Наследственные болезни человека
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Зарочинцева Татьяна

Конспект открытого урока в 10 классе по теме " Наследственные болезни человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasledstvennye_bolezni_cheloveka.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наследственные болезни человека

Цель: формирование знаний о наследственной природе болезней человека, их классификации; причинах возникновения ; систематизация знаний о закономерностях наследственности; подвести к выводу о профилактики наследственных заболеваний. Формировать умения работать на общий результат, аргументировано давать ответы на проблемные вопросы, решать задачи; формирование гуманного отношения к людям с проблемами здоровья как полноценным членам общества.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Мотивация

 Мотивация и постановка познавательной задачи

«Здравствуйте», «Будьте здоровы» – какие чудесные в русском языке слова приветствий и пожеланий. Неслучайно они присутствуют в нашем языке. Без хорошего здоровья в жизни так много проблем. А еще русские говорят: «Здоровье не купишь», тем самым подчеркивая его значение в жизни человека. Слово «болезнь» означает отсутствие здоровья.

Вспомните, какие болезни человека вам известны. (Учащиеся называют известные им болезни) Есть болезни, которые передаются от человека к человеку через воздух, воду, посуду и т.д.

Есть болезни, с которыми до сих пор человек не может справиться, хотя уже много знает о них. Самое страшное, что эти болезни передаются по наследству, так как затрагивают гены. Эти болезни называют наследственными.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Наследственные болезни человека».

3.Актуализация знаний

В последнее время выявлено, что у большинства людей в течение жизни проявляются те или иные наследственные заболевания. Количество видов с каждым годом увеличивается. ( слайд 3)

Чем можно объяснить эти данные? В чем причина?

( можно использовать текст уч-ка стр. 170)

Давайте совместно поставим вопросы и задачи, которые нам необходимо решить (на какие вопросы вы бы хотели получить ответы).(слайд2)

Воздействие наживой организм различных мутагенных факторов приводит к возникновению мутаций, которые оказывают , как правило неблагоприятное влияние на жизнедеятельность как отдельных клеток , так и всего организма.

Беседа ( опрос полет) слайд

-Что такое мутагены?

-На какие группы делятся?

- Что называют  мутацией?

-Какие виды мутаций вы знаете?

-По уровню возникновения

-По характеру проявления мутации: …

-По месту возникновения…

Вывод: мутации приводят к различным наследственным болезням.

Давайте вместе с вами сформулируем определение , что такое наследственные болезни.

Наследственные болезни – болезни связанные с нарушением генетического аппарата человека.

( запись в тетрадь)

2.Наследственные болезни

Причиной наследственных заболеваний человека могут быть генные , хромосомные и геномные мутации.

Классификация болезней. Работа со схемой. ( слайд4)

Рассмотрение классификации наследственных болезней .

Основную информацию необходимо заносить по ходу урока в таблицу .(слайд5)

Характеристика наследственных болезней человека.

Название

болезни

Причины

болезни

Проявления

болезни

Тип наследования

Уч-ся получили опережающее групповое задание, по анализу допол. литературы и писка информации в Интернете, а сообщение готовили в форме презентаций.

Генные болезни

(объяснение .слайд6 )

-Презентация первой группы « Аутосомно- доминантные заболевания».(слайды8-15)

 Во время выступления обращение к терминологическому словарю

(В печатной форме на каждой парте).

- задача полидактилия

- объяснение АР ( слайд20)

-Почему чаще встречается при кровно – родственных  браках ?

Презентация второй группы « Аутосомно- рецессивные заболевания»(слайды21-28)

Решение задачи ( слайд29)

К доске приглашается для решения задач.

Задача 1. Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина, в результате которого развивается слабоумие) наследуется как аутосомный рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

Ответ: Вероятность рождения здоровых детей 75%, больных - 25%.

