Календарно-тематическое планирование 5 класс,
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование, 5 класс по ФГОС,на основе рабочей программы , составленой на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И.И. Бариновой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_biologiya_5kl._2013.docx | 95.6 КБ |
planirovanie_geografiya_5_klass_fgos.docx | 65.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Гимназия №3
«УТВЕРЖДАЮ»
________________
(О.В. Дивногорцева)
«____» ______2013г.
Рабочая программа по
5А,Б,В классы
2013-2014 учебный год
Разработчик:
Попильняк Людмила Феодосиевна;
Обсуждена и согласована на
методическом объединении
Протокол №_____от «___»_____2013г.
Принята на
педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____2013г.
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса из серии «Учитель», авторский коллектив И..И Сонин, И.В. Константинова, А.А. Плешаков.
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение(8ч.)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология- наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка- элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы и их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества : белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
- Строение клеток живых организмов.
- Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов(14) .
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане ; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов .Классификация организмов. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч).
Три среды обитания. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли: тундра, тайга, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса, смешанные и широколиственные леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
- Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.
Раздел 4. Человек на Земле (5ч ).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный(неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
- Измерение своего роста и массы тела;
- Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии
в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
№ | Содержание (Раздел, тема) | Кол-во часов | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные Р,П,К | Личностные | |||||
Раздел 1. Введение | 4 | ||||||
1 | Что такое живой организм | 1 | Задает вопросы, исходя из опыта учащихся; сравнивает разные живые организмы | Ищет ответы на вопросы; формирует понятие «живой организм» | Выделяет существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах | Р – корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами; П – анализирует полученные знания; структурирует полученные знания, устанавливает связь между живым и не живым организмом; К – выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимися их ответы. | Осмысливает понятие «живой организм» |
2 | Науки о живой природе | 1 | Показывает рисунки, связанные с природой, противопоставляет различные науки о природе, предлагает выполнить задания | Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает, выполняет задания | Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе | Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе; П – логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию; К – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения | Осмысливает разнообразие наук о природе |
3 | Методы изучения природы | 1 | Демонстрирует методы изучения природы, дифференцирует работу по группам, наблюдает за действиями учащихся | Воспринимает методы изучения, работает в группе, определяет основные методы биологических исследований, демонстрирует методы изучения природы | Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования | Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию; П – исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; К – планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера | Осмысление методов изучения природы |
4 | Из истории биологии. Великие естествоиспытатели | 1 | Информирует имена великих естествоиспытателей и их значение для истории биологии, создает проблемную ситуацию | Запоминает имена ученых и их значение для биологии, самостоятельно находит ответы на вопросы | Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки, знакомится с новыми понятиями | Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки; П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение | Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе |
Раздел 2.Клетка- основа строения и жизнедеятельности организма. | 3 | ||||||
5 | Увеличительные приборы | 1 | Показывает работу с лупой и световым микроскопом, рассказывает строение светового микроскопа, демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов | Учится работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепарат | Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, распознает части светового микроскопа, знакомится с микропрепара-тами | Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку; П – моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы | Понимание важности открытия увеличитель-ных приборов |
6 | Живые клетки | 1 | Задает вопросы, создает проблемную ситуацию, дифференцирует работу по группам, коррекция знаний учащихся | Ищет вопросы, формулирует понятие «клетка», работает в группе, отрабатывает основные понятия | Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию; К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками | Осознание единства строения клеток |
7 | Химический состав клетки | 1 | Информирует о химических веществах, входящих в состав клетки, противопоставляет разницу веществ живой и неживой природы | Запоминает химические вещества клетки, сравнивает химический состав тел живой и неживой природы | Знакомится с названиями химических веществ клетки, обобщает знания о клетки | Р – определяет цель важности клетки для живого организма; П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний; К – разрешает конфликты | Осознание сложности строения клеток |
Раздел 3.Процессы жизнедеятельности | 2 | ||||||
8 | Обмен веществ. Питание | 1 | Задает вопросы, рассказывает о протекание обмена веществ, сравнивает питание у разных организмах | Отвечает на вопросы, воспринимает полученную информацию, объясняет разницу в питание разных организмов | Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов | Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ; П – отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли | Понимание сложности строения живых организмов |
