Разработка курса предпрофильной подготовки "Технология экспериментальной деятельности. Химия"
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Вашему вниманию представляется элективный курс «Технология экспериментальной деятельности». Этот курс поможет Вам глубже понять теоретические основы предмета «Химия», познакомиться с профессией химика-лаборанта. Обучающиеся, изучившие этот курс, станут хорошими помощниками учителя в подготовке лабораторных работ, в постановке демонстрационных и занимательных опытов. Во время освоения курса Вы разовьете умение по постановке и планированию химического эксперимента, научитесь выполнять эксперимент с соблюдением всех мер по технике безопасности, поймете, как важно уметь наблюдать явления и делать выводы из наблюдений. Курс ориентирован на физико-химический и химико-биологический профили обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_eksperimentalnoy_deyatelnosti_novaya_redaktsiya.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 639
с углубленным изучением иностранных языков
Невского района Санкт-Петербурга
«Согласовано»
Директор ИМЦ
«___»___________2014г.
МП
Программа
курса предпрофильной подготовки
для обучающихся 9-х классов
«Технология экспериментальной деятельности. Химия.»
34 часа
Авторы программы: учителя химии
И.В.Кривцун
М.Ю.Легина
2013-2014 учебный год
Аннотация.
Уважаемые обучающиеся!
Вашему вниманию представляется элективный курс «Технология экспериментальной деятельности». Этот курс поможет Вам глубже понять теоретические основы предмета «Химия», познакомиться с профессией химика-лаборанта. Обучающиеся, изучившие этот курс, станут хорошими помощниками учителя в подготовке лабораторных работ, в постановке демонстрационных и занимательных опытов. Во время освоения курса Вы разовьете умение по постановке и планированию химического эксперимента, научитесь выполнять эксперимент с соблюдением всех мер по технике безопасности, поймете, как важно уметь наблюдать явления и делать выводы из наблюдений. Курс ориентирован на физико-химический и химико-биологический профили обучения.
Пояснительная записка
Учебный курс «Технология экспериментальной деятельности. Химия.» предлагается для обучающихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, ориентирует обучающихся на физико-химический и химико-биологический профили на старшей ступени обучения.
Основным вопросом новизны данного курса является планирование эксперимента, в процессе которого обучающиеся учатся выделять целую группу веществ, обладающих сходными свойствами. Особое внимание уделяется широко распространённым в быту веществам. Таким образом, химия из отвлечённой дисциплины становится инструментом, с помощью которого решаются многие бытовые проблемы. Кроме того, большое количество простых по выполнению работ ведёт к приобретению необходимых навыков, аккуратности, истребляет боязнь в обращении с химическими веществами.
Цель изучения курса - ориентация обучающихся на продолжение образования в профильном классе физико-математической и химико-биологической направленности старшей ступени обучения, развитие познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам.
Задачи курса:
Расширить знания обучающихся о практической роли химии.
Развивать самостоятельность, совершенствовать навыки работы с веществом.
Формировать умение планировать и проводить химический эксперимент с окружающими нас веществами
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
- выполнить практические работы: 22
- провести семинарские занятия: 5
Результатом обучения является защита творческой исследовательской работы.
Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание программы
34 часа в год (1 час в неделю) Введение (3 часа).
Техника безопасности и правила поведения в кабинете химии.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Нагревательные приборы ,основные приемы работы.
Изучение строения пламени.
Чистые вещества и смеси (2 часа).
Основные способы разделения смесей: намагничивание, фильтрование,
выпаривание, упаривание, кристаллизация. Очистка загрязнённой поваренной соли.
Анализ почвы и воды. Взятие проб воды в реке Оккервиль. Отбор проб
почвы со школьного газона.
Простые вещества (3 часа).
Знакомство с простыми веществами-металлами. Физические свойства,
распространение в природе, применение.
Простые вещества-неметаллы. Физические свойства. Получение простых
веществ-неметаллов О2, H2, CO2,NH3. Аллотропия.
Соединения химических элементов (3 часа).
Бинарные соединения металлов и неметаллов. Правило Бертолле.
Знакомство с природными оксидами: FeO, Fe2Оз, Al203, С02.
Основания. Кислоты. Соли.
Изменения, происходящие с веществами (7 часов).
Растворение, растворы. Приготовление растворов заданной концентрации.
Определение концентрации раствора.
Индикаторы. Приготовление растворов индикаторов. Природные индикаторы.
Действие индикаторов на водные растворы кислот и щелочей.
Типы химических реакций.
Кислоты. Свойства и получение.
Основания. Свойства и получение.
Соли. Способы получения солей.
Скорость химических реакций (1 час).
Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Металлы (6 часов).
Металлы - простые вещества. Физические и химические свойства металлов.
Металлы в быту. Металлы - простые вещества. Физические и химические
свойства металлов. • -
Соединения металлов: оксиды, основания, соли.
Амфотерность на примере оксидов и гидроксидов алюминия, хрома(Ш) и
цинка.
Соединения железа. Исследовательская работа.
Генетический ряд металла от гипотезы до практического исследования.
Неметаллы (5 часов).
Генетический ряд неметалла. Гипотеза, суждение, эксперимент.
Соли слабых кислот - карбонатов и сульфитов. Свойства и получение.
Аммиак. Получение. Исследование физических и химических свойств.
Качественные реакции. Из истории аналитической химии.
Решение расчётных и экспериментальных задач, занимательные опыты
(2 часа).
