Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Представлены задачи курса, планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_9_kl._i.n_ponomareva.doc | 315.5 КБ |
rab.pr_6_kl_15_chas.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
д.Первые Бобровы Даровского района Кировской области
Согласовано и рекомендовано на ШМО учителей-предметников протокол № 4 от 10.09. 2013 г. руководитель ШМО ____________________ В.Н.Полякова | Утверждаю Директор школы _________________ Л.Г. Кузнецова 17.09.2013 |
Рабочая программа
по биологии
9 класс
Составила
Комарова Т.А.,
учитель биологии и химии
I кв. категории, стаж 36 лет
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы по биологии авторов
И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова ( Природоведение. Биология. Экология : 5 – 11 кл.: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с. ). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
- Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно – тематический план
Название темы | Количество часов | Лабораторные и практические работы | Экскурсии |
| 3ч | + | |
| 10 ч | + + | |
| 5 ч |
| |
| 11 ч | + | |
| 5 ч | ||
| 5ч | + | |
| 11 ч | ++ | |
| 5 ч | ||
| 12 ч | ++++ |
|
| 1 ч |
Итого: 68 10 2
Содержание учебной программы курса биологии для 9 класса основной школы
- Введение в основы общей биологии (4 ч)
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Базовый уровень Повышенный уровень
Учащиеся должны знать | |
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Об уровнях организации жизни и основных свойствах живых организмов. | Взаимосвязь и соподчиненность (иерархичность) уровней организации жизни. |
Учащиеся должны уметь | |
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика. | Обсуждать перспективы и значение изучения курса. Вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Биология. Законы. Биологические системы. Клетка. Ткани. Органы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Общие свойства живого. | Теория. Закономерности. Биологическое разнообразие. Вид. Популяция. Структурные уровни живого. |
- Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
Базовый уровень Повышенный уровень
Учащиеся должны знать | |
Особенности строения клеток растений, животных, бактерий, грибов. Основной химический состав клетки. Иметь представления об обменных процессах клетки (биосинтезе белка, фотосинтезе, клеточном дыхании). Космическая роль зеленых растений. Воздействия внешней среды на процессы в клетке. | Основные положения клеточной теории. Строение белка, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров, липидов и их свойства. Ферменты и их роль. Механизме самоудвоения ДНК. Роль пигмента хлорофилла. Взаимосвязи строения и функции органоидов. Строение и функции ядра, цитоплазмы и основных органоидов клетки. |
Учащиеся должны уметь | |
Характеризовать состав и строение клетки. Различать типы органических соединений живых клеток. Объяснять различия клеток эукариот и прокариот, автотрофов и гетеротрофов. Рассказывать о роли обмена веществ в жизни клетки. | Объяснять роль внутриклеточных структур (органоидов и молекул) в процессе жизнедеятельности клетки. Сравнивать процессы биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания. Применять знания и умения по химии для объяснения биологических процессов протекающих в клетке. Доказывать, что клетка — биосистема. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Цитология. Мембрана. Цитоплазма. Ядро. Рибосомы. Митохондрии. Пластиды. Углеводы. Жиры. Белки. НК. ДНК. РНК. АТФ. Фотосинтез. Автотрофы. Гетеротрофы. Биосинтез. Обмен веществ. Фермент, клепочное дыхание. Аэробы. Анаэробы. | Клеточная теория. Макроэлементы. Микроэлементы. Мономер. Полимер. Репликация. Мембранные и немембранные органоиды. Комплекс Гольджи. Лизосомы. ЭПС. Анаболизм (Ассимиляция). Катаболизм (диссимиляция). Транскрипция. Трансляция. |
- Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Базовый уровень Повышенный уровень
Учащиеся должны знать | |
Способы деления клеток. Митоз, фазы митоза. Биологическое значение митоза и мейоза. Способы размножения: бесполое и половое. | Диплоидный, гаплоидный набор хромосом. Мейоз. Фазы Мейоза. Сравнительная характеристика митоза и мейоза. Индивидуальное развитие |
Учащиеся должны уметь | |
