Рабочие программы по Биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО – ООШ заместитель директора по УВР руководитель МБОУ-ООШ
______________ _______ МБОУ-ООШ с.Чадаевка с.Чадаевка
Ф.И.О (подпись) _____________ ________ __________________
Протокол № ___ от ____сентября 2014г. Ф.И.О (подпись) Ф.И.О
«___»сентября 2014г. Приказ №___от__ сентября 2014г.
Рабочая программа
Малашиной Марины Николаевны
Биология 9 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического Совета
Протокол №____от «___»августа 2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой \на усмотрение учителя\.
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. -М.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2010;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- основные свойства живой материи и методы её изучения;
- уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Их характеристики;
- основные закономерности эволюции и её результаты;
- особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия;
- место человека в ноосфере.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;
- раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;
- готовить микропрепараты и работать с микроскопом;
- пользоваться научно-популярной и периодической литературой;
- участвовать в мероприятиях по охране природы;
- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 9 кл.
| №
| Раздел, тема урока Тип урока Домашнее задание
| Дата
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающегося
| Измерители
| Элементы дополнительного содержания
|
| ||||||||||||||||||||||
| ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
| 1.
| Биология - наука о живом мире.
Вводный урок.
Д/з:§1. |
| Основные понятия Биология *микология *6риология *альгология ' 'палеоботаника *6иотехнология *биофизика *биохимия * радиобиология Факты Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. | Давать определение термину биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять методы научно- го исследования. Выделить предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. *Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. | Вопросы после §1. Задания на карточках
| Этапы научного исследования.
|
| ||||||||||||||||||||||
| 2.
| Общие свойства живых организмов.
Комбинированный урок.
Д/з:§2.
|
| Основные понятия Жизнь Открытая система Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. | Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы.
| Вопросы после §2.
|
|
| ||||||||||||||||||||||
| 3. | Многообразие форм живых организмов.
Комбинированный урок.
Д/з:§3.
| Основные понятия Таксон Система Иерархия Факты Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к: уровню организации; систематической группе. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках для выполнения заданий. | Вопросы после §3. Задание «Проверьте себя» на с.12 учебника.
|
|
| |||||||||||||||||||||||
| ТЕМА 2. «ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ» (10 часов) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| 4. | Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д/з:§4. | Основные понятия Цитология Факты Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Теория Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура. Самостоятельно формулировать определение термина цитология. Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
| Вопросы после §4. | Нарушения в |
| |||||||||||||||||||||||
| 5. | Химический состав клетки.
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Д/з: §5. | Основные понятия Микроэлементы Макроэлементы Углеводы Липиды Гормоны Факты Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Объекты Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов. | Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры: макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро - и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; > биологическую роль углеводов и липидов. *Классифицировать углеводы по группам. | Вопросы после §5. |
|
| |||||||||||||||||||||||
| 6. | Органические вещества клетки.
Комбинированный урок. Д/з: §5, §6.
| Основные понятия Белки Тлобула Гормоны Ферменты Нуклеиновые кислоты Нуклеотид Факты Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Объекты Молекула белка, нуклеиновых кислот - ДНК, РНК.
| Давать определение основным понятиям. Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: продукты, богатые белками; нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции белков; функции нуклеиновых кислот. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. * Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.
| Вопросы после §6. |
|
| |||||||||||||||||||||||
| 7. | Строение клетки.
Комбинированный урок.
Д/з: §7.
| Основные понятия Органоиды Цитоплазма Эукариоты Прокариоты Факты Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы - неклеточные формы.
| Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки. Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | Вопросы после §7. | Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание. |
| |||||||||||||||||||||||
| 8. | Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий.
Урок комплексного применения ЗУН..
Практическая работа №1
Д/з: §8. | Факты Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Объекты Эукариотические клетки растений, животных. Клетки бактерий.
| Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовыхмикропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных, бактерий. Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот, прокариот. Сравнивать: строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот, делать вывод на основе этого сравнения. *Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. * Делать учебный рисунок.
| Выполнение практических работ: «Изучение клеток растений и животных», «Изучение клеток прокариот» -и выводы к ним. Вопросы после §8.
Практическая работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» |
|
| |||||||||||||||||||||||
| 9. | Обмен веществ и энергии в клетке.
Комбинированный урок.
Д/з: §9 | Основные понятия Ассимиляция Диссимиляция Фермент Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция -• противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. Процессы Обмен веществ.
| Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ. «Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.
| Вопросы после §9.
| Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 10. | Биосинтез белков в живой клетке.
