Лишайники. Общая характеристика и значение
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Разработка урока по биологии для 6-го класса по программе Пономаревой И.Н. На данном уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения лишайников, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; классификацией лишайников и их значением в природе и жизни человека. В разработке представлен конспект урока и презентация. Данный материал будет полезен молодым педагогам, а также педагогам со стажем при подготовке к урокам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНООЗЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ УСТЬ-АБАКАНСКИЙ РАЙОН
С. КРАСНООЗЕРНОЕ
Биология
Разработка урока биологии на тему
«Лишайники. Общая характеристика и значение» для 6 класса
Выполнил:
Султрекова
Светлана Алексеевна
учитель биологии
с.Красноозерное, 2014г
Тема урока: Лишайники. Общая характеристика и значение.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения лишайников, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; выделить своеобразие организма лишайников; определить роль лишайников в природе и жизни человека.
- Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; продолжить развитие умения самостоятельно работать с литературой, выделять и записывать главное.
- Воспитательная: формировать чуткое отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем нас мире, прививать навыки коммуникативного общения
Оборудование: таблица «Лишайники»; гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ксантория); мультимедийный проектор; Учебник Биология, 6класс ,Пономарева,. Москва, 2013.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Объявление темы урока, постановка целей урока.
Напоминание учащимся о правильной осанке.
II. Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке мы изучали многообразие и значение грибов, давайте повторим изученное.
Фронтальный опрос:
- Какое строение имеют шляпочные грибы?
- Чем шляпки трубчатых грибов отличаются от шляпок пластинчатых грибов?
- Какие ядовитые грибы вам известны?
- Назовите правила, которые необходимо соблюдать для предупреждения отравлений ядовитыми грибами.
- Что такое микориза?
- Назовите известные вам грибы, паразитирующие на растениях.
- Какую роль играют грибы в природе?
III. Изучение нового материала
Слайд 1-2. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют лишайники. Мы должны познакомиться с характерными особенностями лишайников, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение лишайников.
Слад 3. Лишайники – своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26000 видов. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Хотя люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекарственных целях и даже в пищу, но называли их по-разному: то мхами, то водорослями, то «хаосом природы» и «нищетой растительности».
Прежде чем мы перейдем к изучению внешнего и внутреннего строения лишайников, послушайте сказку о лишайнике:
Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. Кругом росло много разных растений. В толще воды плавали водоросли.
- Привет, как дела? – приветливо окликнул гриб знакомую водоросль.
- Да так, потихоньку, - отозвалась она. – Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находится в земле, на суше.
- Ошибаешься водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты ее не научилась использовать, - ответил гриб. – А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи на земле, правда, хватает, но солнце лишило меня силы, и еда не идет мне впрок. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно.
- Так что же нам делать? – спросила водоросль.
- Что делать? – загадочно улыбнулся гриб. – А ты подумай.
Водоросль задумалась. – Надо обратиться к солнцу, - сказала она.
- Ты попроси у него прощение, и оно дарует тебе силу, а я постараюсь выпросить себе корни. Давай, попробуем.
- Безнадежная идея! – махнул рукой гриб. Пробовал уже, Солнце никогда не простит меня. Да и очищать воздух, честно говоря, не очень хочется. У меня идея пооригинальнее!
- Какая же? – оживилась водоросль.
- Давай дружить, - быстро ответил гриб.
- Ты в ладах с солнцем, а я в ладах с землей. Вот и будем обмениваться: Я тебе – пищу, а ты мне – силу солнца. Понимаешь?
- Понимать-то я понимаю, да только как мы будем жить вместе? Ты привык к земле, а я живу в воде. Пойдем в воду – ты утонешь, выйдем на сушу – я засохну и умру.
- Не падай духом, - усмехнулся гриб. – Жить мы с тобой будем в сырости, хотя бы в нашем лесу, на любом болоте, в любом уголке, где есть влага.
- В таком случае я согласна, - радостно воскликнула водоросль.
С тех пор гриб и водоросль живут вместе. Они настолько сдружились, что не могут прожить друг без друга, и стали их называть даже одним именем – л и ш а й н и к. Такая дружба называется симбиозом.
Слайд 4. В 1867г ученые раскрыли сущность организма лишайников – это симбиоз гриба и водоросли. Однако до сих пор исследователи не пришли к единому мнению относительно положения лишайников в системе живой природы: одни относят их к царству растений, другие – к царству грибов.
Слайд 5-8. Итак, рассмотрим внешнее строение лишайников.
Тело лишайников представлено слоевищем (3-7 см до 1 м), растут медленно. Продолжительность жизни лишайников 50-100 лет. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка.
Таким образом, в зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три группы:
- Накипные
- Листоватые
- Кустистые
Слайд 9. Познакомимся с внутренним строением лишайников. Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы (гиф), между которыми расположены одноклеточные зеленые водоросли или сине-зеленые (цианобактерии).
Слайд 10. Питание лишайников осуществляется обоими организмами Слайд 11. Размножаются лишайники подобно грибам – спорами или кусочками слоевища.
Слайд 12. Значение лишайников:
Лишайники в природе играют важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения. Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха. В присутствии дымов и ядовитых газов лишайники быстро гибнут. По их состоянию (особенно в городах) определяют чистоту воздуха.
Практическое значение лишайников довольно велико. На Севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус, необходимый химической промышленности. Многие виды лишайников используют в медицине (лекарственные препараты – антибиотики) и в парфюмерной промышленности.
IV. Закрепление знаний
Фронтальная беседа с классом:
- Что такое лишайник?
- Как называется тело лишайника?
- На какие группы делятся лишайники по внешнему строению?
- Как питаются и размножаются лишайники?
- Каково значение лишайников в природе и в жизни человека?
V. Домашнее задание
§54. (учебник Биология 6 класс. Пономарева И.Н.), ответить на вопросы письменно с.207-208
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".
1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....
Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».
В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...
«Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение».
Открытый урок по биологии 6 класс с учетом требований ФГОС...
"Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"
План-конспект урока по теме: "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение" подготовлен к УМК " Алгоритм успеха".Учебник под редакцией И. Н. Пономаревой для 6 класса....
Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение" (6 класс)
Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные", 6 класс по учебнику Пономарева И.Н....