Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка
учебно-методическое пособие по биологии по теме
- Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка для биологов школ города и педагогов, осуществляющих работу по благоустройству школьных территорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_monitoringu.doc | 164.5 КБ |
titulnyy_list.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Изучение структуры почвы
- Как определить кислотность почвы?
- Определения рh почвы:
- Исследование почвы на её засоленность
- Оценка загрязнения атмосферы выбросами
- автотранспорта
- Определение запыленности воздуха
- Степень озеленения пришкольного участка
1.ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОЧВЫ
- Определение наличия включений в почве.
Рассыпать почву на листе белой бумаги и определить наличие включений (т.е. следы деятельности человека – обломки кирпичей, керамики и т.д.)
- Определение пористости почвы.
Образцы почвы поместить в стеклянные трубочки, поместите в воду и по интенсивности выделения пузырьков воздуха оцените его пористость.
- Определение структурного состава почвы
Материалы и оборудование.
- Образцы почвы,
- технические весы с разновесами,
- набор сит с диаметром ячеек 10; 5; 3; 2; 1; 0,5 и 0,25 мм,
- алюминиевые стаканы.
Ход работы.
1. Взять средний образец почвы массой 0,5 - 2,5 кг.
2. Выбрать корни, гальку и другие включения.
3. Довести почву до воздушно-сухого состояния (растирать и просеивать нельзя).
4. Составить колонку из сит с ячейками (сверху вниз) 10, 5, 3, 2, 1, 0,5 и 0,25 мм, имеющую на нижнем сите поддон.
5. Просеять почву небольшими порциями (по 100 г) через колонку сит.
6. Разобрать колонку сит, перенести оставшиеся на ситах и поддоне комочки в отдельные фарфоровые или алюминиевые чашечки.
7. Взвесить чашечки с почвой (агрегатами) и вычислить процент каждой фракции по формуле:
х = а : b*100%
где х — содержание агрегатов определенной фракции, в %; а — масса агрегатов
определенной фракции, г.; b — масса агрегатов всех фракций, г.
- Определение гранулометрического состава почвы мокрым методом (методом раскатывания шнура)
Почву смочить и размягчить пальцами до консистенции теста, т. е. до влажности, приблизительно соответствующей нижней границе текучести по Аттербергу (в таком состоянии вода из почвы не отжимается, но почва поблескивает от воды и мажется).
Хорошо размятую почву раскатать на ладони в шнур толщиной около 3 мм и свернуть в колечко диаметром около 3 см. Вид этого шнура является показателем гранулометрического состава почвы:
- глина - шнур легко свертывается в кольцо без трещин;
- тяжелый суглинок - шнур легко скатывается, при свертывании в кольцо дает трещины;
- средний суглинок - шнур образуется, но при свертывании в кольцо распадается;
- легкий суглинок - шнур распадается на части при малейшей попытке свернуть его в кольцо;
- супесь - шнур при скатывании распадается на части; песок - шнур не образуется.
- Определение поглотительной способности почвы
Материалы и оборудование.
- Образцы почвы различного гранулометрического состава,
- штатив с пробирками, фарфоровые чашки,
- колбы вместимостью 250 и 500 мл, стаканы, воронки, фильтры, марля,
- технические весы с разновесами, эксикатор, горелки.
- 5-процентный раствор кислого фосфорнокислого калия или натрия, раствор хлорида калия, оксалат аммония, раствор метиленовой сини или фиолетовые чернила.
Ход работы:
1. Для определения химической поглотительной способности почвы в колбу
вместимостью 250 мл налить 20 мл 5-процентного раствора гидрофосфата калия
К2НРО4 или натрия Na2HP04 и насыпать 20 г предварительно взвешенной воздушно-сухой почвы.
- После 30-минутного периодического взбалтывания дать смеси отстояться и отфильтровать ее. Фильтрат должен быть прозрачным. Для этого надо переливать смесь на фильтр осторожно, малыми порциями, особенно вначале.
