Конспект урока в 11 классе по теме "Движущие силы антропогенеза"
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Это урок-размышление.
Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него, необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Движущие силы антропогенеза
Урок биологии в 11 классе. Учитель Завьялова Т.Н.
Школа №59
Цель: раскрыть роль движущих сил антропогенеза в эволюции человека
Задачи:
- обеспечить закрепление основных биологических понятий по теме “ Антропогенез”, сформировать представление о роли движущих сил антропогенеза;
показать их взаимосвязь и выявить их действия на каждом этапе развития человека, продолжить формирование умений анализировать факты, делать выводы; формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- учить выделять главное в изучаемом материале, продолжить развитие творческого мышления;
- привлечь внимание учащихся к проблемам вопроса о происхождении человека.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: рассказ учителя, в/ф, составление опорного конспекта, защита проектов.
Оборудование: 1. Техническое - компьютер, проектор.
2. Учебное – модели предков человека, таблицы по теме «Антропогенез»
Технологии: ИКТ, элементы педагогической мастерской, проектное обучение.
Ход урока
I. Орг.момент
Учитель. Наш урок – урок размышления. Когда человек размышляет, он, прежде всего, представляет, чувствует, думает. Поэтому на уроке будут приветствоваться умные, нестандартные, оригинальные мысли.
II. Подготовка к усвоению нового материала
Учитель. Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него, необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе.
Человек когда-то стал на ноги, стал изготавливать орудия труда, разводить костер, рисовать картины на стенах пещер, наблюдать за звездами. Этот человек – наш предок.
Каким он был? Кто мы сами? Как появился наш вид на Земле? Четкого ответа нет. Не хватает фактов. Ученые спорят, обсуждают разные версии. Но все–таки в конце XX века было сделано много находок, появились более совершенные методы датировки и описания человеческих находок. Так что сейчас мы знаем о нашей истории намного больше, чем раньше.
Используя исторические знания, на уроке мы ответим на такие вопросы:
- как наш вид появился на Земле?
- какие факторы эволюции способствовали его развитию?
- действуют ли сейчас эти факторы?
- продолжается ли сейчас эволюция человека?
Сообщение темы урока
Что должны знать и уметь в конце урока:
-усвоить понятие “движущие силы антропогенеза”;
-различать понятия “биологические” и “ социальные движущие силы”, выявлять их взаимосвязь;
-выявлять факторы, играющие решающую роль на разных стадиях развития человека.
III. Объяснение и усвоение нового материала
Человек, как и любой другой вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия его движущих сил. По теории Дарвина, главные движущие силы эволюции приложимы и к эволюции человека. Назовите их … (Естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция). Эти факторы называются биологическими. Именно благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных морфологических изменений.
В ходе урока учащиеся составляют схему
ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
Биологические: Социальные:
1) естественный отбор 1) труд
2) борьба за существование 2) общественная жизнь
3) наследственная изменчивость 3) речь
4) изоляция 4) сознание
Антропоморфозы: 5) мышление.
- прямохождение
- S – образный позвоночник
- изменение конечностей
- сводчатая стопа
- увеличение объема мозга и т.д.
Для изучения биологических движущих сил антропогенеза и антропоморфозов учащимся предлагается видеофрагмент «Биологические факторы эволюции». Учащиеся самостоятельно составляют схему (см. выше). Для изучения социальных факторов антропогенеза используется метод проектов.
Защита проекта «Социальные факторы антропогенеза».
1. Цель: изучить влияние социальных факторов на становление вида человек разумный.
Задачи: изучить действие основных социальных закономерностей, проследить особенности действия социальных факторов на разных стадиях развития человек.
Проблема: человек как биологическое существо ещё не человек. Решающее значение в становлении человека как социального типа имеют социальные факторы.
2.Содержание:1.Труд - как главный социальный фактор в становлении человека.
2.Влияние общественного образа жизни на развитие человека.
3.Возникновение речи, сознания, мышления.
4.Развитие культуры и её значение в антропогенезе.
Выводы: в результате социального развития человек разумный приобрёл решающее преимущество среди всех живых существ. Только благодаря действию соц. факторов биологическое существо человек становится человеком в полном смысле этого слова.
3. Выводы отмечаются (в схеме «Факторы антропогенеза» в графе «Социальные факторы»):
-труд создал самого человека. Человек не только пользуется дарами природы, но и сам изменяет ее в процессе труда, создает орудие труда;
-труд сплачивает стадо, которое впоследствии трансформируется в общество;
-для становления общества необходима передача опыта. Большое влияние на развитие человека оказало возникновение речи, сознания, мышления.
Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества - антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.
Следующая часть урока – практическая. Составляется опорный конспект на доске и в тетрадях «Действие факторов эволюции на разных стадиях развития человека».
Задача: определить, какие факторы действуют на разных стадиях развития человека. Учащимся предлагается разделить факторы эволюции на биологические и социальные и разместить их вокруг «Человека» - биологические над ним, социальные под ним.
Австралопитек | Человек умелый |
Человек прямоходящий | Неандерталец |
кроманьонец | Современный человек |
Ни-наследственность, изменчивость
Р-речь
П - прямохождение
Бр-борьба за существование
Ео-естественный отбор
Из-изоляция
Мт-мутация
Зн-знания
Мз-мировоззрение
С-сознание
Т-труд
То-трудовой опыт
Ио-искусственный отбор
О-общественная жизнь
Кд-коллективная деятельность
М-мышление
ПФ-профессиональные умения.