9 | Дыхание и его роль в жизни организма | 1 | Помогает выявить сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов, сравнивает способы дыхания у разных организмов, оценивает знания учащихся по процессам жизнедеятельности | Выявляет сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов, объясняет разницу способов дыхания у разных организмов, демонстрирует знания по процессам жизнедеятельности | Структурирует знания о способах дыхания, раскрывает роль дыхания в жизни организмов | Р – определяет цель протекания процесса дыхания, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания; П – исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание дыхания, соотносит свой способ питания с другими; К – отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками | Осмысление важности для живых организмов процесса дыхания |
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификация. | 1 | ||||||
10 | Разнообразие живого | 1 | Показывает картинки разных представителей царств живой природы, помогает сравнить представителей царств живой природы, оценивает ответы учащихся | Сравнивает представителей царств, делает выводы на основе сравнения, приводит примеры основных представителей царств живой природы | Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки представите-лей царств жив. природы | Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания; П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов; К – выражает свои мысли в ответах | Понимание разнообразия живых организмов |
11 | Раздел 5.Бактерии. Грибы. Лишайники. Бактерии. | 3 1 | Учитель дает первоначальные знания и понятия о бактериях, представителях отдельных царств живой природы. Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы. | Учащиеся слушают новую информацию о бактериях, грибах, лишайниках; делают записи новых понятий в тетради. Пользуясь текстом параграфов учащиеся составляют опорный план-конспект. | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. Выделение существенных особенностей представителей отдельной группы организмов – лишайников. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | |
12 | Грибы. | 1 | Учитель знакомит ребят с царством Грибов. Дает понятия грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты. Организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Знание правил сбора съедобных грибов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами. Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | |
13 | Лишайники | 1 | Лишайники - симбиотические организмы (гриб и водоросли); индикаторы чистоты воздуха и «пионеры» почвообразовательного процесса. | Ученики заполняют опорные конспекты пользуясь текстом параграфа | Обобщение полученных знаний на уроке о применении лишайников природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. | Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека.
| |
Раздел 6. Многообразие растительного мира | 6 | |||||||
14 | Водоросли | 1 | Учитель знакомит учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей. Идет беседа с демонстрацией видеофрагмента «Водоросли» Организует лабораторную работу «Строение зеленых водорослей» | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Смотрят кинофрагмент и отвечают на заданные вопросы. Выполняют лабораторную работу, делают рисунки и подписи к ним. | Выделение существенных особенностей в строении водорослей их значение в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. | Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы Понимание строения водорослей связанные со средой обитания. | |
15 | Мхи. | 1 | Урок начинается с беседы о мхах с их демонстрацией на таблице и гербариях. Учитель предлагает выполнить лабораторную работу по инструктивной карточке на диске. Организует работу в группах с целью ознакомления учащихся со значением мхов в природе и жизни человека. | Учащиеся работают в группах, выполняют лабораторную работу, слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. | Сравнивают строение водорослей и мхов. Сфагнум - торфообразующий мох. Значение мхов в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы Понимание строения мхов связанные со средой обитания. | |
16 | Папоротники. | 1 | Учитель рассказывает о представителях папоротников об особенностях их строения. Показывает коллекцию «Каменный уголь и продукты его переработки» и организует работу с ней. | Учащиеся работают с коллекцией и делают необходимые записи в тетрадь. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа. | Распознают части папоротника, отличают на гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов. Значение папоротников в образовании каменного угля. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. | Понимают необходимость воды для размножения папоротников. Выполняют ТБ Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |
17 | Голосеменные растения. | 1 | Мотивирует на изучение нового материала. Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся. Организует лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных». | Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Называют виды голосеменных растений и заполняют таблицу. | Знание особенностей строения органов голосеменных на примере сосны и ели. Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми. | Познавательные УУД умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп | Представляют о голосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания на практике. | |
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения . | 1 | Мотивирует на изучение нового материала. Предлагает алгоритм действий. Выявляет опорные знания. Корректирует знания учащихся. Комментирует домашнее задание. | Выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных. Называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений. Применяют знания о движущих силах эволюции. | Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные. | Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. | Представляют преимущества покрытосеменных растений, позволившие им занять господствующее положение в современном мире растений. | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | Рассказывает, задает вопросы, организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы. | Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Осознание значимости растений в природе и жизни человека, необходимости охраны растений | |
