Методическая разработка по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Абашина Ирина Владимировна

Методическая разработка по биологии

по программе В.В. Пасечника

 8 класс.

 

Раздел «Кровообращение и лимфоотток»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_programmy.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Мотмосская средняя общеобразовательная школа городского округа г Выкса Нижегородской области.

Методическая разработка по биологии

по программе В.В. Пасечника

 8 класс.

Раздел «Кровообращение и лимфоотток»

Работу выполнила:

                                                                            Абашина Ирина Владимировна

учитель биологии

Стаж работы   17   лет

Категория I

Выкса 2014 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………...……3
  2. Цели и задачи изучения биологии в школе.        ………………………..…..… 4
  3. Цели и задачи раздела…………………………………………………………… 5
  4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………………… 6
  5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы и способы их проверки…………………………………………………………………………   9
  6. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учителя…………………………………………………………    13
  7. Поурочное планирование по разделу…………………………………………  18
  8. Разработка урока биологии по проектным технологиям «Чтобы сердце биться не устало»…………………………….…………………………………………  21
  9. Литература………………………………………………………………….……30

  1. Пояснительная записка

       Данная разработка  раздела программы составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009./1, полностью отражающей содержание раздела программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

2. Цели и задачи изучения биологии в школе.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

         

3. Цели и задачи раздела «Кровообращение и лимфоотток»

Цель: изучить особенности кровообращения и лимфооттока человека.

Задачи:  

Образовательные: 

  • формирование  у  учащихся новых анатомо-физиологических понятий  о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения,  об анатомии сердца;
  • формирование умений оказывать первую помощь при кровотечениях.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных способностей, логического мышления и связной речи учащихся;
  • развитие навыков самостоятельно формулировать выводы;
  • развитие аналитических способностей учащихся.

     Воспитательные:

  • развитие личностного компонента универсальных учебных действий - умения учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантными;
  • пропаганда  здорового образа жизни.

4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

             Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

             После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности.

Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

           В 7-8 классе обучающиеся учатся использовать аппарат учебника, дидактических материалов, нормативно-правовых актов, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы.

            Исходя их специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения.

             В 8 классе обучается 25 человек: 12 девочек и 13 мальчиков.  По своему развитию детей можно разделить на три группы: у 11 учащихся высокий уровень развития. Они сразу «на лету» усваивают материал, который дает учитель. Умеют анализировать, сравнивать, делать выводы самостоятельно. Речь хорошо развита, большой словарный запас. Эти дети, начиная с 5 класса, заинтересовались работой с микроскопом. Имеют опыт исполнения проектных исследовательских работ, с которыми принимают ежегодное участие в школьной научно-практической конференции, выступают в школе на экологических часах, неделях биологии и т.п. Имеют прочные биологические знания, активно и самостоятельно изучают живую природу. Занимаются фотографией, делают снимки с микроскопа. Планируют и проводят природоохранную работу в школе.

              У 8 учащихся средний уровень развития. У них преобладает механическая память. Они не сразу усваивают учебный материал. Эти дети не умеют анализировать, сравнивать, обобщать, находить различия в полном объёме. Часто им необходима помощь учителя. Речь хорошо развита, большой словарный запас. Они умеют отвечать на вопросы, но рассуждают и делают выводы с помощью учителя. Учиться в школе им нравится.

         У шести учащихся низкий уровень развития. У них непроизвольное внимание, отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности, быстро появляется утомление. Эти дети нуждается в постоянном контроле со стороны учителя. Речь развита слабо, есть недостатки в произношении, часто затрудняются выражать свои мысли, задания выполняют только по образцу. Свои обязанности выполняют по желанию, добросовестно. В эмоционально-волевой сфере класс в целом уравновешенный.  Предлагаемый УМК предназначен для обучения детей данного возраста биологии в общеобразовательной школе. Ведущую роль в развитии школьника этого возраста играет общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Это наиболее сложный «переходный возраст» - период от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование - «чувство взрослости».