Характеризовать два основных типа размножения и их роль в эволюции жизни. Рассказывать о биологическом значении оплодотворения и роли зиготы. Раскрыть суть митоза и мейоза и их значение. Описать этапы онтогенеза | Давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза. Определять на препарате под микроскопом стадии митоза. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Бесполое размножение. Половое размножение. Гамета. Хромосома. Митоз. Мейоз. Клеточный цикл. Диплоидная клетка. Гаплоидная клетка. Онтогенез. | Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Кроссинговер. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. |
- Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность. Ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая ( комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторная работа. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
Базовый уровень Повышенный уровень
Учащиеся должны знать | |
Методы генетики. Законы наследственности. Хромосомное определение пола. Вредное влияние алкоголизма, наркомании, курения, загрязнения среды мута1енами на потомство. Значение гепешки для профилактики наследственных заболеваний. | Генетическую символику и терминологию Цитогенетическое обоснование законов Г.Менделя и причины отклонения от них (з-н Моргана). Хромосомная теория наследственности. Влияние взаимных генов на фенотип. Норма реакции. Закон гомологических рядов. Модификационная и мутационная изменчивость и их причины |
Учащиеся должны уметь | |
Объяснять основные понятия генетики. Характеризовать роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе. Решать задача на моногибридное скрещивание. | Давать сравнительную характеристику, приводить примеры, конкретизирующие рассматриваемую генотипическую закономерность. Сравнивать гомо- и гетерозиготы. модификационную и мутационную изменчивости организмов. Показывать практическую значимость генетических знаний для медицины и народного хозяйства. Определять сферу деятельности генетических законов применительно к конкретной ситуации, норму реакции. Решать задачи на дигибридное скрещивание. Описывать механизм определения пола и типы наследования признаков. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Генетика. Ген. Генотип, Фенотип. Доминантный признак. Рецессивный признак. Аллель. Скрещивание. Хромосома. Х- и У- хромосомы. Гибрид. Наследственность. Изменчивость. | Сцепленное наследование. Кроссинговер. Норма реакции. Мутация. Мутагенные факторы. |
- Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Учащиеся должны знать | |
Научные основы селекции растений и животных. Представление об основных методах селекции растений, животных, микроорганизмов | Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения. Основные направления развития селекции в условиях НТР. |
Учащиеся должны уметь | |
Пользоваться терминологией. Характеризовать основные методы селекции и приводить примеры. Работать с учебником и наглядными пособиями. | Давать генетические обоснование селекции новых организмов. Объяснять значение неродственного и близкородственного скрещивания. Характеризовать механизм создания гибридной ДНК у микроорганизмов. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Селекция. Центр происхождения. Искусственный отбор. Гибридизация. Скрещивание. | Гетерозис. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Биотехнология. Мутагенез. Полиплоидия |
- Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)
Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Базовый уровень Повышенный уровень
Учащиеся должны знать | |
Основные признаки живого. Развитие взглядов на возникновение жизни. Основные этапы возникновения жизни (по А.И. Опарину) | Современные гипотезы возникновения жизни. Характеристика основных этапов. |
Учащиеся должны уметь | |
Характеризовать современные представления о происхождении жизни и ее развитии. Называть два основных этапа происхождения и развития жизни. Описывать этапы формирования первых организмов на Земле. | Приводить доказательства в пользу абиогенного происхождения жизни. Объяснять, какие условия обеспечили возникновение жизни на древней Земле. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Жизнь. Биогенез. Абиогенез. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. | Коацерваты. Эры. |
- Учение об эволюции (11 ч)
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.
