Методическая разработка по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Методическая разработка по биологии
по программе В.В. Пасечника
8 класс.
Раздел «Кровообращение и лимфоотток»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_programmy.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мотмосская средняя общеобразовательная школа городского округа г Выкса Нижегородской области.
Методическая разработка по биологии
по программе В.В. Пасечника
8 класс.
Раздел «Кровообращение и лимфоотток»
Работу выполнила:
Абашина Ирина Владимировна
учитель биологии
Стаж работы 17 лет
Категория I
Выкса 2014 г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………...……3
- Цели и задачи изучения биологии в школе. ………………………..…..… 4
- Цели и задачи раздела…………………………………………………………… 5
- Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………………… 6
- Ожидаемые результаты освоения раздела программы и способы их проверки………………………………………………………………………… 9
- Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учителя………………………………………………………… 13
- Поурочное планирование по разделу………………………………………… 18
- Разработка урока биологии по проектным технологиям «Чтобы сердце биться не устало»…………………………….………………………………………… 21
- Литература………………………………………………………………….……30
1. Пояснительная записка
Данная разработка раздела программы составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009./1, полностью отражающей содержание раздела программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
2. Цели и задачи изучения биологии в школе.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
3. Цели и задачи раздела «Кровообращение и лимфоотток»
Цель: изучить особенности кровообращения и лимфооттока человека.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у учащихся новых анатомо-физиологических понятий о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения, об анатомии сердца;
- формирование умений оказывать первую помощь при кровотечениях.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей, логического мышления и связной речи учащихся;
- развитие навыков самостоятельно формулировать выводы;
- развитие аналитических способностей учащихся.
Воспитательные:
- развитие личностного компонента универсальных учебных действий - умения учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантными;
- пропаганда здорового образа жизни.
4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.
После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности.
Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.
В 7-8 классе обучающиеся учатся использовать аппарат учебника, дидактических материалов, нормативно-правовых актов, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы.
Исходя их специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения.
В 8 классе обучается 25 человек: 12 девочек и 13 мальчиков. По своему развитию детей можно разделить на три группы: у 11 учащихся высокий уровень развития. Они сразу «на лету» усваивают материал, который дает учитель. Умеют анализировать, сравнивать, делать выводы самостоятельно. Речь хорошо развита, большой словарный запас. Эти дети, начиная с 5 класса, заинтересовались работой с микроскопом. Имеют опыт исполнения проектных исследовательских работ, с которыми принимают ежегодное участие в школьной научно-практической конференции, выступают в школе на экологических часах, неделях биологии и т.п. Имеют прочные биологические знания, активно и самостоятельно изучают живую природу. Занимаются фотографией, делают снимки с микроскопа. Планируют и проводят природоохранную работу в школе.
У 8 учащихся средний уровень развития. У них преобладает механическая память. Они не сразу усваивают учебный материал. Эти дети не умеют анализировать, сравнивать, обобщать, находить различия в полном объёме. Часто им необходима помощь учителя. Речь хорошо развита, большой словарный запас. Они умеют отвечать на вопросы, но рассуждают и делают выводы с помощью учителя. Учиться в школе им нравится.
У шести учащихся низкий уровень развития. У них непроизвольное внимание, отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности, быстро появляется утомление. Эти дети нуждается в постоянном контроле со стороны учителя. Речь развита слабо, есть недостатки в произношении, часто затрудняются выражать свои мысли, задания выполняют только по образцу. Свои обязанности выполняют по желанию, добросовестно. В эмоционально-волевой сфере класс в целом уравновешенный. Предлагаемый УМК предназначен для обучения детей данного возраста биологии в общеобразовательной школе. Ведущую роль в развитии школьника этого возраста играет общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Это наиболее сложный «переходный возраст» - период от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование - «чувство взрослости».
Для обучающихся 8 класса, продолжающих изучение биологии, актуальной является задача, связанная с развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем учащимся важно решение задач, связанных с развитием таких качеств, как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе, развитие обще учебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за природными явлениями, осознания возможности, развития у учащихся умения выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, а также развития у них экологической догадки.
