Календарно-тематическое планирование 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_klass_biologiya.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор СШ № 1 Муханова Ж.И. _______________ От «_____» ___________2014 года | Учитель : Лазебник Н.К Специальность: биология Категория: высшая
|
Календарно-тематическое планирование программного материала
в ___9 «Б», 9 «В»___ классе по ___биологии____
2014-2015 учебный год
Всего часов в год ___68___ (в неделю __2__ часа)
Обязательных письменных работ ________ в год
Зачетов ____4____ в год
Практических работ __2__ в год
Лабораторных работ __9__ в год
Тестовый контроль ____ в год
Биология
9 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Дата 9Б | Дата 9В | Тип урока | Оборудование, дополнительный материал | Домашнее задание |
1 четверть | |||||||
Введение в биологию (1 час). | |||||||
1. | «Общая биология» в системе естественно - научных дисциплин, её цель и задачи. Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности, многообразие живого мира, уровни организации живой материи. Значение предмета для понимания всего живого. 1. Экскурсия на природу для ознакомления с многообразием живого мира. | 1 | 03.09 | 03.09 | Урок усвоения нового материала | Таблица «Уровни организации жизни» | Учебник 9 кл.Введение, § 2 |
Раздел I. Клетка – единица живого (14 часов). | |||||||
Глава I. Химический состав клетки (5 часов). | |||||||
2. | Предмет и задачи цитологии. Методы исследования и их значение для других биологических наук, медицины, сельскохозяйственного производства. | 1 | 05.09 | 05.09 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §11 | |
3. | История открытия клетки. | 1 | 08.09 | 08.09 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §11 | |
4. | Клеточная теория – величайшее открытие ХIХ века. Основные положения клеточной теории. Клетка – основная единица строения и развития, функциональная единица живого. | 1 | 10.09 | 10.09 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §11 | |
5. | Единство химического состава живой материи. Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий. Химические элементы, вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клетки. Административный контрольный срез | 1 | 15.09 | 15.09 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §7 | |
6. | Органические вещества: углеводы, белки нуклеиновые кислоты, АТФ, липиды, их элементарное строение, роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Лабораторная работа № 1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях. | 1 | 19.09 | 19.09 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §8-11 | |
Глава II. Структура и функции клетки (3 часа). | |||||||
7. | Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи и лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, их строение и выполняемая функция; клеточные включения. Лабораторная работа № 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожице лука. | 1 | 22.09 | 24.09 | Комбинированный урок | Таблица «Клетка» | Учебник 9 кл. §11 |
8. | Ядро, его строение и функция. Ведущая роль ядра. | 1 | 27.09 | 26.09 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §12 | |
9. | Клетки прокариоты и эукариоты, особенности их строения. Лабораторная работа № 3. Строение растительной, животной и бактериальной клеток. Найти различия в строении. | 1 | 29.09 | 01.10 | Комбинированный урок | Лабораторное оборудование | Учебник 9 кл. §12 |
Глава III. Обеспечение клеток энергией (2 часа). | |||||||
10. | Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Фотосинтез преобразование солнечной энергии в энергию органического вещества. Запасание энергии света в биологических «аккумуляторах». Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды. | 1 | 04.10 | 03.10 | Урок усвоения нового материала | Таблица «Фазы фотосинтеза» | Учебник 9 кл. §14, 16 |
11. | Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ. Биологическое окисление и горение. Анаэробный и аэробный гликолиз. Митохондрии – энергетические станции клетки. | 1 | 06.10 | 08.10 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §15 | |
Глава IV. Наследственная информация и реализация её в клетке (4 часа). | |||||||
12. | Генетическая информация. Н.К. Кольцов. ДНК – матрица для синтеза белка. Удвоение (редупликация ДНК). Образование информационной РНК на матрице ДНК. | 1 | 11.10 | 10.10 | Урок усвоения нового материала | Таблица «ДНК» | Учебник 9 кл. §10 |
13. | Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции. | 1 | 13.10 | 15.10 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §10 | |
14. | Генная и клеточная инженерия. | 1 | 18.10 | 17.10 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §49 | |
15. | Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция у высших организмов Зачет № 1 | 1 | 20.10 | 22.10 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. § | |
Раздел II. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов). | |||||||
Глава V. Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого (4 часа). | |||||||
16. | Митоз как основа бесполого размножения, его фазы. Биологическая сущность митоза. | 1 | 25.10 | 24.10 | Урок усвоения нового материала | Таблица «Митоз» | Учебник 9 кл. §13 |
17. | Формы размножения организмов. Типы бесполого размножения. Половое размножение. | 1 | 27.10 | 29.10 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §20 | |
