Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии по теме "Экологическое земледелие. Борьба с вредителями сельскохозяйственных культур".
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Материал предназначен для использования во внеклассной работе по биологии на ступени старшей школы. Целью внеклассного мероприятия является развитие биологического мышления школьников, умения анализировать биологические явления и факты, делать прстейшие экономические расчеты, а также умение применять знания в нестандартной ситуации. Актуальность материала связана с возрастающим значением экологического земледелия и производства экологически чистых продуктов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekozemledelie.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стародубская средняя общеобразовательная школа № 1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. БОРЬБА С ВРЕДИТЕЛЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР»
Разработала:
учитель биологии МБОУ ССОШ № 1
Киндыч Наталья Кирилловна
Внеклассное мероприятие по биологии
по теме «Экологическое земледелие. Борьба с вредителями сельскохозяйственных культур»
(для учащихся 10 класса)
Цели: развитие биологического мышления, умения анализировать биологические явления и факты, делать простейшие экономические расчеты, а также умение применять знания в нестандартных ситуациях.
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, что такое здоровье?
Ученики: Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.
Учитель: От чего зависит наше физическое состояние?
Ученики: Перечисляют.
Учитель: Большое значение, конечно, для здоровья человека имеют продукты питания. А какую угрозу могут представлять продукты питания для здоровья человека?
Ученики: Повышенная концентрация нитратов.
Учитель: Почему в продуктах может содержаться повышенная концентрация нитратов?
Ученики: Внесение химических удобрений, что повышает эффективность сельскохозяйственного производства, защищают урожай от вредителей.
Учитель: В современном мире очень актуальными являются экологически чистые продукты. Существует термин «экологическое земледелие», который означает, что продукция выращена без применения химических удобрений и генномодифицированных организмов. При этом эффективность производства остается высокой. Экологическое земледелие приобрело популярность в мире с 70-х годов прошлого века, и в начале своего зарождения развивалось на энтузиазме самих производителей. Лишь несколько десятилетий спустя в мире появились стандарты экологического земледелия, узаконенные на государственном уровне. Чтобы стать эко-фермером и перейти на органическое земледелие нужно перестать использовать пестициды. Для этого их необходимо заменить на биологические средства защиты растений
Какими же способами можно защитить урожай сельскохозяйственных растений без использования ядохимикатов?
Для сегодняшней работы у нас присутствуют группы: экологов, биологов и экономистов.
Экологи: Информация по теме «Биологические методы борьбы с вредителями»
На разнообразные методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, не связанные с применением ядохимикатов, возлагают большие надежды. Самым распространенным методом является метод подавления популяции вредителей, основанный на использовании паразитов и хищников. Биологический метод борьбы с вредителями основан на использовании естественных врагов из числа паразитических и хищных членистоногих – насекомых и клещей, микроорганизмов, насекомоядных птиц и хищных позвоночных.
Основными направлениями в использовании энтомофагов ((от греч. entoma — насекомые и phagos — пожиратель) — хищники, паразиты и другие организмы, опасные для насекомых, влияющие на естественное регулирование их численности; важнейшие агенты биологического метода и интегрированной защиты растений) являются способ сезонной колонизации, внутриареальное расселение, акклиматизация и содействие деятельности энтомофагов.
Особенно широко используются в качестве насекомых-паразитов различные наездники. Таким способом применяется яйцеед трихограмма, относящийся к отряду перепончатокрылых. Трихограмма откладывает свои яйца в яйца хозяина-вредителя, предпочитая свежеотложенные яйца. В биолабораториях трихограмму разводят на яйцах зерновой моли. Яйцееда выпускают не менее чем в 50 точках на 1 га. В борьбе с совками (озимой, капустной) выпускают по 15-50 тыс. особей паразита на 1 га. Также применяют против кукурузного мотылька, яблонной плодожорки и капустной белянки. В настоящее время различные виды трихограммы применяют на площадях около 10 млн. га. Чтобы понять насколько выгодно применение трихограммы обратимся к такому понятию как биологическая эффективность. В России этот показатель находится на уровне 65-75%. То есть 65-75% вредителей будут уничтожены, если использовать трихограмму для обработки посевов. Это хороший результат, ведь, например, в Германии, биологическая эффективность этого насекомого составляет 50-60%.
Учитель: На примере трихограммы давайте разберемся в экономической эффективности биологического способа борьбы с вредителями садовых культур (например, яблонная плодожорка).
Задания по группам.
Биологи: Выявить биологические особенности: трихограмм, яблонной плодожорки. Какой фактор является ограничивающим для их распространения на другие территории?
Экономисты: Подсчитать экономический эффект от применения трихограммы для борьбы с яблонной плодожоркой.
Задача. Выясните, какими средствами экономически выгоднее обработать 40 га фруктового сада против вредителей, если на 1 га используют 4 г. трихограммы (в 1 г. – 40 тыс. особей, стоимостью 100 руб.)
или препаратом «Децис», если 5л. Стоит 4500 руб. (при расходе на 1га – 0,15 л.)
Экологи: Экологическая эффективность применения биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
Беседа.
Экологи. Применение химических удобрений приводит в накоплению в растительных организмах нитратов. Нитраты – соли азотной кислоты, присутствующие во всех живых организмах и составляющие необходимую часть питания растений. Основными источниками поступления нитратов в человеческий организм являются продукты растительного происхождения (прежде всего овощи) и вода.