Раздел7. Многообразие животных | 4 ч | |||||||
20 | Животные. Простейшие | 1 | Учитель вводит понятия о простейших животных. Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы. Рассказывает, задает вопросы, организует проведение лабораторной работы, анализирует допущенные ошибки, корректирует знания | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, пользуясь текстом параграфа отличают простейших друг от друга. | Знание особенностей строения Амебы, инфузории, эвглены и других простейших. Различение простейших и паразитических простейших на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения представителей разных классов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Понимание строения простейших. | |
21 | Беспозвоночные. | 1 | Учитель дает общую характеристику беспозвоночных животных, используя таблицы и данные диска, делит класс на группы. Каждая группа получает задание. Учитель организует лабораторную работу. | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Выполняют лабораторную работу. Работая в группах учащиеся к каждому из типов беспозвоночных дают характеристику. | Знание основных систематических единиц царства Животные | Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки. Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. | ||
22 | Позвоночные. | 1 | Учитель дает общую характеристику позвоночным животным, используя таблицы и данные диска, делит класс на группы. Каждая группа получает задание. Учитель организует лабораторную работу. | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Выполняют лабораторную работу. Работая в группах, учащиеся к каждому из классов позвоночных дают характеристику. | Знание основных систематических единиц царства Животные.
| Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. |
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Значение животных в природе и жизни человека. Раздел 8. Эволюция растений и животных. Как развивалась жизнь на Земле. Раздел 9. Среда обитания живых организмов. Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества. Раздел 10. Человек на Земле. Как человек появился на Земле? Как человек изменил Землю Жизнь под угрозой Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни. Обобщение материала. | 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 | Формирует представления о значении животных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Формирует научное мировоззрение по вопросу эволюции растительного и животного мира. Обеспечивает активное участие каждого учащегося в составлении характеристик различных сред обитания. Формирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты Организует игру-путешествие по различным природным зонам Земли. Формирует представления о роли Мирового океана на планете. Организует изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана в ходе выполнения творческих заданий. Формирует элементарные представления о природных сообществах планеты. Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе. Формирует научное мировоззрение по вопросу возникновения и развития человека, знакомит с основными этапами антропогенеза. Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Формирует нетерпимое отношение к любым проявлениям безрассудного поведения в природе. Формирует ответственное отношение к решению экологических задач. Формирует представления о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека и способах защиты от них. | Анализируют и дополняют свои знания по заданной теме. Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. Выявляют приспособления организмов к среде обитания. Систематизируют информацию о многообразии растительного и животного мира материков. В ходе творческой игры формируют навыки исследовательской деятельности применительно к выявлению зависимости видового многообразия от природных условий. Выявляют особенности строения обитателей морей и океанов; объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Определяют основные природные сообщества, взаимосвязи обитателей в них, пищевые цепи. Выявляют характерные особенности предковых форм человека разумного. Приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек. Определяют степень личного участия в природоохранной работе. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | Знание о существовании различных пород животных, их хозяйственном значении. Знакомятся с новыми эволюционными понятиями. Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных сред Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне. Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи Осознание человека разумного как биологического вида. Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы. Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Понимание необратимости процесса опустынивания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека. Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных. | Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ П:умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте. К: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы . К: умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Р:Развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное. К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. П: . Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. П:умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. К:умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками. Р: умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды. П: умение обобщать информацию, находить способы решения экологических задач. К: умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. П:умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. К: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте. К:умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: анализ информации, установление причинно-следственных связей. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи. | Умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Осваивают навыки содержания домашних животных. Умение применять полученные знания для объяснения палеонтологических экспонатов. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ Представление об эволюции человека как биологического и социального существа. Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности. Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе Умение применять полученные на уроке знания на практике. Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы.
