Рабочая программа по элективному курсу «Биология в задачах» 11 класс
элективный курс по биологии (11 класс)

Габитова Алсясяк Азаматовна

Целью элективного курса «Биология в задачах» является развитие умений у обучающихся анализировать содержание задачи, выстраивать алгоритм решения, развитие общих интеллектуальных умений, а именно: логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности обучающихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Задачи курса:

  1. Ознакомить учащихся с общими методическими рекомендациями по решению генетических задач.
  2. Усвоить основные этапы решения задач.
  3. Научить правильному оформлению задач.
  4. Формировать представление о методах и способах решения генетических задач для правильного их применения при решении задания части В ЕГЭ;
  5. Развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
  6. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio_elektiv_11kl.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 с.Серафимовский

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

и принято

на педагогическом совете

протокол № 1

от  «26» 08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 _____ / Р.Р. Хабирова/

«26 » 08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №3

с. Серамифимовский

 ______ /М.К. Сайфуллин/

Приказ № 250

от  «26» 08.2022 г.

Рабочая программа по элективному курсу

«Биология в задачах»

11 класс

на 2022-2023 учебный год

Габитовой Алсясяк Азаматовны

учителя биологии и химии

Серафимовский, 2022

Пояснительная записка

Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.

Для успешного решения генетических задач, обучающиеся должны свободно ориентироваться в основных генетических понятиях и законах, знать специальную терминологию и буквенную символику. Умение решать генетические задачи является важным показателем овладения учащимися теоретических знаний по генетике. Генетические задачи не только конкретизируют и углубляют теоретические знания обучающихся, но и показывают практическую значимость представлений о механизмах наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.

Программа рассчитана на целый учебный год (34 часа), направлена на углубление теоретического и практического материала по данной теме. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения задач разных типов и позволит осуществить целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по биологии.

В данном курсе будут рассмотрены типы задач, которые не рассматриваются базовой программой по биологии. Курс «Биология в задачах» разбит на отдельные тематические блоки, каждый из которых начинается с изучения теоретического материала. В дальнейшем учащиеся знакомятся с различными способами решения – главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач по генетике способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы, расширяет область знаний по биологии, формирует интерес к профессиям, связанным с медициной. Важное место в курсе занимает практическая направленность изучаемого материала, реализация которой формирует у обучающихся практические навыки работы с исследуемым материалом, выступает в роли источника знаний и способствует формированию научной картины мира.

Нормативные документы:

  • Положение о рабочей программе ОО.
  • Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273- ФЗ.
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413».
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  • Требования Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующий порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
  • Учебного плана МАОУ СОШ № 3 с. Серафимовский;
  • Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
  • Основной общеобразовательной программы СОО МАОУ СОШ №3 с. Серафимовский;

Целью элективного курса «Биология в задачах» является развитие умений у обучающихся анализировать содержание задачи, выстраивать алгоритм решения, развитие общих интеллектуальных умений, а именно: логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности обучающихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Задачи курса:

  1. Ознакомить учащихся с общими методическими рекомендациями по решению генетических задач.
  2. Усвоить основные этапы решения задач.
  3. Научить правильному оформлению задач.
  4. Формировать представление о методах и способах решения генетических задач для правильного их применения при решении задания части В ЕГЭ;
  5. Развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
  6. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.

Требования Стандарта задают ориентиры оценки не только предметных умений, но и личностных и метапредметных результатов освоения о программы.

К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения: сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;

  • уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:

  • находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь организовать собственную деятельность;
  • планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Форма занятий урочная, включает в себя индивидуальную и групповую работы. Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. Каждый раздел программы заканчивается заданиями контролирующего характера, на котором учащиеся смогут проверить свои силы, самореализоваться и самоутвердиться при выполнении заданий.

Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная групповая работа, проектная деятельность обучающихся.
Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на общих сведениях о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфических терминах и символике, используемых при решении генетических задач. В основной части курса особое внимание следует обратить на формирование практических навыков по анализу генетической задачи, составлению схем скрещивания с последующим ответом на определение генотипов и фенотипов изучаемых особей.

Формы деятельности учащихся:

  1. Изучение общих принципов оформления и решения генетических задач.
  2. Самостоятельное решение задач.
  3. Самоконтроль и взаимоконтроль.
  4. Изучение алгоритма составления и анализа родословных.

Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах:

  1. добровольности участия школьников;
  2. научности;
  3. сознательности и активности;
  4. наглядности;
  5. доступности;
  6. связи теории с практикой;
  7. индивидуального подхода к учащимся

Планируемые результаты

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

  1. Об особенностях жизни как формы существования материи;
  2. Фундаментальные понятия по биологии;
  3. Сущность процессов обмена веществ;
  4. Основные понятия, термины и законы генетики
    и генетическую символику;
  5. Сущность процессов наследственности и изменчивости;
  6. Об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, и медицине;
  7. Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.

уметь:

  1. Решать задачи по молекулярной биологии;
  2. Решать задачи по генетике;
  3. Решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности;
  4. Логически рассуждать и обосновывать выводы;
  5. Анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  6. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
  7. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы контроля: тематическое тестирование, составление схем скрещивания.

Методы обучения: Лекция, выполнение практических заданий по дидактическим карточкам, разбор схем и рисунков, самостоятельная работа с учебниками, компьютерными дисками, добывание информации в Internet, диалог, демонстрации.  

Содержание программы

Тема: «Основы цитологии» - 13 часов.

Белки: структура, функции белков. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК, сравнительная характеристика данных кислот. Особенности строения, место расположения в клетке, основные функции, виды РНК, их роль в биосинтезе. Биосинтез белка. Понятие о транскрипции, трансляции, триплет или кодон ДНК.

