга

15

1

Большие полушария головного мозга.

16

Лаб.р.№2

1

Анализаторы, их строение, функции. Зрительный анализатор.

17

1

Анализатор слуха и равновесия.

18

1

Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние, вкус. Чувствительный анализатор. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

19

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Координация и регуляция»

8

Тема: Опора и движение

20

1

Скелет человека, его отделы.

21

Л.р.№3

1

Состав и строение костей.

22

1

Рост костей. Типы соединения костей.

23

1

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

24

1

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции

25

1

Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц.

26

Пр.р. №3

1

Значение физкультуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

27

1

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной  активности.

3

Тема 7:Внутренняя среда организма

28

Л.р. №4

1

Внутренняя среда организма. Плазма крови, форменные элементы крови.

29

1

Иммунитет

30

1

Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор.

4

Тема 8: Транспорт веществ

31

1

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

32

1

Сердце, его строение и регуляция деятельности.

33

Лр.р.№5

1

Движение крови и лимфы по сосудам

34

Пр.р.№4

1

Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

5

Тема 9:Дыхание

35

1

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

36-38

Пр.р. №5

3

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция.

39

1

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

5

Тема10:Пищеварение

40

1

Пищевые продукты и питательные вещества.

41

1

Пищеварение в ротовой полости

42-43

Л.р. №6

2

Пищеварение в желудке и кишечнике

44

1

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

2

Тема11:Обмен веществ и энергии.

45

1

Общая характеристика обмена веществ и энергии.

46

1

Витамины. Их роль в обмене веществ.

2

Тема12:Выделение

47

1

Органы выделения. Почки, их строение и функции.

48

1

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Заболевания почек.

3

Тема13: Покровы тела

49

1

Строение и функции кожи.

50

1

Роль кожи в теплорегуляции.

51

1

Закаливание. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупрежд.

3

Тема14:Размножение и развитие

52

1

Система органов размножения, строение и гигиена.

53

1

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

54

1

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

5

Тема15:Высшая нервная деятельность

55

1

Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.

56

1

Торможение. Типы нервной системы.

57

1

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

58

1

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательный процесс.

59

1

Типы нервной деятельности.

4

Тема16: Человек и его здоровье

60

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ, факторы риска для здоровья человека

61

1

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

62

Л.р. №7

1

Оказание первой доврачебной помощи.

63

Пр.р. №6

1

Человек и окружающая среда

7

Резервное повторение

64

Повторение и обобщение материала по темам «Клеточное строение.Ткани и органы»

65

Повторение и обобщение материала по темам «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека»

66

Зачет по темам

67

Повторение и обобщение материала по темам «Пищеварение. Дыхание. Выделение»

68

Повторение и обобщение материала по темам «Координация и регуляция», «ВНД»

69

Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»

70

Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье»

Планируемые результаты изучения курса биологии в 8 классе

     В результате изучения данного курса биологии ученик должен

знать/понимать:

  • фундаментальные понятия биологии;
  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов и систем органов человека;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения:
  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии  на организм вредных привычек,
  • основные приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,
  • правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека;
  • систематическое положение человека и его происхождение;
  • основные области применения биологических знаний в практике при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и их топографию, системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
  • объяснять связь между строением и функциями органов;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника основной материал; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;
  • владеть языком предмета;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и общественной гигиены;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-методический комплекс, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 216 с.: ил.
  2. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 63 с.: ил.
  3. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература для учителя

  1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология: Человек» (автор-составитель Т.В.Козачок.). Волгоград, Учитель, 2009г.
  2. Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк «Биология» (Справочник для учителей), Москва «Айрис» 2000г.
  3. Биология. Проверочные тесты и задания. 6-11 кл. Волгоград «Учитель» 2010г.
  4. Биология. 5-11кл. Волгоград «Учитель» 2009г.
  5. Биология. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/ авт.-сост. С.Б. Циклов. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 192 с.: ил. – (государственная итоговая аттестация)
  6. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс/ сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
  7. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.
  8. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т.  1 – 3. – М.: Мир, 1996.

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion




Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Акшуат

МО «Барышский район» Ульяновская область

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

естественно-математического цикла

      ____________ Р.А. Мурзакова                

   Протокол №________________

от «___» ____________ 2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________В.А. Лапшова

   

«___» ____________ 2014 г.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ с. Акшуат

МО «Барышский район»

_______________ В.П.Фомина      

  Приказ № ________________

от «___» ____________ 2014 г.

