разработка методической темы
методическая разработка по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
Содержание_______________________________________________________2
Введение_________________________________________________________ 3
Глава I. Историческая справка_______________________________________5
§1.1История возникновения метода проектов______________________5
§1.2 Метод проектов в России__________________________________6
Глава II. Классификация школьных проектов__________________________10
Глава III. Как работать над проектом?________________________________14
§3.1 Основные требования к проекту____________________________14
§3.2 Этапы работы над проектом_______________________________16
Глава IV. . Проектная деятельность учащихся, использование проектной деятельности в учебном процессе. Достоинства и недостатки проектной деятельности_____________________________________________________22
Заключение______________________________________________________29
Список литературы_______________________________________________31
Приложение № 1_________________________________________________32
Приложение № 2_________________________________________________33
Введение
Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.
Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка С.И.Ожегова понимается:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.
Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны появиться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. В сущности, этот результат в технике и носит название проекта, неважно, будет ли это проект здания, автомобиля, станка и т.д. Термином “проект” объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.
Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную технологию — “метод проектов”. Проект, как было указано выше, это совокупность определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта.
Гипотеза: возможно ли практическое применение метода проекта на уроках биологии и во внеклассной деятельности по предмету.
Цель: рассмотреть возможности использования метода проектов в школьной педагогической практике.
Задачи:
- ознакомиться с литературными источниками по данной теме;
- изучить историю возникновения метода проектов;
- рассмотреть классификацию исследовательских работ и этапы работы над проектом;
- осознать значимость практического использования метода проектов в предметной деятельности педагога в школе.
Глава I. Историческая справка
§1.1. История возникновения метода проектов.
Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метода проектов - концепция прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Подробное освещение метод проектов получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США)». Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы учебных проектов: "ПРОЕКТЫ ИГР" - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д. "ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ", которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью."ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ", разрабатывая которые, дети имели целью "получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме" - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д. "КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ", нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др. В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за первый год обучения было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми: 58 "экскурсионных проектов", 54 "проекта игр", 92 "конструктивных проекта", 396 "повествовательных проектов". Следует заметить, что руководителем всех шестисот проектов была единственная учительница этой школы. Лишь на следующий год была нанята вторая учительница. Наиболее интересными и разносторонними оказались экскурсионные проекты, что можно видеть на следующем примере. Один из таких проектов, реализованных в средней группе учащихся, носил название "Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний".Продуктом по этому проекту стал содержательный "Доклад о причинах тифозных заболеваний", направленный детьми хозяину дома. Как отмечается, мистер Смитс принял "Доклад" доброжелательно и выполнил почти все рекомендации детей. Вот выдержки из этого "Доклада"....Мы полагаем, что муха явилась главной причиной тифозных заболеваний, и рекомендуем вам нижеследующие средства:
1. Вставление сеток в окна и дверные проемы (следует подробнее вычисление необходимого количества сетки и расчет стоимости).
2. Очистка двора от всякого сора и отбросов.
3. Перемещение свиного хлева на более отдаленное расстояние от дома.
4. Хранение всех отбросов в ведрах с крышками.
5. Употребление мухоловок и других способов борьбы с мухой в течение холодных и теплых времен года... Мы посылаем вам одну из наших больших мухоловок и помойное ведро с крышкой... Мы выписали для вас из Миссурийского университета брошюру под заголовком "Муха".
§1.2. Метод проектов в российской школе.
Возьмем для примера опыт построения комплекса "Пути сообщения". Обычно в этом случае рекомендуются "практические" работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т. д.
Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме - проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы ("Шоссе и проселок" Некрасова, "Железная дорога" его же, "Стрелочник" Серафимовича, "Сигнал" Гаршина, морские рассказы Станюковича и т. д.).
Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог...
Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества".