4. Географические карты материков.
5. Экранно-звуковые средства.
6. Электронное приложение к УМК.
7. Электронно-образовательные ресурсы.
8. Мультимедиа проекция.
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Гимназия №3
«УТВЕРЖДАЮ»
________________
(О.В. Дивногорцева)
«____» ______2013г.
Рабочая программа по
Географии
5А,Б,В классы
2013-2014 учебный год
Разработчик:
Попильняк Людмила Феодосиевна;
учитель географии
Обсуждена и согласована на
методическом объединении
Протокол №_____от «___»_____2013г.
Принята на
педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____2013г.
2013 год
ФГОС второго поколения
Начальный курс географии.
(5 класс, 34 часа)
под редакцией В.П. Дронова, И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин
География. Начальный курс. 5 класс.
М., Дрофа, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И.И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой географии МИОО. С нового 2013-2014 учебного года география в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Общее число учебных часов за пять лет обучения- 280, из которых по 35 часов (1 час в неделю)- в 5 и 6 классах и по 70 ч. (2 часа в неделю)- в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным планом систематическому курсу географии в основной школе предшествует пропедевтический курс «Окружающий мир».
Предлагаемая рабочая программ по курсу географии 5 класса разработана И.И. Бариновой. По данной программе в издательстве «Дрофа» подготовлен учебник «География 5 класс»- авторы И.И. Баринова, Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, которая является первым в классической линии учебников данного издательства
Курс «География. 5 класс»- это первый систематический курс географии в основной школе. Главная особенность этого курса- за весьма непродолжительное время (35 ч.) познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов- географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Содержание курса включает пять основных блоков:
- что изучает география;
- как люди открывали Землю;
- Земля во Вселенной;
- виды изображения земной поверхности Земли;
- природа Земли.
Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены из-за того, что география опережает по времени изучения многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, поэтому многие вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Основная цель данного курса- познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит знакомство с особенностями живой и неживой природы.
На предметном уровне основная задача курса - пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся.
На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения географии как возможной области будущей практической деятельности.
Предлагаемая программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».
Основное содержание программы
Что изучает география (4 ч.)
Живая и неживая природа нашей планеты Земля. Явления природы (гроза, смена дня и ночи, дождь, снег, листопад, смена времен года, ветер и др.) Влияние человека на природу Земли. Человек на Земле. Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология. Физическая география- наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология, гидрография, биогеография, океанология и др. Социально-экономическая география- наука и хозяйстве, населении (демография) и др. Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- приводить примеры географических объектов;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию.
Как люди открывали Землю (4 ч.)
Для чего люди изучали Землю. Географические открытия в древности: плавания финикийцев. Географы древнего мира- греческие ученые Геродот, Пифей, Эратосфен и их открытия. Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша, Васко да Гама, Марко Поло. Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.) Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1521-1522 г.). Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.). Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820г.). Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.). Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича Дежнёва (1648-1649 г.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).
Практическая работа №1: Работа с контурной картой, учебником, диском.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Земля во Вселенной (8 ч.)
Представление древних народов о Вселенной. Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птолемею. Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представление о Вселенной итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея. Современные представления о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы: планеты-гиганты и карлики. Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Многообразие звезд и созвездий. Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы. Уникальная планета Земля. Исследования космоса.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Виды изображений земной поверхности Земли (6 ч. )
Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас. План местности. Географическая карта. Условные знаки плана и карты.
Практическая работа №2: Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение плана.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- Работать с компасом;
- Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Природа Земли (9 ч.)