Сцепленные с полом.  (беседа) ( слайд30)

-анализ родословной ( слайд31)

-самостоятельно решить задачу на гемофилию ( слайд 35)

- проверь себя ( слайд36)

Дальтонизм ( слайд37)

- тест на дальтонизм ( слайд39)

Задача на дальтонизм у доски ( слайд)

Работа в группах ( слайд40)

Докажите…( учащиеся составляют схемы, доказывающие данные правила и объясняют их.)

Хромосомные болезни. ( слайд41)

Я предлагаю вам поработать лаборантами- цитогенетиками.

-Какие нарушения вы обнаружили?

- В каких хромосомах произошли мутации?

Рассмотрите рис. 86 стр. 174.

-В результате чего происходят эти нарушения?

Синдром Дауна

-работа с таблицей « Относительная частота болезней Дауна у детей  зависимости от возраста матери» ( анализ + вывод)

Мультифакториальные.( слайд51-53)

Пути профилактики наследственных заболеваний.

- Каковы пути профилактики наследственных болезней? Сформулируйте вывод

( слайд56)

( см.работа с текстом уч- ка стр. 175-176)

Вывод:

а) запрет на близкородственные браки;

б) запрет на употребление алкоголя и наркотиков;

в) борьба за чистоту окружающей среды;

г) медико-генетическое консультирование;

д) дородовая диагностика.

( слайд)

 

Сегодня на уроке вы :

Повторили виды мутаций

Узнали:

Какие мутации возникают в теле человека,  к каким болезням это приводит.

Изучили генные и хромосомные болезни.

Выявили пути профилактики наследственных болезней.

Слайд 25. Рефлексия. Всегда полезно оглянуться на сделанное и оценить самого себя, выявить свои затруднения и найти пути их преодоления. Мысленно воспроизведите весь урок сначала. Вспомните свои ощущения: Все ли получилось? Что вызвало затруднения? Как вы можете это исправить?

Если бы Вы готовили этот урок сами, что бы Вы изменили?

Отметьте галочкой гены, которые доминируют  в вашем настроении на данный момент

Слайд 26.

Медицинская генетика еще не все знает. На пути от генов до признаков скрыто много неизвестного и неожиданного. Возможно, кто-то из вас сделает новые открытия на пути профилактики наследственных заболеваний человека. Наследственное заболевание- тяжелое испытание и для самого больного, и для близких ему людей. Каждый из нас должен помнить не только о своей ответственности за здоровье будущего поколения, но и проявлять милосердие, сострадание к больному, делать все возможное для того, чтобы этот человек чувствовал себя полноправным членом общества.

Домашнее задание ( слайд)

Спасибо за урок. До свидания. И помните мудрые бабушкины слова: «Главное – здоровье».

Задача 2. Серповидно-клеточная анемия (изменение нормального гемоглобина - А на S- гемоглобин, в результате чего эритроциты принимают форму серпа) наследуется как не полностью доминантный аутосомный ген. Заболевание у гомозиготных особей приводит к смерти, обычно до полового созревания, гетерозиготные особи жизнеспособны, анемия у них чаще всего проявляется субклинически. Интересно, что малярийный плазмодий не может использовать для своего питания S-гемоглобин. Поэтому люди, имеющие эту форму гемоглобина, не болеют малярией.

Какова вероятность рождения детей, неустойчивых к малярии, в семье, где оба родителя устойчивы к этому паразиту?

Ответ: Вероятность рождения детей, неустойчивых к малярии - 25%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация по теме: «Наследственные болезни человека»

Урок по теме: "Наследственные болезни человека" изучается после изучения тем: "Наследственная и фенотипическая изменчивость"....

«Наследственные болезни человека»

Урок по теме: «Наследственные болезни человека» знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска  и методами лечения, формирует  гума...

Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".

Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

Презентация по биологии, предназначена для студентов СПО...

Презентация Наследственные болезни человека

Презентация "Наследственные болезни человека" изучается в 8-ом классе средней школы....

Урок «Значение генетики для медицины и здравоохранения. Наследственные болезни человека»

сформировать у учащихся знания о значении генетики для медицины и здравоохранения; познакомить с основными методами изучения наследственности человека и результатами их практического использования;пок...