3. Налить 10 мл фильтрата в предварительно взвешенную фарфоровую чашку и выпарить на песочной или водяной бане досуха.
- Рассчитать поглотительную способность почвы, рассуждая следующим образом: в 20 мл раствора гидрофосфата калия содержался 1 г соли. Значит, в 10 мл фильтрата должно содержаться 0,5 г кислого фосфорнокислого калия, если бы почва его не поглотила. Масса минерального осадка в опыте равна 0,2 г, следовательно, 0,3 г гидрофосфата калия поглощены 10 г почвы. Тогда 20 г почвы поглотят 0,6 г соли, что составит 60 %. Это и будет показателем поглотительной способности данного образца почвы.
- Определение водопроницаемости почвы
Материалы и оборудование.
- Образцы почвы разного гранулометрического состава и структуры, просеянных через сито с ячейками 2 мм,
- стеклянные трубки высотой 25—30 см и диаметром 3—4 см, штатив для трубок
- стаканы, марля, картон, часы.
Ход работы:
1. Взять 4—5 стеклянных трубок и снизу обвязать марлей.
2. Насыпать в каждую из них на высоту 20 см одну из разновидностей почв. Для уплотнения почвы слегка постучать по трубкам. Лучше всего почву в трубки загружать послойно (по 2— 3 см), уплотняя ее постукиванием трубки обо что-либо мягкое (тетрадь, книгу) или с помощью деревянной трамбовочки.
3. Положить на почву картонные кружочки с отверстиями.
4. Закрепить трубки в штативе и подставить под них стаканы.
5. Налить в трубку воды на высоту 5 см, заметить время и, доливая воду, поддерживать 5-сантиметровый столб воды до тех пор, пока она не пройдет через весь слой почвы.
6. Высчитать время, за которое вода прошла 20-сантиметровый слой почвы в трубке. Это и будет показатель водопроницаемости почвы.
7. Если есть время, определить коэффициент фильтрации. Началом фильтрации следует считать появление первой капли фильтрата на нижнем конце трубки.
- Определить количество воды, профильтровавшейся через каждые 10 мин фильтрации. Определение вести до тех пор, пока за каждые 10 мин фильтрации будет собираться в стакане одинаковое количество воды. Одновременно следует отметить температуру воды, используемой при работе.
9. Рассчитать коэффициент фильтрации, пользуясь формулой:
Кt = (Q*10) : S*T
где Kt — коэффициент фильтрации при данной температуре, мм/мин; Q — расход воды за установленные интервалы времени (10 мин), см3; S – площадь поперечного сечения трубки, см2; Т – время, мин; 10 – коэффициент пересчета, см3 в мм водного столба. Привести расчеты к температуре 10 ºС.
2.КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КИСЛОТНОСТЬ ПОЧВЫ?
Кислотность почвы, одно из важнейших свойств многих почв, обусловленное наличием водородных ионов в почвенном растворе, а также обменных ионов водорода и алюминия в почвенном поглощающем комплексе. Повышенная кислотность почвы отрицательно влияет на развитие растений и многих полезных микроорганизмов. Степень кислотности почвы необходимо учитывать при выборе минеральных удобрений, подготовке их перед внесением в почву.
Почвы бывают кислые, нейтральные и щелочные. Степень кислотности почвы обозначают условно знаком рН с соответствующей цифрой:
Сильнокислые........ 3—4 pH Кислые................... 4—5 pH Слабокислые.......... 5—6 pH Нейтральные.......... 6—7 pH Щелочные ............. 7—8 pH Сильнощелочные.... 8—9 pH |
Знание кислотности почвы имеет огромное практическое значение. Многие культуры лучше всего развиваются на почве слабокислой или близкой нейтральной.
Для определения кислотности почвы существует множество способов.
