Урок биологии "Головной мозг", 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Саксина Надежда Валентиновна

Урок изучения нового материала по теме "Головной мозг" с использованием презентации и интерактивной доски. Рассматривается строение ифункции отделов головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_golovnoy_mozg.ppt1.4 МБ
Microsoft Office document icon golovnoy_mozg.doc278 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок по теме «Головной мозг»

Цель.

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

Оборудование:

  • презентация “Головной мозг”;
  • тестовые задания;
  • модель головного мозга
  • рисунки головного мозга
  • интерактивная доска,проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Стихотворение.

Тайны сознанья,загадки природы,

Людей волновали, манили всегда.

Разум и воля сподвигли народы

Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье,воля, рефлексы,

Всё изучают в науке врачи.

Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,

Центральной нервной системы ключи.

О какой системе органов здесь идет речь? – НС.

Тест по теме «Спинной мозг». (работа по вариантам, задания дифференцированные – выполнение первой части на «3», выполнение всего задания – оценка «5», выполнение всего задания с незначительными ошибками – оценка «4»).( Приложение 1).

Взаимопроверка и самопроверка. Работа в парах.

Актуализация знаний учащихся.

  • Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
  • Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
  • Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
  • Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
  • Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
  • Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

III. Изучение нового материала. 

1.Вступление учителя.

У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводится к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической)остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживали не только физиологическое состояние головы, но и наблюдали обычные процессы: бодрствование, сон, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?”

Учитель выслушивает и комментирует ответы учащихся

 

– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задолго до их открытий

Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать

 

 О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О головном мозге)

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.

Цель урока:

познакомиться (со строением головного мозга);

узнать (функции его отделов);

 Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)

 На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты” . Выступление учащегося (Приложение №1 )

Демонстрация интерактивной модели мозга и модели мозга человека.

Где располагается головной мозг? (В полости черепа).

Какую роль выполняет черепная коробка? (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)

А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки? (Нет, недостаточно)

В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)

Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)  

У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)

3. Отделы головного мозга (слайды презентации).

Работа со схемой.

Запишите эту схему, ребята в тетради.

  • Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)

Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов  и заполнить таблицу в тетради.

Отдел мозга

Функции

продолговатый

Рефлекторные-жевание, рвота, кашель, сосания, моргания, слюноотделения, чихание, вдоха и выдоха, жевания. Участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ.

мост

В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через мост проходят в кору слуховые пути.

мозжечок

Осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции

средний мозг

Центры зрительных и слуховых рефлексов, управляет различными бессознательными движениями. Тонический рефлекс (тонус мышц) и ориентировочный

 Прочитайте текст о продолговатом мозге и сравните его со спинным.

Серое вещество расположено внутри белого и образует скопления в виде ядер.

Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания.

 

Продолговатый мозг— непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5—3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус

Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер

Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д.

В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

 

Проведем простую практическую работу. Накопите слюну и проглотите. Затем сразу же попытайтесь сделать еще одно глотательное движение. Не получается.Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания  слюны.

             А какие еще  центры защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге?

(чихания, кашля, рвоты, слезотечения, мигания).

               Мост– это место расположения нервных волокон, по которым импульсы идут вверх и вниз. Он состоит из серого и белого вещества. 

Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу, находятся центры связанные с мимикой и жевательными функциями

 

 

              Найдите на рисунке  мозжечок.    Каково его строение? Каковы основные функции мозжечка? (воспользуйтесь текстом учебника).

              Мозжечоксостоит из двух полушарий и соединяющей особой структуры червя  из-за поперечной исчерченности, серое вещество как внутри, так и снаружи. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария . Поверхностный слой полушарий мозжечка называют корой.

 

              Кора мозжечка складчатая, образует борозды и извилины.  Мозжечок участвует в регуляции сложных произвольных и непроизвольных движений, обеспечивает координацию движений, поддерживает мышечный тонус и равновесие

 

 

 Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее во много раз, когда за рулем пьяный водитель.

Является ли мозжечок жизненно важным отделом головного мозга?

В случае удаления или недоразвития мозжечка возможна компенсация его функций, но есть виды движений,  в которых мозжечок незаменим.  Это броски в цель, бег с препятствиями.

                Найдите на рисунке средний мозг. На поверхности обращённой к мозжечку имеются четыре небольших бугорка – четверохолмие.

Он участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов, например он обеспечивает изменение величины зрачка и кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы , глаз в сторону источника света

 

Рефлексы среднего отдела головного мозга мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно обороняться?”

Хлопнуть неожиданно в ладоши……. Кто-то вздрогнул произошел рефлекс среднего мозга

 

Физминутка!

 «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.

 А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

- Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга?

(Cообщение учащихся) Приложение № 2.

- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.
 – это ответ на проблему, поставленную в начале урока.

 Закрепление.

а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

- Подпишите все отделы головного мозга на рисунках.

б) Теперь выполним тест по данной теме. Работа с интерактивной доской.

Рефлексия.Составление синквейна. (Работа со слайдом)

Д/з:

  • Выучить § 45,
  • ответить на вопросы,
  • рассчитать массу своего головного мозга.
  • вспомнить пословицы и поговорки о голове и мозге.

 Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рисунки .

Приложение №1.

“Интересные факты о головном мозге”

  •  Головной мозг располагается в головном отделе черепа
  •  Покрыт снаружи, как и спинной мозг, тремя оболочками
  •  От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов
  •  Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.
  • Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
  • . У великого писателя Анатоля Франса масса мозга была 1 кг. 17гр; у писателя Тургенева -2 кг. 12 гр.
  • Самый тяжелый мозг, известный медицине, был массой 2 кг. 850гр. Как вы думаете, кому он принадлежал? Ответ обескураживает: больному идиотизмом человеку!
  • Объем мозга -95% емкости черепа
  • Каждую минуту через него проходит  ¾ всей крови человека
  • Общая длина сосудов мозга -560 км.
  • 1 мм  коры больших полушарий содержит 30 000 нервных клеток-нейронов
  • В мозге постоянно проходят электрические токи, которые по скорости передвижения очень быстры, сродни скорости света.

 

Приложение № 2

Выступление ученика – врача гигиениста.

Большое значение для работы мозга  имеет обильное кровоснабжение, кровь приносит кислород и питательные вещества. Ухудшение кровоснабжения приводит к значительным нарушениям в работе мозга и даже ослаблению психических функций. При избыточном или нерациональном питании, при курении в стенках кровеносных сосудов наступают изменения. Они теряют эластичность, становятся хрупкими по причине отложения солей в стенках сосудов мозга, их просвет становится узким. Вследствие этого у них повышается давление. Резкие приступы, связанные с повышением давления могут привести к осложнениям. Наиболее грозным из них является инсульт - мозговой удар. При инсульте кровоснабжение мозга резко нарушается, у человека появляется сильная головная боль, рвота, потеря речи и чувствительности, расстройство  сознания, могут бать параличи.

Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Первое место среди травм занимают сотрясения мозга.

При сотрясении мозга имеет место отек, приводящий к сдавливанию век и ослаблению венозного оттока, оттока жидкости и повышению внутри черепного давления. Наблюдается головная боль, головокружение тошнота, рвота.

Итак, какие выводы можно сделать.

Экстремальные виды спорта, к которым стремятся подростки, на асфальтовых покрытиях - скейтборд, ролики, мото- и велоспорт- все они чреваты травмами и падением. Поэтому разумнее заниматься в шлемах и под контролем взрослых.

Тесты по теме «Спинной мозг»

1 вариант.

Задание № 1

1.Серое вещество в спинном мозге находится

а) внутри

б) снаружи

2.Аксон – это отросток нейрона

а) длинный

б) короткий

3.Толщина спинного мозга

а) 2 см

б) 4 см

Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова.

Нервные клетки – нейроны состоят из тела и отростков.

Длинные отростки нейронов.-.................... образуют

 .................. вещество мозга,

 а короткие отростки -.......................... образуют вместе

 с телами клеток .....................вещество мозга.

 2 вариант.

Задание № 1.

1.Белое вещество спинного мозга находится

а) снаружи

б) внутри

2. Дендрит – это отросток нейрона

а) короткий

б) длинный

3. От спинного мозга отходят спинномозговые нервы

а) 31 пара

б) 33 пары

Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова.

.......................... мозг представляет собой длинный тяж,

толщиной ............, расположенный

в ............................... канале и покрытый оболочками.

От спинного мозга отходят .......................

спинномозговых нервов.

Тесты по теме «Спинной мозг»

1 вариант.

Задание № 1

1.Серое вещество в спинном мозге находится

а) внутри

б) снаружи

2.Аксон – это отросток нейрона

а) длинный

б) короткий

3.Толщина спинного мозга

а) 2 см

б) 4 см

Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова.

Нервные клетки – нейроны состоят из тела и отростков.

Длинные отростки нейронов.-.................... образуют

 .................. вещество мозга,

 а короткие отростки -.......................... образуют вместе

 с телами клеток .....................вещество мозга.

 2 вариант.

Задание № 1.

1.Белое вещество спинного мозга находится

а) снаружи

б) внутри

2. Дендрит – это отросток нейрона

а) короткий

б) длинный

3. От спинного мозга отходят спинномозговые нервы

а) 31 пара

б) 33 пары

Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова.

.......................... мозг представляет собой длинный тяж,

толщиной ............, расположенный

в ............................... канале и покрытый оболочками.

От спинного мозга отходят .......................

спинномозговых нервов.

Изучите отделы головного мозга

Подпишите отделы головного мозга по памяти

Напишите фамилию ученика, выполнившего работу

Подпишите отделы головного мозга по памяти

Напишите фамилию ученика, выполнившего работу

Подпишите отделы головного мозга по памяти

Напишите фамилию ученика, выполнившего работу

»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга".

Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликом....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....

Разработка урока "Отделы головного мозга" 8 кл

Тема урока отвечает на следующие вопросы: - Как изменялся в процессе эволюции головной мозг у Позвоночных?  - Когда стали люди задумываться о строении головного мозга? - Зависит ли вес мозг...

Конспект урока "«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»

План- конспект по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка". Представлена разработка урока по биологии в 8 классе (автор Пасечник). Данный у...