             Для обучающихся 8 класса, продолжающих изучение биологии, актуальной является задача, связанная с развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем учащимся важно решение задач, связанных с развитием таких качеств, как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе, развитие обще учебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за природными  явлениями, осознания возможности, развития у учащихся умения выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, а также развития у них экологической  догадки.

             Технология обучения биологии, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем обучающимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно – графический.  Это не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых (  например, недостаточный объем  оперативной слуховой памяти можно компенсировать успешной работой зрительного и моторно - графического анализаторов).

5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы и способы их проверки.

Образовательные задачи:

Знать ⁄ понимать включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися, ученики должны понимать смысл изучаемых биологических понятий, законов, явлений: 

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

  • Знать структурные компоненты сердца
  • Знать фазы сердечного цикла
  • Определять понятия по теме
  • Описывать механизмы протекания сердечного цикла
  • Объяснять явление автоматики, высокой работоспособности сердца
  • Знать виды регуляции кровообращения
  • Работать с различными источниками информации

Новые термины и понятия:

  • Систола
  • Диастола
  • Сердечный цикл
  • Токи сердца
  • Автоматия
  • Электрокардиограф

Развивающие задачи:

уметь - включает в себя требования к умениям учебно-познавательной, исследовательской, информационно-коммуникативной, рефлексивной, практической и творческой деятельности и позволяет реализовать компетентностный подход в обучении:

         учебно - познавательная деятельность:

- овладевать приемами мыслительной деятельности анализа, синтеза, обобщения, сравнивать и делать выводы, определять принадлежность к группе - классифицировать;

- формировать умение различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы и теории;

- овладевать адекватными способами решения практических и творческих задач;

- приобретать опыт выдвижения гипотез и проверки выдвигаемых гипотез

исследовательская деятельность:

- обнаруживать и обобщать факты;

- исследование при помощи определительных карточек;

- наблюдать и описывать по плану для исследования структуры;

- наблюдать за живыми объектами;

- выявлять приспособленность к жизни в сообществе;

- исследовать изменения структуры

информационно-коммуникативная деятельность:

- владеть монологической и диалогической речью;

- овладевать навыками письменной речи для ясного и доступного выражения своих мыслей при написании инструкций к своим моделям, при составлении текстов исследовательских работ

рефлексивная деятельность:

- владеть навыками организации учебной деятельности: постановкой цели, планированием, подбором средств;

- владеть навыками контроля и оценки своих действий

практическая деятельность:

- осуществлять самостоятельный поиск учебной информации;

- выявлять зависимости и представлять результаты исследований с помощью схем, таблиц;

- выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности

- обнаруживать различные функциональные группы, (цепи питания)

- составлять элементарные  схемы  переноса веществ и энергии в экосистемах

  передачи вещества и энергии;

- уметь объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

- обосновывать необходимость охраны окружающей среды;

- обосновывать поведение в окружающей среде

творческая деятельность:

- использовать метод моделирования и преобразовывать модели

         проектная деятельность:

- учащиеся развивают умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую для работы над проектом (исследовательской работой, презентацией и т.п.)  информацию  при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

- получают навыки  задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания оппонентов и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе.

Воспитательные задачи:

воспитание убежденности в возможности познания природы и использование этих знаний для решения разнообразных жизненных задач:

- оценивать влияние среды, человека на экосистемы

- выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

- проводить анализ и оценку собственной деятельности в окружающей среде

                               

                                        Диагностика достижений

Подготовленность учащихся определяет качество выполненной ими работы, главными критериями при этом являются степень овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, тщательность и научность исследования, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления. Но при этом в работе не исключается  взаимопроверка и взаимоконтроль  товарищей, это становится особенно актуальным в процессе подготовки к защите авторских работ и проектов.

