Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
В данной разработке рассматриваются основные понятия темы и варианты задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnk.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 10 класс.
Тема: нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
Цели урока:
- Организовать работу учащихся на всех этапах занятия
- Сформировать системные знания у учащихся по теме «нуклеиновые кислоты»
- Включение знаний учащихся по данной теме в уже имеющуюся систему знаний
- Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров
- Раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации
- Создание условий для выполнения познавательных универсальных учебных действий
- Закрепление понимания путём решения задач по молекулярной биологии
Ожидаемые результаты:
Предметные
- Учащиеся знают основные понятия темы «нуклеиновые кислоты»
- Учащиеся знают особенности строения молекул нуклеиновых кислот и их роль в хранении и передаче наследственной информации
- Учащиеся умеют решать задачи по молекулярной биологии
Метапредметные
- Учащиеся умеют находить информацию, используя учебник
- Учащиеся умеют использовать ранее полученные знания в новых условиях
- Учащиеся умеют грамотно оформлять запись задач
Личностные
- Учащиеся умеют работать самостоятельно
- Учащиеся могут рассуждать , анализировать , обобщать , делать выводы
- Учащиеся умеют работать с информацией и оформлять результаты в таблицу
Методы обучения:
Словесные(беседа , работа с книгой), наглядные (демонстрация презентаций ), практические ( решения задач)
Средства обучения:
Мультимедийный комплекс, учебник А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Общая биология 10-11 классы»
Организационные формы обучения:
Фронтальная, индивидуальная.
Педагогическая технология:
Технология формирования универсальных учебных действий , технология диалогового взаимодействия – диалог фронтальный , индивидуальная работа, технология критического мышления.
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. организационный | Приветствие . Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. |
2. стадия вызова | Актуализация знаний по теме. Создание учебной мотивации .Выявление ранее полученных знаний. Организация вводной беседы. | Повторение известного по изучаемой теме. Прогнозирование по содержанию урока с использованием ключевых слов. Участие в беседе. Определение вопросов , рассматриваемых на уроке. |
3. стадия осмысления | Организация работы по освоению нового материала . Организация выступлений учащихся с докладами (презентацией). Организация работы с текстом. Организация работы в группах .Сопоставление информации и выделение основных характеристик нуклеиновых кислот. Анализ полученной информации .Решение задач по молекулярной биологии грамотное оформление их записи. Организация работы с текстом учебника и постановка вопроса : «какая взаимосвязь существует между молекулами ДНК И РНК?» Побуждение к высказыванию. | Рассмотрение наглядного материала и выполнение записи по мере осмысления нового .Работают в парах . Чтение текста, систематизация информации, заполнение таблицы. разбирают вместе с учителем способ решения задач и правила оформления. Ответ на поставленный вопрос. |
4.стадия рефлексии | Корректировка прогнозов. Организация самостоятельной работы учащихся .Подведение итогов .Запись дом.задан. | Сравнение прогноза с информацией , полученной на уроке. Оформление сравнительной таблицы. Самостоятельное решение задач. Запись домашнего задания. |
№ п/п | Учебное задание | Формируемые УУД |
1.Вводно-мотивационный этап | Вспомнить ,что уже известно по этой теме(какие нуклеиновые кислоты вы знаете ?) и определите задачи урока. | ПУУД(общеучебные)преобразование информации. РУУД(целеполагание ) |
2.технологический этап | ||
Актуализация знаний | Почему нуклеиновые кислоты – биополимеры? Что является мономером нуклеиновых кислот? | ПУУД(общеучебные)преобразование информации |
Планирование работы | За 1 минуту запишите ,что вы знаете о строении нуклеиновых кислот? Обмен информацией в группах. Сбрасывание информации в корзину , запись на доске. Обсуждение , обобщение, вывод . | КУУД(постановка вопросов)сотрудничество в сборе информации. |
Записать в тетрадь следующие характеристики нуклеиновых кислот: | ПУУД(общеучебные)поиск ,выделение информации , смысловое чтение. | |
1.строение нуклеотида | ||
2.первичная и вторичная структуры | ||
3.принцип комплементарности | ||
А ?Т, Ц? Г. обозначить водородные связи стр. учебника 49 рис.18 решить задачу№1,2. 4.виды нуклеиновых кислот. | ПУУД(общеучебные) знаково – символическое моделирование | |
Заслушать доклад и посмотреть презентацию «История открытия ДНК» | ПУУД(общеучебные) преобразование информации. | |
3.рефлексивный этап | Обобщите полученную информацию и заполнить сравнительную таблицу Ответить на вопрос:» Какая существует взаимосвязь между молекулами ДНК и РНК?» Домашнее задание: предлагается задача№3 | ПУУД(общеучебные) знаково –символическое моделирование ПУУД(логические)анализ с целью выделения признаков ПУУД(логические) установление причинно – следственных связей. РУУД(оценка)выделение и осознание обучающимися того , что уже освоено и что ещё подлежит усвоению. ЛУУД(смыслообразование) какой смысл, значение имеет данная тема для каждого учащегося . |
Задача №1.
Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение :Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т.
а) укажите строение противоположной цепи;
б)укажите последовательность нуклеотидов в молекуле иРНК, построенной на этом участке цепи ДНК.
Задача№2.
На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.
а) нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК
б)объясните , каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.
в)какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК?(каждый нуклеотид занимает 0,34нм по длине цепи ДНК).
Задача№3
В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов , которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите : сколько содержится других нуклеотидов ( по отдельности )в этой молекуле ДНК.
Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК.»
Признаки ДНК РНК
1.углевод
2.азотистое основание
3.структура
4.местонахождение в клетке
5.функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нуклеиновые кислоты и их роль
Урок - презентация...
Кроссворд по биологии. Тема «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки».
1. РНК, образующиеся в ядре на ДНК, переходящие затем в цитоплазму клетки.2. Самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами.3. Пятиуглеродный сахар.4. Азотистое основание тимин, заменен...
«Вода и её роль в жизнедеятельности клетки»
Тема урока: «Вода и её роль в жизнедеятельности клетки»10 класс «Общая биология». Автор учебника А.А Каменский. Цель урока: Способствовать развитию интереса к химиче...
Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...
Биополимеры - Липиды. Их роль в жизнедеятельности клетки.
Презентация предназначена для изучения нового материала на уроках биологии в 9, 10 классах....
Методическая разработка.Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК.
Методическая разработка. Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК,Тип модуля: Открытие нового ...
Практическая работа Задача «Какие технологии позволяют современным учёным отделять нуклеиновые кислоты от компонентов клетки»10-11 класс
Интересная работа для старшеклассников..Ознакомление с материалом по теме и небольшие задания по этому же тексту.Очень современно.Выполняла эту работу как заключительную на курсах ....