Технология обучения биологии, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем обучающимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно – графический. Это не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых ( например, недостаточный объем оперативной слуховой памяти можно компенсировать успешной работой зрительного и моторно - графического анализаторов).
5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы и способы их проверки.
Образовательные задачи:
Знать ⁄ понимать включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися, ученики должны понимать смысл изучаемых биологических понятий, законов, явлений:
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
- Знать структурные компоненты сердца
- Знать фазы сердечного цикла
- Определять понятия по теме
- Описывать механизмы протекания сердечного цикла
- Объяснять явление автоматики, высокой работоспособности сердца
- Знать виды регуляции кровообращения
- Работать с различными источниками информации
Новые термины и понятия:
- Систола
- Диастола
- Сердечный цикл
- Токи сердца
- Автоматия
- Электрокардиограф
Развивающие задачи:
уметь - включает в себя требования к умениям учебно-познавательной, исследовательской, информационно-коммуникативной, рефлексивной, практической и творческой деятельности и позволяет реализовать компетентностный подход в обучении:
учебно - познавательная деятельность:
- овладевать приемами мыслительной деятельности анализа, синтеза, обобщения, сравнивать и делать выводы, определять принадлежность к группе - классифицировать;
- формировать умение различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы и теории;
- овладевать адекватными способами решения практических и творческих задач;
- приобретать опыт выдвижения гипотез и проверки выдвигаемых гипотез
исследовательская деятельность:
- обнаруживать и обобщать факты;
- исследование при помощи определительных карточек;
- наблюдать и описывать по плану для исследования структуры;
- наблюдать за живыми объектами;
- выявлять приспособленность к жизни в сообществе;
- исследовать изменения структуры
информационно-коммуникативная деятельность:
- владеть монологической и диалогической речью;
- овладевать навыками письменной речи для ясного и доступного выражения своих мыслей при написании инструкций к своим моделям, при составлении текстов исследовательских работ
рефлексивная деятельность:
- владеть навыками организации учебной деятельности: постановкой цели, планированием, подбором средств;
- владеть навыками контроля и оценки своих действий
практическая деятельность:
- осуществлять самостоятельный поиск учебной информации;
- выявлять зависимости и представлять результаты исследований с помощью схем, таблиц;
- выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности
- обнаруживать различные функциональные группы, (цепи питания)
- составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах
передачи вещества и энергии;
- уметь объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов
- обосновывать необходимость охраны окружающей среды;
- обосновывать поведение в окружающей среде
творческая деятельность:
- использовать метод моделирования и преобразовывать модели
проектная деятельность:
- учащиеся развивают умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую для работы над проектом (исследовательской работой, презентацией и т.п.) информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;
- получают навыки задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания оппонентов и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе.
Воспитательные задачи:
воспитание убежденности в возможности познания природы и использование этих знаний для решения разнообразных жизненных задач:
- оценивать влияние среды, человека на экосистемы
- выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
- проводить анализ и оценку собственной деятельности в окружающей среде
Диагностика достижений
Подготовленность учащихся определяет качество выполненной ими работы, главными критериями при этом являются степень овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, тщательность и научность исследования, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления. Но при этом в работе не исключается взаимопроверка и взаимоконтроль товарищей, это становится особенно актуальным в процессе подготовки к защите авторских работ и проектов.