Рабочая программа

Наименование  курса  -    биология

Классы  - 8

Уровень общего образования   - основное  общее образование

Учитель  - Куприянова Светлана Николаевна

Срок реализации программы -  2014 – 2015 уч. год

Количество часов по учебному плану: всего в год - 70 часов

                                                                    в неделю – 2 часа

Планирование составлено на основе:

Программы для общеобразовательных учреждений Сонин Н.И., Захаров В.Б., Захарова Е.Т., Природоведение 5 класс .Биология 6-11 классы. Программа основного общего образования. Биология 6-9 классы. - М.: Дрофа, 2010., 5 издание, стереотипное

Учебники:  Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек. 8 класс. Учебник

       для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа. 2009 г.

     

Рабочую программу составила __________ Куприянова Светлана Николаевна



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса  биологии «Человек» 8 класса, 70 часов (2 час в неделю)

/по учебнику  Сонин Н.И, Сапин М.Р./

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания,

задачи урока

Тип урока

Форма организации деятельности

Методы обучения

Требования к уровню подготовки

учащихся

Средства

обучения

план

факт

2

Раздел 1.Место человека в системе органического мира

1/1

Место человека в системе органического мира

Определить место человека в системе органического мира, формировать умение работать с учебником, совершать мыслительные операции

Вводный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником

Проблемные

знать основные понятия, особенности строения и поведения человека, его место в системе;

уметь обсуждать проблему, использовать знания

Рисунки учебника

2/2

Особенности человека

Определить характерные для человека особенности, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, в парах. Проблемные, частично-поисковые

знать основные понятия, характерные особенности человека;

уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать

Рисунки учебника, дополнительная литература

2

Раздел 2.Происхождение человека

3/1

Происхождение человека, этапы его становления

Углубить знания учащихся о происхождении человека, формировать умение объяснять причины совершенствования поведения человека

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником

Проблемные, частично-поисковые

знать основные понятия, этапы происхождения

человека;

уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать

Бюсты австралопитека, кроманьонца, неандертальца, питекантропа, шимпанзе

4/2

Расы человека, их происхождение и единство

Раскрыть понятие «раса», механизмы образования рас продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником Проблемные

знать основные понятия, виды рас, их происхождение,

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Бюсты представителей азиатско-американской, представителя евразийской (европеоидной), представителя экваториальной рас

1

Раздел 3.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

5/1

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Познакомить учащихся с краткой историей развития знаний о человеке, его строении и функциях

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником Проблемные

знать историю развития знаний о происхождении человека, его строении и функциях,

уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать

Дополнительная литература, учебник, портреты ученых

4

Раздел 4.Общий обзор строения и функций организма человека

6-7/

1-2

Клеточное строение организма

Закрепить знания о клеточном строении организма, строении животной клетки, органоидов клетки

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, в парах Проблемные

знать основные понятия, строение клетки, отличие растительной и животной клеток,

уметь называть органоиды клетки, сравнивать клетки различных царств

Таблица «эукариотическая клетка» «ратительная и животная клетка», рисунки учебника, таблица

8/3

Ткани и органы

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Определить сущность понятия ткань и орган, формировать умение распознавать ткани и органы

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемные

знать основные понятия, типы и виды тканей

уметь различать виды тканей, органы, ими образованные

Оборудование для л/р, микропрепараты, инструктивная карта

9/4

Органы, системы органов, организм

Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Определить сущность понятий, основные функции физиологических систем и органов, из образующих

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемные

знать основные понятия, функции основных систем, органов,

уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать

Видеофрагмент «Общее знакомство с организмом человека», инструктивные карты, таблицы, муляжи

10

Раздел 5.Координация и регуляция

10/1

Гуморальная регуляция, железы внутренней секреции.

Определить сущность гуморальной регуляции, особенности работы желез внутренней секреции, роль гормонов в жизни человека

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником  

Проблемные

знать основные понятия, железы, образующие эндокринный аппарат, его строение и функции, роль гормонов

уметь применять полученные знания

Барельеф «Эндокринная система», рисунки учебника

11/2

Гормоны и их роль в обменных процессах, нервно-гуморальная регуляция.

Объяснить учащимся характерные особенности гормонов и их роль в обмене веществ, рассказать о нарушениях нервно-гуморальной регуляции

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником

Проблемные

знать основные определения, особенности гормонов и их роль, признаки нарушения н.- г

регуляции

Дополнительная литература

12/3

Нервная регуляция, значение нервной системы. Рефлекс

Усвоить строение и классификацию нервной системы, строение нервной ткани, сущность понятий рефлекс, рефлекторная дуга

Комбинированный, вводный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником

Проблемные, частично-поисковые

знать строение и функции нервной системы, нейрона, сущность основных понятий.

уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать

Таблица «Нервная система»

13/4

Строение и функции спинного мозга

Определить место спинного мозга, его форму, длину, функции

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, индивидуальная Проблемные

знать строение и функции спинного мозга,

уметь работать с текстом учебника, логически мыслить

Таблица «Нервная система»,

Барельеф «Строение спинного мозга»

14/5

Строение и функции отделов головного мозга

Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека» (по муляжам)

Изучить строение основных отделов головного мозга, их функции

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемные

знать основные понятия, строение и функции головного мозга

уметь объяснять суть процессов происходивших в головном мозге

Барельефы «Мозг. Вид сбоку», «Зоны мозга»

15/6

Большие полушария головного мозга

Познакомить учащихся с особенностями строения полушарий головного мозга

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником Проблемные

знать строение полушарий головного мозга, функции долей и зон коры больших полушарий

уметь сравнивать строение головного мозга человека и животных

Муляж «полушария мозга», рисунки учебника, барельеф «зоны мозга»

16/7

Анализаторы, их строение, функции. Зрительный анализатор

Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка»

Определить термин анализатор, особенности строения, формировать умение работать с учебником

Интегрированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемные

знать основные понятия и термины, строение и функции глаза

уметь работать с текстом учебника, логически мыслить

Барельеф «Строение глаза», модель глаза, видеофрагмент «зрительный анализатор», инструктивная карта

17/8

Анализаторы слуха и равновесия

Дать учащимся представление о том, как устроены органы слуха и равновесия, каковы их физиологические особенности; рассмотреть механизм действия анализаторов слуха и равновесия; обсудить вопросы гигиены органов зрения, слуха и равновесия.

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником Проблемные

знать строение и функции анализаторов, гигиену органов слуха

уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и средой

Модель уха, слуховые косточки, рисунки учебника, видеофрагмент «анализатор слуха»

18/9

Кожно-мышечная чувствительность, обоняние, вкус Чувствительность анализаторов, их взаимодействие

Познакомить учащихся со строением и функционированием кожно-мышечного анализатора, вкусового и обонятельного анализаторов. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

Комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником Проблемные

знать различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции

Рисунки учебника, барельеф «строение кожи», видеофрагмент

19/10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Координация и регуляция»

Закрепить знания учащихся

обобщающий

Индивидуальная, групповая, работа с учебником Репродуктивные

Тест

Тестовые задания

8

 Раздел 6. Опора и движение

20/1

Скелет человека, его отделы.

Расширить знания о строении и функциях скелета; изучить строение скелета человека; обратить внимание на особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Вводный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником

Проблемные

знать значение аппарата опоры и движения, строение и функции скелета

уметь распознавать части опорно-двигательного аппарата

Скелет человека, таблица «опорно-двигательная система»

21/2

Состав и строение костей.

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей»

Изучить строение и химический состав костей, типы соединения костей в скелете; разобраться в классификации костей, используя наглядный материал; дать представление о возрастном изменении костной ткани

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемные

знать виды костей, строение и химический состав кости, типы соединения костей

уметь определять тип соединения костей

Скелет человека, таблица «опорно-двигательная система», рисунки учебника, презентация, инструктивные карты

22/3

Рост костей. Типы соединения костей

23/4

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

На основе повторения материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм, научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Комбинированный

Индивидуальная, групповая, работа с учебником Частично-поисковые

знать виды травм, из признаки

уметь оказывать ПМП

Презентация, видеофрагмент

24/5

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции.

Расширить знания о строении и функциональных особенностях мышечной ткани; сформировать представления об основных группах мышц тела человека.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные

знать строение и свойства мышечной ткани, основные группы мышц,

уметь определять группы мышц, работать с текстом учебника, логически мыслить

Таблица «мышечная система»

25/6

Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц.

Закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц, рассмотреть условия нормального функционирования мышц, механизмы регуляции мышечных сокращений, факторов, влияющих на работоспособность мышц.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные

знать условия функционирования мышц, систему, управляющую работой мышц

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Таблица «мышечная система», презентация,

26/7

Значение физкультуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма»

Раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемные

знать условия развития костей и мышц, причины возникновения плоскостопия

Видеофрагмент «опора и движение», оборудование для пр/р, инструктивные карты

27/8

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата, роль двигательной активности

Раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Обобщающий

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Частично-поисковые

знать черты сходства и различия в опорно-двигательном аппарате человека и животных

Карточки с заданиями,

тестовые задания

3

Раздел 7.Внутренняя среда организма

28/1

Внутренняя среда организма. Плазма крови, форменные элементы крови

Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови»

Сформировать представление о внутренней среде организма, познакомить с ее составом; обратить внимание на важность поддержания постоянства внутренней среды для организма; дать понятие гомеостаза. Закрепить знания о составе и функциях внутренней среды организма; изучить механизм свертывания крови, его значение и возможные нарушения

Вводный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемно-поисковые

знать состав внутренней среды организма, особенности и значение крови, тканевой жидкости, лимфы,

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию знать состав, строение, место образования и значение плазмы, элементов крови

Оборудование для л/р, готовые микропрепараты, инструктивные карты, рисунки учебника

29/2

Иммунитет

Сформировать понятие о защитных свойствах организма, рассмотреть виды иммунитета, объяснить сущность борьбы организма с инфекционными заболеваниями, значение профилактических прививок.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Частично- поисковый

знать основные понятия, виды иммунитета, виды прививок

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Таблица «Иммунная система человека»

30/3

Группа крови, переливание крови, донорство, резус-фактор

Закрепить знания о составе и функциях внутренней среды организма; изучить механизм свертывания крови, его значение и возможные нарушения; сформировать представления о группах крови, их совместимости, роли доноров.

Обобщающий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемно-поисковые

знать группы крови, значение переливания крови,

уметь работать с источниками информации

Таблица «Гомеостаз», видеофрагмент «кровь», магнитная модель

«Генетика группа крови»,  «Наследование резус-фактора»

4

Раздел 8. Транспорт веществ

31/1

Движение крови и лимфы в организме, органы кровообращения

Закрепить сведения о функциях крови; изучить строение органов кровообращения, функций кровообращения

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемный

знать особенности строения органов кровообращения

уметь считать пульс, измерять кровяное давление

Таблица «кровеносная система»

32/2

Сердце, его строение и регуляция деятельности

Закрепление знаний о значении кровообращения в организме; осознание взаимосвязи строения и функций сердца; изучение механизмов регуляции работы сердца.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемный

знать работу сердца, стадии сердечного цикла, особенности регуляции работы сердца

Муляж «сердце», рисунки учебника

33/3

Движение крови и лимфы по сосудам

Лабораторная работа №5 «Измерение кровяного давления»

Изучить закономерности движения крови по сосудам; познакомить с понятиями «кровяное давление», «пульсовое давление» и физиологическим смыслом измерения этих параметров; продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни человека.

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемный

знать основные термины,  особенности движения крови по венам, особенности работы лимфатической системы

уметь считать пульс, измерять кровяное давление

Видеофрагмент «кровеносная система», Таблица «кровеносная система», оборудование для л/р, инструктивная карта

34/4

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Практическая работа №4 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» 

Обобщить сведения о видах кровотечений и мерах оказания первой помощи; показать вредное влияние алкоголя, никотина и других негативных факторов на сердечно-сосудистую систему; дать представление о способах профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Частично-поисковый

знать о влиянии вредных привычек на ССС

уметь распознавать виды кровотечений, оказывать ПМП при повреждении сосудов

Видеофрагмент «кровеносная система», оборудование для пр/р, инструктивная карта

5

Раздел 9. Дыхание

35/1

Потребность организма человека в кислороде, строение органов дыхания

Познакомить со строением органов дыхания, осознать взаимосвязь строения и функциональных особенностей дыхательной системы

Вводный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Частично-поисковый, проблемный

знать сущность процесса дыхания, роль кислорода в организме человека,

уметь выполнять практические задания

Таблица «дыхательная система»

36-38/

2-4

Газообмен в легких и тканях, дыхательные движения и их регуляция

Практическая работа №5 «Определение частоты дыхания»

Разобраться в механизме газообмена, осознав взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; изучить способы регуляции деятельности дыхательной системы.

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Частично-поисковый

знать особенности строения легких, механизм газообмена,

уметь характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Таблица «дыхание», презентация, видеофрагмент «дыхание», оборудование для пр/р, инструктивная карта

39/5

Заболевания органов дыхания, их предупреждение,

Познакомить учащихся с возможными нарушениями в работе дыхательной системы, с правилами оказания первой помощи при остановке дыхания, показать вредное воздействие курения на организм человека, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Обобщающий

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные

знать заболевания и нарушения органов дыхания, правила дыхания

уметь оказывать ПМП при нарушениях дыхания и ССС

Презентация, сообщения учащихся,

Тестовое задание

5

Раздел 10. Пищеварение

40/1

Пищевые продукты и питательные вещества

раскрыть значение пищеварения в организме человека, выяснить сущность превращения питательных веществ в организме, уточнить разницу между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества».