Базовый уровень Повышенный уровень
Учащиеся должны знать | |
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Движущие силы или факторы эволюции (по Ч.Дарвину). Вид. Популяция. | Взгляды К Линнея, Ж.Б.Ламарка на природу. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Другие факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция. Формирование приспособлений в процессе эволюции. Способы образования новых видов. Основные направления эволюции |
Учащиеся должны уметь | |
Раскрыть суть эволюции, ее причины и движущие силы. Излагать основные закономерности биологической эволюции. | Охарактеризовать основные положения теории Ч. Дарвина в сравнении с идеями его предшественников. Характеризовать структуру вида, популяцию как единицу вида и эволюции. Доказать роль вида и популяции в эволюционном процессе. Объяснять происхождение видов исходя из современного учения об эволюции |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Эволюция. Эволюционное учение. Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Вид. Популяция. Видообразование. Борьба за существование. Естественный отбор. Искусственный отбор. Биологический прогресс. Биологический регресс. Направления эволюции. | Изоляция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. |
- Происхождение человека (антропогенез) (5 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Базовый уровень Повышенный уровень
Учащиеся должны знать | |
Сущность биологических процессов: формирование приспособленности. Вклад Выдающихся ученых и развитие биологической науки. Биологическую терминологию и символику. | Факторы, свидетельствующие о происхождении человека от животного: сравнительно анатомические. эмбриологические, палеонтологические. Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные. Этапы антропогенеза: древнейшие древние, первые современные люди. Расы, их краткая характеристика. |
Учащиеся должны уметь | |
Описывать особенности эволюции человека. Определять по моделям и рисункам расы человека. | Объяснять происхождение человека. Делать выводы о животном происхождении человека. Осознать, как в эволюции человека действуют общие законы развития жизни. Использовать теорию антропогенеза для доказательства антинаучной сущность расизма. Характеризовать этапы антропогенеза, его биологические и социальные факторы. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Антропогенез. Раса. Биосоциальная сущность человека. | Австралопитек. Аханатроп. Палеоантроп. Неоантроп. Кроманьонец |
- Основы экологии (11 ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
Базовый уровень Повышенный уровень
Учащиеся должны знать | |
Основные экологические факторы и их классификация. Цепи питания. | Характер приспособлений организмов к различным экологическим факторам. Фотопериодизм. Способы саморегуляции биологических систем. Причины смены биогеоценозов. Структура и функции биогеоценозов |
Учащиеся должны уметь | |
Пользоваться экологической терминологией. Характеризовать экологические факторы и среды жизни. Приводить примеры биогеоценозов. Составление цепи питания. | Раскрыть закономерности действия экологических факторов в природе. Объяснять, почему большинство популяций из года в год сохраняют примерно постоянную численность. Доказывать преимущество многообразия видов в природных экосистемах. Осознать суть основных законов устойчивости живой природы и «правила 10 процентов» |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Среды жизни. Экологические факторы. Биоценоз. Биогеоценоз. Биосфера. Экосистема. Биологический круговорот веществ. Пищевая цепь. Экология. | Смена биогеоценозов. Закон оптимума. Закон экологической индивидуальности видов. Закон ограничивающего фактора. Закон независимости факторов. Средообразователи. Трофический уровень. Сукцессия. Численность. Плотность |
- Заключение (2 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранения биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Технические средства обучения:
1.Телевизор
2. Мультимедийный проектор
3. Экран проекционный
4. Видеомагнитофон
5. DVD-плеер
- Пособия для учителя:
- Пономарева И.Н., ЧерноваН.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2008;
2. Программа по биологии авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (Природоведение. Биология. Экология 5 – 11 класс: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с. )
3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт. –сос. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. -240 с.
4. Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи/ Р.Г. Заяц и др.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.-736 с.
5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2008.- 352 с.
6. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/ авт.-сос. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- 2-е изд., стереотип. –М.: Глобус, 2010. -208 с.
7. Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт.- сос. Г.И. Лернер- М.: «5 за знания», 2006.- 208 с.
8. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2010. – 144с.
Пособия для учащихся:
- Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сос.
М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 174 с.
- Медиаресурсы:
- http://school185.ucoz.ru/index/resursnyj_centr_po_biologii_2/0-42
- http://tana.ucoz.ru/dir/11
- http://www.nvobrazovanie.ru/biolog
- http://shishlena.ru/moi-prezentatsii-v-powerpoint/mutatsionnaya-izmenchivost-9-11-klass
- http://festival.1september.ru/articles/410158/
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/85313/?interface=pupil&class=51
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Название раздела, тема урока. Тип урока | Элементы содержания | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Средства обучения. Информационное сопровождение | Дата | |||||||||||||
по плану | факт | |||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
1. | Биология- наука о живом мире. §1, вопросы 1 - 3 | Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Беседа | Таблица»Комплекс биологических наук» | ||||||||||||||
2. | Общие свойства живых организмов.