В соответствии с требованиями к подготовке учащихся можно предложить следующую систему оценивания их учебной деятельности:
Критерии | Виды деятельности, которые оцениваются |
Оценка деятельности осуществляется в соответствии с уровнями усвоения знаний: первый уровень (узнавание) - умение отличить данный объект от аналогов по внешним характеристикам; второй уровень (репродуктивный) – пересказать учебный материал в устной или письменной форме; выбрать объект или явление на основе ряда признаков, дать определение понятия, третий уровень (продуктивная деятельность) – умение связать изученный материал с практикой, понимать функциональные зависимости между явлениями и умение описывать объект, решать задачи, вскрывать причинно-следственные связи, с жизнью; четвертый уровень (трансформация, творческая деятельность) – теоретическое моделирование - замена объекта моделью, исследование модели, перенос информации на подлинный объект | Решать тесты и задания со свободным развернутым ответом, решать творческие задачи |
Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать исследование, собрать факты, оценить полученные результаты, сделать выводы, оформить результаты работы | Выполнять эмпирические исследования методом наблюдения |
Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме сообщения или доклада | Осуществлять поиск и отбор информации |
Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме | Конспектировать и реферировать информацию |
Умение подбирать и представлять иллюстративный материал, структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, | Готовить сообщения и доклады в письменном виде |
Умение четко и кратко излагать мысли, структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию | Выступать с сообщениями и докладами |
Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, | Участвовать в дискуссии |
Осуществлять анализ своей учебной деятельности, фиксировать достижения | Вести портфолио |
6. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учителя.
Объяснительно-иллюстративный метод с применением ИКТ позволяет повысить мотивацию обучающихся, способствует лучшему восприятию, осознанию и запоминанию материала, при этом активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, интуицию, рождение новых идей.
Метод проблемного обучения - тип развивающего обучения, создающее особую среду для общения, сотрудничества учителя и ученика в процессе познания и достижения единой для них цели
Частично-поисковый или эвристический метод используется для проведения эвристических бесед, в которых часть вопросов является небольшими проблемами. Способствует постепенному приближению учащихся к решению проблем.
Исследовательский метод реализуется в проектной деятельности учащихся. Такая деятельность носит личностно ориентированный характер, развивает познавательный интерес, ориентирует на будущую профессию.
Проблемно-интегративный метод осуществляет неразрывную связь биологии с физикой, химией, географией, экологией - науками, изучающими природные объекты и процессы, а также с историей, литературой, а также облегчает формирование обобщенных предметных и межпредметных знаний и умений, позволяет более продуктивно решать проблемы развития и воспитания.
Система знаний и система деятельности
Система знаний
Данный раздел включает систему биологических понятий, формирование которых закладывает представление об органах кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Биологические понятия | Законы, правила | Биологические величины | Теории, Учения |
Артерии, аорта Вены, капилляры, кармановидные клапаны, предсердия и желудочки сердца, створчатые клапаны, полулунные клапаны, сердечный цикл, симпатический и блуждающий нервы, адреналин, гипертония, гипотония, | Закон Бернулли, Законы гидродинамики, метод Короткова | Осмотическое давление, СОЭ, вязкость крови | Исследования до Гарвея Клавдий Гален Мигель Сервет Реальдо Коломбо Андреа Цезальпин Открытие Гарвея Противники открытия Гарвея Жан Риолан Гюи Патэн Исследования кровообращения после Гарвея И.П. Павлов Гарвея, Галена Сукачева о биогеоценозе |
Система деятельности
Виды учебной деятельности учащегося
Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности обучающихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности обучающихся - это способы организации деятельности обучающихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.
Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:
1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.
2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.
3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах сменного состава.
4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.