Защита исследовательских работ. Подведение итогов года (2 часа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||||
Всего | Теоретические (лекция) | Практические (практические и лабораторные работы) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | Введение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете химии. Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. | 2 | 1 | 1 | ||||
2 | Практическая работа № 2. Нагревательные приборы. Основные приёмы работы. Изучение строения пламени. | 1 | 1 | |||||
3 | Чистые вещества и смеси. Практическая работа № 3. Основные способы разделения смесей.Очистка загрязнённой поваренной соли. | 1 | 1 | |||||
4 | Практическая работа № 4. Анализ почвы и воды. Взятие проб воды в реке Оккервиль. Отбор проб почвы со школьного газона. | 1 | 1 | |||||
5 | Простые вещества. Знакомство с простыми веществами-металлами. Физические свойства, распространение в природе, применение. Коллекция металлов: Fe, Al, Са, Mg, Na. | 1 | 1 | |||||
6 | Практическая работа № 5. Получение простых веществ-неметаллов О2, Н2, CO2, NH3. Физические свойства. Аллотропия. | 2 | 2 | |||||
7 | Соединения химических элементов. Бинарные соединения металлов и неметаллов. Практическая работа №6. Правило Бертоле. | 1 | 1 | |||||
8 | Практическая работа № 7. | 2 | 1 | 1 | ||||
. Знакомство с природными оксидами: FeO, Fe2О3, А1203, С02. Основания. Кислоты. Соли. | ||||||||
9 | Изменения, происходящие с веществами. Растворение, растворы Практическая работа № 8. Приготовление растворов заданной концентрации. Определение концентрации раствора. | 2 | 2 | |||||
10 | Индикаторы. Приготовление растворов индикаторов. Природные индикаторы. Практическая работа № 9. Действие индикаторов на водные растворы кислот и щелочей. | 1 | 1 | |||||
11 | Практическая работа № 10. Типы химических реакций. | 1 | 1 | |||||
12 | Практическая работа № 11. Кислоты. Свойства и получение. | 1 | 1 | |||||
13 | Практическая работа № 12. Основания. Свойства и получение. | 1 | 1 | |||||
14 | Практическая работа № 13. Соли. Способы получения солей. | 1 | 1 | |||||
15 | Скорость химических реакций. Практическая работа № 14. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | 1 | 1 | |||||
16 | Металлы. Практическая работа № 15. Металлы -простые вещества. Физические и химические свойства металлов. Металлы в быту. | 1 | 1 |
17 | Практическая работа № 16. Соединения металлов: оксиды, основания, соли. | 1 | 1 | |
18 | Практическая работа № 17. Амфотерность на примере оксидов и гидроксидов алюминия, хрома(Ш) и цинка. | 1 | 1 | |
19 | Соединения железа. Исследовательская работа. | 2 | 2 • - | |
20 | Практическая работа № 18. Генетический ряд металла от гипотезы до практического исследования. | 1 | 1 | |
21 | Неметаллы. Практическая работа № 19. Генетический ряд неметалла. Гипотеза, суждение, эксперимент. | 2 | 2 | |
22 | Практическая работа № 20. Соли слабых кислот - карбонатов и сульфитов. Свойства и получение. | 1 | 1 | |
23 | Практическая работа № 21. Аммиак. Получение. Исследование физических и химических свойств. Качественные реакции. Из истории аналитической химии. | 2 | 2 | |
24 | Решение расчётных и экспериментальных задач, занимательные опыты. Практическая работа № 22. Решение расчётных и экспериментальных задач. | 2 | 1 | 1 |
25 | Защита исследовательских работ. Подведение итогов года. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 34 | 5 | 29 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Литература для обучающихся:
Габриелян О.С., Яшукова А.В. «Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ». К учебнику «Химия. 9 класс» М., «Дрофа» 2011
Литература, рекомендуемая учителю:
1.Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. «Школьная химия. Вопросы и упражнения». Пособие для школьников и абитуриентов. С*-Пб, «Авалон» «Азбука-классика», 2005
2.Габриелян О.С., Яшукова А.В. «Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ». К учебнику «Химия. 9 класс»
3.Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. «Химический эксперимент в школе. 9класс». Учебное пособие. М, «Дрофа» 2007
4.Корощенко.А.С, Яшукова А.В. «Химия. 400 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ГИА. 9 класс». -М., «Аст:.Астрель», «ВКТ Владимир», 2011
5.Крутецкая Е.Д. «Химия рядом с нами». С-Пб, АППО, 2006
6.Соколова И.А. «Подготовка к ГИА. Высший уровень качества. 9 класс. ГИА 2013. Химия» Сборник заданий. М., «Эксмо», 2012
Интернет-ресурсы
1. www.alhimik.ru
4. www.novedu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения экспериментальной деятельности на уроках химии.
Химия - наука экспериментальная и химический эксперимент в обучении позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химической науки. Главной задачей учителя яв...
Методическая разработка «Экспериментальная деятельность в рамках взаимосвязи музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования в классе скрипки»
Несмотря на очевидную актуальность, данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое решение и практическое применение в традиционных системах преподавания скрипки и сольфеджио в Д...
Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности
Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...
Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии.
Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Снег и его свойства"
Конпект разработан в для средней группы, по опытно-экспериментальной деятельности...
Итоговая контрольная работа по теме: «Элементарные основы неорганической химии. Экспериментальные основы химии.Признаки химических реакций»
Данная контрольная работа оценивает знания детей по курсу неорганической химии...