§ 2, заполнить таблицу | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция. | 1 | Комбинир. урок | Беседа | Мультимедийная презентация «Свойства живых организмов» | ||||||||||||||
3. | Многообразие форм живых организмов. § 3, вопросы 1-3
| Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | 1 | Комбинир. урок | Беседа | Таблица « Многообразие форм живых организмов» | ||||||||||||||
4. | Биологическое разнообразие вокруг нас. Отчет по экскурсии, с.11 -12 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. | Комбинир. урок | Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас» | Блокнот, карандаш . | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
5. | Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток. §4 | Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки. | 1 | Комбинир. урок | Беседа с элементами рассказа | Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток» | ||||||||||||||
6. | Химический состав клетки. §5, вопросы 1- 3 | Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа с элементами рассказа | Таблица-схема хим. состава клетки | ||||||||||||||
7. | Белки и нуклеиновые кислоты. §6
| Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация. |
1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ | Модель ДНК, таблица «Строение белка» | ||||||||||||||
8. | Строение клетки. §7 | Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 1 | Комбинир. урок | Беседа | Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы» | ||||||||||||||
9. | Органоиды клетки и их функции. §8 | Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий» Лаб. раб. №2 «Изучение клеток бактерий» | Таблицы»Строение растительной клетки», Строение животной клетки», «Разнообразие клеток» | ||||||||||||||
10. | Обмен веществ и превращение энергии.
§9 | Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа с элементами рассказа | Таблица «Метаболизм» | ||||||||||||||
11. | Биосинтез белков в живой клетке. §10 | Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Урок - лекция | Таблица «Биосинтез белка» | ||||||||||||||
12. | Биосинтез углеводов- фотосинтез. §11 | Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. |
| Комбинир. урок | Беседа с элементами рассказа | Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева | ||||||||||||||
13. | Обеспечение клетки энергией. §12, подготовиться к зачету | Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз. | 1 | Комбинир. урок |
| Мультимедийная презентация «Биологическое окисление» | ||||||||||||||
14. | Зачет по теме «Основы учения о клетке»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Урок-зачет | Тестовые задания, биологические задачи | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
15. | Типы размножения организмов. §13 | Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Урок взаимообучения | |||||||||||||||
16. | Деление клетки. Митоз. §14 | Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. | 1 | Комбинир. урок |
| Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения | ||||||||||||||
17. | Образование половых клеток. Мейоз. §15 | Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез). | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Мейоз» | ||||||||||||||
18. | Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
§16, с. 58 -59 | Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника) | ||||||||||||||
19. | Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | ОСЗ | Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
20. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
§17, 18 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Урок – лекция | Мультимедийная презентация «История развития генетики» | ||||||||||||||
21. | Генетические опыты Г. Менделя. §19, вопросы 1 - 4 | Методы в исследованиях Г. Менделя (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ | Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя | ||||||||||||||
22. | Дигибридное скрещивание. §20, задачи в тетради | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Дигибридное скрещивание» | ||||||||||||||
23. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. §21 | Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Портрет Т Моргана, | ||||||||||||||
24. | Взаимодействие генов и их множественное действие.
§22 | Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ | Учебник | ||||||||||||||
25. | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
§23 | Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ | Таблица «Генетика пола» | ||||||||||||||
26. | Наследственная изменчивость. §24 | Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. |
1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия» | ||||||||||||||
27. | Типы изменчивости. §25, сообщения | Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации. Онтогенетическая изменчивость (возрастная). | 1 | Комбинир. урок | Лаб. раб. №3«Выявление изменчивости у организмов» | Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки | ||||||||||||||
28. | Наследственные болезни, сцепленные с полом. §26 | Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | 1 | Комбинир. урок | Урок –лекция | Мультимедийная презентация «Наследственные болезни» | ||||||||||||||
29. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | Содержание всей темы. | Урок обобщение и систематизации знаний | Беседа | Подготовиться к зачету | |||||||||||||||
30. | Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Урок защиты знаний | Карточки- задания | ||||||||||||||
5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч) | ||||||||||||||||||||
31. | Генетические основы селекции организмов.