Комбинированный урок. Д/з: § 10. | Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). | Давать определение терминам: ассимиляция, ген .Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: механизм транскрипции; > механизм трансляции. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.
| Вопросы после §10.
|
|
| |||||||||||||||||||||||
| 11. | Биосинтез углеводов - фотосинтез.
Комбинированный урок.
Д/з: § 11.
| Основные понятия Питание Фотосинтез Фотолиз Факты Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. Объекты Хлоропласты. Процессы Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез. Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза.
| Вопросы §11. Задания № 2, 5 после§11.
| Хемосинтез как способ питания. |
| |||||||||||||||||||||||
| 12. | Обеспечение клетки энергией.
Комбинированный урок.
Д/з: §12, подготовиться к зачету.
| Основные понятия Гликолиз Брожение Дыхание Факты Дыхание. Обеспечение клетки Процессы Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы.
| Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества- источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий «Проверьте себя» нас.43.
| Вопросы после §12.
| Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 13. | Зачет № 1 «Основы учения о клетке». Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Д/з: закончить выполнение заданий на с.43. | Задания «Проверьте себя» на с.43 учебника. Вопросы и задания по теме «Основы учения о клетке» на с.27 в рабочей тетради с печатной основой.
|
| ||||||||||||||||||||||||||
|
ТЕМА 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 часов) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| 14. | Типы размножения организмов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д/з: §13. | Основные понятия Размножение Бесполое размножение Вегетативное размножение Гаметы Гермафродиты Факты Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение -древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. Процессы Размножение.
| Дать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Вопросы после §13..
|
|
| |||||||||||||||||||||||
| 15. | Деление клетки. Митоз.
Комбинированный урок.
Д/з: §14.
|
| Основные понятия *Митотический цикл *Интерфаза Митоз *Редупликация *Хроматиды Факты Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот. Процессы Митоз.
| Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов | Вопросы после §14. . Выполнение лабораторной работы №2 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений». | Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом.
|
| ||||||||||||||||||||||
| 16. | Образование половых клеток. Мейоз.
Комбинированный урок.
Д/з: §15.
| Основные понятия Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом Факты Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции. Процессы Образование половых клеток(гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.
| Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.*Объяснять эволюционноепреимущество полового размножения | Вопросы после §15. | Сущность мейоза: мейоз I (профаза I, метафаза I, анафазаI, телофаза I), мейозII (профаза IIметафаза II, анафазаII, телофаза II).
|
| |||||||||||||||||||||||
| 17. | Индивидуальное развитие организма - онтогенез.
Комбинированный урок.
Д/з: §16.
| Основные понятия Оплодотворение Онтогенез Эмбриогенез Факты Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Процессы Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). | Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, э мбриогенез. Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Характеризовать: сущность эмбрионального ипостэмбрионального периодов развития организмов; роста организма. Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). "Объяснять, чем развитие отличается от роста. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.58-59.
| Вопросы после §16. | Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 18. | Зачет № 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Д/з: повторение. | Вопросы «Проверьте себя» на с.58-59 учебника. Вопросы на с.35 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» в рабочей тетради печатной основой.
| |||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 4 ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ( 9 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||
| 19. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
Урок изучения нового материала.
Д/з: §18 | Основные понятия Аллельные гены Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Факты Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Процессы Моногибридное скрещивание.
| Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
| Вопросы после §17. Вопросы после §18.
| Краткий экскурс в историю генетики.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 20. | Генетические опыты Г.Менделя.
Комбинированный урок.
Д/з: §19.
| Основные понятия Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Наследственность - свойство скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей. Закономерности Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1. | Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: >схему моногибридного скрещивания; >схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;>по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Вопросы после §19. |
|
| |||||||||||||||||||||||
| 21. | Дигибридное скрещивание.
Комбинированный урок.
Д/з: §20.
| Основные понятия Генотип • Дигибридное скрещивание Полигибридное скрещивание Фенотип Факты Наследственность - свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности Закон независимого наследования.
| Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Вопросы после §20. Выполнение лабораторной работы № 3. «Решение генетических задач»
Простейшие задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание; неполноедоминирование. |
|
| |||||||||||||||||||||||
| 22. | Сцепленное наследование.
Комбинированный урок.
