Рабочие программы по биологии 6-9 классы (Н.И.Сонин)
рабочая программа (биология) по теме
Рабочие программы по биологии к учебникам авторской линии Н.И.Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.rar | 159.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ РМО учителей с Советом школы Директор
химии и биологии Протокол №1 МБОУ «Майская СОШ»
Протокол № 1 от «28» августа 2014 г __________
от «16»августа 2014 г Приказ № 36
от «29» августа 2014г.
Рабочая программа
по биологии
6 класс
Основное общее образование
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Составитель Горелкина Н.А.
учитель биологии
І квалификационной категории
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол №1 от « 29 » августа 2014г.
п.Майский 2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Письмо Министерства образования РФ от 20.02.2004г №03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Санитарные правила и нормы (СанПин 2.42 – 2821 10).
- Учебный план МБОУ «Майская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа»
- Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 47 с.
Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.
Программа Н.И.Сонина используется для обучения учащихся в общеобразовательных классах, реализует требования Федерального компонента государственного стандарта по биологии. Используемый учебник имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год. Соблюдается преемственность в обучении.
Курс «Живой организм» и рабочая программа построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента и 35 часов из школьного компонента, всего 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы.
Технологии образования – индивидуальная работа, проектная, развивающее, личностно-ориентированное обучение.
Формы текущего контроля - дифференцированный индивидуальный письменный опрос по карточкам, практическая и лабораторная работа, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации).
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии
Оценивание устного ответа учащегося:
«5»: · полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
·чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верноиспользованы научные термины;
·для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
·ответ самостоятельный.
«4»:·раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах,обобщениях.
«3»:·усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
·не всегда последовательно определены понятия, понятия недостаточно чёткие;
·не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
·допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
«2»:· основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятия, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
«5»:·правильно определена цель опыта;
·самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
·научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
«4»: ·правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
·1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
· в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
«3»: ·правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
· допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
«2»·не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
·допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения;умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).
«5»:·правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
«4»:·правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
·допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
«3»:·допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя;
·при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
«2»:·допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
·неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка качества выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5"
Практическая (лабораторная) работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая (лабораторная) работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая (лабораторная) работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
На основании положения «О проведении промежуточной аттестации учащихся, об осуществлении текущего контроля их успеваемости и переводе (утверждено приказом директора от 29.08.2014 г. № 36)» промежуточная аттестация в МБОУ «Майская СОШ» проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года (если изучение предмета не закончилось раньше).
По всем письменным предметам промежуточная аттестация проводится в форме контрольного диктанта, контрольной работы. По устным предметам-тестирование (технология-выполнение индивидуального проекта).
Из часов резервного времени 1 ч выделен на итоговое тестирование, которое является формой промежуточной аттестации. Тестовые задания и нормы оценок за тест оформлены в качестве приложения 1 к рабочей программе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик 6 класса должен знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Из них | |
Лабораторных | Практических | |||
1 | Строение и свойства живых организмов | 22 | 6 | |
1.1 | Основные свойства живых организмов. | 2 | ||
1.2 | Химический состав клеток. | 2 | 1 | |
1.3 | Строение растительной и животной клеток. | 2 | 1 | |
1.4 | Деление клетки. | 2 | ||
1.5 | Ткани растений и животных. | 2 | 2 | |
1.6 | Органы и системы органов. | 10 | 2 | |
1.7 | Растения и животные как целостные организмы. | 2 | ||
2 | Жизнедеятельность организма. | 36 | 3 | 2 |
2.1 | Питание и пищеварение. | 8 | ||
2.2 | Дыхание. | 3 | ||
2.3 | Передвижение веществ в организме. | 4 | 1 | |
2.4 | Выделение. | 4 | ||
2.5 | Опорные системы. | 2 | 1 | |
2.6 | Движение. | 2 | 1 | |
2.7 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 5 | ||
2.8 | Размножение. | 4 | 1 | |
2.9 | Рост и развитие. | 4 | 1 | |
3 | Организм и среда | 4 | ||
3.1 | Среда обитания. Факторы среды. | 2 | ||
3.2 | Природные сообщества. | 2 | ||
4 | Резерв | 8 | ||
Итого | 70 | 9 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название разделов, тем уроков | Виды деятельности учащихся | Дата |
1. | Строение и свойства живых организмов. 22ч | ||
1.1 | Основные свойства живых организмов. 2ч | ||
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
2 | Основные свойства живых организмов. | Работа с текстом учебника, терминами | |
1.2. | Химический состав клеток. 2ч | ||
3 | Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. | Составление схем, кластеров | |
4 | Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы». | Лабораторная работа | |
1.3 | Строение растительной и животной клеток. 2ч | ||
5 | Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)». | Составление таблицы Лабораторная работа | |
6 | Вирусы-неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток. | Работа с текстом учебника, терминами | |
