Разработка урока по биологии "Основные методы селекции. Биотехнология"
план-конспект урока по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тверской области
ГБОУ СПО Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж
Биология
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА:
«Основные методы селекции. Биотехнология»
Преподаватель биологии высшей категории Т.В. Королёва
Торжок, 2014
Пояснительная записка
Цель методической разработки обобщение и углубление знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; формирование научного мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам селекции, биотехнологии, закрепление знаний о генетической основе селекции, обучение методам практической работы, самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
Урок разработан с применением педагогической технологии В.М. Монахова и активного метода обучения (АМО).
Методическая разработка включает:
1. ИКУ (информационная карта урока)
2. Кроссворд «Основные методы селекции»
3. Интерактивная лекция
4. АМО: «Получение ДНК из клубники»
5.Учебный элемент
6. Презентация
ИКУ Тема: «Основные методы селекции. Биотехнология»
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: комбинированный урок
Место проведения: кабинет химии
Время 1 час 30 мин.
Освоение знаний о методах селекции. Обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, инбридинг, аутбридинг, массовый и индивидуальный отбор, биотехнология, генная инженерия, клонирование. | Развить познавательный интерес, память, мышление, интеллектуальные и творческие способности, умение работать с учебным элементом. | Воспитать научное мировоззрение. Расширить познания студентов о современных методах селекции. |
Содержание
- Приветствие. 2. Актуализация знаний (фронтальный опрос, кроссворд «Селекция» (Приложение).
«Основные методы селекции. Биотехнология» (Приложение) 4. Получение молекулы ДНК из клубники 5. Работа с учебным элементом Вопросы (Приложение) 6. Проверка выполненных заданий, комментирование. 7. Что нового узнали на уроке. Рефлексия (совместное составление кроссворда) 8. Д.З. изучить конспект, подготовить сообщение | Методический инструментарий Средства -интерактивная доска -проектор, - презентации «Методы селекции», - Учебный элемент «Методы селекции. Биотехнология» - Модель молекулы ДНК Форма: индивидуальная Методы: -объяснительно-иллюстративный -АМО. Выделение ДНК из клубники (2 ягоды клубники, 1 пакет для заморозки с застёжкой, полчашки воды, половина чайной ложки соли, 2 чайные ложки жидкости для мытья посуды, 1 бумажный фильтр для кофе, охлажденный изопропиловый спирт) | Результаты - Называть –основные методы селекции; - основные задачи селекции; - основные направления биотехнологии - Определять понятия: сорт, порода, штамм, инбридинг, аутбридинг, массовый и индивидуальный отбор, биотехнология, генная инженерия, клонирование. -Использовать знания для решения познавательных задач |
Вопросы для фронтального опроса
1. Наука о наследственности и изменчивости.
2. Участок молекулы ДНК.
3. Какая наука изучает клетку?
4. Наука о выведении новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.
5. Как называется метод, при котором проводят различные скрещивания организмов? В результате образуются гибриды.
6. Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?
7. Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
8. Как называется популяция растений искусственно созданная человеком?
9. Гетерозигота.
10.Гомозигота.
11. Как расшифровать ДНК?
12. Хромосомный набор человека? (2n? n?)
Приложение 1
Кроссворд
1. По горизонтали:
Так называется популяция растений искусственно созданная человеком?
1. По вертикали: Наука о выведении новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов
2. Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов?
3. Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
4. В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным.
5. Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?
4.о | |||||||||||
т | |||||||||||
б | |||||||||||
о | |||||||||||
1.с | о | р | т | ||||||||
е | |||||||||||
л | |||||||||||
е | |||||||||||
к | 3. п | 5.ш | |||||||||
ц | о | т | |||||||||
2.г | и | б | р | и | д | и | з | а | ц | и | я |
я | о | м | |||||||||
д | м | ||||||||||
а | |||||||||||
Приложение 2
Интерактивная лекция
Основные методы селекции. Биотехнология
Началом селекции можно считать то время, когда человек начал одомашнивать диких животных и выращивать растения. Развитие селекции определялось применением все более совершенных методов управления наследственностью и изменчивостью организмов. Отдельные биотехнологические процессы (хлебопечение, виноделие и др.) известны с древних времен. Но наибольших успехов биотехнология достигла во второй половине ХХ в. и приобретает все большее значение для развития человеческой цивилизации.