Д/з:§21.
| Основные понятия Гомологичные хромосомы Локус гена Перекрест Конъюгация Сцепленные гены Факты Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т. Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. Процессы Сцепленное наследование. Закономерности Закон Т.Моргана.
| Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков присцепленном наследовании. | Вопросы после §21.
|
|
| |||||||||||||||||||||||
| 23. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Комбинированный урок Д/з: § 22.
| Основные понятия Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип Факты Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Процессы Взаимодействие генов и их множественное действие. | Давать определения терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | Вопросы после §22. |
|
| |||||||||||||||||||||||
| 24. | Наследование признаков, сцепленных с полом.
Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа № 3.
Д/з: § 23, 26
| Основные понятия Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы Факты Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Процессы Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности Закон сцепленного наследования | Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять: причину соотношения полов1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи.
| Вопросы после §23, 26 Выполнение практической работы«Решение генетических задач». Простейшие задачи на наследование признаков, сцепленных с полом»
| Значение генетики в медицине и здравоохранении.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 25. | Наследственная изменчивость.
Комбинированный урок.
Д/з: § 24.
| Основные понятия Геном Изменчивость Мутации Мутаген Полиплоидия Факты Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений. Процессы Механизм появления полиплоидных растений. | Давать определение термину изменчивость. Называть вещество, обеспечивающее: явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; >свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. *Характеризовать виды мутаций.
| Вопросы после §24.
| Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Роль мутации вэволюционномпроцессе.Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 26. | Другие типы изменчивости.
Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №4.
Д/з: §25. Подготовиться к зачету.
| Основные понятия *Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции Факты Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявление действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.
| Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций); растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.97-98, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
| Вопросы после §25. Выполнение практической работы № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях» и выводы к ней.
| Онтогенетическая изменчивость.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 27.
| Зачет № 3 «Основы наследственности и изменчивости». Урок контроля и оценки знаний. Д/з: §25. |
| Задания «Проверьте себя» на с. 97-98 учебника. Вопросы и задания на с. 53 по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» в рабочей тетради с печатной основой.
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| ТЕМА 5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)
| |||||||||||||||||||||||||||||
| 28.
| Генетические основы селекции организмов Комбинированный урок. Д/з: §27, §29.
|
| Основные понятия Селекция Факты Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты Семейство Злаковые. Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах.
| Называть практическое значение генетики. Приводить примеры породживотных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержаниеопределений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Вопросы после §27. Вопросы после §29.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 29.
| Особенности селекции растений. Комбинированный урок.
Д/з: §28 |
| Основные понятия *Гетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез Сорт Факты Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекциирастений. Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
| Вопросы после §28.
| Достижения селекции растений.
| |||||||||||||||||||||||
| 30. | Особенности селекции животных.
Комбинированный урок.
Д/з: §30.
| Основные понятия Мутагенез Порода Факты Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними.
| Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород животных. Характеризовать методы селекции животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | Вопросы после §30.
| Достижения селекции животных.
| ||||||||||||||||||||||||
31. | Основные направления селекции микроорганизмов.
Комбинированный урок.
Д/з:§31.
| Основные понятия Биотехнология Штамм Факты Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственногопроизводства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Процессы Микробиологический синтез.
| Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности .Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с. 11 6-11 7, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. | Вопросы после §31.Вопросы «Проверьте себя» на с. 116-117учебника.
| ||||||||||||||||||||||||||
|
ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (4 часа)
| |||||||||||||||||||||||||||||
| 32.
| Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле. Урок изучения нового материала Д/з: §32, §33. |
| Основные понятия Гипотеза Коацерваты Пробионты Факты Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | Давать определение термину гипотеза. Называть этапы развития жизни.Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. *Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопросавозникновения жизни. | Вопросы после §32.Вопросы после §33. | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
| |||||||||||||||||||||||
| 33.
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Комбинированный урок.
Д/з: §34.
|
| Основные понятия Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология Прокариоты Эволюция Эукариоты Факты Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Процессы Происхождение эукариотической клетки. Закономерности Гипотезы происхождения эукариотической клетки.
| Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотическои клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
| Вопросы после §34.
| Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
| |||||||||||||||||||||||
| 34. | Этапы развития жизни на Земле.
Урок изучения нового материала.