Из книги проф. Е.Г. Кагарова "Метод проектов в трудовой школе" (1926)
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование "метода проектов" в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют
Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер. Но, как и в случае с джинсами и гамбургерами, не все так прямолинейно. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация…. Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Описание метода и причину запрещения можно найти в романе В.Катаева «Два капитана». «Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский… Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе… …по мнению Наробраза, наш детский дом был чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы отличаемся дарованиями в области музыки, живописи и литературы. Поэтому после уроков мы могли делать что угодно. Считалось, что мы свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит… …Но так как на уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной большой перемены… …Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в двадцатом году, что это была за каша!» Если цитата из художественного произведения кажется вам недостаточно «педагогической» обратимся к книге проф. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе». «Возьмем для примера опыт построения комплекса «Пути сообщения». Обычно в этом случае рекомендуются «практические» работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т. д. Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме – проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы («Шоссе и проселок» Некрасова, «Железная дорога» его же, «Стрелочник» Серафимовича, «Сигнал» Гаршина, морские рассказы Станюковича и т.д.). Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог... Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а, следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества».
С позиций сегодняшнего дня мы можем оценить как благую цель, так и неподходящее воплощение; т.е. практически всё, как в крылатой фразе В.С.Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:
• не было учителей, способных работать с проектами;
• не было разработанной методики проектной деятельности;
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект?
Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел» . Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план» . Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…
Возможно, у вас возник вопрос: «Как можно запланировать то, чего никогда раньше не делал?» Ответ известен довольно давно и широко применяется на практике: «Нужно научиться управлять проектами». С 1965 года существует Международная ассоциация управления проектами (International Project Management Association) – некоммерческая профессиональная организация, цель которой – содействие в развитии, широком распространении и практическом применении методов и средств управления проектами. В IPMA сегодня входят 34 страны, в том числе и Россия, которую представляет национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ. Вице-президент СОВНЕТ А.В. Полковников считает, что «учиться управлению проектами на собственных ошибках на конкретных проектах – непозволительно дорого для современной организации» . «Управление Проектами (Project Management) в настоящее время заслужило признание как самостоятельная дисциплина управления, применение которой для управления сложными проектами повышает надежность достижения поставленных целей в запланированные сроки, с требуемым качеством и в рамках бюджета. Общие подходы к управлению проектами являются интуитивно понятными, так как в их основу положены структурированные здравый смысл и опыт».
Глава II. Классификация школьных проектов.
Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:
∙ план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.
∙ у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
∙ учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
∙ формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ:
∙ в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
∙ проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
∙ на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
∙ в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
∙ Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
∙ Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
∙ Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
∙ Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
∙ Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.
∙ Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
По характеру контактов проекты могут быть:
∙ внутриклассными
∙ внутришкольными
∙ региональными (в пределах одной страны)
∙ международными
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности
∙ Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект "Составление рекламного модуля на английском языке", 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
∙ Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект "Элемент XX века", химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й
и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
∙ Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
∙ Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится" в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Глава III. Как работать над проектом.
§3.1. Основные требования к проекту.
Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.
Как же осуществляется работа над проектами?
Основные требования к учебному проекту
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.
5. Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Распределение учащихся по проектным группам
Решение этой педагогической задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. Оптимальная схема распределения учащихся по проектным группам может быть такой:
∙ На 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы. Например, для школы, в которой на одного учителя приходится 15 учащихся, эти цифры выглядят так - от 10 до 25 учащихся в одной группе. (Практика показывает, что оптимальное число членов группы - от 7 до 10 человек, но это реально лишь в условиях частной школы). Минимальное число участников необходимо определить для того, чтобы работа групп и их руководителей проходила в равных условиях. Максимальное число участников определяется тем, что слишком большие группы становятся педагогически неуправляемыми.
∙ На 2-м этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта. Темы могут или предлагаться учителями самостоятельно, или обсуждаться на заседании кафедры, или вырабатываться в ходе "мозгового штурма" с участием учащихся. Число тем должно совпадать с числом учителей.
∙ На 3-м этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной неделе", включающая следующие графы: Ф.И.О. учителя - руководителя проекта (Ф.И.О. консультанта, если он назначается); тема проекта; учебные предметы; классы, на которые рассчитан проект; Ф.И.О. участников проекта (пустая графа).
∙ На 4-м этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу таблицы. Учащимся, которые затрудняются в выборе, оказывают помощь классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи.
∙ На 5-м этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.
§3.2. Этапы работы над проектом.