1.4 | Деление клетки. 2ч | ||
7 | Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
8 | Сущность мейоза, его биологическое значение. | Работа с текстом учебника, терминами | |
1.5 | Ткани растений и животных. 2ч | ||
9 | Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Лабораторная работа №3 «Ткани растительных организмов». | Лабораторная работа | |
10 | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов». | Составление схем, кластеров, лабораторная работа | |
1.6 | Органы и системы органов. 10ч | ||
11 | Понятие «орган». Органы цветкового растения. Лабораторная работа №5 «Органы цветкового растения». | Лабораторная работа | |
12 | Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. | Работа в тетради по заданиям | |
13 | Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
14 | Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю. | Работа в тетради по заданиям | |
15 | Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | Самостоятельная работа с учебником | |
16 | Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. | Представление сообщений, докладов | |
17 | Плоды. Значение и разнообразие. | Работа с текстом учебника, терминами | |
18 | Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. | Работа в тетради по заданиям | |
19 | Системы органов. | Работа с текстом учебника, терминами | |
20 | Основные системы органов животного организма. Лабораторная работа №6 «Распознавание органов у животных». | Работа по вопросам, Лабораторная работа | |
1.7 | Растения и животные как целостные организмы. 2ч | ||
21 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
22 | Живые организмы и окружающая среда. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
2 | Жизнедеятельность организма. 36ч | ||
2.1 | Питание и пищеварение. 8ч | ||
23 | Сущность понятия «питание».Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
24 | Воздушное питание растений (фотосинтез). | Беседа на основе демонстрационного материала | |
25 | Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
26 | Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды. | Самостоятельная работа с учебником | |
27 | Особенности питания животных. Симбионты, паразиты. | Работа в тетради по заданиям | |
28 | Пищеварение и его значение. | Выполнение индивидуальных заданий | |
29 | Особенности строения пищеварительных систем животных. | Работа в тетради по заданиям | |
30 | Пищеварительные ферменты и их значение. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
2.2. | Дыхание. 3ч | ||
31 | Значение дыхания. Типы дыхания. Клеточное дыхание. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
32 | Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
33 | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. | Работа в тетради по заданиям | |
2.3 | Передвижение веществ в организме. 4ч | ||
34 | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
35 | Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | Практическая работа | |
36 | Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение,функции. | Работа в тетради по заданиям | |
37 | Гемолимфа, кровь, её составные части. | Составление схем, кластеров | |
2.4 | Выделение. 4ч | ||
38 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. | Самостоятельная работа с учебником | |
39 | Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
40 | Обмен веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
41 | Обмен веществ у животных организмов. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
2.5 | Опорные системы. 2ч | ||
42 | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
43 | Опорные системы животных. Наружний и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Лабораторная работа №7 «Разнообразие опорных систем животных» | Работа с текстом учебника, терминами | |
2.6 | Движение. 2ч | ||
44 | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. | Составление схем, кластеров | |
45 | Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Лабораторная работа №8 «Движение инфузории-туфельки». Двигательные реакции растений. | Лабораторная работа | |
2.7 | Регуляция процессов жизнедеятельности. 5ч | ||
46 | Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
47 | Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. | Составление схем, кластеров | |
48 | Рефлекс. Инстинкт. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
49 | Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
50 | Ростовые вещества растений. | Самостоятельная работа с учебником | |
2.8 | Размножение. 4ч | ||
51 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
52 | Бесполое размножение животных и растений. Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений». | Практическая работа | |
53 | Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Работа в тетради по заданиям | |
54 | Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление. Образование плодов и семян. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
2.9 | Рост и развитие. 4ч | ||
55 | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. | Составление схем, кластеров | |
56 | Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. | Работа в тетради по заданиям | |
57 | Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Эмбриональное развитие животных. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
58 | Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Лабораторная работа №9 «Прямое и непрямое развитие насекомых». | Лабораторная работа | |
3. | Организм и среда. 4ч | ||
3.1 | Среда обитания. Факторы среды. 2ч | ||
59 | Влияние факторов неживой природы на живые организмы. | Самостоятельная работа с учебником | |
60 | Взаимосвязи живых организмов. | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
3.2 | Природные сообщества. 2ч | ||
61 | Природное сообщество и экосистема. | Беседа на основе демонстрационного материала | |
62 | Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. | Составление цепей питания | |
4. | Резерв. 8ч | ||
63 | Повторение по теме «Строение и состав клетки». | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
64 | Повторение по теме «Ткани растений и животных». | Составление схем, кластеров | |
65 | Повторение по теме «Организм как единое целое». | Беседа с использованием проблемных вопросов | |
66 | Повторение по теме «Жизнедеятельность организмов» | Работа в группах | |
67 | Повторение по теме «Жизнедеятельность организмов» | Работа в группах | |
68 | Итоговое тестирование за курс «Биология. Живой организм». | тестирование | |
69 | Повторение по теме «Организм и среда» | Работа в группах | |
70 | Обобщающее повторение. | Работа в группах | |
Итого 70ч |
Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Учебно-методическое обеспечение:
- Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010. – 174с.
