Метаморфозы человеческого тела (развитие ребенка после рождения)
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока биологии в 8 классе. Приложением к нему идет мультимедийная презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_metamorfozy_na_sayt.doc | 55 КБ |
urok_metamorfozy_8.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
«Метаморфозы» человеческого тела
(развитие ребенка после рождения)
Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».
Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.
Задачи урока:
образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;
развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;
воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.
Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.
Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.
На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Целеполагание (2 мин).
- Изучение нового материала (20 мин).
- Закрепление (10 мин).
- Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).
Ход урока
- Организационный момент
Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.
- Целеполагание
Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.
- Изучение нового материала
Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).
Учащимся предлагается 5 подсказок (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):
- Латинская (слайд 2)
Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры. Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.
Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!
Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.
- Музыкальная (слайд 3)
В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»
Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.
- Поэтическая(слайд 4)
Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.
- Сказочная(слайд 5)
Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».
- Визуальная (слайд 6)
Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.
Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.
Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).
Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).
Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?
Примерный ответ: изменения роста и пропорций.
Практическая работа(слайд 9)
Изменение пропорций тела человека с возрастом
Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.
Оборудование: ростомер.
Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.
Ход работы
1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.
2. Занесите полученные результаты в таблицу.
Соотношение длины головы к длине тела человека
для разных возрастов
Возраст | Длина тела Дт | Длина головы Дг | Отношение длины головы к длине тела Дг/Дт |
3 года | |||
6 лет | |||
13 лет | |||
16 лет |
3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.
4. Сделайте вывод.
Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.
Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).
Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.
Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.
Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).
Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).
С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.
Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).
Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.
- Закрепление
Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.
После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.
Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?
Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).
- Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.
Учитель:
Урок рождается непросто.
Порой с наивного вопроса,
Порой со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то.
Когда сомнений нету боле
Он вырывается на волю.
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы,
восторг волшебного полета –
все это дивное явленье.
Урок, рожденный вдохновеньем!
Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К зачету по теме "Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения"
К зачету по теме "Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения"...
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
презентация для изучения нового материала и опроса....
Интегрированный урок по биологии и обществознанию «Развитие ребенка после рождения»
Целью урока является знакомство учащихся с понятиями «интерес» и «склонность», «индивид» и «личность» и воспитание гражданской позиции...
Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.
Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...
Урок «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения".
Педагогическая цель: сформировать представление о процессе внутриутробного развития организма и развития после рождения.Тип, вид урока: формирование новых знаний....
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
Тема урока: Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Тип урока: Урок приобретения нового знанияЦель: создать условия для усвоения учащимися новых знаний, нов...
«Быт семьи после рождения ребенка»
Задачи, которые решают молодожены после рождения ребенкаДо рождения ребенка оба супруга имеют похожие возможности работать, учиться, общаться с близкими и друзьями. После рождения ребенка даже очень п...