Гипотезы о возникновении планеты Земля Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам: разнообразие их природы. Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе. Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Движение воздуха. Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи. Биосфера- живая оболочка Земли. В.И. Вернадский- создатель учения о биосфере. Почва- особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев- основоположник учения о почвах. Человек и природа. Человек- часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней. Природа- источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе.
Практическая работа №3: Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.
Практическая работа №4: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- основами экологической культуры.
Резерв – 1 час
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы; авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2013г.
2. Примерная программа и тематическое планирование курса географии 5 класса, И.И. Баринова, 2013г.
3. Введение в географию. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), изд. Дрофа, 2013г.
4. Введение в географию. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова), изд. Дрофа, 2013г.
5. Введение в географию. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина), изд. Дрофа, 2013г.
6. Введение в географию. 5 класс. Электронное мультимедийное издание, изд. Дрофа, 2013г.
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
• развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
• научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
• научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
- ученик научится использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ
(по учебнику: под редакцией В.П. Дронова, И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа, 2012) 34 часа + 1 час
№ урока | Тема курса, количество часов | Практические работы, контурные карты |
Раздел 1. Что изучает география (5 ч) | ||
1 – 3 | Науки о природе (3 ч) | Геословарь «Науки о Земле» доклад |
4 – 5 | Методы географических исследований (2 ч) | |
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч) | ||
6 – 10 | Географические открытия (5 ч) | Геословарь «Путешественники» доклад, Практическая работа №1 « Обозначение путей основных экспедиций» |
.Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч) | ||
11 – 14 | Изучение Вселенной. Планеты земной группы (4 ч) | Геословарь «Такой разный космос», доклад |
15 – 17 | Газовые гиганты. Космические тела (3 ч) | |
18 – 19 | Исследование космоса (2 ч) | |
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч) | ||
20 – 23 | Ориентирование и географическая карта (4 ч) | Геословарь Практическая№2«Составление плана» |
Раздел 5. Природа Земли (12 ч) | ||
24 – 27 | Строение Земли (4 ч) | Геословарь |
28 – 34 | Оболочки Земли (6 ч) | Практическая№3 «Обозначение районов землетрясений и вулканов Земли.» Практическая работа №4: «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. |
35 | Резерв времени(1 ч) |
Перечень обязательной географической номенклатуры
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисабо, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Знать/понимать
- Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- Географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека
Уметь:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;
- Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, экологических проблем;
- Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс.
№ урока | Дата проведения | Тема урока, раздела | Тип урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||
1 | Раздел 1. Что изучает география(5ч) Мир, в котором мы живем. Наш дом- планета Земля. Живая природа- все многообразие живых организмов, включая человека. Неживая природа- реки, горы, полезные ископаемые. Явления природы. | Вводный урок | Учащийся должен уметь: - приводить примеры географических объектов; - описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты; - называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); - объяснять, для чего изучают географию. | Уметь самостоятельно выделять познавательную цель; объяснять особенности планеты Земля. | Развитие личностной рефлексии, толерантности | |
2 | Науки о природе. Знакомство с основными науками о природе: астрономия, география, физика, химия, геология, биология, экология. Естественные науки. | Урок обще -методической направленности | Уметь отображать информацию в графической форме; самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, выделять сходство естественных наук. | Формирование мотивации в изучении наук о природе | ||
3 | География- наука о Земле. Физическая и социально- экономическая география-два основных раздела географии. | Урок обще -методической направленности | Выделять главную мысль в тексте, различия двух частей географии; формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | ||
4 | Методы географических исследований. Представление о методах географических исследований и их развитии от географических описаний до аэрокосмических методов. | Урок «открытия» нового знания | Добывать информацию с помощью карт атласа; применять методы информационного поиска; Показывать ценность географической информации для человечества. | Формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | ||
5 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Что изучает география» | Урок обобщающего контроля | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | ||
