рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
рабочая программа по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Вязовое Долгоруковского района Липецкой области
« Рассмотрено заседании ШМО» Руководитель ШМО ----------------Вдовченко Е.П. Протокол № ___от | « Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ООШ с. Вязовое ________Старых Т.Н. «__»__________20__г. | «Утверждаю Директор МБОУ ООШ с. Вязовое _______Белолипецких А.В. Приказ №___от «__»_____20__г. |
Рабочая программа
учебного курса по биологии
для 6 класса.
Составитель: Зарочинцева Татьяна Сергеевна.
Должность : учитель химии и биологии.
Категория : первая
Год составления : 2014-2015.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой Н.И. Сонина. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Использован учебно-методический комплект: Сонин Н.И., Биология. Живой организм. Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010.
Предлагаемая модифицированная программа может использоваться для ведения курса биологии в VI классе по авторской программе Н. И. Сонина с учетом примерной программы по биологии для основной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программ предполагает преподавание курса биологии в VI классе в объеме 34 часа из федерального компонента. Отбор содержания проведен с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Модификация программы осуществлена с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
В связи с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением числа часов на изучение биологии в VI классе. Из учебной программы убрано содержание о многообразии видов и природных сообществ, их значении и охране. Соответственно уменьшилось количество практических работ и экскурсий, которые бы обеспечили усиление прикладной направленности содержания биологического образования.
Поэтому разработано содержание и тематическое планирование образовательного модуля «Краеведение» (биологическое и ландшафтное разнообразие природы Липецкой области) VI класс, который поможет изучению краеведческого материала и выполнению лабораторных и практических работ по биологии краеведческой направленности. Программа рассчитана на 34часов (1 час в неделю).
Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения строения и жизнедеятельности основных групп организмов, а курс «Краеведение» делает упор на вопросы систематики, и позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашние и сельскохозяйственные животные.
Проанализировав авторскую программу Н.И. Сонина и тематическое планирование образовательного модуля «Краеведение» можно сделать вывод, что «Живой организм» и «Краеведение» следует изучать как отдельные модули. Мы считаем, что последовательность изучения должна быть следующей: «Краеведение» (темы Жизненные формы животных Липецкой области., Деревья и кустарники Липецкой области.), «Живой организм». «Краеведение» (темы Основные систематические группы травянистых растений Липецкой области., Редкие и охраняемые растения, грибы и лишайники Липецкой области). Это связано с тем, что изучение краеведческого материала строится на экскурсиях в природу, которые целесообразнее проводить в осеннее и весеннее время. Курс «Краеведение» будет являться пропедевтическим для изучения курса «Биология, многообразие живых организмов», который дети будут изучать в 7 классе.
Нумерация практических, лабораторных работ и экскурсий последовательна начиная с работ по курсу «Краеведение».
II.Содержание курса
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов(15 часов)
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток1 Т.к. тема изучается на усмотрения учителя, в курсе 6 класса её не изучаем. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
• Лабораторные работы: Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (3 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
• Лабораторные и практические работы «Строение клеток живых организмов»(на готовых микропрепаратах)*.
Тема 1.4. Ткани растений и животных (4 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
• Лабораторная работа «Ткани живых организмов»*.
Тема 1.5. Органы и системы органов (6 часов)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.
Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
• Лабораторная работа «Распознавание органов у растений и животных»*.
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы (1 час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (36 часов)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
• Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Тема 2.1.1. Краеведение. Жизненные формы животных по способу добывания пищи (6 часов)
Растительноядные животные Липецкой области (на примере местных видов). Хищные животные Липецкой области (на примере местных видов). Трупоеды. Симбионты (на примере местных видов). Всеядные и паразитические формы животных (на примере местных видов).
Практическая работа «Определение групп организмов по способу добывания пищи»
Тема 2.2. Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
• Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
• Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».*
• Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4. Выделение (2часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5.Опорные системы (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
• Лабораторная работа «Разнообразие опорных систем животных».
• Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6. Движение (1 час)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
• Лабораторные и практические работы «Движение инфузории туфельки». «Перемещение дождевого червя»
Тема 2.6.1. Краеведение. Жизненные формы по способу передвижения (4 часа)
Плавающие животные Липецкой области (на примере местных видов).
Летающие животные Липецкой области (на примере местных видов).
Сухопутные (стопоходящие, пальцеходящие, копытные) животные Липецкой области (на примере местных видов).
Практическая работа. «Изучение особенностей строения конечностей животных с разным способом передвижения»
Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
• Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8. Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
• Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений»*.
• Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Тема 2.9.Рост и развитие (2 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
• Лабораторные и практические работы «Прямое и непрямое развитие насекомых»(на коллекционном материале)*.
• Демонстрация способов распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Тема 2.9.1. Краеведение. Жизненные формы и экологические группы растений (7 часов)
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов и лишайников
Основные виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории Липецкой области
Хвойные растения и их экологические группы.
Лиственные деревья и кустарники Липецкой области. Грибы Липецкой области (на месте проживания).
Экскурсия « Деревья и кустарники нашей местности»
Экскурсия «Травянистые растения» (на месте проживания).