По внешним признакам. Если в канавах и ямках вода стоит ржаво-окрашенная, с радужной пленкой на поверхности и темно-желтым рыхлым осадком, знайте — на участке сильнокислая почва. Оттенок у нее, как правило, белесый. Белесая, похожая на золу, прослойка почвы на небольшой глубине также свидетельствует о кислой среде.
Растущие на целине растения очень помогают в определении кислотности. Прежде чем убирать сорняки со своего участка, приглядитесь к ним, с их помощью можно определить кислотность почвы. Кислыми чаще всего бывают пойменные земли с высокой влажностью. Здесь в большом количестве растут типичные растения кислых почв: василек луговой, вероника дубравная, горец почечуйный, душистый колосок, иван-да-марья, лапчатка, лютик ползучий, мята, осока, пикульник, подорожник большой, торица, фиалка трехцветная, хвощ полевой, щавель конский.
На слабокислых почвах чаще других растений встречаются вьюнок полевой, горец птичий, клевер, люцерна, мать-и-мачеха, осот, мокрица, пырей, репейник, ромашка пахучая, шиповник.
Обилие крапивы, красного клевера, лебеды указывает на то, что почва имеет нейтральную реакцию.
На щелочной почве растут: вьюнок полевой, мак.
Хороший признак — на участке много крапивы. Корни крапивы благотворно действуют на окружающую почву, способствуя накоплению тонкого темного гумуса.
Обилие горчицы полевой, гусиной лапки, донника, молочая, ромашки, смолевки, чертополоха свидетельствует о бедной гумусом уплотненной почве.
3.ОПРЕДЕЛЕНИЯ РH ПОЧВЫ:
а) С помощью метода В.М. Клычникова.
30 г предварительно подсушенной садовой земли помещают в бутылку с узким горлышком и заливают 50 г кипяченой воды комнатной температуры. Затем отвешивают 7 г измельченного мела, который завертывают в кусочек бумаги 6х6 см и опускают в бутылку. На ее горлышко надевают резиновый напальчник, скатанный в плотный валик. Освобожденная от пальцев руки резинка распрямляется, но остается сплюснутой. В таком виде сосуд обертывают полотенцем (чтобы не нагревался от руки) и в течение 5 минут энергично взбалтывают. Если исследуемый грунт кислый, то в результате взаимодействия кислоты с мелом в сосуде будет выделяться углекислый газ, и давление внутри него начнется повышаться. Это приведет к тому, что резинка выпрямится. Если грунт не был кислым, то углекислый газ внутри сосуда не образуется, и резинка останется сплюснутой.
Степень кислотности описанным способом определяют по состоянию резинки: если осталась сплюснутой - реакция почвенного раствора нейтральная (рН около 7), распрямилась наполовину - реакция среднекислая (рН 4,5-6), а распрямилась полностью - кислая (рН ниже 4,5).
б) Использование лакмусовой бумажки.
Существует несколько видов или наборов лакмусовой бумаги для определения кислотности.
Индикаторная бумага (ТУ 16-09-1181-71) либо универсальный набор лакмусовой бумаги. Фильтрованные полоски из набора имеют светло-оранжевый цвет, они пропитаны смесью индикаторов, которые, в зависимости от количества рН, принимают различные оттенки. К этому набору полосок прилагается таблица, где каждому из 10 обозначенных цветов соответствует определенная величина рН. Это довольно точное измерение кислотности — до 1 единицы рН.
Более точный анализ можно получить при помощи индикаторной бумаги «Рифан» — это фильтрованные полоски длиной 8 см и шириной 1 см, поперек каждой полоски нанесен слой определенной окраски. Каждый оттенок указывает конкретную величину рН с малым интервалом: 5,8; 6,2; 6,6; 7,0; 7,4 и т. д. К этому набору индикаторных бумажек также прилагается цветная шкала, указывающая цифровое значение рН.