В соответствии с требованиями к подготовке учащихся можно предложить следующую систему оценивания их учебной деятельности:

Критерии

Виды деятельности, которые оцениваются

Оценка деятельности осуществляется в соответствии с уровнями усвоения знаний:

первый уровень (узнавание) - умение отличить данный объект от аналогов по внешним характеристикам;

второй уровень (репродуктивный) – пересказать учебный материал в устной или письменной форме; выбрать объект или явление на основе ряда признаков, дать определение понятия,

третий уровень (продуктивная деятельность) – умение связать изученный материал с практикой,  понимать функциональные зависимости между явлениями и умение описывать объект, решать задачи, вскрывать причинно-следственные связи, с жизнью;

четвертый уровень (трансформация, творческая деятельность) – теоретическое моделирование - замена объекта моделью, исследование модели, перенос информации на подлинный объект

Решать тесты и задания со свободным развернутым ответом, решать творческие задачи

Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать исследование, собрать факты,  оценить полученные результаты, сделать выводы, оформить результаты работы

Выполнять эмпирические исследования методом наблюдения

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме сообщения или доклада

Осуществлять поиск и отбор информации

Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме

Конспектировать и реферировать информацию

Умение подбирать и представлять иллюстративный материал, структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности,

Готовить сообщения и доклады в письменном виде

Умение четко и кратко излагать мысли, структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию

Выступать с сообщениями и докладами

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения,

Участвовать в дискуссии

Осуществлять анализ своей учебной деятельности, фиксировать достижения

Вести портфолио

6. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учителя.

Объяснительно-иллюстративный метод с применением ИКТ позволяет повысить мотивацию обучающихся, способствует лучшему восприятию, осознанию и запоминанию материала, при этом активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, интуицию, рождение новых идей.

Метод проблемного обучения -  тип развивающего обучения, создающее особую среду для общения, сотрудничества учителя и ученика в процессе познания и достижения единой для них цели

Частично-поисковый или эвристический метод используется для проведения эвристических бесед, в которых часть вопросов является небольшими проблемами. Способствует постепенному приближению учащихся к решению проблем.

Исследовательский метод реализуется в проектной деятельности учащихся. Такая деятельность носит личностно ориентированный характер, развивает познавательный интерес, ориентирует на будущую профессию.

Проблемно-интегративный  метод  осуществляет неразрывную связь биологии  с физикой, химией, географией, экологией  - науками, изучающими природные объекты и процессы, а также с историей, литературой, а также облегчает формирование обобщенных предметных и межпредметных знаний и умений, позволяет более продуктивно решать проблемы развития и воспитания.

Система знаний и система деятельности

Система знаний

Данный раздел включает систему биологических понятий, формирование которых закладывает представление об органах кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Биологические понятия

Законы, правила

Биологические

величины

Теории,

Учения

Артерии, аорта

Вены, капилляры, кармановидные

клапаны, предсердия и желудочки сердца,

створчатые клапаны, полулунные клапаны, сердечный цикл, симпатический и блуждающий нервы, адреналин, гипертония, гипотония,

Закон  Бернулли, Законы гидродинамики, метод Короткова

Осмотическое давление, СОЭ, вязкость крови

Исследования до Гарвея

Клавдий Гален

Мигель Сервет

Реальдо Коломбо

Андреа Цезальпин

Открытие Гарвея

Противники открытия Гарвея

Жан Риолан

Гюи Патэн

Исследования кровообращения после Гарвея

И.П. Павлов

Гарвея, Галена

Сукачева о биогеоценозе

Система деятельности

Виды учебной деятельности учащегося

Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности обучающихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности обучающихся - это способы организации деятельности обучающихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

Познавательная деятельность

Преобразующая деятельность

Общеучебная деятельность

Самоорганизующая деятельность

Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Естественнонаучные методы познания (теория,); гуманитарные (литература, мифы, религия, научная фантастика); методы чувственного познания.

Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания

Способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование,); навыки общения (монолог, диалог, способы слушать, задавать вопросы); методы взаимообучения, взаимооценки

Способы самостоятельной постановки целей. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения

        

        


Тема

Цель, задачи

Тип урока

Методы

Биологические понятия

Контроль

Содержание

Контроль

Метод

1

Транспортные системы организма

Сформировать представление о транспортных системах организмах, познакомиться со схемами кровообращения и лимфообращения, строением артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения.