Этапы работы над проектом:
- предпроект;
- этап планирования работы над проектом;
- аналитический этап;
- этап обобщения;
- презентация полученных результатов
Исходным этапом работы является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта. В том случае, когда область научного знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются учителем, первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной группы. Показав актуальность и привлекательность погружения в данную область исследовательской деятельности, учитель тем самым пытается найти в учениках — участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо основной принцип технологии проектного обучения — это сотрудничество и сотворчество.
Участники проектной группы получают задание: придумать
эмблему проектной группы и просмотреть литературу по теме реферата,
имеющуюся в библиотеке, а также по возможности познакомиться с информацией, размещенной на различных сайтах в Интернете и связанной с проблематикой работы. Учитель напоминает, что необходимо сделать фотографии по подгруппам, а одному или двум участникам дается задание объединить все фотографии, эмблему и название тем рефератов на ватмане.
Основная цель этапа планирования, который начинается с третьего собрания проектной группы, — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
Так же, как и на первом собрании, учитель использует визуальное оформление собрания.
Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследовательской работы.
В ходе третьего собрания учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
Именно на третьем собрании определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования
Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим. Но не стоит и перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной, за деревьями можно не увидеть леса. К тому же не нужно забывать закона Хеопса: «Ничего не строится в срок и в пределах сметы». :)
Многие учредители конкурсов помогают участникам и предлагают примерный список целей, такой как «Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта», из перечня документов, представляемых к защите проектных и исследовательских работ учащихся на конкурс «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва 2004 год» .
1. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.
2. Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.
3. Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.
Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением»
Цели работы над проектом:
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, интернета.
Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа. Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в интернете.
На четвертом собрании групп проводится библиотечное занятие. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.
Пятое собрание посвящается обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего реферата и составить список используемой литературы и других источников информации.
Шестое собрание проектной группы отводится знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социологического опроса. Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуются консультационные встречи с участниками подгрупп.
Седьмое собрание проектных групп предполагает подведение итогов проделанной работы. Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных социологических исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над рефератом. Второй, не менее важной, задачей, которую обсуждают участники, была подготовка к презентации. Участники первой проектной группы решают, что для презентации необходимы видеосюжеты и фотосюжеты по каждой из тем. Участники второй проектной группы решают поставить спектакль, общее направление которого должно соответствовать названию проекта.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в интернете и т.д.).Задача учителя на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.
На восьмое собрание все участники первой группы приносят свои рефераты. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над рефератом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп.
Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.
Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на уровне школы, города, округа и т.д.Особенность этапа заключается в том, что сам осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности. Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача учителя — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.
Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей ( понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания ( выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Глав IV. Проектная деятельность учащихся, использование проектной деятельности в учебном процессе. Достоинства и недостатки проектной деятельности.
В общеобразовательной школе, как показывает практика, чаще всего проектная деятельность учащихся организуется в рамках дополнительного образования, то есть во внеурочное время. Учащиеся осуществляют работу над проектом, заполняя свой досуг занятием по интересу, развивают свои способности и удовлетворяют потребность в получении новых знаний и умений.
Проектное обучение не должно осуществляться только в системе дополнительного образования, хотя именно там более свободный выбор тем для разработки проектов. Кроме того, во внеурочной деятельности нет жестких ограничений по времени для получения результата деятельности, требуется меньше усилий руководителя по организации работы над проектом.
Проектная деятельность строится на основе какого-либо предметного содержания, освоенного или осваиваемого учащимися. Проектное обучение можно вводить в уже существующую классно-урочную систему на принципах сосуществования и взаимодополнения. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением, а в совокупности с ними будет способствовать формированию универсальных компетенций учащихся. Не следует забывать, что формируемые на традиционных уроках общеучебные умения, в проектном обучении становятся частью специфического умения, перерастающего в элемент проектирования: контекстный анализ прочитанного материала, выделение главной мысли в текстовом материале, письменный и устный пересказ, составление развернутого плана, составление схем и таблиц на основе текста учебника и т.д.
