урок - конференция "Сделаем вместе", направлена на формирование экологии сознания
материал по биологии (6 класс) на тему
В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание – неотъемлемый элемент формирования нового человека. Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова, представляет собой, сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загрязнение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимостью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы (с разными вариантами ее разрешения) формирования экологического сознания.
«Сделаем вместе!" - российское общественное экологическое движение, призванное содействовать созданию в стране отрасли по обращению с отходами. Официальный сайт - www.doit-together.ru. Из история движения: 28 апреля 2011 года на круглом столе в Государственной Думе РФ впервые публично была проведена презентация проекта “Сделаем вместе”. Первоначально – как акции по уборке мусора при поддержке подпроекта ВПП «Единая Россия», «Экологические российские технологии» и государственной корпорации «Ростехнологии». После успешного ее проведения в Подмосковье, в октябре 2011 года было принято решение о формировании и развитии общероссийского экологического движения “Сделаем вместе”, направленного на содействие созданию в Российской Федерации отрасли по обращению с отходами производства и потребления с привлечением максимально широкого круга лиц, независимо от их партийных, религиозных или политических предпочтений. Сегодня движение «Сделаем вместе» имеет широкую поддержку и признание представителей различных политических партий, некоммерческих и общественных организаций, представителей бизнеса и СМИ. Региональные филиалы и команды сформированы во всех федеральных округах РФ. Представители движения работают во всех субъектах федерации. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - конференция "Сделаем вместе" | 29.03 КБ |
презентация "Переработка ТБО" | 2.23 МБ |
Самоанализ | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конференция – общее собрание с целью обсуждения, результатов, возникших проблем, путей их решения, улучшения. Проводятся в конференц-залах с использованием специального оборудования.
Раздел: экология сознания.
Классы: 6 – 9.
Тип мероприятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Вид мероприятия: объяснение с элементами исследовательской деятельности.
Форма проведения: конференция «Сделаем вместе», организованная в соответствии с планом Росприроднадзора в рамках Года охраны окружающей среды в связи с Днем Экологии сознания на территории субъектов РФ на базе ГОУ ТО «Суворовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида», направлена на исследование экологической проблемы ТБО.
Тема: «Отходы большого города: как их собирают, удаляют и перерабатывают».
Идея конференции: создание условий для формирования экологического сознания посредством организации экологического пространства для обмена опытом по теме «ТБО».
Цель конференции: создать условия для развития и совершенствования учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности, для обеспечения самооценки действий учащихся, для коллективного делового общения (исследование экологической проблемы).
Триединая дидактическая задача:
общеобразовательный аспект – формировать представление об отходах, их роли в жизни людей, выявить основные пути загрязнения природы, формировать коммуникативную компетентность: умение анализировать, обобщать и делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;
развивающий аспект – развивать образное мышление на основе эмоционального восприятия элемента системы гуманистических ценностей: окружающая среда как условие жизни и здоровья людей, развивать элементы логического мышления: проводить анализ и синтез, выявлять причинно – следственные связи, развивать познавательный интерес к предмету изучения;
воспитательный аспект – воспитывать культуру поведения в окружающей среде и формировать гражданскую позицию: «Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».
Метод обучения: проблемный.
Формы организации работы на уроке: фронтальная (коллективная).
Средства активации учения: стимулирование проблемно-поисковой деятельности.
Оборудование: ПК, флешкарта, плакаты, выпуск газеты «Медвежонок», буклеты.
Планируемое время мероприятия: 40 минут.
Автор: Шулепова Лариса Викторовна, педагог - организатор ГОУ ТО «Суворовская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида».