- Сонин Н.И. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Дрофа, 2012.
- Мультимедийное приложение к учебнику. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс
Методическая литература:
- Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255с.
- Биология. Живой организм. 6 класс. Тестовые задания. С.В.Багоцкий, Л.И. Рубачёва. М. Дрофа,2007.
Дополнительная литература:
- Акимушкин И. Занимательная биология. М., Просвещение
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М., Просвещение. 1986г
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по зоологии. М., Просвещение. 1985г
- CD Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интернет-ресурсы:
- http://fcior.edu.ru/ - school-collection.edu.ru
Итоговый тест
за курс «Биология. Живой организм».
№ | Содержание вопросов | Варианты ответов | |
1 | К неорганическим веществам клетки относятся: | 1) Вода, жир, железо 2) Вода, минеральные соли | 3) Глюкоза, жир, белок 4) Глюкоза, вода, белок |
2 | В клетке животных отсутствуют: | 1) Крупные вакуоли 2) Митохондрии | 3) Рибосомы 4) Аппарат Гольджи |
3 | Для мейоза характерно: | 1) Два последовательных деления 2) Одно деление | 3) Четыре деления 4) Три деления |
4 | К животным тканям НЕ относятся: | 1) Эпителиальная, нервная 2) Хрящевая, костная | 3) Эпителиальная, соединительная 4) Проводящая, покровная |
5 | Фотосинтезирующие клетки листа относятся к | 1) Защитной ткани 2) Основной ткани | 3) Механической ткани 4) Проводящей ткани |
6 | Выбери части растения, образующие побег: | 1) Корни и листья 2) Корни и цветки | 3) Околоцветник, тычинки, пестик 4) Стебель и листья |
7 | Кожица молодого дерева со временем замещается: | 1) Корой 2) Лубом | 3) Пробкой 4) Древесиной |
8 | К выделительной системе позвоночных животных относится: | 1) Печень 2) Почки | 3) Гипофиз 4) Желудок |
9 | Фотосинтез необходим растениям для: | 1) Питания 2) Дыхания | 3) Выделения 4) Роста |
10 | Пищеварение - это | 1) Механическая переработка пищи 2) Поглощение пищи | 3) Механическая и химическая переработка пищи 4) Всасывание питательных веществ |
11 | К органам дыхания лягушки относятся: | 1) Трахеи 2) Кожа и легкие. | 3) Жабры 4) Легкие |
12 | Транспорт веществ у животных осуществляется благодаря: | 1) Выделительной системе 2) Кровеносной системе | 3) Эндокринной системе 4) Пищеварительной системе |
13 | К органам выделения насекомого относятся: | 1) Нефридии 2) Выделительные трубочки | 3) Сократительные вакуоли 4) Почки |
14 | Теплокровными являются: | 1) Амфибии 2) Рептилии | 3) Птицы 4) Рыбы |
15 | Впервые нервная система появилась у | 1) Плоских червей 2) Гидры | 3) Позвоночных животных 4) Кольчатых червей |
16 | Спермии у млекопитающих животных развиваются в: | 1) Яичниках 2) Семенниках | 3) Почках 4) Яйцеводах |
17 | Развитие с полным превращением имеет | 1) Паук 2) Саранча | 3) Бабочка 4) Дождевой червь |
18 | Экология – это наука о | 1) Взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой 2) Охране природы | 3) Развитии организмов 4) Сообществах |
19 | Пластиды в клетке растений участвуют в: | 1) Синтезе белка 2) Синтезе жиров | 3) Фотосинтезе 4) Синтезе углеводов |
20 | Партеногенез – это размножение | 1) Половое у насекомых 2) Бесполое у растений | 3) Половое у птиц 4) Бесполое у животных |
Критерии оценивания итогового теста
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
18-20 б – «5»
14-17 б – «4»
10-13 б – «3»
менее 10 – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии "Человек". 8 класс по УМК Сонина
Рабочая программа по биологии "Человек". 8 класс по УМК Сонина...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии для 6 класса.Н.И.Сонин
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Биология, 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г. и Программы основного общего образования Биология.5-9 клас...
Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Сонина
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю в объеме 70 часов в год....
Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Сонина Н.И. ФГОС
Данная программа составлена с учетом требований ФГОС к учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм." Концентрический курс...
Рабочая программа по биологии 5 - 9 класс ФГОС ООО Сонин Н.И., Захаров В.Б. концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5 - 9 класс ФГОС ООО Сонин Н.И., Захаров В.Б. концентрический курс...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...