18. | Мейоз и его биологическая сущность. Фазы мейоза. Сперматогенез. Овогенез. | 1 | 01.11 | 31.10 | Комбинированный урок | Таблица «Мейоз» | Учебник 9 кл. §13, 21 |
2 четверть | |||||||
19. | Оплодотворение у животных и цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §21 | |||
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов (2 часа). | |||||||
20. | Элементарное понятие индивидуального развития организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Сходство зародышей. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §22 | |||
21. | Организм как единое целое. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. Биологические часы. Анабиоз. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §23 | |||
Раздел III. Основы генетики и селекции (13 часов). | |||||||
Глава VII. Основные закономерности наследственности (5 часов) | |||||||
22. | Краткая история развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.И.Менделем. Гибридологический метод исследования наследственности. Моногибридное скрещивание. Единообразие первого поколения. Практическая работа № 1. Решение простейших генетических задач. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §38 | |||
23. | Закон доминирования. Расщепление признаков у второго поколения. Закон расщепления. Гомозиготные и гетерозиготные особи. | 1 | Комбинированный урок | Таблица «Моногибридное скрещивание» | Учебник 9 кл. §39,40 | ||
24. | Генотип и фенотип. Аллельные гены. Анализирующее скрещивание. Полное и неполное доминирование. Независимое наследование. Сцепленное наследование генов. Практическая работа № 2. Составление своей родословной. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §41 | |||
25. | Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §40 | |||
26. | Генетическое определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое разнообразие человека. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни человека. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §41 | |||
Глава VIII. Закономерности изменчивости (4 часа). | |||||||
27. | Модификационная и наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости. Генные, хромосомные, геномные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Лабораторная работа № 4. «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой модификационной изменчивости». Лабораторная работа № 5. Изменчивость организмов. | 1 | Комбинированный урок | Лабораторное оборудовние | Учебник 9 кл. §42 | ||
28. | Экспериментальное получение мутаций. Наследственная изменчивость человека. Административный контрольный срез | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §44 | |||
29. | Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Резус-фактор. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §44 | |||
30. | Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование. Зачет № 2 | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного материала | Учебник 9 кл. §45 | |||
Глава IX. Генетика и селекция (4 часа). | |||||||
31. | Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §46 | |||
32. | Методы современной селекции. Значение изменчивости для отбора. Отбор и его творческая роль. Оценка наследственных качеств. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §46 | |||
3 четверть | |||||||
33. | Родственные скрещивания и их значение в селекции. Гетерозис, его использование в сельском хозяйстве. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §47 | |||
34. | Полиплоидия. Отдалённая гибридизация. Искусственный мутагенез. Значение их в селекции. Успехи селекции. Лабораторная работа № 6. Фенотипы местных сортов растений. | 1 | Комбинированный урок | Лабораторное оборудовние | Учебник 9 кл. §47 | ||
Раздел IV. Эволюция (23 часа). | |||||||
Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (4 часа). | |||||||
35. | Возникновение и развитие эволюционных представлений. Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §24 | |||
36. | Ч.Дарвин и его теория происхождения видов. Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина. Возникновение синтетической теории эволюции. Доказательства эволюции. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §25 | |||
37. | Эмбриологические доказательства. Морфологические доказательства. Палеонтологические доказательства. Биогеографические доказательства эволюции. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §34 | |||
38. | Вид. Критерии вида. Популяция. Лабораторная работа № 7. Морфологические особенности растений различных видов. | 1 | Комбинированный урок | Лабораторное оборудовние | Учебник 9 кл. §29,30 | ||
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса (7 часов). | |||||||
39. | Роль изменчивости в эволюционном процессе. Мутационная изменчивость комбинативная изменчивость. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. § | |||
40. | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §25 | |||
41. | Борьба за существование. Внутривидовая борьба. Межвидовая борьба. Эффективность отбора. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §26 | |||
42. | Формы естественного отбора в популяциях. Движущая форма отбора. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §25 | |||
43. | Стабилизирующая форма отбора. Дрейф генов. Популяционные волны. Изоляция. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §25 | |||