6 | Раздел 2. Как люди открывали Землю(5ч.) Географические открытия древности и Средневековья. Плавание финикийцев; описания стран Геродотом; вычисление размеров Земли Эратосфеном. Путешествие Марко Поло в Индию и Китай; плавания португальских моряков вокруг Африки- Б. Диаш и Васко да Гамма. | Урок обще -методической направленности | Учащийся должен уметь: - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; - показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. | Добывать информацию с помощью карт атласа и электронного приложения; применять методы информационного поиска(правильно показывать и называть объекты, упомянутые в тексте учебника); уметь объяснять роль великих географических открытий для человечества. | Формирования целостного мировоззрения, | |
7 | Важнейшие географические открытия. Открытие Америки Х. Колумбом (1492г.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1522). Открытие Австралии В. Янсзоном (1606г.). Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллингаузеном и М.П.Лазаревым (1820г.). | Урок «открытия» нового знания | Добывать информацию с помощью электронного приложения; самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения; выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||
8 | Открытия русских путешественников Новгородцы и поморы- первые исследователи севера Европы и Азии (XIIв.). «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XVв.). | Урок «открытия» нового знания | Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству , к прошлому России. | ||
9 | Открытия русских путешественников. Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь (XVв. ). Экспедиция Семёна Дежнёва в Восточную Сибирь (XVIIв. ).Великие Северные экспедиции В. Беринга и А.С. Чирикова (XVIIIв.).Практическая работа №1 Работа с контурной картой, учебником, диском, обозначение путей основных экспедиций. | Урок «открытия» нового знания | Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать ; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству , к прошлому России. | ||
10 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | Урок обобщающего контроля | Применять методы информационного поиска | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству , к прошлому России. | ||
11 | Раздел №3 Земля во Вселенной(9ч). Представления о Вселенной в древности. Что такое Вселенная. Представления древних индийцев о форме Земли. Древнегреческие ученые Пифагор и Аристотель о шарообразности Земли и модели строения Вселенной. | Урок обще -методической направленности | Учащийся должен уметь: - описывать представления древних людей о Вселенной; - называть и показывать планеты Солнечной системы; - приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов; - описывать уникальные особенности Земли как планеты. | Применять методы информационного поиска; добывать информацию с помощью вопросов; объяснять представления древних людей о Вселенной. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | |
12 | Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. Изменение представлений о мире после географических открытий XIV- XVIвв. Первая модель Вселенной польского астронома Николая Коперника. Учение о Вселенной итальянцев Джордано Бруно и Галилео Галилея (XVI- XVII вв.). Современные представления о Вселенной. | Урок обще -методической направленности | Формировать навыки сотрудничества в индивидуальной и групповой работе; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | ||
13 | Солнечная система. Солнечная система- это планеты и небесные тела. Планеты делятся на две группы: планеты земной группы- Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты- Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон. | Урок обще -методической направленности | Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; Объяснять главное отличие Земли от других планет. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | ||
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. Отличительные свойства планет - гигантов: состоят преимущественно из газов, не имеют твердых поверхностей, обладают большим количеством спутников, имеют кольца. Происхождение названий планет. | Урок «открытия» нового знания | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; установит во сколько раз диаметр планет –гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощью учителя. | ||
15 | Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Самая известная комета- Галлея. Самый большой астероид- Церера. Значение изучения небесных тел для познания космических процессов. | Урок «открытия» нового знания | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | ||
16 | Мир звезд. Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы. Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты, карлики. Созвездия. Почему люди с древних времен наблюдали за звездным небом. | Урок «открытия» нового знания | Учащийся должен уметь: - описывать представления древних людей о Вселенной; - называть и показывать планеты Солнечной системы; - приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов; - описывать уникальные особенности Земли как планеты. | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; выделять созвездия на определенных участках звездного неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | |
17 | Уникальная планета Земля. Планета Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. | Урок «открытия» нового знания | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; выделять условия ,необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | ||
18 | Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых в развитие космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин. | Урок обще -методической направленности | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; изучать важнейшие события в освоении космоса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству , к прошлому России. | ||
19 | Обобщение и контроль знаний по теме «Земля во Вселенной». | Урок обобщающего контроля | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | ||
