Экологический урок "Экология сознания"
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему

Варлакова Лариса Геннадьевна

Экологический урок на тему "Воспитание культуры обращения с отходами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«День экологии сознания»

Оборудование:

  • Плакаты (В будущее без мусора)
  • Листовки
  • Чистые образцы отходов (алюминиевая банка, стеклянная банка, кусок ткани, использованные тетради, пластиковые стаканы, кожура банана)
  • Карточки с периодами разложения отходов
  • Проектор, ноутбук, презентация

Цели занятия:

  1. Донести суть и серьезность проблемы отходов.
  2. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.
  3. Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово ведущего. (Слайд 1)

Чтение стихотворения «Боль…», Домогарова Мария, 5 класс.

В экологии проблемы велики…
Чтоб исправить их не хватит нам руки.
Нужно нам помочь природе,
Убирайте, люди, при любой погоде.
Собирайте мусор, посадите зелень.
Мир наш будет лучше, главное – мы верим!
Солнце будет ярче, белее облака,
Помочь очистке может – человека рука.
Не жгите костры! Убирайте за собой!
Мусор свой – несите домой!
Меньше газов, меньше дыма -
Прекраснее всего будет картина!
Сочные листья, зеленая трава,
А от чистого воздуха кружится голова.
Бабочки порхают, птички поют -
Люди убирают то место, где живут!!!

2. Знакомство с историей проекта (видеоролик «Заседание оргкомитета акции «Сделаем вместе» - 1,22 мин).
Из истории.
(Слайд 2)

28 апреля 2011 года на круглом столе в Государственной Думе РФ впервые публично была проведена презентация проекта «Сделаем вместе», первоначально – как акции по уборке мусора.

После успешного проведения пилотной акции в Подмосковье, в октябре 2011 года было принято решение о формировании и развитии общероссийского экологического движения «Сделаем вместе», направленного на содействие созданию в Российской Федерации отрасли по обращению с отходами производства и потребления.

В ноябре 2011 года в рамках развития движения «Сделаем вместе» были заявлены его подпроекты «ЭкоДело», «ЭкоЗнание», Всероссийская акция по уборке мусора, намеченная на 15 сентября 2012 года.

Сегодня движение «Сделаем вместе» имеет широкую поддержку и признание представителей различных политических партий, некоммерческих и общественных организаций, представителей бизнеса и СМИ. Региональные филиалы и команды сформированы во всех федеральных округах РФ.

Одним из лидеров движения в 2012 году стал Чемпион мира по шахматам Карпов Анатолий Евгеньевич. (Слайд 3)

В июне 2012 года «Сделаем вместе» стало лауреатом Национальной экологической премии.

15 сентября 2012 года была проведена Всероссийская акция «Сделаем вместе!», в которой приняло участие более 100 000 человек в 24 регионах РФ.

3. Рассказ о проблеме отходов


Свалки в России и мире

Ведущий: «Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько картинок». (Слайды 4, 5, 6, 7)

Фотографии об отходах

Демонстрация фотографий с мусорными свалками. Комментарии фотографий. Обсуждение:

«Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?»

Дискуссия.

Ведущий спрашивает у ребят, сколько раз в день они выносят мусорное ведро. Куда, по их мнению, девается мусор.

«Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки, т.к. они никак не оборудованы».

Чем плохи свалки?

1. Огромная территория

2. Не оборудованы

3. Отравляют почву и воздух

(Слайд 8) «Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Цитата на доске:

«Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах». (Нильс Бор)

«Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляя воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их»

3.1. Почему мусора стало так много? (дискуссия)

Почему данная проблема актуальна в 21 веке?

Основные причины (слайд 9):

  • Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд. до 7 млрд.)
  • Появление новых синтетических, неприродных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями
  • Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку
  • Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи
  • Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку

3.2. Игра «Самый стойкий» (слайд 10)

Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются.

«Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?»

Ведущий проводит игру «Самый стойкий», которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов.

Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:

  • Пластиковый стаканчик
  • Алюминиевую банку
  • Стеклянную бутылку
  • Тетрадку
  • Предмет из ткани
  • Кожура банана

Карточки с временными периодами

Раскладывает перед учениками на столе. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит одного из учеников угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.

Периоды, которые должны быть указаны на карточках:

  • 2-5 недель
  • 2-10 лет
  • Более 1000 лет
  • 500 лет
  • 100 лет
  • 1 год

Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.

«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».

4. Что делать с отходами?

Презентация проекта «Полимеры в быту: проблемы утилизации» слайды 11-26

«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»

(Слайд 27) Существуют 4 основных способа обращения с отходами. Давайте обсудим эти способы.

4.1. Захоронение на полигонах

Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:

  • Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать
  • На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть переработаны в полезные вещи
  • Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их
  • Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы
  • Свалки – место скопления грызунов, птиц, которые питаются отходами, становятся разносчиками инфекций
  • Свалки не украшают наши пейзажи.

Захоронение отходов допустимо, если:

  • Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках.
    Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.
  • На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.

4.2. Сжигание

Чем плохо сжигание?

Плюсы сжигания:

  • При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов
  • Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.

Минусы сжигания:

  • Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами.
  • Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит - при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины. Диоксины – это один из сильнейших ядов!
  • В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе.
  • На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи.

Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:

  • Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)
  • На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать

4.3. Вторичная переработка

Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:

  • Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
  • Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
  • Сохраняет наше здоровье
  • Меньше загрязняет окрестности.

Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.

4.4. Компостирование

Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.

4.5. Комплексный подход к управлению отходами

Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 4 способа. Оптимальный способ управления отходами:

  • Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы.
  • Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.
  • Захоронить на полигоне то немногое, что нельзя переработать или сжечь.

5. Субботник (слайд 28)

А теперь давайте всей нашей большой компанией весело и дружно пойдем на субботник и наведем чистоту на территории школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале

Современная концепция языкового об­разования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников

Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

Экологическая игра как средство формирования основ экологического сознания.

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – ми...