Энергетический обмен в клетке, его этапы, аэробные и анаэробные организмы, клеточное дыхание.

Биологические задачи:

На вычисление молекулярной массы белка, определение числа аминокислот образующих белок.

На определение % содержания нуклеотидов фрагмента ДНК;

На количественное определение числа нуклеотидов ДНК, при условии, что известно % от общего числа;

На определение длины фрагментов цепочки ДНК;

На определение последовательности расположения аминокислот отдельных белков;

На построение и определение участков молекулы белка;

Расчёты связанные с энергетическими затратами при обмене вещества в клетке.

Тема: «Основы генетики» - 14 часов.

Основные генетические понятия и символы. Законы Г.Менделя. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Биологические задачи:

На моно, ди, полигибридное скрещивание;

На неполное доминирование;

На сцепленное с полом наследование;

На анализирующее скрещивание;

На кроссинговер;

Комбинированные задачи.

Тема: «Генетика человека» - 7 часов.

Основные понятия и термины. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Генетические болезни. Родословная семьи.

Биологические задачи:

На определение группы крови и резус-фактор;

На вероятность наследования и проявления генетических заболеваний;

На генетические основы здоровья;

Перечень учебно-методического обеспечения

Таблицы

  • Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении.
  • Дигибридное скрещивание.
  • Мутационная изменчивость растений.
  • Мутационная изменчивость животных.
  • Моногибридное наследование.
  • Генетический код.
  • Гаметогенез.
  • Выведение украинской степной белой свиньи.
  • Индивидуальные наборы хромосом.
  • Полиплоидия у растений.
  • Взаимодействие генов. Множественные аллели.
  • Доминантное и рецессивное наследование у человека.
  • Генный баланс пола.
  • Типы хромосом. Генетические и цитологические карты хромосом.
  • Множественные аллели.
  • Наследственность, сцепленная с полом гемофилия.
  • Мутации дрозофилы.
  • Дигибридное скрещивание.
  • Полиплоидия.
  • Митоз.
  • Генотип и среда.
  • Полиплоидия.
  • Нерасхождение х – хромосом.
  • Мутации.
  • Хромосомное определение пола.
  • Генетический код.
  • Мейоз.
  • Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
  • ДНК и РНК.

Модели

1.Модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.

2.Модель ДНК.

Рисунки

  • окраска ягод земляники при неполном доминировании; 
  • окраска меха у норок при плейотропном действии гена; 
  • окраска венчика у льна – пример комплементарности;
  • окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии двух генов;
  • окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии;
  • рисунки, иллюстрирующие хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Литература:

  1.  Сивоглазов В.И. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
  2. Соловков Д.А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка.- 6-е изд., испр. и доп.- СПб.:БХВ-Петербург, 2022.

 

Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Биология в задачах» для 11 класса

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Основы цитологии»

10 ч

Повторение теоретического материала, решение тестовых заданий, генетических задач уровня С.

1-2

Белки: структура, функции белков. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК, сравнительная характеристика данных кислот. Особенности строения, место расположения в клетке, основные функции, виды РНК, их роль в биосинтезе.

3

Биосинтез белка. Понятие о транскрипции, трансляции, триплет или кодон ДНК.

4

Энергетический обмен в клетке, его этапы, аэробные и анаэробные организмы, клеточное дыхание.

5-12

Практикум - решение задач:

На вычисление молекулярной массы белка, определение числа аминокислот образующих белок.

На определение % содержания нуклеотидов фрагмента ДНК;

На количественное определение числа нуклеотидов ДНК, при условии, что известно % от общего числа;

На определение длины фрагментов цепочки ДНК;

На определение последовательности расположения аминокислот отдельных белков;

На построение и определение участков молекулы белка;

Расчёты, связанные с энергетическими затратами при обмене вещества в клетке

6 ч

 

«Основы генетики»

11 ч.

Повторение теоретического материала, решение тестовых заданий, генетических задач уровня С.


 

13-15

Основные генетические понятия и символы. Законы Г.Менделя.

Биологические задачи:

На моно, ди, полигибридное скрещивание;

3 ч

16-17

Полное и неполное доминирование.

Биологические задачи: на неполное доминирование;

2 ч

18-20

Анализирующее скрещивание.

Биологические задачи: на анализирующее скрещивание;

2 ч

21-23

Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Биологические задачи: на сцепленное с полом наследование;

2 ч

24-25

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

Биологические задачи: на кроссинговер;

2 ч

26

Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом

Биологические задачи: комбинированные задачи.

 

«Генетика человека»

7 ч

Повторение теоретического материала, решение тестовых заданий, генетических задач уровня С.


 

27

Основные понятия и термины. Характер наследования признаков у человека.

28

Генетические основы здоровья.

29

Генетические болезни. Родословная семьи.

30-31

Биологические задачи:

На определение группы крови и резус-фактор;

2 ч

32

Биологические задачи:

На вероятность наследования и проявления генетических заболеваний;

1 ч

33

Биологические задачи:

На генетические основы здоровья;

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"

На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

Рабочая программа по элективному курсу " Методы решения задач"

Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы и ориентирован на углубление и расширение предметных знаний по математике и соответст...

Рабочая программа по элективному курсу решение текстовых задач

Рабочая программа по элективному курсу решение текстовых задач для 7 класса средней общеобразовательной школы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение текстовых задач» по математике, 9 класс

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результа...

Рабочая программа по элективному курсу Решение химических задач

Цели данного курса:1. Формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии;2. Развитие познавательной и творческой активности, си...

Рабочая программа по элективному курсу «Химия в задачах» 11кл

Цель курса:расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.Задачи курса:углубление ...