Рабочая программа по биологии для 9 кл.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Беляева Наталья Александровна

Рабочая программа по биологии рассчитана  на обучающихся  9 кл.основной общеобразовательной школы , УМК под редакцией В.В.Пасечник. Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 ч.) и включает тематическое , календарно-тематическое планирование учебного материала и контрольно-измерительные материалы . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_9_kl.docx98.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии для 9 кл.

УМК под редакцией В.В.Пасечник

учителя биологии Беляевой Н.А.

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Курской обл., Суджанского района

2014-15 уч.г.


Пояснительная записка

 Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования», на основе авторской программы  В.В. Пасечника, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа», Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

 Содержание программы курса биологии 9 класса сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных  уровнях его формирования.
      Концептуальной основой систематического курса биологии 9 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. 
      Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. 
      
Основными целями изучения биологии в 9 классе являются: 
      • 
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; 
      • 
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 
      • 
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 
      • 
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 
      • 
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. 
            

Место предмета в базисном учебном плане

В связи с тем, что по учебному плану школы в 9-х классах предусматривается 34 учебные недели, в рабочую программу внесены следующие изменения: на изучение курса отводится 68 часов.

В состав УМК входят:

Класс

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

9

«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.

Учебник. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа,  2009.

Рабочая тетрадь. Пасечник В. В., Швецов Г. Г. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь – М.: Дрофа,  2010.

Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа,  2008.

Калинова Г. С., Кузнецова В. Н., Прилежаева Л. Г. «Сдаем единый государственный экзамен. Биология» (ФИПИ). 9 класс. – М.: Дрофа,  2010.

Электронное сопровождение УМК:

  1. 1С: Школа. Биология. 9класс. Человек. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  2. Тесты для учащихся. Биология – 6-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 9 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.

Дополнительная литература для учителя:

  1.  «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
  2.  «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
  3. «Биология. 9 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
  4. Петросова Р.А., Богданов Н.А. «Готовимся к экзаменам. Биология 9 класс». - М., Дрофа, 2010.
  5. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А. Биология. Живые системы и экосистемы. Методические рекомендации. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М., Прсвещение, 2009.
  6. «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
  7. Уроки биологии по курсу «Биология. 9 класс. Общие закономерности». - М., Дрофа, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1—3. М.: Мир, 1987.
  2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... М.: Просвещение, 1995.
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.
  4. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
  5. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир,1988.
  6. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
  7. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать
      • 
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; 
      • 
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; 
      • 
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; 
      
уметь: 
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; 
      • 
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 
      • 
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 
      • 
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 
      • 
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; 
      • 
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
      • 
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; 
      • 
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); 
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; 
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; 
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Формы организации познавательной деятельности

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  • самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
  • поисковая беседа;
  • метод  проектов;
  • эвристическая беседа;
  • анализ;
  • дискуссия;
  • практическая деятельность.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • устный контроль;
  • самоконтроль и взаимоконтроль;
  • выполнение заданий у ИД (интерактивная доска);
  • выполненные задания в рабочей тетради;
  • результаты практических  и лабораторных работ;
  • выполненные проекты.

Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;
  • умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
  • умение использовать полученные знания на практике.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Оценка теоретических знаний учащихся:

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся

  1. Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

2. Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения;
  • умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Тематическое планирование

№ темы

Название темы

Автор.прогр. (кол.ч.)

Раб.пр

(кол.ч.)

Контр.

(кол.ч )

Лаб.

Практ.

(кол.ч.)

Введение

2

3

Молекулярный уровень

10

9

1

Клеточный уровень

15

10

1

1

Организменный уровень

14

14

1

1

Популяционно-видовой уровень

3

3

1

Экосистемный уровень

8

4

Экск.

Биосферный уровень

4

4

1

Основы учения об эволюции

7

7

Экск.

Возникновение и развитие жизни на Земле

7

6

Экс.