Д/з: §35.
| Основные понятия Ароморфоз Идиоадаптации Факты Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Процессы Развитие жизни в катархее, протерозое, палеозое, мезозое и в кайнозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
| Давать определение терминам ароморфоз, идиоа-даптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни.
| Вопросы после §35.
|
| ||||||||||||||||||||||||
| 35. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
Комбинированный урок. (или Экскурсия «История живой природы местного региона»). Д/з: подготовить сообщения о разработке идеи развития органического мира в биологии
| Основные понятия Ароморфоз Идиоадаптации Факты Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных - результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания."Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.132, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. | Вопросы «Проверьте себя» на с. 132 учебника. Тестовые задания по теме «Происхождение жизни и развитие органического мира»
|
| ||||||||||||||||||||||||
| ТЕМА 7 УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (10 часов)
| |||||||||||||||||||||||||||||
36. | Идея развития органического мира в биологии.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д/ з: §36. | Основные понятия Эволюция Искусственный отбор Факты Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч.,Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Закономерности : Положения учения Ч. Дарвина. Учение об эволюции органического мира. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий теория, научный факт. Выделять отличия в эволюционных взглядах
| Вопросы после §36.
| Представления Карла Линнея. Взгляды Ж.Б.Ламарка, факторы эволюции.
| |||||||||||||||||||||||||
| 37. | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Комбинированный урок
Д/ з: §37.
| Основные понятия Наследственная изменчивость Борьба за существование Факты Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.
| Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора. *Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. *Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.
| Вопросы после §37.
| |||||||||||||||||||||||||
| 38. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Выявление приспособленности к среде обитания.
Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №5.
Д/ з: §37, задание №7 к §37.
| Основные понятия Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды) Мимикрия Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Факты Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Закономерность Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора. | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений. | Выполнение практической работы «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» и выводы к ней |
| ||||||||||||||||||||||||
| 39. | Современные представления об эволюции органического мира.
Комбинированный урок.
Д/з: §38. | Основные понятия Факторы эволюции Факты Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. | Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; >сущность биологического процесса эволюции на современном уровне | Вопросы после §38. |
| ||||||||||||||||||||||||
| 40. | Вид, его структура и особенности.
Урок изучения нового материала.
Д/з: §39. | Основные понятия Вид Виды-двойники Ареал Популяция Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.
| Называть признаки популяций. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид, популяция. Отличать понятия вид и популяция. Приводить примеры: видов животных и растений; практического значения изучения популяций. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.
| Вопросы после §39.
|
| ||||||||||||||||||||||||
41. | Процесс образования видов - видообразование.
Комбинированный урок. Д/з: §40.
| Основные понятия Микроэволюция - Факты Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы Видообразование. Закономерность Видообразование - результат эволюции. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определений понятия микроэволюция. "Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. | Вопросы после §40. | ||||||||||||||||||||||||||
| 42. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции.
Комбинированный урок.
Д/З: § 41.
| Основные понятия Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция Факты Главные направления эволюционного процесса: биологический процесс и биологический регресс.
| Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс.
Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.
| Вопросы после §41.
|
| ||||||||||||||||||||||||
| 43. | Основные направления эволюции.
Комбинированный урок
Д/З: § 42.
| Основные понятия Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Факты Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, Дегенерация. Процессы Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса.
| Давать определения понятиям: ароморфоз. идиоадаптация. общая дегенерация Называть основные направления ЭВОЛЮЦИИ. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции.Различать понятиямикроэволюция имакроэволюция.Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
| Вопросы после §42.
| Общие закономерности эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость.
| ||||||||||||||||||||||||
| 44. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.
Практическая работа № 5
Комбинированный урок.
Д/З: § 43.
| Факты Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: влияние человека на растительный и животный мир влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического разнообразия. | Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы. Анализировать и оценивать: • последствия деятельности человека в экосистемах; Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы: -роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» нас. 161, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
| Выполнение Памятки-рекомендации. | Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия.
| ||||||||||||||||||||||||
| 45.
| Зачет «Учение об эволюции». Урок контроля и оценки знаний. Д/з: подготовить сообщение на тему «Роль селекции в обеспечении человека продуктами сельского хозяйства и микробиологического производства» (по желанию).
|
| Вопросы «Проверьте себя» на с. 161 учебника. Вопросы по теме «Учение об эволюции» | ||||||||||||||||||||||||||
| ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (5 ЧАСОВ) | |||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| 46.
| Место и особенности человека в системе органического мира.
Комбинированный урок.
Д/З: § 44.
|
| Основные понятия Антропология Антропогенез Факты Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
| Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с животными. Определять: Принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.
| Вопросы после §44. |
| |||||||||||||||||||||||
| 47. | Доказательства эволюционного происхождения человека.
Комбинированный урок.