Вводный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные

знать основные понятия, функции пищеварительной системы, роль питательных веществ

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Презентация, дополнительная литература

41/2

Пищеварение в ротовой полости

Раскрыть механизм пищеварения в ротовой полости, изучить детали строения зубов, сформулировать правила ухода за зубами и ротовой полостью.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные

знать процесс пищеварения в ротовой полости

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Таблица «пищеварительная система», видеофрагмент

42-43

/3-4

Пищеварение в желудке и кишечнике

Лабораторная работа «6 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

Дать представление об особенностях строения желудка, кишечника, механизмах их работы; раскрыть свойства ферментов пищеварительных желез; продолжить формирование у учащихся умения понимать взаимосвязь строения и функций органов, представлений о здоровом образе жизни.

Комбинированный

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Частично-поисковые

знать строение желудка и кишечника, процессы, происходящие в них, свойства ферментов желудочного сока

Таблица «пищеварительная система», видеофрагмент «пищеварение», оборудование для пр/р, инструктивная карта

44/5

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Дать представление о причинах возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта, их профилактике, мерах первой помощи при их возникновении; расширить знания о пищеварении; сформулировать правила личной гигиены и режима питания.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Частично-поисковые

знать значение кулинарной обработки пищи, режим питания, меры предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта

Презентация, видеофрагмент

Тестовые задания

2

Раздел 11. Обмен веществ и энергии

45/1

Общая характеристика обмена веществ и энергии

Развить представления о взаимосвязях различных систем органов; изучить механизм и биологический смысл пластического и энергетического обмена как двух сторон метаболизма; продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни человека, рациональном питании.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные

знать энергетический и пластический обмен, роль органов кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Презентация, дополнительная литература

46/2

Витамины. Их роль в обмене веществ.

Продолжить изучение биологически активных веществ организма человека; дать представление о многообразии витаминов, их значении; рассмотреть причины и симптомы авитаминозов; формировать понятие здорового питания и здорового образа жизни.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные

знать значение витаминов, роль витаминов в обмене веществ

уметь правильно хранить продукты питания

Презентация, сообщения учащихся

2

Раздел 12. Выделение

47/1

Органы выделения.  Почки, их строение и функции.

Раскрыть структурные и функциональные особенности почек как основных органов мочевыделительной системы, рассмотреть механизм образования мочи.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемные

знать значение и строение мочевыделительной системы, особенности внешнего строения и локализацию почек

Таблица «органы выделения», модель почки, барельеф «строение почки»

48/2

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Заболевания почек.

Обобщить и закрепить материал предыдущего урока, дополнить его, рассмотреть вопросы гигиены почек и мочевыводящих путей, познакомить с причинами патологий этих органов и мерами по их профилактике, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемные

знать влияние заболеваний на работу почек, роль гигиены питания

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Презентация, видеофрагмент «выделительная система»

Тестовое задание

3

Раздел 13. Покровы тела

49/1

Строение и функции кожи

Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, рассмотреть структурные и функциональные особенности ее производных: волос, ногтей, сальных, потовых и молочных желез.

Вводный

Фронтальная, работа с учебником Проблемные

знать строение и функции кожи, основные термины,

уметь устанавливать связь строения и функций кожи

Барельеф «строение кожи», рисунки учебника

50/2

Роль кожи в теплорегуляции

Познакомить с механизмами терморегуляции в организме человека, раскрыть роль повышения температуры во время болезни, рассмотреть меры оказания первой помощи при перегревании и переохлаждении

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемные

знать роль кожи в терморегуляции, условия хранения постоянной температуры тела

уметь разъяснять механизм терморегуляции, оказывать ПМП при нарушениях терморегуляции

Видеофрагмент «кожа», дополнительная литература

51/3

Закаливание. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Рассмотреть меры оказания первой помощи при перегревании и переохлаждении, значение закаливания для сохранения здоровья, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни, формирование знаний о гигиене человеческого тела.