Практическая работа. «Определение на месте проживания (или по гербарию) видов и экологических групп хвойных растений»
Практическая работа «Определение на месте проживания (или по гербарию) видов и экологических групп лиственных растений»
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда
Тема 3.1.Среда обитания. Факторы среды (1 час)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
• Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.1.1. Краеведение Редкие и охраняемые растения и животные Липецкой области (11 часов)
Изменения в сообществах под воздействием деятельности человека.
Меры по охране природы.
Красная книга РСФСР. Красная книга Липецкой области. Основные категории охраняемых видов. Редкие и охраняемые растения и животные Липецкой области. Особо охраняемые территории Липецкой области. Памятники природы местного значения. Заповедник « Галичья гора»
Проектная работа «Что мы знаем об экологических проблемах нашей области (района/города)»
Лабораторная работа «Описание редких и охраняемых растений, грибов и лишайников» (на месте проживания).
Практическая работа «Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на природные сообщества» (для сельских школ).
Тема 3.2. Природные сообщества (1 час)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
• Демонстрация моделей экологических систем.
Тема 3.2.1. Краеведение. Природные сообщества (3 часа)
Природные сообщества Липецкой области
Экскурсия «Природные сообщества леса»
Экскурсия «Природные сообщества луга»
Экскурсия «Природные сообщества пресного водоема»
III.Учебно- тематический план
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | 15 |
Тема 1. 1. Основные свойства живых организмов. | 1 |
Тема 1.2. Химический состав клеток(тема не изучается ) | |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клетки. | 2+1 |
Тема 1.4. Ткани растений и животных. | 2+2 |
Тема 1.5. Органы и системы органов | 4+2 |
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы. | 1 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | 37 |
Тема 2.1. Питание и пищеварение. Тема 2.1.1. Жизненные формы животных по способу добывания пищи | 2 |
6 | |
Тема 2.2. Дыхание | 2 |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 2 |
Тема 2.4. Выделение | 2 |
Тема 2.5. Опорные системы | 2 |
Тема 2.6. Движение Тема 2.6.1. Жизненные формы по способу передвижения. | 1 |
4 | |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности | 3 |
Тема 2.8. Размножение | 3 |
Тема 2.9. Рост и развитие Тема 2.9.1. Жизненные формы и экологические группы растений | 2 |
7 | |
Раздел 3. Организм и среда. | 15 |
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. Тема 3.1.1. Редкие и охраняемые растения и животные Липецкой области. | 1 |
11 | |
Тема 3.2. Природные сообщества. Тема 3.2.1. Природные сообщества | 1 |
2 | |
ВСЕГО | 68 часа |
IV.Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии ученик VI класса должен
Знать/ понимать:
- Признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий, животных.
- Сущность биологических процессов: питание, дыхание и фотосинтез, транспорт веществ, рост, размножение растений, животных.
- Уметь:
- Объяснять: роль процессов жизнедеятельности в жизни живых организмов.
- Изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- Распознавать и описывать : на таблицах основные органы растений и животных,
- Выявлять: приспособления растений и животных к среде обитания;
- Сравнивать: основные процессы, происходящие в организмах растений и животных;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных растений и животных; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- Предавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Описывать морфолого-анатомические особенности растений Липецкой области;
- Называть основные экологические группы растений, грибов, лишайников области;
- Узнавать (в природе, коллекциях, гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников своего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные (овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения области;
- Наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
- Приводить примеры редких и охраняемых растений грибов, лишайников различных экологических групп.
- Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Липецкой области;
- Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области;
- Определять по гербариям древесные и кустарниковые формы растений, травянистые растения;
- Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям; экологические группы лишайников;
- Оформлять результаты экскурсий и практических работ с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- Формулировать выводы на основе собранного материала;
- Давать характеристику растениям различных систематических групп.
- Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Липецкой области;
- Применять знания для обоснования мер по охране видов и природных сообществ;
- Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране природных объектов Липецкой области.
V.Перечень учебно- методического обеспечения
- учебник : Н.И. Сонин Биология 6 класс. «Живой организм», 6 класс, М., Дрофа, 2010год.
- Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина Биология 6 класс. «Живой организм», 6 класс,
- СD диск «Биология. Живой организм». 6 класс (мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина ). ООО «Дрофа» и ООО «Физикон» 2010
- СD диск CD-ROM «Открытая биология» Версия 2.5 ООО «Физикон» 2006
- СD диск CD-ROM «Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ 6-11 классы» ООО «Просвещение» 2005
VI.Приложение к программе
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Лабораторные и практические работы | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 | Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час. Многообразие и свойства живых организмов. | |||
Тема 1.2. Химический состав клетки – не изучается. Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (3 часа) | ||||
2 | Строение растительной клетки | |||
3 | Строение животной клетки | |||
4 | Лабораторная работа №1. «Строение клеток живых организмов». | Л.р. №1. «Строение клеток живых организмов». | ||
Тема 1.4. Ткани растений и животных (4 часа) | ||||
5,6 | Ткани растений | |||
7 | Ткани животных | |||
8 | Лабораторная работа № 2 «Ткани живых организмов». | Л. р. № 2 «Ткани живых организмов». | ||
Тема 1.5. Органы и системы органов. (6 часов) | ||||
9 | Органы цветкового растения: корень | |||
10 | Органы цветкового растения : побег | |||
11 | Органы цветкового растения: цветок, плоды и семена. | |||
12,13 | Системы органов животных. | |||
14 | Лабораторная работа №3. «Распознавание органов у растений и животных». | Л. р. №3. «Распознавание органов у растений и животных». | ||
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы(1 час) | ||||
15 | Растения и животные как целостные организмы | |||
Раздел 2. Жизнедеятельность организма. Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа) | ||||
16 | Особенности питания растительного организма | |||
17 | Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. | |||
Тема 2.1.1. Краеведение. Жизненные формы животных по способу добывания пищи (6 часов | ||||
18 | Растительноядные животные Липецкой области | |||
19 | Хищные животные Липецкой области | |||
20 | Трупоеды | |||
21 | Симбионты | |||
22 | Всеядные и паразитические формы. | |||
23 | Практическая работа №1. «Определение групп организмов по способу добывания пищи» | Пр.р. №1. «Определение групп организмов по способу добывания пищи» | ||
Тема 2.2. Дыхание (2 часа) | ||||
24 | Значение дыхания. Дыхание растений. | |||
25 | Дыхание животных. | |||
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа) | ||||
26 | Перенос веществ в организме, его значение. | Практическая работа№2. «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | ||
27 | Особенности переноса веществ в организмах животных | |||
Тема 2.4. Выделение (2часа | ||||
28 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. Выделение у животных. | |||
29 | Обмен веществ и энергии. | |||
Тема 2.5.Опорные системы (2 часа) | ||||
30 | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. | |||
31 | Опорные системы животных. | |||
32 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. | |||
Тема 2.6. Движение (1 час) | ||||
33 | Движение как важнейшая особенность животных организмов | |||
Тема 2.6.1. Краеведение. Жизненные формы по способу передвижения (4 часа) | ||||
34 | Плавающие животные Липецкой области. | |||
35 | Летающие животные Липецкой области. | |||
36 | Сухопутные животные Липецкой области. | |||
37 | Практическая работа №3. «Изучение особенностей строения конечностей животных с разным способом передвижения | Пр.р. №3. «Изучение особенностей строения конечностей животных с разным способом передвижения» | ||
Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа) | ||||
38 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система | |||
39 | Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. | |||
40 | Ростовые вещества растений. | |||
Тема 2.8. Размножение (3 часа) | ||||
41 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. | Практическая работа №4 «Вегетативное размножение комнатных растений» | ||
42 | Половое размножение организмов. | |||
43 | Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | |||
Тема 2.9.Рост и развитие (2 часа) | ||||
44 | Рост и развитие растений. | |||
45 | Особенности развития животных организмов | Пр. р. №5 «Прямое и непрямое развитие насекомых». | ||
Тема 2.9.1. Краеведение. Жизненные формы и экологические группы растений (7 часов) | ||||
46 | Жизненные формы и экологические группы растений, грибов и лишайников. | |||
47 | Основные виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории Липецкой области | |||
48 | Экскурсия « Деревья и кустарники нашей местности » | |||
49 | Экскурсия «Травянистые растения нашей местности». | |||
50 | Хвойные растения Липецкой области и их экологические группы. | Практическая работа№6. «Определение видов и экологических групп хвойных растений» | ||
51 | Лиственные деревья и кустарники Липецкой области. | |||
52 | Грибы Липецкой области | |||
РАЗДЕЛ 3. Организм и среда Тема 3.1.Среда обитания. Факторы среды (1 час) | ||||
53 | Влияние факторов неживой природы Взаимосвязи живых организмов. | |||
Тема 3.1.1. Краеведение Редкие и охраняемые растения и животные Липецкой области (11 часов) | ||||
54 | Изменения в сообществах под воздействием деятельности человека. Меры по охране природы. | |||
55 | Практическая работа№8. «Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на природные сообщества». | Пр. р. №8. «Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на природные сообщества». | ||
56 | Красная книга РСФСР. Красная книга Липецкой области | |||
57 | Основные категории охраняемых видов. Редкие и охраняемые растения и животные Липецкой области | |||
58 | Лабораторная работа№4 «Описание редких и охраняемых растений, грибов и лишайников» | Л. р. №4. «Описание редких и охраняемых растений, грибов и лишайников» | ||
59 | Особо охраняемые территории Липецкой области. Памятники природы местного значения. | |||
60,61 | Заповедник « Галичья гора» | |||
62,63 | Проектная работа «Что мы знаем об экологических проблемах нашей области» | |||
Тема 3.2. Природные сообщества (1 час) | ||||
64 | Природное сообщество и экосистема. | |||
Тема 3.2.1. Краеведение. Природные сообщества (3 часа) | ||||
65 | Итоговая контрольная работа | |||
66 | Природные сообщества Липецкой области Экскурсия «Природные сообщества леса» | |||
67-68 | Экскурсия «Природные сообщества луга» Экскурсия «Природные сообщества пресного водоема» | |||
Всего | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...