Выводы
- на каждом этапе развития человека действуют факторы эволюции;
- на начальных стадиях преимущественно играют роль биологические факторы, на поздних - социальные;
- определение грани, переступив через которую, обезьяна становится человеком;
- для современного этапа эволюции человека характерно резкое снижение роли биологических факторов, ведущее значение приобретают социальные;
- возникновение социальной сферы не отменяет действие биологических факторов, их действие на современном этапе продолжается. В подтверждение последнего вывода предлагается защита проекта «Действие естественного отбора на современном этапе».
1. Цель: выяснить, что возникновение соц. сферы не отменяет действие биологических факторов.
Задачи:1. Рассмотреть действие ЕО на современном этапе развития человека на разных уровнях организации.
2. Рассмотреть действие форм ЕО на организм человека.
Проблема: происходит ли в настоящие время биологическая эволюция человека под действием естественного отбора, или человек есть завершившаяся стадия эволюции.
2.Содержание:1.Действие ЕО: а) на клеточном уровне;
б) на органном уровне;
в) на организменном уровне;
2.Действие стабилизирующего отбора на организм человека.
3. Действие движущего отбора на организм человека (его клеток и органов).
Выводы: На современном этапе развития человека наряду с доминирующим действием социальных факторов функционируют и биологические факторы. Действие ЕО можно проследить на всех уровнях организации человека.
IV Закрепление знаний
Факт | Действие фактора | |
биологического | социального | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
Факты: 1.Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы. От этого брака родился ребёнок со светлыми волнистыми волосами. 2.Ребёнок, родившись, инстинктивно ищет мать, "покрытую шерстью". Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет-игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: ”мама” и хватается за шерсть, которая всегда рядом - за собственные волосы. 3.Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками – Камалой и Амалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов. К 15 годам напоминала 2 – летнего ребёнка, а к 17 годам умственное развитие” волчьей воспитанницы” едва достигло уровня 4 – летнего человека. 4.Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал: ”В концентрационном лагере, например,…мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий”. |
V. Рефлексия
1. Напротив каждой задачи, поставленных в начале урока, учащиеся ставят какие-либо
пометки, обозначая тем самым выполненную на уроке определенную задачу.
Х |
1)Усвоить понятие «движущие силы антропогенеза……….»
2)Характеризовать биологические и социальные движущие силы, выявлять их взаимосвязь………………………………………………………
3)Узнавать, называть антропоморфозы………………………
4)Выявлять факторы, играющие решающую роль на разных этапах антропогенеза………..
2. Цвет урока. Учащимся предлагается окрасить урок в тот цвет, который ассоциируется у них с чувствами и эмоциями, полученными в ходе урока.
Например: Зеленый цвет – цвет надежды. Надежды на то, что какая-либо понравившаяся гипотеза подтвердится в ходе истории.
Белый цвет – чистый лист бумаги, поле деятельности для изучения проблемы изучения эволюции человека и т.д.
VI. Домашнее задание.
- обязательный уровень : изучить материал параграфа «Движущие силы антропогенеза», при подготовке использовать схему в тетради «Факторы антропогенеза» и опорный конспект;
- тренировочный уровень : подобрать факты и примеры действия факторов антропогенеза из периодической печати ;
- творческий уровень : написать аннотацию к статье «Современные проблемы человеческого общества»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта Выяснить, что возникновение социальной сферы не отменяет действие биологических факторов. Изучить действие биологических факторов на современном этапе развития человека
Задачи Рассмотреть действие естественного отбора на современном этапе развития человека на разных уровнях организации. Рассмотреть действие форм естественного отбора на организм человека.
Проблема Происходит ли в настоящее время биологическая эволюция человека под действием естественного отбора, или человек есть завершившаяся стадия эволюции.
Мейоз. Конъюгация.
Нормальный ход мейоза.
Нарушенный ход мейоза.
Нарушение оплодотворения.
Имплантация зародыша
Стабилизирующий отбор
Нарушение образования половых клеток и оплодотворения при воздействии негативных факторов
Вывод: На современном этапе развития человека наряду с доминирующим действием социальных факторов действуют и биологические факторы, одним из которых является естественный отбор. Действие естественного отбора можно проследить на всех уровнях организации организма человека
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ : Изучить влияние социальных факторов на развитие и становление вида Homo Sapiens . Задачи. Раскрыть действие основных социальных закономерностей антропогенеза. Проследить особенности действия социальных факторов на разных стадиях развития человека. ПРОБЛЕМА : Человек как биологическое существо ещё не человек. Решающее значение в становлении человека как социального типа имеют социальные факторы.
Использование орудий
Общественный образ жизни Жильё
Использование огня
Передача опыта Коллективная охота Истребление неандертальцев
Вход в пещеру Кроманьон
Возникновение искусства
Вывод: В результате социального развития человек разумный приобрел решающее преимущество среди всех живых существ. Только благодаря действию социальных факторов биологическое существо, человек, становится человеком в полном смысле этого слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"
В метериалле дается подробный план конспект урока в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...
Конспект урока 7 класс Работа силы, действующей в направлении движения тела
Изучение нового материала....
План-конспект урока по физике по теме "Сила" 7 класс
План-конспект урока по физике в 7 классе с использованием сингапурских обучающих структур....
План-конспект урока по физике по теме "Сила упругости" 7 класс
План-конспект урока по физике в 7 классе. Конспект составлен с учетом требовний ФГОС....
Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»
Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...
Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"
В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...
"Архимедова сила" конспект урока, 7 класс
Сформировать понятие об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, на основе закона Паскаля; показать связь изучаемого мате...