§27 | Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица – схема «методы селекции» | ||||||||||||||
32. | Особенности селекции у растений.
§28 | Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян, распечатка о достижениях селекционеров Кировской области | ||||||||||||||
33. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. §29 | Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | Комбинир. урок | Урок-экспедиция | Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений» | ||||||||||||||
34. | Особенности селекции животных.
§30 | Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Мультимедийная презентация «Селекция животных» | ||||||||||||||
35. | Основные направления селекции микроорганизмов.
§31 | Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Мультимедийная презентация «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве» | ||||||||||||||
6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) | ||||||||||||||||||||
36. | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. §32, сообщения | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет Л. Пастера | ||||||||||||||
37. | Современные представления о возникновении жизни на Земле . §33 | Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | Портрет А.И. Опарина | |||||||||||||||||
38. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. §34 | Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки» | ||||||||||||||
39. | Этапы развития жизни на Земле.
§35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле» | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», | ||||||||||||||
40. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
С. 131 - 132 | Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни. | 1 | Комбинир. урок | Урок-экскурсия «История живой природы местного региона» (экскурсия в МВК «Природа») | Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии) | ||||||||||||||
Учение об эволюции (11 ч) | ||||||||||||||||||||
41. | Идея развития органического мира в биологии.
§36 | Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Портреты ученых | ||||||||||||||
42. | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.
§ 37 | Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции» | ||||||||||||||
43. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Записи в тетради | Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Лаб. раб. № 4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | |||||||||||||||
44. | Современные представления об эволюции органического мира.
§38 | Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица-схема «Факторы эволюции» | ||||||||||||||
45. | Вид, его критерии и структура.
§39, заполнить таблицу | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Гербарные экземпляры растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида» | ||||||||||||||
46. | Процессы образования новых видов в природе – видообразование.
§40 | Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Видообразование» | ||||||||||||||
47. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции.
§41 | Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Мультимедийная презентация «Главные направления эволюции» | ||||||||||||||
48. | Основные направления эволюции.
§42 | Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Урок- лекция | Таблица «Основные направления эволюции» | ||||||||||||||
49. | Основные закономерности эволюции.
§43, сообщения | Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные). | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире» | ||||||||||||||
50. | Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов.
С. 160 – 161, подготовиться к зачету | Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы» | Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов» | ||||||||||||||
51. | Зачет по теме «Учение об эволюции»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет | Карточки-задания | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
51. | Место человека в системе органического мира.
§44 | Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Дискуссия | Таблица «Человекообразные обезьяны» | ||||||||||||||
53. | Доказательства эволюционного происхождения человека.
§45 | Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Набор «Происхождение человека» | ||||||||||||||
54. | Этапы эволюции человека. §46, 47,заполнить таблицу | Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | Комбинир. урок | Урок-лекция | Мультимедийная презентация «Этапы эволюции человека» | ||||||||||||||
55. | Человеческие расы, их родство и происхождение. §48 , 49, с.183 - 184 | Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | 1 | Комбинир. урок | Беседа | Таблица «Человеческие расы», фотографии | ||||||||||||||
56. | Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)»
| Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет | Карточки - задания | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
57. | Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.
§50 | Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Среды жизни» | ||||||||||||||
58. | Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
§51 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица-схема «Экологические факторы» | ||||||||||||||
59. | Приспособленность организмов к действию факторов среды.
§52, сообшения | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. | 1 | Комбинир. урок | Лаб. раб. №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» | Таблица «Приспособленность организмов» | ||||||||||||||
60. | Биотические связи в природе.
§53 | Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей. | 1 | Комбинир. урок |
| Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов» | ||||||||||||||
61. | Популяции как форма существования видов в природе. §54 | Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Видеофрагмент | ||||||||||||||
62. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. §55 | Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ | Таблица | ||||||||||||||
63. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. §56 | Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем. | 1 | Комбинир. урок | Урок -лекция | Таблицы «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе» | ||||||||||||||
64. | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. §57 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. | 1 | Урок комплекс. применения ЗУН | Лаб. раб. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | Видеофрагмент из фильма «Основы экологии» | ||||||||||||||
65. | Развитие и смена биогеоценозов. §58 | Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема» | ||||||||||||||
66. | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
Повторить §57 | Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Лаб. раб. №8 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Лаб. раб. №9 « Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» | |||||||||||||||
67. | Основные законы устойчивости живой природы.