Обобщающий

Фронтальная, групповая, работа с учебником Частично-поисковые

знать роль закаливания организма, гигиенические требования к одежде и обуви

уметь соблюдать правили гигиены

Презентация, видеофрагмент  «ЗОЖ»

3

Раздел 14. Размножение и развитие

52/1

Система органов размножения, строение и гигиена

Обобщить сведения о различных типах размножения в природе, выявить черты преимущества полового размножения, познакомить с особенностями строения мужской и женской половой системы.

Комбинированный

Фронтальная, работа с учебником Проблемные

знать строение и функции половой системы, преимущества полового размножения

уметь использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека

Таблица «женская и мужская половая системы», презентация

53/2

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

Обобщить сведения о репродуктивной системе человека, рассмотреть основные возрастные периоды развития человека, их особенности. Планирование семьи

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемные

знать особенности роста и развития ребенка, периоды формирования организма

уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию

Презентация, видеофрагмент «размножение и развитие»

Тестовое задание

54/3

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи

5

Раздел 15. Высшая нервная деятельность

55/1

Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.

Познакомить с Рефлек-торной теорией поведения; механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов.

Вводный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемные

знать особенности высшей нервной деятельности, определение рефлекса

уметь раскрывать суть рефлекторной теории поведения

Дополнительная литература, таблица, видеофрагмент «поведение», портрет Павлова, Сеченова

56/2

Торможение. Типы нервной системы.

Познакомить с механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемные

знать роль и физиологическую природу различных видов торможения

Сообщения, опорный конспект, дополнительная литература, видеофрагмент

57/3

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена

Познакомить с биологической природой сна как разновидности деятельности мозга; сформулировать условия полноценного сна, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные

знать основные термины, фазы сна, их характеристики

уметь анализировать, выделять главное, обсуждать проблему

Опорный конспект, видеофрагмент

58/4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательный процесс

Закрепить материал предыдущих уроков; выяснить особенности ВНД человека; раскрыть значение речи, мышления, памяти, внимания в процессе сознательной психической деятельности человека, общении, передаче опыта, адаптации к среде.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемные

знать особенности ВНД человека, значение речи, мышления, сущность памяти, её виды

уметь анализировать, выделять главное, обсуждать проблему

Опорный конспект, видеофрагмент, презентация

59/5

Типы нервной деятельности

Познакомить с типами нервной деятельности и видами темперамента, проявлением различных типов темперамента и характера; продолжить формирование представлений о человеке как сложно устроенной целостной системе.

Диалог

Фронтальная, индивидуальная работа с учебником Проблемный

знать типы ВНД, темпераменты, сущность терминов,

уметь характеризовать темперамент человека

Опорный конспект, видеофрагмент, презентация

Тестовое задание

4

Раздел 16. Человек и его здоровье

60/1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ, факторы риска для здоровья человека

Углубить знания учащихся о ЗОЖ, раскрыть понятие факторы риска и меры борьбы с ними

Диалог

Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемный

знать основные понятия

уметь применять полученные знания

Презентация, дополнительная литература, памятка ЗОЖ

61/2

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

Углубить знания учащихся о действии вредных привычек на организм человека, о мерах их профилактики

Диалог

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемный

знать основные понятия

Сообщения, презентация, видеофрагмент, карточки с заданиями

62/3

Оказание первой доврачебной помощи.

Лабораторная работа №7 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Показать учащимся простейшие способы оказания ПМП при различных видах повреждений (при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении)

Диалог

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемный

уметь применять полученные знания

Таблица ПМП, презентация, оборудование для л/р

63/4

Человек и окружающая среда

Практическая работа №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Познакомить с типами влияния окружающей среды на человека, меры борьбы с ними. Правила поведения человека в окружающей среде.

Диалог

фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль

Проблемный

знать основные понятия

Дополнительная литература, видеофрагмент, оборудование для пр/р, инструктивные карточки

7

Резерв

64/1

Повторение и обобщение материала по темам «Гуморальная регуляция»

Контроль

65/2

Повторение и обобщение материала по темам «Нервно-гуморальная регуляция человека»

Контроль

66/3

Зачет по темам «Опорно-двигательный аппарат»

Контроль

67/4

Контрольно-зачетный урок  по темам «Внутренняя среда организма»

Контроль

68/5

Повторение и обобщение материала по темам «Координация и регуляция», «ВНД»

69/6

Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»

Контроль

70/7

Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по учебнику Авт. И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова ( на 2014-2015 учебный год).

Данная программа содержит полный комплект, требуемый к рабочим программа по биологии в 2014-2015 учебном году...

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Spotlight 2016-2017 учебный год

Поурочное планирование для 7 класса по Spotlight, удд и краткое содержание программы....

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...

Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"

Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....