По мнению Н.Ю. Пахомовой, жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и перегруженность учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий, позволяющие формировать умения и навыки проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается в разумном ограничении количества учебных проектов в учебном плане, включении элементов проектной деятельности в содержание практических занятий и обычных уроков. Использование проектного обучения в условиях привычной классно-урочной системы имеет свои особенности. Поэтому начинающему учителю нужно знать и уметь делать следующее:
- составлять и согласовывать учебно-тематические планы предметов, в рамках которых выполняются учебные проекты, с содержанием учебно-методического комплекта;
- осваивать механизмы разработки учебного проекта;
- осуществлять практическую реализацию учебного проекта на уроке (дома);
- готовить учащихся к работе над учебным проектом;
- адаптировать разработанный учителем учебный проект к особенностям конкретного класса, школы и условиям имеющегося материального обеспечения образовательного процесса;
- выстраивать серию проектов одного ученика для последовательного формирования умений проектной деятельности;
- оценивать личные достижения учащихся в результате выполнения проекта
В настоящее время изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи. Учитель становится консультантом, и его главная задача создать «ощущение» у учащихся, что они самостоятельно выполнили проект и получили собственные результаты работы. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на проектную деятельность в будущем и рождающий чувство уверенности в своих силах.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Однако внедрение в школу проектных технологий вызывает у большинства учителей неприятие и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике изложения, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий с обеих стороны. Более того, у учителя возникают вполне обоснованные опасения по поводу возможности выполнения государственного заказа (в виде «Федерального компонента государственного стандарта общего образования») за установленное в базисном учебном плане время и нежелание попадать под пресс вышестоящего руководства и общества за перегрузку у школьников.
Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».
Следует подчеркнуть возрастающую роль в классах естественнонаучного профиля проектного и исследовательского методов обучения, которые являются близкими, но не однозначными понятиями. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет. Проектная деятельность направлена, прежде всего, на создание некоего нового продукта, будь то стенная газета, компьютерная программа, театральный спектакль или реферат. Можно даже сказать, что в результате проектной деятельности создается новая реальность. В исследовании обычно отталкиваются от некоторого явления или процесса окружающего мира, которое вызывает определенные вопросы. Затем это явление подвергается описанию, очень часто с помощью чисел, схем и графиков, получаемых, как правило, на основании измерений. Это описание позволяет строить объясняющую модель явления, которая проверяется в наблюдениях и экспериментах. Успешное осуществление проектной и исследовательской деятельности возможно при условии развития у школьников способности к критическому мышлению. Исходный пунктом здесь является текст. Разумеется, термин «текст» можно понимать расширенно: это может быть и фильм, и устное сообщение. Затем текст подвергается анализу на основании, которого выстраивается своя позиция по отношению к тексту: согласие или несогласие, степень понимания, оценка полезности предложенной информации и т. д. Обобщим вышесказанное с помощью рисунка:
Следует подчеркнуть возрастающую роль в классах естественнонаучного профиля проектного и исследовательского методов обучения, которые являются близкими, но не однозначными понятиями. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет. Проектная деятельность направлена, прежде всего, на создание некоего нового продукта, будь то стенная газета, компьютерная программа, театральный спектакль или реферат. Можно даже сказать, что в результате проектной деятельности создается новая реальность. В исследовании обычно отталкиваются от некоторого явления или процесса окружающего мира, которое вызывает определенные вопросы. Затем это явление подвергается описанию, очень часто с помощью чисел, схем и графиков, получаемых, как правило, на основании измерений. Это описание позволяет строить объясняющую модель явления, которая проверяется в наблюдениях и экспериментах. Успешное осуществление проектной и исследовательской деятельности возможно при условии развития у школьников способности к критическому мышлению. Исходный пунктом здесь является текст. Разумеется, термин «текст» можно понимать расширенно: это может быть и фильм, и устное сообщение. Затем текст подвергается анализу на основании, которого выстраивается своя позиция по отношению к тексту: согласие или несогласие, степень понимания, оценка полезности предложенной информации и т. д. Обобщим вышесказанное с помощью рисунка:
Изогнутые стрелки означают корректировку замысла по ходу проектирования или исследования.
