Планирование и организация научно-исследовательской деятельности учащихся
методическая разработка по биологии на тему
Представлены этапы планирования и организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_nauchno-issled.d-ti.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Научно-исследовательская работа позволяет каждому учащемуся исправить, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.
Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе обучения, когда формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.
Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения НИР учащимися.
Этап 1. Мотивация НИР
Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, а абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно, что наряду с моральными стимулами (мы в поселке впервые занимаемся этим вопросом) можно увидеть и материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в вуз. Мы материальным стимулом выбирали раньше защиту реферата на государственном экзамене, сейчас выступление на научно-практической ученической конференции «Через творчество и поиск к совершенству».
Этап 2.Выбор направлений исследований.
Это наиболее сложный этап. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы. Объем исследований должен быть таким, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами.
Мы решили изучать ПК пос. Зеленый по направлениям: атмосфера (климат), почва, фенология, выполнить несколько работ экологического характера по отработке методик биоиндикации окружающей среды, по оценке экологического состояния учебно-опытного участка, оценке степени озеленения пришкольной территории, загрязнения атмосферы выбросами транспорта. Кроме того, мы изучаем здоровье человека: его хронотип, влияние Луны на самочувствие, способности.
Этап 3. Постановка задачи.
На этом этапе фиксируется настоящий уровень знаний и желаемые конкретные цели. Важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных, состоящих из 5-7 источников. Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных.
На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, их результаты фиксируются. Главное здесь не результат, а пройденный детьми путь.
Позиция руководителя – активно-наблюдательская. Важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему? Что из этого следует?,
Что будет если?…»
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез.
Форма дискуссии любая, но демократичная. Каждый участник работы должен высказать свою точку зрения.
Этап 6. Оформление результатов работы.
Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде доклада, коллектив самостоятельно готовит доклад, а задача руководителя – отредактировать «детский текст».
Этап 7. Представление исследовательской работы.
Очень полезно предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории, т.е. на научно-практической ученической конференции.
Создание условий для научно-практической исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, помогает учащимся реализовать их жизненные цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...
статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"
статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...
Организация научно-исследовательской работы с учащимися
Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...