Каковы же задачи, стоящие перед селекцией?
Задачи .
1.Повышение урожайности сортов и продуктивности животных.
2.Повышение устойчивости к заболеваниям.
3. Повышение качества продукции.
4.Пригодность для механизированного или промышленного выращивания и разведения .
5.Экологическая пластичность сортов и пород.
Основные методы селекции – гибридизация и искусственный отбор.
Гибридизация бывает родственная и неродственная. Родственное скрещивание (инбридинг) приводит к появлению чистых линей (гомозиготы). При этом снижается жизнеспособность потомства. Пример, получение мясных пород птиц.
Неродственное скрещивание (аутбридинг) бывает внутривидовым и межвидовым. Пример, розы Мичурина (получал скрещиванием морозостойкие розы, желтые, синие, устойчивые к различным заболеваниям).
Искусственный отбор (массовый и индивидуальный).
Массовый для растений и микроорганизмов. Индивидуальный для животных и самоопыляющих растений.
Биотехнология - наука об использовании живых организмов, их биологических особенностей и процессов жизнедеятельности в производстве необходимых человеку веществ.
Основным объектом, используемым в биотехнологических процессах, являются микроорганизмы.
Микроорганизмы - это группа прокариотических и эукариотических одноклеточных микроскопических организмов.
Наука, изучающая микроорганизмы, называется микробиологией.
Продуктивность диких форм бактерий невысокая, поэтому человек совершенствует и выводит новые штаммы.
В селекции микроорганизмов применяют традиционные и новейшие методы. К традиционным методам относят экспериментальный мутагенез и отбор по продуктивности.
Экспериментальный мутагенез - это воздействие на организм различных мутагенов с целью получения мутации. Этот метод имеет свои особенности при селекции бактерий:
- у селекционера имеется неограниченное количество материала для работы: за считанные дни в чашках Петри или пробирках на питательных средах можно вырастить бактерий
- значительно меньшее количество генов, их генетическая регуляция более простая, взаимодействия генов просты или отсутствуют миллиарды клеток;
- более эффективное использование мутационного процесса, поскольку геном микроорганизмов гаплоидный, что позволяет выявить любые мутации уже в первом поколении;
- простота генетической организации
Но возможности традиционной селекции ограничены. Успехи же таких наук как молекулярная биология и генетика в изучении микроорганизмов, а так же возрастающие потребности практического использования микробных продуктов привели к созданию новейших методов целенаправленного и контролируемого получения микроорганизмов с заданными свойствами.
К новейшим методам селекции относят клеточную и генную инженерию. В генной инженерии используют два способа:
- выделение нужного гена из генома одного организма и внедрение его в геном бактерий;
- синтез искусственным путем гена и внедрение его в геном бактерий. (слайд)
Генная инженерия. Совокупность методов, позволяющих посредством операций in vitro (в пробирке, вне организма), переносить генетическую информацию из одного организма в другой.
Цель генной инженерии в получении клеток (в первую очередь бактериальных), способных в промышленных масштабах вырабатывать некоторые « человеческие» белки; в возможности преодолевать межвидовые барьеры и передавать отдельные наследственные признаки одних организмов другим( использование в селекции растений, животных).
Формальной датой рождения генной инженерии считают 1972 год. В этот год группа американских биохимиков Стэнфордского университета во главе с Полом Бергом, сообщила о создании вне организма первой рекомбинантной (гибридной) ДНК. Эта молекула состояла из фрагментов кишечной палочки, группы генов самой этой бактерии и полной ДНК вируса SV40, вызывающего развитие опухоли у обезьян. Такая рекомбинантная структура могла обладать функциональной активностью в клетках, как кишечной палочки, так и обезьяны. За эту работу была присуждена Нобелевская премия Полу Бергу.
Основные методы генной инженерии были разработаны в конце 70-х годов. Их суть заключается во введении в организм нового гена.
Сегодня насчитывается более 100 наименований генетически модифицированных продуктов – «трансгенов» - это растения: соя, кукуруза, рис, картофель, помидоры, сахарная свекла, пшеница, горох, подсолнечник. и другие. Что касается животных, то их гораздо меньше. Например: светящийся в темноте кролик, получивший от медузы ген, лосось , живущий и в соленой и в пресной воде.