Проектная деятельность является формой учебно-познавательной активности школьников, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон обучения и является средством развития личности субъекта учения. Она несет в себе некоторые черты профессионального проектирования, однако имеет и собственные, качественные особенности. В роли учебной деятельности пректная деятельность, во-первых, обеспечивает более полноценное усвоение учебных ситуаций и действий, контроля и оценки; во-вторых, принятие внешнезаданных учебных целей. Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Метод творческих проектов позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его способностями с учетом личностных возможностей и потребностей. Проектная деятельность предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов. Проектная деятельность является в полной мере личностно-ориентированной деятельностью. Она является значимым средством развития личности субъекта учения. Наиболее значимые линии влияния прослеживаются в формировании адекватной самооценки на ступенях обучения, снижению общих показателей тревожности, повышению уровня психологической устойчивости школьников (снижает фрустрацию потребности достижения успеха и страх самовыражения). Опираясь на наличный уровень развития самосознания учащегося, проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов, что эмпирически проявляется в достижении более высокого уровня личностной зрелости школьников в ее развитых формах. Обучение школьников в условиях проектной деятельности способствует становлению познавательной сферы и развивает творческие (творческое воображение, невербальная креативность) и образные (пространственное мышление и воображение, образное мышление и память) характеристики познавательных процессов.
В своей профессиональной деятельности я довольно часто использую метод проекта. Проектная деятельность всегда результативна. Исследовательские проекты учащиеся представляют на школьном, городском и региональном уровне. Так, на уроках биологии 7 класса реализуется социальный проект «Человек как консорция и как часть биосферы». В качестве основы для подготовки проекта предлагается план-проспект «книги», который разбивается на темы, за подготовку каждого проекта отвечает один учащийся. В итоге учащиеся представляют свою работу, каждый может увидеть свои достижения, почувствовать интерес других людей к своей работе. При этом осваивается новый для детей биологический материал.
В школе организуются и межпредметные проекты, которые выполняются во внеурочное время. Такие проекты являются наиболее сложными, т.к. требуют квалифицированной координации со стороны педагогов и слаженной работы творческих групп учащихся. В то же время они являются интересными, ценятся всеми участниками и поддерживаются учителями. Примерами таких проектов могут служить: проект «Наследственные заболевания династии Романовых» (биология, история) – III место г. Камышлов Свердловская область, «Проект озеленения школы» (биология, история, цветоводство, дизайн помещений) - II место г. Камышлов Свердловская область, «Формирование личностных качеств ребенка от года до трех» (биология, медицина, психология, педагогика) - I место г. Камышлов Свердловская область, «Искусство дарить красоту» (биология, история, география, фитодизайн, информатика) - III место г. Камышлов Свердловская область, «Витаминный комплекс экзотических плодов» (биология, география, медицина) - I место г. Камышлов Свердловская область, «Народная медицина и нетрадиционные способы лечения» (биология, история, медицина) - II место г. Камышлов Свердловская область.
В школе № 758 СВАО города Москва я работаю первый год. За этот год активно работали над созданием системы урочных межпредметных (биология, информатика) проектов. Учащимся были предложены следующие темы: «Жизнь подводного мира» (6 класс), «Бабочки» (7 класс), «Лошади» (7 класс), «Семейство Кошачьих» (7 класс), «Ткани организма человека» (8 класс), «Предверно – улитковый орган» (8 класс), «Деление клетки» (10 класс), «Естественная история жизни на Земле» (11 класс).( Пиложение № 1).
Внеурочная деятельность по предмету биология представлена научно – исследовательским проектом «Православный календарь питания» (Котова Л., 10 класс) и мультимедийными проектами по «Соревнование классов, против курения». (Приложение №2).
«Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», не только с позиций разных дисциплин, но с позиций этики и морали» - пишет Галина Ефименко, учитель биологии из Москвы.
Отметим достоинства и недостатки проекта как формы организации школьной учебной деятельности.
Достоинства:
Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;
Исследовательский, поисковый характер;
Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;
Активное взаимодействие между всеми участниками проекта, коммуникативный аспект;
Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
«Неформальное общение с товарищами и учителем, - пишет Г. Ефименко, - раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе, и, в тоже время, научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение».
Недостатки:
Некоторая академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;
Невысокая игровая составляющая этой формы учебной деятельности, ограничивающая возможность достижения успеха учащимися с разными типами мышления, ориентация на логическое, «левополушарное» мышление.