Д/з: §45.
| Факты Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. | Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. | Вопросы после §45. |
| ||||||||||||||||||||||||
| 48. | Этапы эволюции вида Человек разумный.
Комбинированный урок.
Д/з: §46, §47
| 1-я неделя марта | Основные понятия Движущие силы антропогенеза Факты Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Называть признаки биологического объекта - человека. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы)антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. | Вопросы после §46. Вопросы после §47.
|
| |||||||||||||||||||||||
| 49. | Человеческие расы, их родство и происхождение.
Комбинированный урок.
Д/з: §48, подготовиться к зачету.
| Основные понятия Человеческие расы Факты Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.
| Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на стр. 184, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. | Вопросы после §48.
| Антинаучная сущность расизма.
| ||||||||||||||||||||||||
50.
| Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Зачет «Происхождение человека. Антропогенез». Урок контроля и оценки знаний. Д/з: повторение. |
| Вопросы после §49 в учебнике. Задания №1,2,3,4,5,6 к §49 в рабочей тетради с печатной основой. Вопросы «Проверьте себя» на с. 184 учебника. Вопросы по теме «Происхождение человека. Антропогенез»
|
| ||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 9.ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (13 часов) |
| |||||||||||||||||||||||||||||
51.
| Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з: §50.
|
| Основные понятия Экология Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор Факты Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды. | Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы,антропогенный фактор Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. | Вопросы после §50.
|
|
| |||||||||||||||||||||||
52.
| Закономерности действия факторов среды на организмы. Комбинированный урок. Д/з: §51.
|
| Основные понятия Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор Факты Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. | Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
| Вопросы после §51.
|
|
| |||||||||||||||||||||||
53. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды
Комбинированный урок.
Практическая работа № 6 Д/з: §52.
| Факты Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
| Выявлять приспособления организмов к среде обитания.
| Вопросы после §52. Практическая работа № 6 «Приспособленность организмов к среде обитания» | Экологические группы и жизненные формы организмов.
|
| ||||||||||||||||||||||||
54. | Биотические связи в природе.
Комбинированный урок. Д/з: §53.
| Основные понятия Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм Факты Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты.
| Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры: разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп. Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебника. | Вопросы после §53. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
55. | Популяции как Комбинированный урок. Д/з: §54.
| Основные понятия Популяция Факты Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура. | Называть: признаки биологического объекта - популяции; > показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). Изучать процессы, происходящие в популяции. | Вопросы после §54. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
56. | Функционирование популяции и динамика её численности в природе.
Комбинированный урок.
Д/з: §55.
| Основные понятия Популяция Факты Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.
| Называть: признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). Изучать процессы, происходящие в популяции.
| Вопросы после §55. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
57. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.
Комбинированный урок.
Д/з: §56.
| 3-я неделя апреля | Основные понятия Популяция Биоценоз Экосистема Факты Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. Объекты Элементы биогеоценоза. | Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: >компоненты биогеоценоза; >признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать: >структуру наземных и водных экосистем; >роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы. | Вопросы после §56. |
|
| |||||||||||||||||||||||
58. | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии. Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №6.
Д/з: §57.
| Основные понятия Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус Фильтрация Факты Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления потока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Средообразующая деятельность организмов. Процессы Циркуляция биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора. Почвообразование. Образование гумуса.
| Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, значение круговорота веществ в экосистеме; Направление потока вещества в пищевой сети. Составлять схемы пищевых цепей. Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.*Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.
| Вопросы после §57. Выполнение практической работы «Составление схем передачи веществ и энергии» и выводы к ней |
|
| ||||||||||||||||||||||||
59. | Развитие и смена биогеоценозов.
Комбинированный урок.
Д/з: §58.
| Основные понятия Экологическая сукцессия Агроэкосистемы Факты Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессии. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
| Называть: признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии. Описывать свойство сукцессии. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. Сравнивать экосистемы и агроэкосистем ы и делать выводы на основе их сравнения.
| Вопросы после §58.
| Типы равновесия: замкнутое сообщество, приток органического вещества извне, изъятие части органического вещества. Свойства сукцессий: изменение видового состава, повышение видового богатства; увеличение биомассы органического вещества, снижение скорости прироста биомассы.
|
| ||||||||||||||||||||||||
60. | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №7. Д/з: повторить §57.
| Основные понятия Видовое разнообразие Плотность популяций Биомасса Взаимоотношения организмов Факты Состояние экосистемы своей местности. Объекты Любая экосистема своей местности. | Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса). Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ. | Выполнение практической работы № 7 «Оценка качества окружающей среды» и выводы к ней.