Изучения нового материала

Информационный

Репродуктивный Сравнение

Классификация

Анализ

Синтез

Эксперимент (для проведения опыта необходима резиновая трубка)

Артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические капилляры, лимфатические узлы, лимфатические сосуды, кармановидные клапаны.

Знание определений

Умение отличать объект от аналогов

Индивидуаль-ный письменный опрос

2

Круги кровообращения.

Лабораторные работы: «Функция венозных  клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

Изучить схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки )

Комбинирован-ный

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Предсердия и желудочки сердца, аорта, артерии, капилляры, верхняя и нижняя полая вены, лёгочные артерии, капилляры, альвеолы, венозная, артериальная кровь, венечная артерия.

Знание определений

Умение отличать объект от аналогов

Индивидуаль-ный письменный опрос

3

Строение и работа сердца.

Изучить строение  сердца; схемы, иллюстрирующие кровообращение,  сердечный цикл, его фазы,регуляцию сердечной , формирование умения объяснять биологические процессы и явления на основе полученных знаний.

Комбинирован-ный

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Околосердечная сумка, створчатые клапаны, сосочковые мышщы, полулунные клапаны, сердечный цикл, симпатический и  блуждающие нервы, адреналин.

Знание определений

Умение отличать объект от аналогов

Индивидуаль-ный письменный опрос

4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Изучить процесс распределения крови в организме, изменение артериального давления, природу пульса.

Комбинирован-ный

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ, эксперимент (для демонстрации: тонометр, фонендоскоп, для лабораторной работы – линейка каждому обучающемуся).

Артериальное давление, пульс, гипертония ,гипотония, некроз, инсульт, инфаркт, тонометр,  фонедоскоп.

Знание определений

Умение отличать объект от аналогов

Индивидуаль-ный письменный опрос

5

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа : «Функциональная проба.Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Продолжить формирование навыков работы  с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла.

 

Комбинирован-ный

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Метод проекта.

Ударный объём сердца, перемежаю-

щаяся   хромота,

гангрена, спазм сосудов, стенокардия, электрокардиограмма.

(выступления с сообщениями, презентациями), метод составления  общего проекта на основе мини проектов, подготовленных обучающимися.

Работа в группах.

6

Первая помощь при кровотечениях.

Сформировать практические навыки по оказанию первой помощи при остановке кровотечений.

 

Изучение нового материала

Информационный

Репродуктивный

Сравнение

Анализ

Эксперимент (навыки работы с секундной стрелкой).

Кровотечения, гематома, антисептик, струп, зернистая соединительная ткань.

Характеристика кровотечений по плану.

Выполнение теста

Устный опрос

7

Контрольная работа по теме «Кровообращение и лимфоотток»

Проверить знания учащихся по теме «Кровообращение и лимфоток» на разных уровнях сформиро-ванности: узнава-ние, репродукти-рование, продук-тивная деятельность и использовать полученные результаты для последующей коррекции знаний;

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Репродуктивная и продуктивная деятельность

Изученные в теме термины, законы, закономерности

Воспроизведение материала, умение описывать объект, связывать знания с практикой и жизнью

Письменный опрос


8. Разработка урока биологии по проектным технологиям

Данная  разработка направлена на развитие творческих способностей учащихся, на формирование здорового образа жизни.

Тема: «Чтоб сердце биться не устало…»

Эпиграф: «Болезни сердца, до 80 летнего возраста не Божья кара, а следствие собственных ошибок».

Цель урока:  углубить и обобщить знания о причине неутомимости сердца, о факторах отрицательно влияющих на здоровье сердечно-сосудистой системы, профилактике работы сердца , особенности регуляции работы сердца, автоматии, нервной и гуморальной регуляции.

Задачи:

Воспитательные: формировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам:   табакокурению, употреблению алкоголя.

Образовательные: раскрыть причины сердечно-сосудистых  заболеваний; дать   представление о различных видах кровотечений.