Новой формой проектной деятельности, всё шире используемой педагогами, является подготовка дистанционных проектов, ориентированных на Интернет. Они могут осуществляться в разных формах – от индивидуального или группового поиска информации в Интернет по заданной учителем теме (с подготовкой сообщения по ней) или составления тематического каталога веб-ссылок до совместного создания веб-проекта группами учащихся, пространственно удаленными друг от друга и взаимодействующими между собой при помощи современных телекоммуникационных технологий.
Одной из форм организации учебного процесса в основной школе, является проектная деятельность. Результаты многочисленных исследований показали, что подросткам свойственно включаться в деятельность по экспериментированию с окружающим миром, по опробованию своих возможностей и способностей. Проектирование же предполагает видение возможного будущего как результата своей деятельности, и поэтому включает в себя тщательную разработку замысла, превращение его в продукт, а затем анализ этого продукта.
Заключение
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Высокое качество выполняемых работ учащихся позволяет сделать вывод, что проектные формы учебной деятельности позволяют осваивать новые способы деятельности на интегрированном содержании и формировать набор компетенций, необходимых современному человеку. Эффективность применения исследовательского метода учащимся и педагогом определяется уровнем методологической культуры педагога, транслирующейся в условиях сотворчества в методологическую культуру учащихся, являющейся основой их сотворчества и личностно значимого развития опыта творческой, исследовательской деятельности. На этапе творческого моделирования педагогом всей совокупности вариативных моделей учебно-исследовательской деятельности в рамках конкретного предмета, необходимо предусмотреть достаточные условия для поэтапного овладения учащимся исследовательским методом на предметном, межпредметном, методологическом, личностно-творческом уровне. В контексте гуманизации образовательного процесса, границы применения исследовательского метода обусловливаются, прежде всего, границами ценностно-смыслового пространства личности, её методологической и коммуникативной культуры. Эти границы могут быть расширены при условии продуктивного сотворчества педагога и учащихся в проблемной, исследовательской ситуации, уровень продуктивности которого определяется уровнем совпадения их ценностных ориентации на творческую самореализацию и саморазвитие. Гарантированно эффективное применение исследовательского метода обеспечивается следующими дидактическими принципами: личностной значимости, системности, целостности, научности, проблемности, вариативности, дополнительности. При этом они, с одной стороны определяют стратегии применения исследовательского метода, с другой являются его условиями. Существенному повышению эффективности применения исследовательского метода способствует профессионально компетентное создание педагогом особой интеллектуальной и ценностно-смысловой атмосферы учебно-исследовательской деятельности.
Список литературы:
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
2. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.
3. Дьюи Дж. Демократия и образование. -М.,2000.
4. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. -Л.,1925.
5. Килпатрик У.Х. Основы метода. -М.-Л., 1928.
6. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //" Школа и производство", 2002. - №1. - С.14- 16.
7. Петрова В. Метод проектов. - М.,1929.
8. Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995.
9. Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// "Директор школы", 1998. - № 3.
10. РОХЛОВ В.С., доцент МИОО, г. Москва (по материалам рубрики педагогический марафон сайта "Я иду на урок биологии".
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Исполнитель:
Слободчикова Надежда Михайловна
учитель I квалификационной
категории
ГБОУ ЦО№1459 СВАО г. Москвы
Москва, 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка методической темы “Обучение эффективному чтению”
Для современного учителя, работающего по зарубежным учебным пособиям, представляют интерес задания, которые учат студентов навыкам беглого чтения, быстрого предварительного просмотра, извл...
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
Методическая разработка по теме: Разработка творческого конкурса «Буратиниада».
Предлагаемая методическая разработка представлена в виде конспекта и презентации практического занятия, проведенного в форме педагогической мастерской, которая позволяет ...
Разработка методической темы «Повышение качества знаний по физике посредством разноуровневой дифференциации»
Общепризнано, что физика – предмет трудный. Но её изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в к...
1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке
1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена для введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка в 5-11 кла...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
Методическая разработка "Методическая тема педагога"
Методическая разработка в помощь педагогу в выработке новых педагогических приёмов и методик, в проведении диагностики и демонстрации результатов своей работы....