Клонирование. Клон – это ряд поколений наследственно однородных потомков одной особи. Черенкование малины или пересадка усов садовой земляники – это клонирование, только не на клеточном уровне.
В феврале 1997 году человечество было потрясено известием о генетическом клонировании овцы.
Каков механизм появления ее на свет? У этой овечки нет отца, но зато 3 матери:
- овца породы Финский Дорсет, давшая свой генетический материал (из клеток тканей молочной железы этой взрослой овцы извлекли соматические ядра);
- овца породы шотландская черномордая, от которой взяли яйцеклетку (из её яйцеклетки удалили гаплоидное ядро и поместили в цитоплазму клетки без ядра диплоидное ядро из клетки первой овцы);
- овца – реципиент породы тоже шотландская черномордая, которая выносила за 148 дней знаменитого ягненка.
Из 256 попыток пересадки яйцеклеток – удалось только единожды.
К 2002 году сама Долли произвела на свет естественным способом 4 нормальных ягнят. Была кремирована в 2003 году.
Приложение 3
Получение молекулы ДНК из клубники
Оборудование: 2 ягоды клубники, 1 пакет для заморозки с застёжкой, полчашки воды, половина чайной ложки соли, 2 чайные ложки жидкости для мытья посуды, 1 бумажный фильтр для кофе, охлажденный изопропиловый спирт.
Ход работы
1. Поместить ягоды в пакет и раздавить руками в пюре (разрушение клеточных перегородок)
2. Добавить в воду соль (она повышает растворимость ДНК) и жидкость для мытья посуды (распускает клеточную мембрану и оболочку ядра). Осторожно взболтать и добавить в пакет с клубникой. Всё перемешать.
3. Пропустить смесь через фильтр для кофе в стеклянный или пластиковый стакан. Аккуратно выдавить из фильтра остатки жидкости.
4. Медленно влить в стакан изопропиловый спирт, с таким расчётом, чтобы он покрыл смесь слоем в толщиной в палец.
6. Примерно через минуту в слое спирта образуется сгусток светлой слизи- это и есть ДНК. Её можно извлечь деревянной палочкой.
Приложение 4
Учебный элемент
Основные методы селекции. Биотехнология
Цели:
Изучив данный учебный элемент, Вы будите знать:
- Основные методы селекции.
- Основные методы биотехнологии.
- Базовые понятия: сорт, порода, штамм, инбридинг, аутбридинг, массовый и индивидуальный отбор, биотехнология, генная инженерия, клонирование.
Сопутствующие учебные элементы и пособия:
- УЭ «Строение клеток»
-УЭ «Основы генетики»
Началом селекции можно считать то время, когда человек начал одомашнивать диких животных и выращивать растения. Развитие селекции определялось применением все более совершенных методов управления наследственностью и изменчивостью организмов.
Основные методы селекции – гибридизация и искусственный отбор.
Гибридизация бывает родственная и неродственная. Родственное скрещивание (инбридинг) приводит к появлению чистых линей. При этом снижается жизнеспособность потомства.
Неродственное скрещивание (аутбридинг) бывает внутривидовым и межвидовым.
Например, Мичурин Иван Владимирович для создания новых сортов путем селекции и скрещивания получал гибриды растений из отдаленных географических районов, притом сортов, не родственных друг другу, и скрещивал даже различные виды и семейства. Мичурин считал, что гибриды, получаемые таким путем, легче приспосабливаются к условиям внешней среды и успешнее акклиматизируются.
Искусственный отбор (массовый и индивидуальный)
Массовый характерен для растений и микроорганизмов. Индивидуальный для животных и самоопыляющих растений.
Полиплоидия, увеличение числа наборов хромосом в клетках организма, кратное гаплоидному (одинарному) числу хромосом; тип геномной мутации. Половые клетки большинства организмов гаплоидны (содержат один набор хромосом – n), соматические – диплоидны (2n). Организмы, клетки которых содержат более двух наборов хромосом, называются полиплоидами: три набора – триплоид (3n), четыре – тетраплоид (4n) и т. д.
Поскольку полиплоидные формы часто обладают ценными хозяйственными признаками, искусственную полиплоидизацию применяют в растениеводстве для получения исходного селекционного материала. С этой целью используют специальные мутагены (напр., алкалоид колхицин), нарушающие расхождение хромосом в митозе и мейозе. Получены урожайные полиплоиды ржи, гречихи, сахарной свёклы и др. культурных растений; стерильные триплоиды арбуза, винограда, банана популярны благодаря бессемянным плодам.