Кроме того, такой анализ проводится с помощью кислотно-щелочных двухцветных индикаторных бумаг: нейтральной лакмусовой (красный цвет— до рН 5; синий — более 8), красной лакмусовой (вариация цветовых оттенков от красного до синего) и синей лакмусовой (вариации цветовых оттенков от красного до синего).
Для применения всех этих методов с использованием лакмусовой бумаги необходимо изъять почву для анализа. Затем в стеклянную или пластмассовую посуду наливается вода, почву кладут в чистый, плотный клочок ткани, который крепко завязывается. Далее мешочек с землей помещается в воду. На 1 часть почвы берется 4-5 частей воды. Через несколько минут в почвенный раствор опускается на 2-3 секунды индикаторная бумага. Сразу же после этого проявившийся на бумаге цвет сверяется со шкалой, и в результате вы получаете значение рН почвенного раствора.
в) Определение рН водной вытяжки колориметрическим методом
1. Среднюю пробу почвы растирают в фарфоровой ступке пестиком и просеивают через сито с величиной отверстия в 1 мм.
2. Берут навеску в 25 г. и помещают в коническую колбу емкостью 250 см 3. В колбу наливают 125 см3 дистиллированной воды. Содержимое колбы несколько раз взбалтывают и отстаивают 5 мин.
3. Водную вытяжку фильтруют через беззольный бумажный фильтр в стеклянной воронке.
4. 5 см3 отфильтрованной водной вытяжки наливают в пробирку и прибавляют затем около 0,25 см3 универсального индикатора. Жидкость в пробирке окрашивается в определенный цвет.
Пробирку встряхивают для равномерного распределения окраски. Пробирку с анализируемым раствором и другую пробирку с таким же количеством дистиллированной воды вставляют в компаратор. При подведении под пробирку с
дистиллированной водой различных цветов шкалы Алямовского можно найти цвет эталона, близкий к цвету испытуемого раствора, и определить величину рН.
г) Определение кислотности почвы при помощи pH-метров.
Это маленькие портативные приборы, которые вы просто помещаете в землю, а они вам выдают уровень кислотности почвы. Также очень часто прибор измеряет не только кислотность почвы, но и уровень влаги, что немаловажно и весьма полезно. Измеряют кислотность такие приборы очень оперативно – до минуты, с точностью до десятых.
Повышенная кислотность отрицательно сказывается на развитии и урожайности культурных растений. Для нейтрализации избыточной кислотности применяется известкование почв, т.е. внесение размолотого карбоната кальция в почву.
Нейтрализация кислой почвы.
Для нейтрализации кислых почв применяют: гашеную известь, доломитовую муку, известковую муку с медленным действием, известняк доломитизированный с еще более медленным действием, цементную пыль, известковый туф, мел молотый.
Вносить известь лучше весной перед перекопкой почвы и перед посадкой. Равномерно рассыпьте ее на поверхности почвы и хорошо перекопайте. Не вносите известь вместе с аммиачными формами азотных и фосфорных удобрений, так как возможны потери азота, а фосфор хуже усваивается растениями.
Перед внесением удобрений выясните, какая почва у вас на участке. Ведь одни удобрения (аммиачная селитра, мочевина, сульфат аммония) подкисляют почву, а другие (фосфорная и костная мука, кальциевая селитра) подщелачивают.
Растения плохо развиваются не только на кислых, но и на известковых почвах. На такой почве деревья будут постоянно желтеть, или хлорозировать (желтые листья — хлороз), поскольку известь связывает железо, необходимое для образования хлорофилла в листьях.
Каждое растение предпочитает свой диапазон кислотности почвы.
- ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВЫ НА ЕЁ ЗАСОЛЕННОСТЬ.
Качественное определение химических элементов в почве.
Обнаружение в почве:
- Карбонат-ионов. Небольшое количество почвы помещают в фарфоровую чашку и приливают пипеткой несколько капель 10%-го раствора соляной кислоты. Образующийся по реакции оксид углерода (IV) CO2 выделяется в виде пузырьков (почва «шипит»).