§59 | Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах. | 1 | Комбинир. урок | ||||||||||||||||
68. | Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы.
§60
Записи в тетради | Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Лаб. раб. №10«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»» | Видеофильм «Биосфера» |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по биологии и на основе программы, разработанной И.Н.Пономаревой (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники)».
Данный учебный предмет имеет своей целью:
- обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни;
- понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
- сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов;
- об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Учебный предмет изучается в 6 классе, рассчитан на 1,5 часа, в том числе на практические и лабораторные работы - 12 часов.
Содержание программы носит обучающий характер. Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Результаты обучения и уровни освоения учебного материала полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Некоторые лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.
Новизна программы. Изучение растительного мира Курганской области.
Специфика экологической ситуации в регионе и по месту жительства. Охрана природы родного края. Данный материал выделен курсивом.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся складывается из входного контроля, который проводится на первом уроке биологии, текущих проверочных и контрольных работ, и итоговой контрольной работы за курс обучения. Формы контроля могут быть разнообразны: тест, письменная контрольная работа, устный опрос.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения биологии ученик 6-го класса должен знать/понимать:
- признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь:
- наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
- объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Курганской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Курганской области;
- изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
- сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- давать характеристику растениям различных систематических групп;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- формулировать выводы на основе собранного материала;
- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Курганской области;
- применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
- использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Курганской области.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для наблюдения правил поведения в окружающей среде; профилактики заболеваний, вредных привычек.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе: | ||
уроки | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение. Общее знакомство с растениями. | 5 | 4 | 1 | |
2. | Клеточное строение растений. | 4 | 2 | 1 | 1 |
3. | Органы цветковых растений: - семя; - корень; - побег; - цветок и плод. | 15 2 3 7 3 | 1 1 2 1 | 1 1 4 1 | 1 1 1 |
4. | Основные процессы жизнедеятельности растений. | 8 | 6 | 1 | 1 |
5. | Основные отделы царства растений. | 7 | 6 | 1 | |
6. | Историческое развитие растительного мира на Земле. | 2 | 2 | ||
7. | Царство Бактерии. | 2 | 2 | ||
8. | Царство Грибы. Лишайники. | 3 | 2 | 1 | |
9. | Природные сообщества. | 5 | 3 | 1 | 1 |
Итого | 51 | 32 | 12 | 7 |
Содержание тем учебного курса.
- Введение. Общее знакомство с растениями (6ч)
Царства органического мира и место растений в нем. Начало изучения растений. Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира Курганской области.
Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).
Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Многообразие растений своей местности.
Знать: царства органического мира; многообразие мира растений; общие признаки растений; основные органы растений; взаимосвязь растений с факторами неживой и живой природы; приспособленность растений к совместному обитанию; среды жизни организмов; роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; мероприятия по охране и рациональному использованию растений.
Уметь: соотносить организмы с царствами живой природы; распознавать органы растений; характеризовать среды жизни; проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений.
Применять полученные знания по охране растительного мира.
2. Клеточное строение растений (4ч)
Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения.
Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Лабораторная работа. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука).
Знать: части растительной клетки; ткани; основные процессы, протекающие в клетке; зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды, правила работы с микроскопом
Уметь: пользоваться увеличительными приборами; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
Применять полученные знания при работе с увеличительными приборами.
3. Органы цветковых растений (15ч)
Семя (2ч)
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.
Лабораторные работы: Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Разнообразие семян растений Курганской области.
Корень (3ч)
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).
Лабораторная работа. Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса).
Побег (7ч)
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.
Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее строение листа. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение корневища, клубня и луковицы.
Экскурсии. Жизнь растений зимой.
Цветок и плод (3ч)
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка и венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Лабораторные работы. Типы соцветий (3-5 разных).