Ход конференции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Самоанализа внеклассного мероприятия
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
Актуальность мероприятия. В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание – неотъемлемый элемент формирования нового человека. Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова, представляет собой, сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загрязнение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимостью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы (с разными вариантами ее разрешения) формирования экологического сознания. «Сделаем вместе!" - российское общественное экологическое движение, призванное содействовать созданию в стране отрасли по обращению с отходами. Официальный сайт - www.doit-together.ru. Из история движения: 28 апреля 2011 года на круглом столе в Государственной Думе РФ впервые публично была проведена презентация проекта “Сделаем вместе”. Первоначально – как акции по уборке мусора при поддержке подпроекта ВПП «Единая Россия», «Экологические российские технологии» и государственной корпорации «Ростехнологии». После успешного ее проведения в Подмосковье, в октябре 2011 года было принято решение о формировании и развитии общероссийского экологического движения “Сделаем вместе”, направленного на содействие созданию в Российской Федерации отрасли по обращению с отходами производства и потребления с привлечением максимально широкого круга лиц, независимо от их партийных, религиозных или политических предпочтений. Сегодня движение «Сделаем вместе» имеет широкую поддержку и признание представителей различных политических партий, некоммерческих и общественных организаций, представителей бизнеса и СМИ. Региональные филиалы и команды сформированы во всех федеральных округах РФ. Представители движения работают во всех субъектах федерации. | |
Автор конференции: Шулепова Лариса Викторовна, учитель биологии ГОУ ТО «Суворовская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида». | |
Название, дата, место, форма проведения мероприятия. 14 октября 2014 года в ГОУ ТО «СС(к)ОШИ VIII вида» в кабинете № 35 я пригласила учащиеся и педагогов 6 – 9 классов на конференцию «Сделаем вместе». Данная форма была выбрана не случайно. Она идеально подходит для воплощение идеи моего мероприятия. Ведь конференция это – общее собрание с целью обсуждения, результатов, возникших проблем, путей их решения, улучшения. Проводится в конференц-залах с использованием специального оборудования. Идея же моей конференции, заключалась в том, чтобы создать условия для формирования экологического сознания школьного сообщества интерната посредством организации экологического пространства для обмена опытом по теме «ТБО». | |
Тема внеклассного мероприятия. Тема «Отходы большого города: как их собирают, удаляют и перерабатывают» была выбрана, с точки зрения актуальности. | |
Тип мероприятия. Мероприятие, было направлено на изучение и первичное закрепление новых знаний. | |
Вид мероприятия. Объяснение с элементами коллективной исследовательской деятельности. | |
Место мероприятия в системности воспитательного процесса. Мероприятие входило в систему экологических занятий в школе, осуществляемых на протяжении всего учебного года по маршруту «Зеленый мир». Итоги проведённой диагностики (по Н.С. Маляковой, игра «Магазин» или «Бюро добрых услуг» ) и наблюдений за стилем общения в школе показали возникшую проблему при общении. Именно поэтому одной из идей мероприятия явилось сплочение школьных коллективов (учащиеся 6 – 9 классов) через информационный диалог, т.е. круговое общение. | |
Цель и задачи мероприятия. Целью конференции являлось создание условий для развития и совершенствования учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности, для обеспечения самооценки действий учащихся, для коллективного делового общения (исследование экологической проблемы). Триединая дидактическая задача: общеобразовательный аспект - формирование представлений школьников об отходах, их роли в жизни людей, выявить основные пути загрязнения природы посредством коммуникативной компетентности: умение анализировать, обобщать и делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать; развивающий аспект – развивать образное мышление на основе эмоционального восприятия элемента системы гуманистических ценностей: окружающая среда как условие жизни и здоровья людей, развивать элементы логического мышления: проводить анализ и синтез, выявлять причинно – следственные связи, развивать познавательный интерес к предмету изучения; воспитательный аспект – воспитывать культуру поведения в окружающей среде и формировать гражданскую позицию: «Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать». Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности | |
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности. На решение, каких задач классного коллектива и формирование, каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие. По содержанию мероприятие полностью соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям. Уже на первом этапе учащиеся прониклись пониманием необходимости и значимости предстоящей деятельности. Высказывали свои мнения, предположения. Стоит отметить, что многим из них было важно, чтобы остальные участники могли оценить их рассуждения, умение делать выводы. В ходе самого мероприятия учащиеся проявили собранность, ответственность и дисциплинированность. Активность школьников была высокой. Каждому участнику на разных этапах задавались вопросы, предлагалось обобщить, высказать свое видение вопроса, найти причинно – следственную связь и т.д. Это явилось важным воспитательным моментом. | |
Метод обучения: проблемный. | |
Формы организации работы на конференции: фронтальная (коллективная). Коллективное обсуждение экологической проблемы ТБО, организованное на разных этапах конференции, позволило всем участникам обсудить значимые для них вопросы. Оно осуществлялось по структуре: тема, объект, предмет, база исследования, имело направления, сформулированные в виде общей для всех задачи: повышение степени озабоченности состоянием окружающей среды. Ведь экологическое сознание это не только лишь знания, а структурно – временный аспект взаимосвязи мышления и эмоций, саморефлексивность, внутренний диалогизм, опыт опосредованный разрешениями и запретами. Обработка информации осуществлялась при помощи устных обобщений при просмотре слайдов презентации. При проведении использовались различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринималось участниками и заставляло их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применялись экологические плакаты, экологические рисунки и картинки. Результатом конференции стал вывод выдвинутый школьниками: «объем ТБО постоянно увеличивается», «у природы нет отходов», «отходы – изобретение человека». | |
Средства активации учения: стимулирование проблемно-поисковой деятельности. | |
Оборудование и оформление: ПК, флешкарта, видеоматериалы, презентация «Отходы большого города: как их собирают, удаляют и перерабатывают», плакаты, выпуск газеты «Медвежонок», буклеты. | |
Планируемое время мероприятия. Продуманность временных рамок различных этапов мероприятия позволила мне как педагогу провести его за 50 минут. | |
Этапы конференции. Организационный момент.
Инициатором данного мероприятия был педагог. Однако при подготовке к экологической конференции активное участие проявили сами дети (поиск заданий к , оформление кабинета). Интерес к мероприятию возник уже на подготовительном этапе, так как учащиеся сами искали интересные вопросы о природе, сохраняя при этом тайну, так как не знали, чей вопрос будет включён в конференцию. При проведении мероприятия учащиеся, составляющие вопросы, сами выступили. Перед учащимися были убедительно, четко, эмоционально раскрыты цель и задачи предстоящей деятельности. Этому способствовало оформление кабинета (фотографии природы, эпиграф к мероприятию, фон голоса природы.). Работа в ходе конференции проходила содержательно, интересно и организовано. В переходе от одного этапа к другому не было заминок и технических погрешностей. Учащиеся в ходе внеклассного мероприятия познакомились поближе с современными технологиями сбора, транспортировки, переработки, захоронения токсичных отходов, утилизации образующихся вторичных отходов, а также с экологическим контролем состояния окружающей среды. Учащиеся легко приобретали экологические знания необходимые для формирования социальных установок, для побуждения их к общественно – полезной деятельности. Экологическая конференция проходила на высоком темпе, с постоянной сменой деятельности, что поддерживало интерес к происходящему у учащихся. Ребята показали хорошие знания в области биологии и экологии. | |
Достигнуты ли поставленные цели? Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключении? Каких результатов достигли? Участвуя в конференции, школьники приобретали и развивали у себя коммуникативные, творческие компетенции, эмоционально обогащались. На мероприятии удалось достигнуть воспитательных целей и задач. Проведённая работа помогла сформировать и совершенствовать учебных умения по переработке информации, обеспечить самооценку действий учащихся, овладеть способами коллективного делового общения (исследование экологической проблемы ТБО). Насыщенность наглядной информации на конференции помогла сформировать представления школьников об отходах, их роли в жизни людей, выявить основные пути загрязнения природы. Получение научной, но доступной для детского восприятия информации помогла участникам конференции продемонстрировать свои умения анализировать, обобщать и делать выводы, доказывать свое мнение, а по возможности и убеждать. Развитие образное мышление школьников проходило на основе эмоционального восприятия, собственного жизненного опыта и приобретенных человеческих ценностей, поэтому школьникам было не трудно проводить анализ и синтез, выявлять причинно – следственные связи, проявлять свой познавательный интерес к предмету изучения. Я считаю, что слова великого российского педагога Сухомлинского «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь в природе вечный источник детского разума», прозвучавшие в заключение конференции остались в сердцах детей. Ведь, несмотря на сложный материал по разбору экологической проблемы ТБО, у школьников получилось по-другому взглянуть на мир, получить представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы. В конце конференции участникам были вручены буклеты, которые они охотно рассматривали. Участники с интересом рассматривали предложенные всеобщему просмотру плакаты с информацией о сроках разложения в природе ТБО. И эта информация заставила их сделать собственные выводы, как субъектов окружающей среды, осознать необходимость внесения своего вклада в решение экологической проблемы ТБО. Мне удалось разбудить у участников конференции экологическое сознание через их собственные экологические действия. В заключение мероприятия дети очень эмоционально и экологически грамотно высказывались о необходимости экологического воспитания, как среди детей, так и среди взрослого населения. Была спланирована видеоэкскурсия «Чистота города в моих руках». | |
Как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последействие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности. Кроме экологического воспитания, данное мероприятие сыграло положительную роль в сплочении школьного коллектива. В ходе конференции ребята поддерживали своих одноклассников. Активисты классов самостоятельно следили за дисциплиной и корректностью поведения и высказываний. Из присутствующих на данном мероприятии 35 участников все ответили хотя бы один раз, что свидетельствует об их высокой активности. Предельное внимание и живой интерес, проявленные аудиторией в ходе мероприятия, позволяют сделать вывод о том, что содержание конференции опиралось на интересы школьников. Теперь школьники смогут осваивать методом исследования экологические проблемы и использовать эти знания при изучении материалов любых дисциплин. У них есть возможность применить полученных знаний и умений в реализации собственных коллективных интересов. Это, в конечном счете, будет способствовать дальнейшему самоопределению учащихся. Да и, конечно же, у всех участников появилась возможность развивать свои интересы к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. | |
Степень познавательной активности, самостоятельности, учащихся. Затронув важную для населения не только нашего города тему ТБО, дети рассуждали, спорили, выдвигали предложения по изменению отношения к нашему общему дому – Планете Земля! На этапе рефлексии школьники смогли обобщить свои действия на конференции и дать анализ объема полученных ими знаний. Повышение их уровня экологической культуры, поможет им сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий. | |
Актуальность и связь с жизнью. В ходе конференции школьники активно обсуждали способы, этапы избавления от отходов, причины его появления в местах своего жительства (на своих улицах, в деревнях, поселках), т.е. я смогла вызвать их собственную экологическую активность посредством «пробуждения» собственного жизненного опыта. | |
Степень новизны и привлекательности материала. Оптимальность его объема. Весь представленный на конференции материал по теме «ТБО» был разработан именно для данной группы школьников и демонстрировался в нашей школе впервые. Именно фактор новизны актуальной информации, я думаю, поможет педагогам воздействовать на детское экологическое сознание. Во время «посеянная» информация, призывающая расти воспитанной экологически грамотной личностью поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий. Проведенная конференция и другие мероприятия, направленные на экологию сознания учащихся нашей школы смогут повысить экологическую грамотность школьного сообщества, заставят всех задуматься о будущем планеты и жизни дальнейших поколений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правового сознания на уроках обществознания.
Выступление на заседании РМО историков....
"Формирование толерантного сознания обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания"
Работа посвящена теме толерантности, о которой сегодня не рассуждает только ленивый да ребенок, которому это понятие незнако...
"День экологии сознания"
Экологический урок о борьбе с отходами...
"Мы разные.но мы будем вместе"(программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстримизма)
Пилотный прект программы по толерантности...
Экологический урок "Экология сознания"
Экологический урок на тему "Воспитание культуры обращения с отходами"...
Задания направлены на формирование естественнонаучной грамотности для обучающихся 8 класса и проверки знаний национально-регионального компонента по зоологии.
задания по зоологии для формирования естественнонаучной грамотности и проверки знаний национально-регионального компонента...