Нитраты и нитриты всегда содержатся в нашем рационе. Такие овощи как капуста, шпинат, листовая капуста, брокколи, свекла, корнеплоды имеют естественно большее содержание нитратов, чем другие растительные продукты. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет допустимой суточной дозой 3,7 мг нитратов на 1 кг массы тела, а нитритов — 0,2 мг на кг.
Человек подвергается высокому содержанию нитратов из почвы и воды, загрязненными стоками азотсодержащих удобрений (например, нитрат калия и аммиачная селитра)
Также большие дозы нитратов мы получаем их загрязненных продуктов питания, некоторых лекарств. Чем опасны нитраты? Основной причиной проблем являются продукты метаболита нитратов — нитриты. Нитриты, взаимодействуя с гемоглобином, образуют метгемоглобин, который не способен переносить кислород. Это приводит к кислородному голоданию и опасному для здоровья человека состоянию: цианоз (посинение кожи) конечностей, туловища, слабость и учащенное сердцебиение. Иногда происходит угнетение центральной нервной системы, появляются головные боли, головокружение, хроническая усталость, затрудненное дыхание и тошнота. Тяжелая форма метгемоглобинемии приводит к хронической сонливости, кратковременным потерям сознания, нарушению сердечного ритма, шокам, судорогам, коме и, в крайнем случае, к смертельному исходу.
Биологи. Трихограмма насекомое - энтомофаг которое уничтожает около 160-ти видов вредителей в фазе яйца. Трихограмма эффективна против вредителей, которые ведут скрытый способ жизни, поскольку химические препараты против них малоэффективные. Её производят в биолабораториях на яйцах природных видах насекомых, в основном на яйцепродукции зерновой моли. Трихограмма развивается в средине зараженных ею яиц насекомых-вредителей. Паразитический способ жизни ведут только личинки, а взрослая особь питается нектаром. Трихограмма принадлежит к семейству трихограматид (Trichogrammatidac) ряда перепончатокрылых насекомых которая паразитирует на яйцах многих сельскохозяйственных вредителей - озимой, капустной, окличной, хлопковой, гороховой, огородной и целого ряда подгрызающих и листогрызущих совок, кукурузной, луговой и американской бабочек, беланов, плодожорок, листоверток, жуков, подсолнуховой огневки, разного рода моли и других насекомых.
Длина тела 0,4 - 0,9 мм. Яйца зараженых трихограммой через несколько дней приобретают характерного черного цвета, с синеватым оттенком. Паразит (трихограмма) превращается в куколку в середине яиц живителя. Возрожденные из куколок взрослые особи через образуемые ими отверстия в оболочке яйца выходят наружу. Характерно, что самки возрождаются половозрелыми. Спаривание трихограммы проходит сразу после ее выхода из яиц живителя. Потом яйцеед снова начинает заражать яйца живителя.
В первый день жизни, самка откладывает наибольшее количество яиц. Продолжительность жизни взрослого насекомого зависит от температуры и влажности воздуха: уменьшается с повышением температуры и снижением влажности воздуха. Развитие трихограммы длится в среднем при температуре:
+ 30˚C -8 дней
+ 28˚C - 9 дней
+ 25˚C - 11 дней
+22˚C - 14 дней
+ 20˚C - 16 дней
+ 18˚C - 21 день
+ 16˚C - 17 дней
+ 13˚C - 40 дней
+ 11,5˚C - 53 дня.
Нижний порог развития составляет + 10˚C (что является ограничивающим фактором распространения). Может развиваться до девяти поколений паразита. Однако цикл развития трихограммы не совпадает с циклом развития ее основных живителей, поэтому значительная часть перезимовавшие трихограммы в апреле месяце не находит яйца вредителей, лет и яйцекладка которых наступает позднее. Поэтому первоочередной задачей биолаборатории является пополнение количества трихограммы - расселение на посевах сельскохозяйственных культур. Выпуск трихограммы проводят в два-три приема:
- в начале яйцекладки вредителей;
- с наступлением массовой яйцекладки.
Экономисты. 1/ 4500:5=1500 руб (1 литр «Децис»)
2/ 0,15х1500=225 руб (на 1 га – «Децис»)
3/ 4х100=400 руб (на 1 га трихограмма)
4/ 40х225=9000 руб (на 40 га – «Децис»)
5/ 40х400=16000 руб (на 40 га – трихограмма)
Выгоднее использовать химическое удобрение.
Учитель: Какой вывод мы сделаем из проведенной работы?
Учащиеся: формулируют свой вывод.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Какое практическое применение этим знаниям вы видите?
Наше исследование на этом не заканчивается. К следующей встрече инициативная группа готовит информацию о других способах биологической защиты урожая, а так же биологических методов борьбы с сорняками.
Литература:
http://smartkitchen.by/chem-opasny-nitraty-i-kak-umenshit-ix-s/
http://aggeek.net/ru/technology/id/trihogramma-biologicheskoe-sredstvo-zaschity-rastenij-224/
http://biovin.com.ua/ru/produkciya/trihogramma/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на урок...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»
В разработке представлен материал о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Цветы в жизни человека".
Цель: показать, что цветы всегда играли и играют особую роль в жизни человека; расширить кругозор учащихся; активизировать мыслительную деятельность через разгадывание загадок, ответы на во...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биологическое казино"
Внеклассное мероприятие по биологии для старшеклассников с использованием игровой технологии обучения. ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Гости из далеких стран»
ЦЕЛЬ:1. Расширить кругозор об окружающем мире:а) ознакомить учащихся с тропическими растениями;б) ознакомить учащихся с использованием тропических плодов в пищевой промышленности, их влияние на органи...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии» для обучающихся 6-7 классов
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии для обучающихся 6-7 классов...