Экскурсия. Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями.
Знать: строение органов цветкового растения, их разнообразие.
Уметь: распознавать органы цветкового растения; проводить наблюдения в природе.
Применять полученные знания при выращивании растений.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (8 ч)
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные и микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.
Лабораторная работа. Черенкование комнатных растений.
Знать: основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ, размножение, рост и развитие.
Уметь: ставить простейшие опыты с целью выявления у растений процессов питания, дыхания, роста; проводить рыхление, полив, окучивание, пикировку, вносить удобрения.
Применять полученные знания при размножении растений.
5. Основные отделы царства растений (7 ч)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений.
Голосеменные растения Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения Курганской области. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана лесов.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений Курганской области. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Знать: особенности строения и жизнедеятельности растения разных отделов; элементарные сведения о виде, семействе, классе, отделе; главные признаки классов и семейств цветковых растений; основные виды дикорастущих и культурных растений, типичных для местных условий; редкие и исчезающие виды растений местной флоры.
Уметь: определять растения с помощью определителя; распознавать в природе виды изученных семейств (на местных материалах) на основе выявления существенных признаков.
Применять полученные знания для правильного использования растений в народном хозяйстве.
- Историческое развитие растительного мира на Земле (2ч)
Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И.Вавилова. Сорта культурных растений культивируемых в Курганской области.
Знать: этапы исторического развития растительного мира на Земле; центры происхождения культурных растений; методы селекции растений; сорта растений культивируемых в Курганской области.
Уметь: характеризовать основные этапы исторического развития растительного мира.
Применять знания по биологии при выращивании культурных растений.
- Царство Бактерии (2ч)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
Знать: особенности строения и жизнедеятельности бактерий; роль бактерий в природе и жизни человека.
Уметь: распознавать на рисунках, таблицах разнообразные формы бактерий.
Применять полученные знания для сохранения здоровья человека.
8. Царство Грибы. Лишайники (3ч)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Лабораторные работы. Изучение строения плесневых грибов.
Знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников; значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Уметь: распознавать в природе различные виды грибов и лишайников.
Применять знания для сохранения здоровья человека.
9. Природные сообщества (5ч)
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения. Красная книга Курганской области.
Практические работы. Практические работы на пришкольном учебно-опытном участке.
Экскурсии. Жизнь растений в весенний период года
Литература для учителя.
- УМК И.Н.Пономаревой.
- Т.И.Серебрякова и др. Биология 6-7 класс. Москва «Просвещение», 1992г, 224с.
- А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии 6 (7) класс. «ВАКО» Москва 2005,352 с.
- Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. Биология в таблицах. 6-11 классы Справочное пособие. М.: Дрофа, 2006, - 234с
- А.Е.Васильев и др. Ботаника. Морфология и анатомия растений. Москва «Просвещение»; 1988, 479 с.
- И.В.Измайлов и др. Биологические экскурсии (книга для учителя). Москва «Просвещение», 1983, 238 с.
- П.А.Генкель. Физиология растений. Москва «Просвещение», 1985, 175 с.
- А.П.Бухтояров др. Что имеем, как храним. (Природные ресурсы Зауралья).
г. Курган, 1993, 173 с.
9. Л.Е. Куприна. Человек и окружаюшая среда. Пособие для учителей и учащихся.
Курган «Парус-М», 1994, 70 с.
Литература для учащихся.
1. И.Н.Пономарева и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: Вентана-
Граф, 2008г.
2. Т.И.Серебрякова и др. Биология 6-7 класс. Москва «Просвещение», 1992г, 224с.
3. А.В.Михеев и др. Охрана природы. Факультативный курс. Пособие для учащихся.
Москва «Просвещение» 1990, 127 с.
4.Ю.В.Новиков. Природа и человек. Москва, «Просвещение», 1991г, 223 с.
5. Л.Е. Куприна. Человек и окружаюшая среда. Пособие для учителей и учащихся.
Курган «Парус-М», 1994, 70 с.
6. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. Биология в таблицах. 6-11 классы Справочное пособие.
М.: Дрофа, 2006, - 234с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...