Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

солдатенкова татьяна николаевна

В данной разработке рассматриваются основные понятия темы и варианты задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnk.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 10 класс.

Тема: нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Цели урока:

  • Организовать работу учащихся на всех этапах занятия
  • Сформировать системные знания у учащихся по теме «нуклеиновые кислоты»
  • Включение знаний учащихся по данной теме в уже имеющуюся систему знаний
  • Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров
  • Раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации
  • Создание условий для выполнения познавательных универсальных учебных действий
  • Закрепление понимания путём решения задач по молекулярной биологии

Ожидаемые  результаты:

Предметные

  • Учащиеся знают основные понятия темы «нуклеиновые кислоты»
  • Учащиеся знают особенности строения молекул нуклеиновых кислот и их роль в хранении и передаче наследственной информации
  • Учащиеся умеют решать задачи по молекулярной биологии

Метапредметные

  • Учащиеся умеют находить информацию, используя учебник
  • Учащиеся умеют использовать ранее полученные знания в новых условиях
  • Учащиеся умеют грамотно оформлять запись задач

Личностные

  • Учащиеся умеют работать самостоятельно
  • Учащиеся могут рассуждать , анализировать , обобщать , делать выводы
  • Учащиеся умеют работать с информацией и оформлять результаты в таблицу

   

Методы обучения:

Словесные(беседа , работа с книгой), наглядные (демонстрация презентаций ), практические ( решения задач)

 

Средства  обучения:

Мультимедийный комплекс, учебник А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Общая биология 10-11 классы»

Организационные формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная.

Педагогическая технология:

Технология формирования универсальных учебных действий , технология диалогового взаимодействия – диалог фронтальный , индивидуальная работа, технология критического мышления.

                                             План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. организационный

Приветствие  . Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Приветствие. Подготовка к уроку.  Самоорганизация.

2. стадия вызова

Актуализация знаний по теме. Создание учебной мотивации .Выявление ранее полученных знаний. Организация вводной  беседы.

Повторение известного по изучаемой теме. Прогнозирование по содержанию урока с использованием ключевых слов. Участие в беседе. Определение вопросов  , рассматриваемых на уроке.

3. стадия осмысления

Организация работы по освоению нового материала . Организация выступлений учащихся с докладами (презентацией). Организация работы с текстом. Организация работы в группах .Сопоставление информации и выделение основных характеристик нуклеиновых кислот. Анализ полученной информации .Решение задач  по молекулярной биологии грамотное оформление их записи. Организация работы с текстом учебника и постановка вопроса : «какая взаимосвязь  существует  между молекулами ДНК И РНК?» Побуждение к высказыванию.

Рассмотрение наглядного материала и выполнение записи по мере осмысления нового .Работают в парах . Чтение текста, систематизация информации, заполнение таблицы. разбирают  вместе с учителем способ решения задач и правила оформления. Ответ на поставленный вопрос.

4.стадия рефлексии

Корректировка прогнозов. Организация самостоятельной работы учащихся .Подведение итогов .Запись дом.задан.

Сравнение прогноза с информацией , полученной на уроке. Оформление сравнительной таблицы.

Самостоятельное решение задач. Запись домашнего задания.

№ п/п

Учебное задание

Формируемые УУД

1.Вводно-мотивационный этап

Вспомнить ,что уже известно по этой теме(какие нуклеиновые кислоты вы знаете ?)  и определите задачи урока.

ПУУД(общеучебные)преобразование информации.

РУУД(целеполагание )

2.технологический этап

Актуализация знаний

Почему нуклеиновые кислоты – биополимеры? Что является мономером нуклеиновых кислот?

ПУУД(общеучебные)преобразование информации

Планирование работы

За 1 минуту запишите ,что вы знаете о строении нуклеиновых кислот? Обмен информацией в группах. Сбрасывание информации в корзину , запись на доске. Обсуждение  , обобщение, вывод .

КУУД(постановка вопросов)сотрудничество в сборе информации.

Записать в тетрадь следующие характеристики нуклеиновых кислот:

ПУУД(общеучебные)поиск ,выделение информации , смысловое чтение.

1.строение нуклеотида

2.первичная и вторичная  структуры

3.принцип комплементарности

А ?Т, Ц? Г. обозначить водородные связи стр. учебника 49 рис.18 решить задачу№1,2.

4.виды нуклеиновых кислот.

ПУУД(общеучебные) знаково – символическое моделирование

Заслушать доклад и посмотреть презентацию «История открытия ДНК»

ПУУД(общеучебные) преобразование информации.

3.рефлексивный этап

Обобщите полученную информацию и  заполнить сравнительную таблицу

Ответить на вопрос:» Какая существует взаимосвязь между молекулами ДНК и  РНК?»

Домашнее задание: предлагается задача№3

ПУУД(общеучебные) знаково –символическое моделирование

ПУУД(логические)анализ с целью выделения признаков

ПУУД(логические) установление причинно – следственных связей.

РУУД(оценка)выделение и осознание обучающимися того , что уже освоено и что ещё подлежит усвоению.

ЛУУД(смыслообразование) какой смысл, значение имеет данная тема для каждого учащегося .

 

Задача №1.

Одна из цепей  фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение :Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т.

а) укажите строение противоположной цепи;

б)укажите последовательность нуклеотидов в молекуле иРНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

Задача№2.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.

а) нарисуйте схему структуры двухцепочечной  ДНК

б)объясните , каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.

в)какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК?(каждый нуклеотид занимает 0,34нм по длине цепи ДНК).

Задача№3

В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов , которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите : сколько содержится других нуклеотидов ( по отдельности )в этой молекуле ДНК.

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика  ДНК   и  РНК.»

Признаки                                  ДНК                                               РНК

1.углевод

2.азотистое основание

3.структура

4.местонахождение  в клетке

5.функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по биологии. Тема «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки».

1. РНК, образующиеся в ядре на ДНК, переходящие затем в цитоплазму клетки.2. Самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами.3. Пятиуглеродный сахар.4. Азотистое основание тимин, заменен...

«Вода и её роль в жизнедеятельности клетки»

Тема урока: «Вода и её роль в жизнедеятельности клетки»10 класс «Общая биология». Автор учебника  А.А Каменский.   Цель урока: Способствовать развитию интереса к химиче...

Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...

Биополимеры - Липиды. Их роль в жизнедеятельности клетки.

Презентация предназначена для изучения нового материала на уроках биологии в 9, 10 классах....

Методическая разработка.Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК.

Методическая  разработка. Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК,Тип модуля: Открытие нового ...

Практическая работа Задача «Какие технологии позволяют современным учёным отделять нуклеиновые кислоты от компонентов клетки»10-11 класс

Интересная работа для старшеклассников..Ознакомление с материалом по теме и небольшие задания по этому же тексту.Очень современно.Выполняла эту работу как заключительную на курсах ....