Экологический урок "Экология сознания"
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему
Экологический урок на тему "Воспитание культуры обращения с отходами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«День экологии сознания»
Оборудование:
- Плакаты (В будущее без мусора)
- Листовки
- Чистые образцы отходов (алюминиевая банка, стеклянная банка, кусок ткани, использованные тетради, пластиковые стаканы, кожура банана)
- Карточки с периодами разложения отходов
- Проектор, ноутбук, презентация
Цели занятия:
- Донести суть и серьезность проблемы отходов.
- Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.
- Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы.
Ход занятия:
- Вступительное слово ведущего. (Слайд 1)
Чтение стихотворения «Боль…», Домогарова Мария, 5 класс.
В экологии проблемы велики…
Чтоб исправить их не хватит нам руки.
Нужно нам помочь природе,
Убирайте, люди, при любой погоде.
Собирайте мусор, посадите зелень.
Мир наш будет лучше, главное – мы верим!
Солнце будет ярче, белее облака,
Помочь очистке может – человека рука.
Не жгите костры! Убирайте за собой!
Мусор свой – несите домой!
Меньше газов, меньше дыма -
Прекраснее всего будет картина!
Сочные листья, зеленая трава,
А от чистого воздуха кружится голова.
Бабочки порхают, птички поют -
Люди убирают то место, где живут!!!
2. Знакомство с историей проекта (видеоролик «Заседание оргкомитета акции «Сделаем вместе» - 1,22 мин).
Из истории. (Слайд 2)
28 апреля 2011 года на круглом столе в Государственной Думе РФ впервые публично была проведена презентация проекта «Сделаем вместе», первоначально – как акции по уборке мусора.
После успешного проведения пилотной акции в Подмосковье, в октябре 2011 года было принято решение о формировании и развитии общероссийского экологического движения «Сделаем вместе», направленного на содействие созданию в Российской Федерации отрасли по обращению с отходами производства и потребления.
В ноябре 2011 года в рамках развития движения «Сделаем вместе» были заявлены его подпроекты «ЭкоДело», «ЭкоЗнание», Всероссийская акция по уборке мусора, намеченная на 15 сентября 2012 года.
Сегодня движение «Сделаем вместе» имеет широкую поддержку и признание представителей различных политических партий, некоммерческих и общественных организаций, представителей бизнеса и СМИ. Региональные филиалы и команды сформированы во всех федеральных округах РФ.
Одним из лидеров движения в 2012 году стал Чемпион мира по шахматам Карпов Анатолий Евгеньевич. (Слайд 3)
В июне 2012 года «Сделаем вместе» стало лауреатом Национальной экологической премии.
15 сентября 2012 года была проведена Всероссийская акция «Сделаем вместе!», в которой приняло участие более 100 000 человек в 24 регионах РФ.
3. Рассказ о проблеме отходов
Свалки в России и мире
Ведущий: «Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько картинок». (Слайды 4, 5, 6, 7)
Фотографии об отходах
Демонстрация фотографий с мусорными свалками. Комментарии фотографий. Обсуждение:
«Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?»
Дискуссия.
Ведущий спрашивает у ребят, сколько раз в день они выносят мусорное ведро. Куда, по их мнению, девается мусор.
«Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки, т.к. они никак не оборудованы».
Чем плохи свалки?
1. Огромная территория
2. Не оборудованы
3. Отравляют почву и воздух
(Слайд 8) «Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Цитата на доске:
«Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах». (Нильс Бор)
«Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляя воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их»
3.1. Почему мусора стало так много? (дискуссия)
Почему данная проблема актуальна в 21 веке?
Основные причины (слайд 9):
- Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд. до 7 млрд.)
- Появление новых синтетических, неприродных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями
- Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку
- Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи
- Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку
3.2. Игра «Самый стойкий» (слайд 10)
Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются.
«Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?»
Ведущий проводит игру «Самый стойкий», которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов.
Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:
- Пластиковый стаканчик
- Алюминиевую банку
- Стеклянную бутылку
- Тетрадку
- Предмет из ткани
- Кожура банана
Карточки с временными периодами
Раскладывает перед учениками на столе. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит одного из учеников угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.
Периоды, которые должны быть указаны на карточках:
- 2-5 недель
- 2-10 лет
- Более 1000 лет
- 500 лет
- 100 лет
- 1 год
Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.
«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».
4. Что делать с отходами?
Презентация проекта «Полимеры в быту: проблемы утилизации» слайды 11-26
«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»
(Слайд 27) Существуют 4 основных способа обращения с отходами. Давайте обсудим эти способы.
4.1. Захоронение на полигонах
Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:
- Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать
- На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть переработаны в полезные вещи
- Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их
- Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы
- Свалки – место скопления грызунов, птиц, которые питаются отходами, становятся разносчиками инфекций
- Свалки не украшают наши пейзажи.
Захоронение отходов допустимо, если:
- Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках.
Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий. - На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.
4.2. Сжигание
Чем плохо сжигание?
Плюсы сжигания:
- При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов
- Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.
Минусы сжигания:
- Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами.
- Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит - при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины. Диоксины – это один из сильнейших ядов!
- В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе.
- На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи.
Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:
- Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)
- На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать
4.3. Вторичная переработка
Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:
- Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
- Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
- Сохраняет наше здоровье
- Меньше загрязняет окрестности.
Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.
4.4. Компостирование
Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.
4.5. Комплексный подход к управлению отходами
Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 4 способа. Оптимальный способ управления отходами:
- Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы.
- Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.
- Захоронить на полигоне то немногое, что нельзя переработать или сжечь.
5. Субботник (слайд 28)
А теперь давайте всей нашей большой компанией весело и дружно пойдем на субботник и наведем чистоту на территории школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале
Современная концепция языкового образования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников
Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность
статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников в рамках научного общества «Эврика»
Статья содержит материал из опыта работы НОУ....
Экологическая игра как средство формирования основ экологического сознания.
Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – ми...