ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Биология. Природа и человек. 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы:________Т.М.Сазонова
Приказ №_____ от __________2013 г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Биология. Природа и человек. 9 класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 9 класса
Составитель: учитель биологии
МБОУ Дубровская оош
Клевцова Н.М
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Профильные и элективные курсы - те новые элементы учебного плана, которые должны составить индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старших классов и их профилизации. Эти курсы призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности учащихся, помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности. В курсе отражены основные задачи биологических наук – сохранение окружающей среды и здоровья человека, воспитание молодежи в свете представлений о месте человека в биосфере, о единстве происхождения и существования живой природы и человека.
В курсе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и изменениям учащихся по каждому разделу. Курс имеет опору на знания, полученные учащимися при изучении биологии младших классов, химии, физики, истории, географии. В логическую цепь объединяются эволюционное учение, история развития органического мира, антропогенез и разделы, изучающие взаимоотношения отдельного организма и окружающей среды.
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно действующему Базисному учебному плану, данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент ОУ.
ЦЕЛЬ курса:
- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественнонаучного); сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
ЗАДАЧИ курса:
- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии и целостной мировоззренческой позиции в области этой науки;
- формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
- подкрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками;
- развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;
- развивать естественнонаучное мышление учащихся;
- создать условия для развития таких качеств личности, как требовательность к себе, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, воспитание нравственного отношения к научно-исследовательскому труду, творческой самореализации и саморазвития учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В результате при изучении курса учащиеся должны приобрести знания:
-об особенностях жизни как формы существовании материи;
-о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами;
-об основных теориях биологии – эволюционной, антропогенеза;
-о соотношении социального и биологического в эволюции человека;
-об основных областях применения биологических знаний.
Умения:
-пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на земле;
-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-работать с учебной и научно-популярной литературой;
-владеть терминологией предмета;
-осуществлять проектно-исследовательскую деятельность.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013 г.
- ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
- Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.
- Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.:»Паритет», 2002.
- Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
- Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.
- Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
- «Биология. Живой организм» 6 кл. Н.И.Сонин «Дрофа»: 2011г.
- «Биология. Многообразие живых организмов» 7 кл.Н.И.Сонин «Дрофа»: 2011г.
- «Биология. Человек» 8 кл. Н.И.Сонин «Дрофа»: 2010г.
- «Биология. Общие закономерности» 9 кл. Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Дрофа»: 2011г.
- Содержание курса:
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)
Биология как наука. Методы биологии
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
2.1. Клеточное строение организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.
2.2. Признаки живых организмов
Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных.
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
3.1. Царство Бактерии
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.
3.2. Царство Грибы.
Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.
3.3. Царство Растения.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
3.4. Царство Животные
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
3.5. Учение об эволюции органического мира
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч)
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
4.4. Дыхание. Система дыхания.Дыхание. Система дыхания.
4.5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.
4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
4.7. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии.
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
4.9. Покровы тела и их функции. Покровы тела и их функции.
4.10. Размножение и развитие организма человека.
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы чувств, их роль в жизни человека.
4.13. Психология и поведение человека. ВНД.
Психология и поведение человека. ВНД.
4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.
Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
5.2 Экосистемная организация живой природы.
Экосистемная организация живой природы.
5.3 Учение о биосфере. Учение о биосфере.
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Содержание | Коли-чество часов |
1 | Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | 1 |
2 | Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | 1 |
3 | Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | 1 |
4 | Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма» | 1 |
5 | Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | 1 |
6 | Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | 1 |
7 | Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | 1 |
8 | Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | 1 |
9 | Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | 1 |
10 | Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 1 |
11 | Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года | 1 |
12 | Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года. | 1 |
по биологии 9 класс (34 часа)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата | |||||
план | факт | |||||||
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.) | ||||||||
1 | Биология как наука. Методы биологии | 1ч | ||||||
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч) | ||||||||
2 | Клеточное строение организмов | 1ч | ||||||
3 | Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы. | 1ч | ||||||
4 | Признаки живых организмов | 1ч | ||||||
5 | Ткани, органы, системы органов растений и животных. Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | 1ч | ||||||
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч) | ||||||||
6 | Царство Бактерии | 1ч | ||||||
7 | Царство Грибы. | 1ч | ||||||
8 | Царство Растения. | 1ч | ||||||
9 | Основные семейства цветковых растений. Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | 1ч | ||||||
10 | Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. | 1ч | ||||||
11 | Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. | 1ч | ||||||
12 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | 1ч | ||||||
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч) | ||||||||
13 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 1ч | ||||||
14 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма» | 1ч | ||||||
15 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1ч | ||||||
16 | Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | 1ч | ||||||
17 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | 1ч | ||||||
18 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | 1ч | ||||||
19 | Обмен веществ и превращение энергии. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | 1ч | ||||||
20 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 1ч | ||||||
21 | Покровы тела и их функции. | 1ч | ||||||
22 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 1ч | ||||||
23 | Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | 1ч | ||||||
24 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 1ч | ||||||
25 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | 1ч | ||||||
26 | Психология и поведение человека. ВНД. | 1ч | ||||||
27 | Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. | 1ч | ||||||
28 | Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | 1ч | ||||||
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч) | ||||||||
29 | Влияние экологических факторов на организмы. | 1ч | ||||||
30 | Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. | 1ч | ||||||
31 | Экосистемная организация живой природы. | 1ч | ||||||
32 | Учение о биосфере. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 1ч | ||||||
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч) | ||||||||
33 | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года» | 1ч | ||||||
34 | Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года. Практическая работа № 12: «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года». | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"
Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"...
Элективный курс по географии 10-11 класс "Мир-природа-общество"
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 класса (курс по выбору)....
Элективный курс "химическая природа человека"
Элективный курс...
Элективный курс Мастерская природы" 6 класс
Элективный курс «Мастерская природы» рассчитан на 35 часов, включает в себя занятия по прикладной ботанике, бионики, а также направлен на расширение знаний о взаимосвязи растений с жизнью человека....
Авторская программа элективного курса по выбору для 9 класса по биологии "Использование знаний биологии в нефтехимической промышленности, медицине, экологии и микробиологии"
Данная программа позволяет учащимся 9 классов орпеделиться с выбором будующей профессии, связанной сос знаниями в области биологии....
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Рабочая программа по элективному курсу «Биология в задачах» 11 класс
Целью элективного курса «Биология в задачах» является развитие умений у обучающихся анализировать содержание задачи, выстраивать алгоритм решения, развитие общих интеллектуальных умен...