Развивающие: научить оказывать первую помощь  при повреждении сосудов.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: по  проектной технологии

Форма работы: групповая, индивидуальная

Средства обучения: таблицы: схема кровообращения, вред курения, вред алкоголя; мультимедийный проектор

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Основная часть урока

1. Орг. момент

Учитель: «Здравствуйте!» - говорим мы при встрече друг другу, желая в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, привязанности, но организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Все органы в нашем организме значимы и важны, но сегодня мне хотеться поговорить с вами о самом главном органе, это  … наше сердце. В нашей стране 146млн. человек, по прогнозам специалистов, к 2050 г. нас может остаться всего около 102 млн.

Учитель: А в чем же причина такой статистики?  (ответы детей)

Ученик: Одна из причин- низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины-71-72 года. За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно – сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый - от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов.

Учитель: Вы хотите такого будущего?  (ответы детей)

Это понятно, ведь, только здоровый человек может жить полноценной жизнью.

Многие великие люди разных эпох писали об органе. Английский ученый Бол сказал: «Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а будильник и свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца». А американский кардиолог

Уайт писал «Болезни сердца до 80 - летнего возраста не Божья кара, а следствие собственных ошибок.»

Каких именно ошибок? (ответы детей)

О чём мы сегодня будем говорить? Какую тему мы сегодня с вами будем разбирать?   (ответы детей)

Учитель Да, сегодня мы поговорим о заболевания сердечно - сосудистой системы и их предупреждении, а тема нашего урока «Чтоб сердце биться не устало…»

2. Основная часть урока

елью сегодняшнего занятия является выяснить причины сердечно-сосудистых заболеваний; найти ответ на вопрос «Как сберечь здоровье сердца?»

В течение нескольких недель вы готовили мини – проекты. Пришло  время познакомить всех с результатами вашей работы.

Темы проектов:

  1. Гиподинамия и ее последствия для здоровья
  2. Влияние алкоголя на сердце и сосуды.
  3. Влияние табака на сердечно-сосудистую систему.

 IV. Пушистый лекарь

Проект № 1  «Гиподинамия и ее последствия для здоровья».

Гиподинамия - это недостаток двигательной активности. По результатам исследования ученых были отмечены следующие  последствия гиподинамии:
1) Слабеют мышцы тела и  сердца.
2) Истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь.
3) Кальций оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются.
4) Избыточная масса тела

И все эти изменения связаны с нарушением обмена веществ в организме.

Одно из последствий гиподинамии – cкoлиоз.

Причиной появления сколиоза могут быть какие-либо заболевания, неправильное положение тела из-за физических особенностей человека Мы вместе с медицинским работником школы провели исследование заболеваемости сколиозом в нашем 8 «в» классе. Нами получены следующие данные 7 человек имеют искривление позвоночника. А причина на наш взгляд заключается в следующем: эти ребята проводят очень много времени за компьютером и просмотром телевизора.

Ожирение уже давно признано одной из главных бед, настигших человечество в прошлом веке. Сидячий образ жизни, гиподинамия, фаст - фуд – все эти факторы способствуют тому, что население "цивилизованных стран" неуклонно жиреет. Медики и диетологи давно бьют тревогу, утверждая, что подобное не пройдет нам всем даром. Редкие оптимисты пытаются утешить потолстевших граждан, уверяя, что пара-тройка жировых складок не только не повредят здоровью, но даже поспособствуют его укреплению и помогут избежать ряда неприятных заболеваний. А заодно предупреждают граждан, что настойчивое стремление похудеть может довести до смерти.

Вывод: вести активный образ жизни, заниматься спортом.

Учитель: Спасибо, а сейчас мы предоставляем слово следующей группе

Проект № 2 «Влияние алкоголя на сердце и сосуды».

     Алкоголизм – это хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Алкоголь является наркотическим средством, каковому свойству обязан своим распространением.

     Алкоголем в основном считается спиртосодержащие напитки, разнообразие которых безгранично. Но наибольшую зависимость вызывают пиво и водка. Для здорового человека считается безвредной доза спиртного, содержащая 11 г чистого алкоголя. 15 доз алкоголя в неделю создают риск алкоголизма для здорового мужчины, для женщины – 10. «Бычье сердце» - кардиомиопатия.

      Кардиомиопатия может возникать при небольшом алкогольном стаже и при сравнительно малых дозах употребления алкоголя.

