Транспортные системы организма. Круги кровообращения
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ратушняков Владимир Владимирович 209-737-427
Тема: Транспортные системы организма. Круги кровообращения.
Цели:
Познавательные цели:
1) ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем;
2) повторение и закрепление знаний об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассмотрение передвижения крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе.
Воспитательные задачи:
1) формировать понимание необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы; умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и темы урока.
III. Проверка домашнего задания
А. Индивидуальная работа «Графический диктант».
- Людей с IV группой крови называют универсальный рецепиент.
- Нерастворимый белок плазмы фибриоген.
- Оксигемоглобин имеет более светлую окраску, поэтому артериальная кровь выглядит ярко – алой.
- Дословный перевод эритроцитов – “клетки пожиратели”.
- В состав плазмы крови входят эритроциты/фагоциты.
- Лимфоциты выделяют в кровь антитела.
- Людей с 1 группой крови называют универсальными донорами.
- Явление фагоцитоза было открыто Ильей Ильичем Мечниковым.
- Лейкоциты принимают участие в свертывании крови.
- Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) называются вакцинами.
Ответы 1. 3. 6. 7. 8. 10
Б. Доноры Рецепиенты
I I
II II
III III
IV IV
В. Нарисовать схему иммунитета. (взаимопроверка)
Ратушняков Владимир Владимирович 209-737-427
IV. Актуализация знаний
Вот уже 3 месяца как вы ребята изучаете уникальный и неповторимый в своем многообразии вид НОМО сапиенс- человек разумный.
М.Дудин сказал:
“Ты – человек. Погибельные дни
Сулят тебе смятенье и тревогу,
Будь богом сам себе и отмени
Дорогу крови по дороге к Богу”.
Дорога крови. Какие разные трактовки данного понятия. Человечество движется вперед по магистрали, которую часто пересекают реки крови, но хочется верить, что в силах людей сделать так, чтобы данная жидкая соединительная ткань лилась и перемещалась только там, где ей суждено. А где суждено? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Тема. Транспортные системы организма. К ним относятся кровеносная и лимфатическая системы организма, которые связаны между собой и дополняют одна другую, составляя внутреннюю среду организма.
Работа в парах по учебно-тематическим картам
1. Прочитать статью параграфа 20 с.104 «Строение и функции кровеносных сосудов» | Цель: выяснить особенности строения кровеносных сосудов в связи с выполняемыми ими функциями 1. Ответьте на вопросы устно 1. Какие типы кровеносных сосудов вы знаете? 2. Чем отличаются артерии и вены по строению? В чём особенности строения капилляров, и для каких процессов это имеет значение? II. Выполни задание письменно Во втором столбце найдите указание на направление движение крови (1-3) в кровеносных сосудах (I-III), а в третьем особенность их строения (А-Г). Ответы запишите в виде кода. | Работайте в парах Работайте индивидуально Проверь свою работу у учителя | ||
I. Артерии | 1. Кровь течёт к сердцу | А. Стенка состоит из одного слоя клеток | ||
II. Вена | 2. Кровь течёт от сердца | Б. В стенках много мышечных эластичных волокон | ||
III. Капилляры | 3. Кровь течёт от артерий к венам, или от вен к артериям | В. . В стенках мало мышечных эластичных волокон. Г. В мембранах клеток многочисленные мельчайшие отверстия | Проверь свою работу у учителя | |
2. Прочитать параграф 21 «Большой и малый круги кровообращения» | Цель: получить знания о большом и малом кругах кровообращения, называть сосуды, относящиеся к большому и малому кругам кровообращения. I. Выполни следующие задания. 1. На рис.51 учебника найдите большой круг кровообращения и ответьте устно на вопросы: В каком отделе сердца он начинается? Куда кровь поступает из левого желудочка? Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения? По каким сосудам кровь поступает к органам тела? В каких сосудах происходит газообмен? 2. Найдите на рис.51 учебника малый круг кровообращения и ответьте устно на следующие вопросы: Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течёт в лёгкие? Какая кровь (артериальная или венозная) течёт в этом сосуде? Что происходит с лёгочной артерией в лёгких? По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце? II. На основании проделанной работы в тетради заполните таблицу. Круги кровообращения | Работайте в парах Работайте самостоятельно |
Вопросы для сравнения | Большой круг | Малый круг | ||
1. Где начинается? 2. Где заканчивается? 3. Как называются кровеносные сосуды, относящиеся к этому кругу? 4.Где проходят капилляры? 5. Как изменяется состав крови? 6 Каково время оборота крови по этому кругу? | Проверь свою работу у учителя | |||
III. Проверь себя Выберите из каждой колонки, по одному соответствующему ответу, начиная с первого, и зашифруйте их последовательность цифрами: 1.Большой круг 2. Малый круг 3. Правый желудочек и левое предсердие 4.Правый желудочек и правое предсердие 5.Левый желудочек и правое предсердие 6. Левый желудочек и левое предсердие 7. Лёгочная вена и лёгочная артерия 8. Аорта и полые вены 9. Капилляры в лёгких 10.Капилляры во всех частях тела 11. Артериальная кровь превращается в венозную 12.Венозная кровь превращается в артериальную | Работайте индивидуально Проверь свою работу у учителя | |||
3. Прочитайте статью «Лимфатическая система» параграф 20 с. 102-103. | Цель: выяснить особенности строения и и значения второй транспортной системы человека. Рассмотрите рис.49 учебника с.103, найдите лимфатические узлы и капилляры. Ответьте устно на следующие вопросы: 1. Чем отличается лимфа от крови по составу? 2. Какова основная функция лимфатической системы? 3.Куда впадает грудной проток? 4. Каким образом обеспечивается движение лимфы?. | Работайте в парах | ||
Оцените свою работу: «5» - выполнил все три задания, ответил на все вопросы; «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался; «3» - часто ошибался, выполнил только половину; «2» - почти ничего не смог выполнить правильно. |
V. Общие выводы урока
1. К транспортным системам организма относятся кровеносная и лимфатическая системы. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
2. Кровеносная система образована сердцем и тремя типами кровеносных сосудов, лимфатическая представлена лимфатическими капиллярами, сосудами и лимфоузлами.
Кровеносная система приняла на себя универсальную транспортную роль, а через лимфатическую систему в кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из кровеносных капилляров, и содержащиеся в ней продукты жизнедеятельности тканей.
VI Подведение итогов урока
Подведем итоги урока. Что нового узнали? Над чем работали? Чему научились?
Ратушняков Владимир Владимирович 209-737-427
Учитель сообщает и комментирует оценки учащихся. В целом ученик может получить за урок максимум 3 оценки: за выполнение теста, за проверку теста одноклассника, за активную работу на уроке в ходе изучения нового материала.
Домашнее задание параграф 20,21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока: Транспортные системы организма.
подробный конспект урока с предложенными заданиями....
Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"
Урок "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...
Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"
Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....
Тест - Транспортные системы организма. Кровь
Тест - Транспортные системы организма. Кровь...
План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"
Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения кров...
Транспортные системы организма. Круги кровообращения.
Урок раздела Внутренняя среда организма. 8 класс...
Презентация к теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения".
Презентация к уроку "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"....