Познавательная деятельность | Преобразующая деятельность | Общеучебная деятельность | Самоорганизующая деятельность |
Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Естественнонаучные методы познания (теория,); гуманитарные (литература, мифы, религия, научная фантастика); методы чувственного познания. | Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания | Способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование,); навыки общения (монолог, диалог, способы слушать, задавать вопросы); методы взаимообучения, взаимооценки | Способы самостоятельной постановки целей. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения |
№ | Тема | Цель, задачи | Тип урока | Методы | Биологические понятия | Контроль Содержание | Контроль Метод |
1 | Транспортные системы организма | Сформировать представление о транспортных системах организмах, познакомиться со схемами кровообращения и лимфообращения, строением артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. | Изучения нового материала | Информационный Репродуктивный Сравнение Классификация Анализ Синтез Эксперимент (для проведения опыта необходима резиновая трубка) | Артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические капилляры, лимфатические узлы, лимфатические сосуды, кармановидные клапаны. | Знание определений Умение отличать объект от аналогов | Индивидуаль-ный письменный опрос |
2 | Круги кровообращения. Лабораторные работы: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | Изучить схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки ) | Комбинирован-ный | Информационный Репродуктивный Сравнение Анализ | Предсердия и желудочки сердца, аорта, артерии, капилляры, верхняя и нижняя полая вены, лёгочные артерии, капилляры, альвеолы, венозная, артериальная кровь, венечная артерия. | Знание определений Умение отличать объект от аналогов | Индивидуаль-ный письменный опрос |
3 | Строение и работа сердца. | Изучить строение сердца; схемы, иллюстрирующие кровообращение, сердечный цикл, его фазы,регуляцию сердечной , формирование умения объяснять биологические процессы и явления на основе полученных знаний. | Комбинирован-ный | Информационный Репродуктивный Сравнение Анализ | Околосердечная сумка, створчатые клапаны, сосочковые мышщы, полулунные клапаны, сердечный цикл, симпатический и блуждающие нервы, адреналин. | Знание определений Умение отличать объект от аналогов | Индивидуаль-ный письменный опрос |
4 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | Изучить процесс распределения крови в организме, изменение артериального давления, природу пульса. | Комбинирован-ный | Информационный Репродуктивный Сравнение Анализ, эксперимент (для демонстрации: тонометр, фонендоскоп, для лабораторной работы – линейка каждому обучающемуся). | Артериальное давление, пульс, гипертония ,гипотония, некроз, инсульт, инфаркт, тонометр, фонедоскоп. | Знание определений Умение отличать объект от аналогов | Индивидуаль-ный письменный опрос |
5 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа : «Функциональная проба.Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | Продолжить формирование навыков работы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла.
| Комбинирован-ный | Информационный Репродуктивный Сравнение Анализ Метод проекта. | Ударный объём сердца, перемежаю- щаяся хромота, гангрена, спазм сосудов, стенокардия, электрокардиограмма. | (выступления с сообщениями, презентациями), метод составления общего проекта на основе мини проектов, подготовленных обучающимися. | Работа в группах. |
6 | Первая помощь при кровотечениях. | Сформировать практические навыки по оказанию первой помощи при остановке кровотечений.
| Изучение нового материала | Информационный Репродуктивный Сравнение Анализ Эксперимент (навыки работы с секундной стрелкой). | Кровотечения, гематома, антисептик, струп, зернистая соединительная ткань. | Характеристика кровотечений по плану. | Выполнение теста Устный опрос |
7 | Контрольная работа по теме «Кровообращение и лимфоотток» | Проверить знания учащихся по теме «Кровообращение и лимфоток» на разных уровнях сформиро-ванности: узнава-ние, репродукти-рование, продук-тивная деятельность и использовать полученные результаты для последующей коррекции знаний; | Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Репродуктивная и продуктивная деятельность | Изученные в теме термины, законы, закономерности | Воспроизведение материала, умение описывать объект, связывать знания с практикой и жизнью | Письменный опрос |
8. Разработка урока биологии по проектным технологиям
Данная разработка направлена на развитие творческих способностей учащихся, на формирование здорового образа жизни.
Тема: «Чтоб сердце биться не устало…»
Эпиграф: «Болезни сердца, до 80 летнего возраста не Божья кара, а следствие собственных ошибок».
Цель урока: углубить и обобщить знания о причине неутомимости сердца, о факторах отрицательно влияющих на здоровье сердечно-сосудистой системы, профилактике работы сердца , особенности регуляции работы сердца, автоматии, нервной и гуморальной регуляции.
Задачи:
Воспитательные: формировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам: табакокурению, употреблению алкоголя.
Образовательные: раскрыть причины сердечно-сосудистых заболеваний; дать представление о различных видах кровотечений.