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
61. | Основные законы устойчивости живой природы.
Комбинированный урок.
Д/з: §59 | Основные понятия Биосфера Факты Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере.
| Давать определение понятию биосфера. Называть:. признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.
| Вопросы после §59
| В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере
|
| ||||||||||||||||||||||||
62. | Рациональное использование природы и её охрана.
Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №8.
Д/з: §60 | Основные понятия Природные ресурсы Факты Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах: загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; загрязнение пресных вод, вод Мирового океана; антропогенное изменение почвы; радиоактивное загрязнение биосферы. Влияние человека на растительный и животный мир; влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые). Проблемы рационального природопользования. Процессы Стратегии природопользования и их последствия.
| Называть антропогенные Приводить примеры неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов. Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. Раскрывать сущность рационального природопользования. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде | Вопросы после §60.Вопросы и задания и выводы к ней.
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
63. | Экологические проблемы.
Урок комплексного применения ЗУН.
Д/з: повторить материал учебника об эволюции органического мира.
| Факты Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.
| Называть: Современные глобальные экологические проблемы;>антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы Анализировать и оценивать:>последствия деятельности человека в экосистемах;>влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. "Прогнозировать последствия экологических проблемвследствие их неразрешения. * Предлагать пути решения глобальных экологических проблем.
| Сообщения учащихся. Мини-проекты (информационные буклеты). Памятки-рекомендации.
| Экология как научная основа рационального использованияприроды и выхода из глобальных экологических кризисов.
|
| ||||||||||||||||||||||||
ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ) |
| |||||||||||||||||||||||||||||
64. | Становление современной теории эволюции.
Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з: повторить материал учебника о строении и функционировании клетки.
| Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции: -движущие силы эволюции; -причины многообразия и приспособленности организмов к среде обитания: -понятие о микроэволюции и макроэволюции; - основные направления эволюции; - пути достижения биологического прогресса; - вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции
| Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи. | Разноуровневые тесты. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
65. | Клетка - структурная и функциональная единица живого.
Урок обобщения, систематизации знаний.
Д/з: повторить материал учебника по теме «Основы экологии». | Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
| Описывать: химический состав клетки; структуру эукариотической клетки; процессы, протекающие в клетке Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.
| Разноуровневые тесты. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
66.
| Закономерности наследственности, изменчивости.
Урок обобщения, систематизации знаний.
Д/з: повторить материал учебника по теме «Основы экологии». | Закономерности наследования признаков, открытые Г. Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики.
| Давать определения законам Г. Менделя. Называть формы изменчивости. Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, возникновение отличий у родительских форм; необходимость развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства. Составлять родословные, решать генетические задачи.
| Разноуровневые тесты.
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
67.
| Взаимодействие организма и среды обитания.
Урок обобщения, систематизации знаний.
Д/з: подготовиться к контрольной работе.
|
| Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.
| Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах. Анализировать видовой состав в биоценозах. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах и характеризовать: >биосферу как живую оболочку планеты; >пищевые сети. Объяснять необходимость применения сведений об экологических закономерностях для правильной организации хозяйственной деятельности человека, для решения комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
| Разноуровневые тесты.
|
|
| |||||||||||||||||||||||
68.
| Итоговая контрольная работа.
Урок контроля и оценки знаний.
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
|
УМК: 9 классс
1). Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;
2) Пономарева И.Н. и др. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: Сборник программ. Вентана-Граф, 2010.
3) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. -М.: Вентана-Граф, 2006.
4) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2010;
Дополнительная литература для учителя:
- Биология. Справочник школьника и студента под ред. Зигфрида Брема и Ирмтраута Мейнке. Москва. Дрофа, 1999 г.
- Большая серия знаний. Биология. Энциклопедия.М.:Мир книги,2006.
- Справочник школьника. Москва, 1995 г.
- Новейший полный справочник школьника в 2-ух томах. Москва, ЭКСМО, 2008 г.
- И.Д.Агеева «Весёлая биология на уроках».М.:Сфера, 2005.
для учащихся:
1. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. - М.: Вентана-Граф, 2006.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
- Интенсивный тренинг – курс по всем предметам. Москва, ЭКСМО, 2007г.
- Биология 6-9 кл. Кирилл и Мефодий, 2003.
- Природа России.
- Экогид.
- Открытая биология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...