20 | Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли- 5ч. Стороны горизонта. Горизонт. Основные (север, юг, восток, запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз) стороны горизонта. Ориентирование. | Урок «открытия» нового знания | - Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - Работать с компасом; - Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | |
21 | Способы ориентирования. Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по Солнцу и звездам. Ориентирование по местным признакам. | Урок практикум | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов; применять методы информационного поиска, в том числе компьютерных средств; формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | ||
22 | План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Масштаб. Условные знаки. Отличие географической карты от плана. Начальный меридиан. Экватор- самая длинная параллель. | Урок практикум | Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; - Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - Работать с компасом; - Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков. | Формировать учебное сотрудничество в ходе индивидуальной и групповой работы; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков | Формирование навыков работы по образцу, при консультативной помощью учителя. | |
23 | Практическая работа №2: Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение плана. | Урок практических работ | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; осознавать себя как как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий; составлять план местности ,определять азимут | Формирование навыков работы по образцу, при консультативной помощью учителя. | ||
24 | Обобщение и контроль знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли» | Урок развивающего контроля | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; | Формирование навыков работы по образцу, при консультативной помощью учителя. | ||
25 | Раздел 5. Природа Земли (11ч). Как возникла Земля. Гипотезы разных ученых о происхождении планеты Земля и Солнечной системы. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | Урок «открытия» нового знания | Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; - приводить примеры форм рельефа суши и дна океана; - объяснять особенности строения рельефа суши; - описывать погоду своей местности. | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | |
26 | Внутреннее строение Земли. Ядро и мантия. Литосфера и земная кора. Движения земной коры. Породы и минералы. | Урок обще -методической направленности | Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать; уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | ||
27 | Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Причины землетрясений, сейсмические районы. Вулканы. Строение вулкана: кратер, жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие вулканы. Практическая работа №3: Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли. | Урок обще -методической направленности | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами; ; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | ||
28 | Путешествие по материкам. Краткая характеристика особенностей природы всех материков Земли. Формирование представлений о разнообразии природы нашей планеты. | Урок обще -методической направленности | Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; - приводить примеры форм рельефа суши и дна океана; - объяснять особенности строения рельефа суши; - описывать погоду своей местности. | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; уметь характеризовать природу шести материков. | Формирование навыков работы по образцу, при консультативной помощью учителя. | |
29 | Вода на Земле. Гидросфера- водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды. Вода в атмосфере. Роль воды в жизни человека. | Урок обще -методической направленности | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; характеризовать воды суши. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
30 | Практическая работа №4: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | Урок практических работ | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; показывать на карте и определять географическое положение океанов | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
31 | Воздушная оболочка Земли. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы, ливни, град. Погода и климат. Роль атмосферы в жизни человека. | Урок «открытия» нового знания | Формировать учебное сотрудничество в ходе индивидуальной и групповой работы; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера- кухня погоды» | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | ||
32 | Живая оболочка Земли. Биосфера - живая оболочка Земли. Границы биосферы. Русский ученый В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. | Урок «открытия» нового знания | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; характеризовать распределение живого вещества в биосфере | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
33 | Почва - особое природное тело. Что такое почва. В.В. Докучаев - основоположник науки о почвах- почвоведении. Плодородие - основное свойство почвы. Значение почвы для человека. | Урок «открытия» нового знания | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; объяснять, что почва- особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов растений, животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
34 | Человек и природа. Роль природы в жизни человека. Воздействие человека на природу. Необходимость бережного отношения к природе. Правила поведения в природе. | Урок развивающего контроля | Формировать учебное сотрудничество в ходе индивидуальной и групповой работы; выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию; делать выводы о взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | ||
35 | Обобщение и контроль знаний по теме «Природа Земли» | Урок обобщающего контроля | Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...