Nа 2СО3 + НСl = 2 NаСl + СО2 + Н 2О
По интенсивности их выделения (бурное, среднее, слабое) судят о более или менее значительном содержании карбонатов.
- Сульфат-ионов. К 5 мл фильтрата добавить несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20%-го раствора хлорида бария. Если образующийся сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка, это говорит о присутствии сульфатов в количестве нескольких десятых процента и более. Помутнение раствора также указывает на содержание сульфатов – сотые доли процента. Слабое помутнение, заметное лиши на черном фоне, бывает при незначительном содержании сульфатов – тысячные доли процента.
- Нитрат-ионов. К 5 мл фильтрата по каплям прибавляют раствор дифениламина в серной кислоте. При наличие нитратов и нитритов раствор окрашивается в синий цвет.
- Железа (II и III). В две пробирки внести по 3мл вытяжки. В первую пробирку прилить несколько капель раствора красной кровяной соли K3[Fe(CN)6)], во вторую – несколько капель 10%-го раствора роданида калия KSCN. Появившееся синее окрашивание в первой пробирке и красное во второй свидетельствует о наличии в почве соединений железа (II) и железа (III). По интенсивности окрашивания можно судить об их количестве.
- Алюминия. К 5 мл почвенной вытяжки прибавляют по каплям 3%-ный раствор фторида натрия до появления осадка. Чем быстрее выпадает осадок, тем больше алюминия содержится в почве.
Сделать вывод о засоленности данного образца почвы.
- ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА.
Транспорт - это одна из ведущих отраслей, развивающаяся гигантскими темпами. Автотранспорт загрязняет окружающую среду и пагубно влияет на здоровье человека, поэтому так важно знать, как растущий поток автомобилей влияет на окружающую среду на людей, живущих близ дорог, какие последствия вызывает. Изучить интенсивность и структуру автотранспортного потока, рассчитать количество вредных веществ, при сжигании топлива.
Ход работы:
- Подсчитать количество автомобилей, проезжающих на ближайшей автостраде (выбирается участок длиной 0,1 – 1 километров) в течение одного часа. (Подсчет единиц автотранспорта проводится в присутствии учителя на безопасном расстоянии от автострады).
- Результаты занести в таблицу
Тип транспорта | Количество за один час |
Легковые автомобили | |
Грузовые автомобили | |
Автобусы | |
Дизельные грузовые автомобили | |
Итого |
3.Рассчитать приблизительное количество газов, которое выбрасывают автомобили. Известно, что один автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг. выхлопных газов, в состав которых входит 30 г. угарного газа. Если за сутки по улице проезжает примерно 1536 автомобилей, то получается, что количество выхлопного газа в данном районе за сутки равняется 1536 кг., а количество угарного газа - почти 46 кг. Такое количество угарного газа оседает на растениях, строениях, в наших легких.
4. Сделать вывод о загрязнении атмосферы выхлопными газами.
По этим данным можно сделать вывод о том, как сильно загрязнена атмосфера около школы
- Предложить мероприятия по снижению вредного воздействия выбросов от автотранспорта.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА.
- 1. вариант
Ход работы:
Вблизи дороги и для контроля в удалении от нее выбрать пять деревьев одной породы. На высоте 1-1,5 метра со стороны дороги с каждого дерева сорвать десять листьев, поместив их в чистую стеклянную банку с крышкой.
В другую банку таким же образом собрать листья с контрольных деревьев, растущих вдали от дороги.
Листья в банках залить дистиллированной водой, затем тщательно смыть пыль с поверхности каждого листа, воду фильтровать и взвешивать массу осадка после сушки. Полученный результат дает массу пыли на обмытой поверхности.
Сделать вывод о том, какова запыленность воздуха у дороги и вдали от неё.