Развивающие: научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: по проектной технологии
Форма работы: групповая, индивидуальная
Средства обучения: таблицы: схема кровообращения, вред курения, вред алкоголя; мультимедийный проектор
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Основная часть урока
1. Орг. момент
Учитель: «Здравствуйте!» - говорим мы при встрече друг другу, желая в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, привязанности, но организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Все органы в нашем организме значимы и важны, но сегодня мне хотеться поговорить с вами о самом главном органе, это … наше сердце. В нашей стране 146млн. человек, по прогнозам специалистов, к 2050 г. нас может остаться всего около 102 млн.
Учитель: А в чем же причина такой статистики? (ответы детей)
Ученик: Одна из причин- низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины-71-72 года. За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно – сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый - от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов.
Учитель: Вы хотите такого будущего? (ответы детей)
Это понятно, ведь, только здоровый человек может жить полноценной жизнью.
Многие великие люди разных эпох писали об органе. Английский ученый Бол сказал: «Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а будильник и свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца». А американский кардиолог
Уайт писал «Болезни сердца до 80 - летнего возраста не Божья кара, а следствие собственных ошибок.»
Каких именно ошибок? (ответы детей)
О чём мы сегодня будем говорить? Какую тему мы сегодня с вами будем разбирать? (ответы детей)
Учитель Да, сегодня мы поговорим о заболевания сердечно - сосудистой системы и их предупреждении, а тема нашего урока «Чтоб сердце биться не устало…»
2. Основная часть урока
елью сегодняшнего занятия является выяснить причины сердечно-сосудистых заболеваний; найти ответ на вопрос «Как сберечь здоровье сердца?»
В течение нескольких недель вы готовили мини – проекты. Пришло время познакомить всех с результатами вашей работы.
Темы проектов:
- Гиподинамия и ее последствия для здоровья
- Влияние алкоголя на сердце и сосуды.
- Влияние табака на сердечно-сосудистую систему.
IV. Пушистый лекарь
Проект № 1 «Гиподинамия и ее последствия для здоровья».
Гиподинамия - это недостаток двигательной активности. По результатам исследования ученых были отмечены следующие последствия гиподинамии:
1) Слабеют мышцы тела и сердца.
2) Истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь.
3) Кальций оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются.
4) Избыточная масса тела
И все эти изменения связаны с нарушением обмена веществ в организме.
Одно из последствий гиподинамии – cкoлиоз.
Причиной появления сколиоза могут быть какие-либо заболевания, неправильное положение тела из-за физических особенностей человека Мы вместе с медицинским работником школы провели исследование заболеваемости сколиозом в нашем 8 «в» классе. Нами получены следующие данные 7 человек имеют искривление позвоночника. А причина на наш взгляд заключается в следующем: эти ребята проводят очень много времени за компьютером и просмотром телевизора.
Ожирение уже давно признано одной из главных бед, настигших человечество в прошлом веке. Сидячий образ жизни, гиподинамия, фаст - фуд – все эти факторы способствуют тому, что население "цивилизованных стран" неуклонно жиреет. Медики и диетологи давно бьют тревогу, утверждая, что подобное не пройдет нам всем даром. Редкие оптимисты пытаются утешить потолстевших граждан, уверяя, что пара-тройка жировых складок не только не повредят здоровью, но даже поспособствуют его укреплению и помогут избежать ряда неприятных заболеваний. А заодно предупреждают граждан, что настойчивое стремление похудеть может довести до смерти.
Вывод: вести активный образ жизни, заниматься спортом.
Учитель: Спасибо, а сейчас мы предоставляем слово следующей группе
Проект № 2 «Влияние алкоголя на сердце и сосуды».
Алкоголизм – это хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Алкоголь является наркотическим средством, каковому свойству обязан своим распространением.
Алкоголем в основном считается спиртосодержащие напитки, разнообразие которых безгранично. Но наибольшую зависимость вызывают пиво и водка. Для здорового человека считается безвредной доза спиртного, содержащая 11 г чистого алкоголя. 15 доз алкоголя в неделю создают риск алкоголизма для здорового мужчины, для женщины – 10. «Бычье сердце» - кардиомиопатия.