44. | Приспособленность покровительственная окраска. Маскировка. Мимикрия. Предупреждающая окраска. Совершенство приспособлений их относительный характер. Лабораторная работа № 8. Приспособленность организмов. | 1 | Комбинированный урок | Лабораторное оборудовние | Учебник 9 кл. §28 | ||
45. | Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Соотношения направлений эволюции. Лабораторная работа № 9. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §30 | |||
Глава XII. Возникновение жизни на Земле (2 часа). | |||||||
46. | Развитие представлений о возникновении жизни. Теория возникновения жизни на Земле. Эксперимент Л.Пастера. Зачет № 3 | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §4 | |||
47. | Абиогенный синтез органических молекул. Современные взгляды на возникновение жизни. Возможно ли возникновение жизни на Земле в настоящее время? | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §5 | |||
Глава XIII. Развитие жизни на Земле (6 часов). | |||||||
48. | Развитие жизни в криптозое. Протерозой. Вспышка разнообразия животных. Развитие жизни в палеозое: Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь. | 1 | Урок усвоения нового материала | Таблица «Развитие жизни» | Учебник 9 кл. §33 | ||
49. | Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел. Развитие жизни в кайнозое. Палеоген. Неоген. Антропоген. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §33 | |||
50. | Многообразие органического мира. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §33 | |||
51. | Принципы систематики. Возникновение систематики. Искусственная и естественная системы. Классификация организмов. | 1 | Урок усвоения нового материала | презентация | |||
52. | Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги. | 1 | Комбинированный урок | презентация | |||
4 четверть | |||||||
53. | Клеточные формы жизни, их разделение на безъядерные и ядерные. Прокариоты. Эукариоты. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §12 | |||
Глава XIV. Происхождение человека (4 часа). | |||||||
54. | Доказательства происхождения человека. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §35 | |||
55. | Труд и происхождение человека. Предпосылки антропогенеза. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §35 | |||
56. | Первые люди. Древнейшие люди. Древние люди. Ископаемые люди современного типа. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §36 | |||
57. | Человеческие расы. Несостоятельность расизма. Реакционная сущность расизма. Административный контрольный срез | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §37 | |||
Раздел V. Основы экологии (11 часов). | |||||||
Глава XV. Экосистемы (7 часов). | |||||||
58. | Предмет экологии. Экологические факторы среды. | 1 | Урок усвоения нового материала | Таблица «Экологические факторы» | Учебник 9 кл. §50 | ||
59. | Биотический оптимум. Приспособленность организмов к среде обитания. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §51 | |||
60. | Взаимодействие популяций разных видов. экосистем. Зачет № 4 | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §52 | |||
61. | Сообщества. Экосистемы. Функциональные группы организмов в сообществах. Примеры экосистем. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §54 | |||
62. | Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем. Свойства экосистем. Саморегуляция. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §55 | |||
63. | Смена экосистем. Смена экосистем под влиянием человека. Агроценозы. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §56 | |||
64. | Применение экологических знаний в практической деятельности человека. | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного материала | презентация | |||
Глава XVI. Биосфера. Влияние деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы (4 часа). | |||||||
65. | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав. Круговорот углерода и азота в природе. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы. | 1 | Урок усвоения нового материала | Учебник 9 кл. §57 | |||
66. | Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §60 | |||
67. | Общество и окружающая среда. Рост численности населения. Индустриально-потребительское общество. Международное сотрудничество и борьба с бедностью. Концепция экологической безопасности. | 1 | Комбинированный урок | Учебник 9 кл. §63 | |||
68. | Экологические проблемы Республики Казахстан. Устойчивое развитие. | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного материала | Учебник 9 кл. §61 |
Литература:
- Биология: Гильманов М.К. и др. Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. шк. – Алматы: Изд-во «Атамұра», 2005. – 288с.
- Биология: Курмангалиева Ж.Ж. Общие принципы организации живых существ. Тетрадь с заданиями для индивидуальной работы учащегося. Для 9 кл. общеобразоват.шк. (на рус.яз.) – Алматы: «888», 2011, ч.1 – 32с., ил.
- Биология: Курмангалиева Ж.Ж. Основы генетики и селекции. Тетрадь с заданиями для индивидуальной работы учащегося. Для 9 кл. общеобразоват.шк. (на рус.яз.) – Алматы: «888», 2011, ч.2 – 32с., ил.
- Биология: Методическое руководство. Шилдебаев Ж., Алимкулова Р. Пособие для учителей 9 кл. общеобразоват. шк. – Алматы: Изд. «Мектеп», 2005. – 88 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...