Биотехнология - наука об использовании живых организмов, их биологических особенностей и процессов жизнедеятельности в производстве необходимых человеку веществ.
Основным объектом, используемым в биотехнологических процессах, являются микроорганизмы.
К новейшим методам селекции относят генную инженерию. В генной инженерии используют два способа:
- выделение нужного гена из генома одного организма и внедрение его в геном бактерий;
- синтез искусственным путем гена и внедрение его в геном бактерий.
Клонирование – это создание большого числа генетических копий одного индивидуума с помощью бесполого размножения. Клон – это ряд поколений наследственно однородных потомков одной особи. Черенкование малины или пересадка усов садовой земляники – это клонирование, только не на клеточном уровне.
В феврале 1997 году человечество было потрясено известием о генетическом клонировании овцы. Шотландский ученый Ян Вильмут с коллегами провели успешное клонирование овцы
Задания
I. Выпишите определения новых биологических понятий: инбридинг, аутбридинг, биотехнология, клонирование, полиплоидия.
II. Тест
1. Создание большого числа генетических копий одного индивидуума с помощью бесполого размножения – это
А) клонирование
Б) получение трансгенных организмов
В) создание чистых линий
Г) проявление гетерозиса
2. Искусственным переносом генов из одного организма в другой с целью получения более продуктивных трансгенных организмов занимается
А) генная инженерия
Б) клеточная инженерия
В) бионика
Г) микробиологическое производство
3. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов,-
А) бионика
Б) биотехнология
В) цитология
Г) микробиология
4. Какова роль клеточной инженерии в селекции растений
А) изменяет сроки размножения организмов
Б) изменяет природу ценных сортов
В) ускоряет сроки выведения сортов
Г) усиливает скорость роста организмов
5. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в
А) генной инженерии
Б) клеточной инженерии
В) генетике
Г) бионике
III. Вопросы
1. В 1760-е годы английский селекционер Р. Бейкуэлл сформулировал два правила селекции крупного рогатого скота: “Скрещивай лучшее с лучшим” и “Подобное рождает подобное”. Трудами этого специалиста Англия во многом обязана своим лидирующим положением в племенном животноводстве. О каких методах селекции идёт речь в данных высказываниях?
2. Знаменитый русский селекционер И.В. Мичурин вывел более 300 сортов плодовых и ягодных культур, на выведение же одного сорта требуется не менее 20 лет. Поэтому жизнь этого учёного - беспримерный подвиг, пример колоссального трудолюбия и патриотизма. Мало кому известно, что Мичурин занимался и селекцией цветов – роз, лилий. Голландцы предлагали большие деньги за лилию фиалкоцветную. Не продал… А каков метод получения этого растения, излюбленный мичуринский метод?
3. Всеми любимый виноград сорта кишмиш не имеет семечек, обладает раннеспелостью и приятным вкусом. Сорт Кишмиш Чёрный. Кишмиш белый овальный обладают хромосомным набором 4 п. Как называются такие растения, как можно получить растения с удвоенным набором хромосом?
4. Некоторые объекты сочинской олимпиады в 2014 году задели территорию Северо-Кавказского биосферного заповедника. С целью сохранения эндемичных растений этого заповедника, например иглицу колхидную, перевезли в город Волгоград, где их не только сохранят, но и увеличат их численность. Предложите метод, как это можно сделать.
5. Почему селекция основана на генетике?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Разработка урока по теме "Метод координат"
Урок по теме «Метод координат» в 5 классе по учебнику Л.Л. Босовой разработан на основе деятельностной образовательной технологии активных методов обучения и модерации. Вид урока - урок по...
разработка урока моделирование как метод познания
Конспект урока и презентация по информатике и ИКТ в 11 классе....
Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.
Этот урок о методах селекции растений и животных. История создания методов селекции,заслуга Башкирских селекционеров в создании новых сортов полиплоидных растений....
Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"
Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...
Разработка урока по биологии "Основные методы селекции. Биотехнология"
Методическая разработка урока....
Разработка урока по биологии "Основные методы селекции. Биотехнология"
Цель методической разработки обобщение и углубление знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; формирование научного мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам селекции...
- Мне нравится (1)