Опора и движение
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Курышова Светлана Николаевна
Урок в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opora_i_dvizhenie.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

.

2.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания; выполнение тестов по теме «Анализаторы.»- использование структуры

Рассмотрите представленные экспонаты на столах. Вспомните на какие 2 группы разделил всех животных французский ученый  Жан Батист Ламарк. А как их классифицирует современная систематика? ( Слайды №     )

«Движение-это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознано уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы .Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат .К его изучению мы и приступаем.

Постановка цели урока.

3 . Изучение нового материала.

                           Опорно –двигательная система

   Скелет                   Мышцы  

Суставы,связки

1)Структурный состав опорно-двигательного аппарата. Движение  тела в пространстве осуществляет опорно-двигательный аппарат, состоящий из костей скелета и  прикреплённых к ним мышцам. Мышцы обладают способностью сокращаться и расслабляться, то есть укорачиваться и удлиняться, а кости скелета не обладают такой способностью. Поэтому мышцы являются активной, а скелет пассивной частью опорно-двигательного аппарата. В состав опорно-двигательного аппарата входят также хрящи, суставы, суставные сумки, связки и другие образования, с помощью которых кости скелета и мышцы объединяются в единую прочную и подвижную систему.2. Функции:                                                                                                                                                                                              а) Мышцы сокращаясь приводят в движение те кости скелета, которые соединены подвижно с помощью суставов.   В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3,5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км.                                                                                                                                       в)  Кости и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы, и защищают их, например, сердце и легкие защищены грудной клеткой, полость живота защищена мышцами живота. Мышцы и кости служат опорой для всего тела. На них опираются внутренние органы, мозг, кожа.

Самостоятельная работа учащихся  над текстом учебника с.92 «Значение скелета». Используется структура СИНГЛ РАУНД РОБИН- обучающая структура, ответ на данный вопрос проговаривают по кругу один раз. Сделайте записи в тетради.

3.Отделы скелета

.Рассмотрите скелет человека. На какие отделы его можно разделить?

Скелет состоит из четырёх отделов:

  1. Скелет головы – череп
  2. Скелет туловища
  3. Скелет верхних конечностей, пояс верхних конечностей
  4. Скелет нижних конечностей, пояс нижних конечностей.

1.Скелет головы – череп ( слайд)- Рассмотрите основные отделы черепа.

 Мозговой  и лицевой отделы.                                             Запишите в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.

- Ответьте на вопрос,  какую функцию выполняет череп?

(защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

2. Скелет туловища  -  Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник. (слайд)

-  Рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.

Шейный (7 позвонков), грудной( 12 позвонков), поясничный (5 позвонков),                               крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

-  Рассмотри строение шейных позвонков.                                                                                                  1 шейный позвонок – атлант.     2 шейный позвонок – аксис.  Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы. Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.

- Назовите,  какими отделами представлена грудная клетка?                                                        (  Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).

- Какие функции выполняет грудная клетка?                                                                                               (защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)    

3. Скелет верхней конечности. ( слайд)По учебнику назовите основные отделы и  кости верхней конечности.-  Скелет свободной конечности состоит из:

1.Плечо   -   плечевая кость

2.Предплечье – локтевая.лучевая кости

3.Кисть  - запястья, пястье, фаланги пальцев

Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами

-  Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность  в верхней конечности?

( плечевой, локтевой).

4. Скелет нижней конечности    (слайд)По учебнику назовите основные кости нижней конечности.

1.Бедро – бедренная кость

2.Голень – большая и малая берцовые кости

3.Стопа -  предплюсна , плюсна, фаланги пальцев

Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.

- Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?  (тазобедренный, коленный, голеностопный)

5.Каковы особенности скелета человека ,связанные с прямохождением и трудовой деятельностью? В чем отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?

4. Закрепление учебного  материала.

                                                                                                                                     1.Обозначить правильно кости скелета человека. (Работа в группах. Каждой группе выдаются карточки с названием частей скелета

.2. Графический диктант.

Лобная кость – часть лицевого отдела черепа.

Тазовые кости соединены неподвижно.

Теменных костей у человека -2.

В грудной клетке 10 пар ребер и грудина.

Подвижное соединение костей – сустав.

Грудная клетка защищает сердце и легкие.

Скелет руки – это плечо,предплечье, кисть.

Плечевой пояс – опора для скелета руки.

Позвонки соединены неподвижно.

Кости черепа подвижны

5. Домашнее задание.

Выполните задания   рубрик «Выберите правильный ответ», «Проверьте свои знания»

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                        

 «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24» Г.АЛЬМЕТЬЕВСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                Разработка урока  

по биологии в  8 классе по теме:

                                      «Аппарат опоры и движения.Скелет человека, его значение и строение».

                                                                                    Урок разработала  

                                                                                                       Курышова Светлана Николаевна,

                                                                                     учитель биологии                                                                                                                  

                                                                                             высшей квалификационной категории

                                                                                         МБОУ «СОШ №24»

                                   

                     г.Альметьевск -  27.11. 2014.

                Тема урока:  « Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение».

Цель урока:  сформировать знания о строении аппарата опоры и движения человека раскрыть его основные функции.

 Задачи урока:

Обучающие:  

Формировать знания учащихся о строении отделов скелета человека, раскрыть значение  и функции опорно-двигательного аппарата.

Развивающие:

Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять,  выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения,формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе по новой сингапурской методике, развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики:  СИНГЛ  РАУНД  РОБИН, СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ

ЭЙ  АР  ГАЙД, МИКС- ФРИЗ- ГРУП, РАУНД ТЭЙБЛ.

Воспитательные:

 Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к своему здоровью, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру  поведения.

Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «движения в живой природе»,  таблицы по биологии,    учебник Н. И. Сонина « Биология. Человек. 8 класс»

Метод обучения:   репродуктивный, проблемно - поисковый.

Методы осуществления учебно–познавательной деятельности:  словесные, наглядные.

Форма обучения:   рассказ, беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся расширяют знания

1) о функциях опорно-двигательного аппарата;

2) о строении отделов скелета человека;

3)знакомятся с особенностями скелета человека ,связанными с прямохождением и трудовой деятельностью;

4)развивают умение работать в парах, наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты, наблюдения, делать выводы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Эпиграф к уроку «Движение-это жизнь» Вольтер.

Здравствуйте ребята.

Садимся на свои места в группе по 4 ученика.

Положите, пожалуйста МЭНЭДЖ МЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей компетентности учащихся по биологии в теме «Опора и движение».

Данные методические рекомендации направлены на формирование здоровьесберегающей компетентности  в теме «Опора и движение»   в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье» для учащихс...

система опоры и движения

Презентация к первому уроку в теме " Опорно-двигательная система" . Подходит для любой программы по биологии по данной теме. Использование: для объыснения новой темы, в помощь ученикам для самостоятел...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета

Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и  движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета"  В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...

Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»

    Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, свя...

Методическая разработка раздела программы по теме «Опора и движение» (8 класс)

Данная презентация составлена на основе программы ОУ: Программа  основного общего образованияпо биологии 6-9 класс                 Авторы: Н.И. Сонин...

система опоры и движения

тест по биологии 8 класс по теме "Система опоры и движения" в форме ГИА...