 (видеоролик)

Вывод: Алкоголь в малых дозах оказывает пагубное влияние на сердце!

Учитель: Спасибо, а сейчас мы немножко отдохнем .

Учитель: Продолжаем работу дальше. Представляю слово следующей группе.

Проект № 3 «Влияние табака на сердечно-сосудистую систему».

Курение – это попадание дыма тлеющих растительных продуктов в организм под воздействием высокой температуры.

Сигаретный дым содержит более 400 различных ядовитых веществ. Все они могут стать причиной многих заболеваний, около 40 веществ вызывают рак, 12 способствуют его возникновению.

Сердце и сосуды тоже не остаются без «внимания» сигарет. Увеличивается риск инфаркта миокарда, гипертонии, стенокардии, инсульта, заболеваний артерий сердечной мышцы, нарушение мозгового кровообращения.

Из продуктов табачного дыма на сердечно-сосудистую систему действуют больше всего никотин и окись углерода. Это действие заключается в следующем:

•   учащается пульс

•   повышается артериальное давление

•   возникает спазм сосудов

•   ускоряются темпы развития атеросклероза

      Курение является одной из причин развития ишемической болезни сердца. Среди важнейших причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний медики называют повышенный уровень холестерина, высокое кровяное давление, ожирение и малоподвижный образ жизни. Некоторые исследования показывают, что риск заболевания сердца выше среди людей, у которых наблюдается, более чем один из вышеперечисленных факторов Риск возникновения данного заболевания начинает достаточно быстро снижаться после прекращения курения. Влияние курения на сердечнососудистую систему проявляется также в том, что повышается сворачиваемость крови. Это может привести к образованию тромбов в просветах кровеносных сосудов или сердечной полости. Оторвавшийся тромб зачастую приводит к печальным последствиям: инфаркт миокарда, инсульт головного мозга, инфаркт легкого. Образование тромбов и даже сам момент их отрыва происходит абсолютно бессимптомно. Основным проявлением данного патологического состояния являются внезапно появившиеся симптомы, связанные с нарушением кровообращения в каком-либо органе.

       Риск внезапной смерти у курильщиков в 4,9 раза выше, чем у некурящих людей (видеоролик) 

   Вывод: Мне так плохо, я так устало,

                 И, нет уж больше сил стучать.

                 Наверное, жить осталось мало…

                 Могли бы только вы понять –

                 Мне не хватает кислорода,

                 Меня так душит никотин,

                 А этот яд непобедим.

                 Мои сосуды кровяные

                 В дыму сгорают день за днем.

                 И если вы нас не спасете,

                 Мы от куренья пропадем!

Учитель: Спасибо, а теперь слово нашим экспертам в области укрепления и сохранения здоровья.

Проект № 4 «Пушистый лекарь»

      Анималотерапия - это система лечения человека общением с животными.  Известно, что кошек притягивает отрицательная энергия, они как бы впитывают ее. Кошки разные болезни лечат по-разному. Было установлено, что если в течение нескольких минут гладить кошку, у человека нормализуется кровяное давление, сокращается риск повторного  инсульта и инфаркта. Многолетние наблюдения за кошкой предполагают такой факт, что разные породы имеют свою область в целительстве:

Длинношёрстные кошки – невропатологи помогают при бессоннице, раздражении и депрессии.

Короткошёрстные с плюшевой шерстью «специализируются» по сердечно – сосудистым заболеваниям.

Кошки короткошёрстных и бесшёрстных пород врачуют болезни печени, почек, гастрит,

Вывод: В результате исследования мы пришли к выводу, что кошки необходимы каждой семье, если только нет серьезной аллергической реакции на кошачью шерсть. Соблюдая санитарно-гигиенические нормы и требования, вы в лице кошки найдете надежного друга и лекаря. Люди, которые любят этих животных, утверждают, что они совершенство, источают покой, приносят удачу, счастье, богатство, человек становится добрее и терпимее.

3. Подведение итогов

 Учитель:

Какой  же вывод мы сможем с вами сегодня сделать?  (ответы детей)

Вы правы.