Кардиомиопатия может возникать при небольшом алкогольном стаже и при сравнительно малых дозах употребления алкоголя.
(видеоролик)
Вывод: Алкоголь в малых дозах оказывает пагубное влияние на сердце!
Учитель: Спасибо, а сейчас мы немножко отдохнем .
Учитель: Продолжаем работу дальше. Представляю слово следующей группе.
Проект № 3 «Влияние табака на сердечно-сосудистую систему».
Курение – это попадание дыма тлеющих растительных продуктов в организм под воздействием высокой температуры.
Сигаретный дым содержит более 400 различных ядовитых веществ. Все они могут стать причиной многих заболеваний, около 40 веществ вызывают рак, 12 способствуют его возникновению.
Сердце и сосуды тоже не остаются без «внимания» сигарет. Увеличивается риск инфаркта миокарда, гипертонии, стенокардии, инсульта, заболеваний артерий сердечной мышцы, нарушение мозгового кровообращения.
Из продуктов табачного дыма на сердечно-сосудистую систему действуют больше всего никотин и окись углерода. Это действие заключается в следующем:
• учащается пульс
• повышается артериальное давление
• возникает спазм сосудов
• ускоряются темпы развития атеросклероза
Курение является одной из причин развития ишемической болезни сердца. Среди важнейших причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний медики называют повышенный уровень холестерина, высокое кровяное давление, ожирение и малоподвижный образ жизни. Некоторые исследования показывают, что риск заболевания сердца выше среди людей, у которых наблюдается, более чем один из вышеперечисленных факторов Риск возникновения данного заболевания начинает достаточно быстро снижаться после прекращения курения. Влияние курения на сердечнососудистую систему проявляется также в том, что повышается сворачиваемость крови. Это может привести к образованию тромбов в просветах кровеносных сосудов или сердечной полости. Оторвавшийся тромб зачастую приводит к печальным последствиям: инфаркт миокарда, инсульт головного мозга, инфаркт легкого. Образование тромбов и даже сам момент их отрыва происходит абсолютно бессимптомно. Основным проявлением данного патологического состояния являются внезапно появившиеся симптомы, связанные с нарушением кровообращения в каком-либо органе.
Риск внезапной смерти у курильщиков в 4,9 раза выше, чем у некурящих людей (видеоролик)
Вывод: Мне так плохо, я так устало,
И, нет уж больше сил стучать.
Наверное, жить осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем.
И если вы нас не спасете,
Мы от куренья пропадем!
Учитель: Спасибо, а теперь слово нашим экспертам в области укрепления и сохранения здоровья.
Проект № 4 «Пушистый лекарь»
Анималотерапия - это система лечения человека общением с животными. Известно, что кошек притягивает отрицательная энергия, они как бы впитывают ее. Кошки разные болезни лечат по-разному. Было установлено, что если в течение нескольких минут гладить кошку, у человека нормализуется кровяное давление, сокращается риск повторного инсульта и инфаркта. Многолетние наблюдения за кошкой предполагают такой факт, что разные породы имеют свою область в целительстве:
Длинношёрстные кошки – невропатологи помогают при бессоннице, раздражении и депрессии.
Короткошёрстные с плюшевой шерстью «специализируются» по сердечно – сосудистым заболеваниям.
Кошки короткошёрстных и бесшёрстных пород врачуют болезни печени, почек, гастрит,
Вывод: В результате исследования мы пришли к выводу, что кошки необходимы каждой семье, если только нет серьезной аллергической реакции на кошачью шерсть. Соблюдая санитарно-гигиенические нормы и требования, вы в лице кошки найдете надежного друга и лекаря. Люди, которые любят этих животных, утверждают, что они совершенство, источают покой, приносят удачу, счастье, богатство, человек становится добрее и терпимее.