- 2. вариант
Ход работы:
Для исследования собрать листья клена, березы, бересклета, шиповника и других растений у дороги и вдали от неё и приложили к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем снять пленку и той стороной, где остался контур листа вместе со слоем пыли прикрепть на лист белой бумаги.
По состоянию пленки сделать вывод о запылённости воздуха
Растения по разному осаждают пыль на листовой поверхности:
За летний период осаждается пыли на:
- вязе шершавом - 27 килограммов
- вязе перистоветвистом - 18 килограмм
- клене – 33 килограмма
- тополе – 34 килограмма
- ясене – 27 килограмм
- сирени 1,6 килограмм
- акации – 0,2 килограмм
Кроме того зеленые насаждения снимают шумовую нагрузку, испаряя воду увлажняют воздух.
7.СТЕПЕНЬ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА.
Ход работы:
1. Подсчитать количество деревьев и кустарников на на пришкольном участке.
2. Измерить площадь газона.
3. Подсчитать общую площадь кроны деревьев, кустарников и газона.
Условно будем считать, что крона одного дерева равна 2 кв. м., а крона одного кустарника 1 кв. м. Если на пришкольном участке находится 100 деревьев и 50 кустарников, то общая площадь кроны деревьев и кустарников получится 250 кв. м. Газон имеет прямоугольную форму. Измерив длину его сторон, подсчитываем площадь. Она равна 120 кв. м. Сложив результаты всех измерений, получаем общую площадь кроны деревьев, кустарников и газона – 370 кв.м.
4. Расчитать площадь зеленых насаждений в школе, приходящихся на одного учащегося.
Площадь школьного участка достигает 9600 кв.м., а в школе всего 316 учащихся. Разделив эти цифры, получим, что на каждого ученика школы приходится по 30 кв.м. зеленых насаждений.
5. Сравнить полученные результаты с данными Всемирной организации здравоохранения (на одного жителя города должно приходиться 50 кв. м. зеленых насаждений). Сделать вывод о степени озеленения пришкольного участка.
Вывод: сравнив полученные показатели с данными Всемирной организации здравоохранения, сделали вывод, что наш школьный участок озеленен ………………….(достаточно или недостаточно).
Салынская Марина Владимировна, учитель биологии и химии муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 2 сельского поселка Аккермановка муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области»
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
"Основная общеобразовательная школа №2 сельского поселка Аккермановка
муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области"
«Методики исследования экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка»
Методическое пособие
для биологов СОШ города и педагогов, осуществляющих работу по благоустройству школьных территорий.
Составитель:
Салынская Марина Владимировна
учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
МОАУ«ООШ №2» г.Новотроицка
Новотроицк 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений
Название: Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений. Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 108». Предмет исследования:...
Исследование экологического состояния урочища Раково с. Новотроицкого
Целью данной работы является исследование экологического состояния ближайшего леса – урочища Раково. Выполнение исследовательской работы мы разбили на два этапа и поставили пер...
Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории
Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Биология как пре...
Презентация «Исследование экологического состояния почв цветочно-декоративного отдела пришкольного участка».
Мы заинтересованны в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, выращиваем цветы на клумбах. В последнее время нами замеченно, что цветы ...
Проектная работа "Исследование экологического состояния жилого помещения и создание модели экологического жилища"
Проектная исследовательская работа....
Экологическое состояние школьного дендрария исследовательская работа
Исследовательская работа Тарабриной Яны, обучающейся 6 класса.Объект исследования - пришкольный участок п. Средний Маныч. Цель :Оценка экологического состояния пришкольного участка.Задачи исследования...
Проект «Мониторинговые исследования экологического состояния села Нижний Саянтуй»
Автор работы: Калашникова Олеся,ученица 10 классаМБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Руководитель: Муруева Р.Д., учитель химии высшей категории, заслуженный учитель Республики Бурятия....