А мне хочется подытожить ваши высказывания словами поэта Межелайтиса

Что  такое  сердце?

Камень  твёрдый?

Яблоко  с  багрово – красной  кожей?

Может  быть,  меж рёбер  и  аортой

Бьётся  шар,  на  шар  земной  похожий?

Так  или  иначе,  всё  земное

Умещается  в  его  пределы,

Потому,  что  нет  ему  покоя

До  всего  есть  дело.

4. 3акрепление

Учитель: Ребята на ваших столах лежат тесты о вашем образе жизни, я даю вам 2 минуты на их выполнение, ваша задача выбрать ответ соответствующий вашему образу жизни.

Тест «Ваш образ жизни»

Виды химической активности

Оценки в баллах

регулярно

нерегулярно

не делаю

1

Утренняя гимнастика

10

7

0

2

Передвижение в школу

10

6

0

3

Физкультура в школе

10

5

0

4

Физкультура в свободное время (секции, самостоятельно

30

10

0

5

Теплоходы, экскурсии на природу в выходные дни

15

7

0

6

Закаливание

5

3

0

7

Участие в спортивных соревнованиях

10

5

0

8

Выполнение физической работы дома

5

3

0

Штрафные очки (вычитаются из суммы): за курение – 10 баллов; за употребление спиртных напитков – 10 баллов;  за нарушение намеченного режима дня – 5 баллов;  за несоблюдение режима питания – 5 баллов.  

             Если по итогам тестирования если вы набрали более  60 баллов - вы ведёте здоровый образ жизни,  более 45 баллов –  вам необходимо пересмотреть своё отношение к режиму дня;  более 25 баллов – избавьтесь от своих вредных привычек;   менее 25 баллов – вам срочно нужно пересмотреть весь ваш образ жизни.                                                         

В качестве закрепления также можно предложить решение ряда биологических задач, например, задачи:

1. Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:

а). Отдыхали мышцы желудочков сердца;

б). Отдыхали мышцы предсердий;

в). Были закрыты створчатые клапаны;

г). Были закрыты полулунные

2. Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из 2-х желудочков 150 кубических см  крови?

При решении этих задач осуществляются межпредметные связи, в данном случае с математикой. Учащиеся применяют аналитические методы работы.

  5. Домашнее задание: §.21, составить кроссворды по одной из предложенных тем:     Сердечно-сосудистые заболевания. Кровь.  Строение сердца, Большой и малый круг

Написать синквейн  со словом «сердце»                                                                               

     6. Выставление оценок

     7. Рефлексивно-оценочный этап

Литература:

  1. Бирилло Т.А. Тесты по биологии: 8 класс: к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек.8 класс» / Т.А. Бирилло М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 126с.
  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2004 -2007
  3. Колесов Д.В., Маш Р.Д, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010. -96с.
  4. Колесов Д.В. Биология. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс»/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев. – М.: Дрофа, 2006. – 176 с
  5. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Т. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - с.172.
  6. Контрольно – измерительные материалы. Биология: 8 класс.- М.: ВАКО, 2011
  7. Биология в таблицах,М.Дрофа,2011.
  8. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии. -В.:Учитель, 2005.
  9. Брем Зигфрид, Мейнк Ирмтраут. Биология. Справочник школьника и студента. М.: Дрофа, 1999.
  10. Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 классы. М.: Олимп, 1999.
  11. Пепеляева О.А. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). М.: ВАКО 2007
  12. Резанова Е.А. Биология человека (в таблицах и схемах). М.: Издатшкола, 2000.
  13. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс, М.: Мнемозина, 2008.
  14. Чебышев Н.В. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2001.

Используемые Интернет - ресурсы

Федеральный портал «Российское образование»

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Образовательные ресурсы Интернета - Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm

"Вся биология" - это научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Основная идея портала заключается в создании большого информационного ресурса, главная цель которого: предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме для обычного читателя. http://www.sbio.info.

Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии и экологии "БИО ЭКО":|http://http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии

Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Методическая разработка урока биологии в 11 классе

Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1.     Используя презентацию учащейся  11 класса выяснить, что изучает наука     эколог...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...