3. Подведение итогов
Учитель:
Какой же вывод мы сможем с вами сегодня сделать? (ответы детей)
Вы правы.
А мне хочется подытожить ваши высказывания словами поэта Межелайтиса
Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, всё земное
Умещается в его пределы,
Потому, что нет ему покоя
До всего есть дело.
4. 3акрепление
Учитель: Ребята на ваших столах лежат тесты о вашем образе жизни, я даю вам 2 минуты на их выполнение, ваша задача выбрать ответ соответствующий вашему образу жизни.
Тест «Ваш образ жизни»
№ | Виды химической активности | Оценки в баллах | ||
регулярно | нерегулярно | не делаю | ||
1 | Утренняя гимнастика | 10 | 7 | 0 |
2 | Передвижение в школу | 10 | 6 | 0 |
3 | Физкультура в школе | 10 | 5 | 0 |
4 | Физкультура в свободное время (секции, самостоятельно | 30 | 10 | 0 |
5 | Теплоходы, экскурсии на природу в выходные дни | 15 | 7 | 0 |
6 | Закаливание | 5 | 3 | 0 |
7 | Участие в спортивных соревнованиях | 10 | 5 | 0 |
8 | Выполнение физической работы дома | 5 | 3 | 0 |
Штрафные очки (вычитаются из суммы): за курение – 10 баллов; за употребление спиртных напитков – 10 баллов; за нарушение намеченного режима дня – 5 баллов; за несоблюдение режима питания – 5 баллов.
Если по итогам тестирования если вы набрали более 60 баллов - вы ведёте здоровый образ жизни, более 45 баллов – вам необходимо пересмотреть своё отношение к режиму дня; более 25 баллов – избавьтесь от своих вредных привычек; менее 25 баллов – вам срочно нужно пересмотреть весь ваш образ жизни.
В качестве закрепления также можно предложить решение ряда биологических задач, например, задачи:
1. Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:
а). Отдыхали мышцы желудочков сердца;
б). Отдыхали мышцы предсердий;
в). Были закрыты створчатые клапаны;
г). Были закрыты полулунные
2. Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из 2-х желудочков 150 кубических см крови?
При решении этих задач осуществляются межпредметные связи, в данном случае с математикой. Учащиеся применяют аналитические методы работы.
5. Домашнее задание: §.21, составить кроссворды по одной из предложенных тем: Сердечно-сосудистые заболевания. Кровь. Строение сердца, Большой и малый круг
Написать синквейн со словом «сердце»
6. Выставление оценок
7. Рефлексивно-оценочный этап
Литература:
- Бирилло Т.А. Тесты по биологии: 8 класс: к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек.8 класс» / Т.А. Бирилло М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 126с.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2004 -2007
- Колесов Д.В., Маш Р.Д, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010. -96с.
- Колесов Д.В. Биология. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс»/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев. – М.: Дрофа, 2006. – 176 с
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Т. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - с.172.
- Контрольно – измерительные материалы. Биология: 8 класс.- М.: ВАКО, 2011
- Биология в таблицах,М.Дрофа,2011.
- Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии. -В.:Учитель, 2005.
- Брем Зигфрид, Мейнк Ирмтраут. Биология. Справочник школьника и студента. М.: Дрофа, 1999.
- Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 классы. М.: Олимп, 1999.
- Пепеляева О.А. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). М.: ВАКО 2007
- Резанова Е.А. Биология человека (в таблицах и схемах). М.: Издатшкола, 2000.
- Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс, М.: Мнемозина, 2008.
- Чебышев Н.В. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2001.
Используемые Интернет - ресурсы
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Образовательные ресурсы Интернета - Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
"Вся биология" - это научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Основная идея портала заключается в создании большого информационного ресурса, главная цель которого: предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме для обычного читателя. http://www.sbio.info.
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии и экологии "БИО ЭКО":|http://http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....
Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии
Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Методическая разработка урока биологии в 11 классе
Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1. Используя презентацию учащейся 11 класса выяснить, что изучает наука эколог...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...