Основы экологии .Биосфера и человек

-

8

1

Итог

70

68

4

4/3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

      уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание курса биологии 9 класса

Введение. Биология в системе наук (3 ч)

      Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

      Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел I.  Уровни организации живой природы (44 ч)

 Глава 1. Молекулярный уровень (9 ч)  Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.   Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.   Вирусы.

Глава 2. Клеточный уровень ( 10 ч)

 Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

   Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

 Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.  Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.Деление клетки. Митоз.

  Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

    Лабораторные работы:

      • рассматривание клеток  растений ,животных под микроскопом

     Глава 3. Организменный уровень ( 14ч)

 Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.  Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.    Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

  Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

 Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.   Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.    Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.  Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

      Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

      Лабораторные работы:

      • Изучение изменчивости у растений и животных.

   Генетика человека .Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.  Основы селекции и биотехнологии  Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

      Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 4. Популяционно – видовой уровень ( 3ч)

      Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация. Лаб раб.  изучение морфологического критерия вида

Глава 5. Экосистемный уровень (4ч)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

  Экскурсия в биогеоценоз

      • Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

      Глава 6. Биосферный уровень (4ч)

Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

Раздел II. Эволюция органического мира (13ч)

Глава 1. Основы учения об эволюции (7ч)

 Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.    Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика

   Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

  Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

  Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.   Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

      Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

      Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

Глава 2. Происхождение и развитие жизни на Земле (6 ч)  Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

      Экскурсия:   • История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).

Раздел III. Основы экологии (8ч)

Глава 1 Огранизм и среда ( 5ч)

 Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).   Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.

Глава 2. Биосфера и человек (3ч)      Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.   Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

     

     

Ресурсное обеспечение рабочей программы по биологии для 9 класса:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008. – 303 с.

м е т о д и ч е с к ое  п о с о б и е  д л я  у ч и т е л я:

Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.

д о п о л н и т е л ь н ая  л и т е р а т у р а   д л я   у ч и т е л я:

Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.

Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;

н а у ч н о - п о п у л я р н а я  л и т е р а т у р а  д л я   у ч а щ и х с я:

Ауэрбах, Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 2009.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО»Астрель», 2009. – 464 с.: ил. Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2008. – 400 с.: ил.  MULTIMEDIA-поддержка курса «Биология. Животные».

Календарно – тематическое планирование курса биологии в 9 классе

п/п

(кол.ч.)

 Тема урока

Оборудова

ние

Тип, форма урока

Контр.

Лаб.р.

Дата по плану

Дата факт.

Цель урока

Планируемый результат:

учащийся должен знать/уметь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1(1)

Биология – наука о жизни

Таблицы, рисунки, фотографии

знать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видо-вой, экосистемный, биосферный. Приводить примеры

давать определение терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи

ИНМ, беседа, лекция

2(2)

Методы исследования в биологии

Таблицы «Условия прорастания семян», «Фотосин

тез», схемы

Знать методы изучения живой природы ,иметь представление об основных этапах научного исследования. Знать основополагающий принцип в науке. Сравнивать понятия «гипотеза» и «теория»

называть методы изучения живой природы

характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования. Характеризовать основополагающий принцип в науке. Проводить сравнение гипотезы и закона или теории

КУ, групп. работа

3(3)

Сущность жизни и свойства живого

Схема на доске, магниты

знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук. Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры

называть общие признаки (свойства) живого характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры

ИНМ, беседа, лекция

II. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (44 часа)

2.1. Молекулярный уровень (9 часов)

1(4)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

Схемы на доске, рисунок на с. 17 учебника; разноцветные магнитные «кнопки»

называть элементы, преобладающие в составе живых организмов, перечислять их свойства и значение

обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне

давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение

характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне

КУ, групп. работа

2(5)

Углеводы

Рисунки на страницах учебника

знать и называть вещества, входящие в состав углеводов. Знать основные функции углеводов в организме

знать классификацию углеводов; общую формулу углеводов; приводить примеры моно-, ди- и полисахаридов, знать особенности их строения. Обосновывать принадлежность углеводов к биомолекулам

давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов

характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп

ИНМ, беседа, лекция

3(6)

Липиды

Рисунки на страницах учебника

иметь представление о составе и строении липидов, знать их функции

давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов

ИНМ, беседа, лекция

обосновывать принадлежность липидов к биомолекулам

характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам

4(7)

Состав и строение белков. Функции белков

Таблица, модель белка, рисунки и схемы на страницах учебника

знать состав и строение, уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул; функции белков в организме

обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения

называть мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме

характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам

ИНМ, беседа, лекция

5(8)

Нуклеиновые кислоты

Таблица, рисунки на страницах учебника, модель ДНК

знать типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Знать функции ДНК и РНК, типы РНК.

:

знать строение нуклеотидов – мо-номеров ДНК и РНК; обосновывать значение НК в организме. Сравнивать молекулы ДНК и РНК

давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК

:

характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и

РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение

ИНМ, беседа, лекция

молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам

6(9)

АТФ и другие органические соединения клетки

Таблица, рисунки на страницах учебника

иметь представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции (о превращениях молекулы АТФ в клетке). Иметь представление о роли витаминов в организме

знать классификацию витаминов. Приводить примеры авитаминозов

давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов

характеризовать особенности строе-

ния молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов

КУ, групп. работа

7(10)

Биологические катализаторы

Рисунки на страницах учебника; лаборатор-ное оборудова-ние

знать свойства ферментов и механизм катализа.

объяснять роль ферментов в организме. Иметь представление о коферменте

:

давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций

характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме

КУ, групп. работа

8(11)

Вирусы

Таблица, рисунки на страницах учебника

знать особенности строения и функционирования вирусов. Знать способы борьбы со СПИДом

знать об особенностях различных вирусных заболеваний; приводить примеры вирусных заболеваний растений, животных и человека

перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом

:

характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам

ИНМ, беседа, лекция

9(12)

Обобщение и контроль знаний №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

:знать особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение

Обосновывать качественный скачок от неживой к живой природе

давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение

характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значение

КУ, групп. работа

1

2.2. Клеточный уровень (10 часов)

1(13)

Основные положения клеточной теории

Таблица, фотографии ученых; микроскопы, микропрепараты

знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).

знать и называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток

называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории

характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии

ИНМ, беседа, лекция

2(14)

Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки

Таблица, рисунки на страницах учебника. Микроскоп.

Микропрепараты

знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Знать строение и функции ядра

знать механизм фаго- и пиноцитоза, объяснять их значение. Сравнивать диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Обосновывать значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов

давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра

характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз). Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов.

ИНМ, беседа, лекция

3(15)

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

Таблица, рисунки на страницах учебника

знать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, перечислять их функции. Знать виды пластид

обосновывать наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами

называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид

характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами

ИНМ, беседа, лекция

4(16)

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки)

Таблица, рисунки на страницах учебника

иметь представление о строении клеточного центра и органоидов движения; знать функции клеточного центра и органоидов движения; сравнивать прокариоты с эукариотами. Обосновывать роль спор в жизни прокариот

знать признаки отличий включений от органоидов клетки, приводить примеры клеточных включений; выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами

называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки

характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки. Объяснять роль спор в жизни прокариот

КУ, групп. работа

5(17)

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке

Таблицы, схемы, разноцветные магнитные «кнопки»

:

описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке; знать этапы энергетического обмена

давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма

ИНМ, беседа, лекция

обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. Иметь представление об образовании АТФ в ходе энергетического обмена в клетке

характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки

6(18)

Типы питания клетки

Таблицы, схема процесса фотосинтеза на странице 67 учебника

знать характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания. Знать особенности процессов фото- и хемосинтеза

знать о гетеротрофном питании некоторых растительных организмов, об организмах со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза

давать определение терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов

характеризовать (описывать) особен-

ности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов),  особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза

КУ, групп. работа

7–8

(19–20)

Синтез белков в клетке

Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, таблица генетического кода

:

иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов:

обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода

давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции)

характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль

ИНМ, беседа, лекция

9 (21)

Деление клетки. Митоз

Таблица, микроскоп, микропрепараты, модели клеток

знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки

обосновывать биологический смысл митоза

давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки

характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза

ИНМ, беседа, лекция

10 (22)

Контрольно-обобщающий урок  №2 по теме «Клеточный уровень организации живого»

знать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); основные положения клеточной теории; сравнивать автотрофные и

гетеротрофные организмы; знать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); объяснять сущность митоза

Продвинутый уровень:

Обосновывать утверждение: «Вне клетки жизни нет»; биологический смысл митоза

знать термины; называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза

Продуктивный:

характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток

ОСЗУ

1

2.3. Организменный уровень (14 часов)

1(23)

Размножение организмов

Таблицы, рисунки на страницах

знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого

знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения

ИНМ, беседа, лекция

учебника, живые объекты

размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения

обосновывать биологическую роль различных видов и форм размножения

организмов; называть мужские и женские половые гаметы

описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым

2(24)

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, микроскоп, микропрепараты

иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза, сущность процесса оплодотворения; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гаметиметь представление о механизмах оплодотворения у растений и млекопитающих, обосновывать необходимость выработки большего числа сперматозоидов при наружном оплодотворении

давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза

характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий

ИНМ, беседа, лекция

3 (25)

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Таблицы, рисунки на страницах учебника, влажные препараты, коллекции

знать периоды онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды. Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Формулировать биогенетический закон

обосновывать значение биогенетического закона

давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития

характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение

ИНМ, беседа, лекция

4(26)

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет

Таблица, схемы на страницах учебника, модели-аппликации

знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание

давать определение терминам

характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание

ИНМ, беседа, лекция

5(27)

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

Таблица, рисунок на странице 106 учебника

знать генетические термины и понятия, законы наследственности

обосновывать практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Уметь решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание

давать определение терминам

характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание

ИНМ, беседа, лекция, практикум

6(28)

Дигибридное скрещивание

Таблица, рисунки на стр. учебника, модели-аппликации

знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Объяснять, что является материальным носителем наследственности.

давать определение терминам

характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования

КУ, групп. работа

Иметь представление о независимом наследовании признаков

уметь решать задачи на дигибридное скрещивание

признаков.

Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов

7(29)

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

Таблица, схема на
с. 111 учебника

знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана; обосновывать биологическое значение перекреста хромосом обосновывать механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом). Иметь представление о значении составления генетических карт человека

давать определение терминам

характеризовать сущность закона
Т. Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом

ИНМ, беседа, лекция

8(30)

Взаимодействие генов

Рисунок на с. 113 учебника

знать законы наследственности, иметь представление о различных видах взаимодействия неаллельных генов

:

уметь решать задачи на различного вида взаимодействия неаллельных генов

называть виды взаимодействия неаллельных генов

характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов

КУ, групп. работа

»

9(31)

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Таблица, схема на
с. 115 учебника

знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом

приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование

давать определение терминам. Называть группы хромосом

характеризовать группы хромосом

(аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование

КУ, групп. работа

10 (32)

Модификационная изменчивость

Таблица, живые объекты (фиалка, аквариумные рыбки и др.)

знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа

иметь представление о норме реакции (ее пределах) организма на внешние условия

давать определение терминам

характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия

ИНМ, беседа, лекция

11 (33)

Мутационная изменчивость

Схемы, микроскопы, микропрепараты (плодовые

мушки дрозофилы)

знать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями. Знать виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций

проводить сравнительную характеристику мутаций различных видов. Обосновывать биологическую роль мутаций

давать определение терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций

характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания

КУ, групп. работа

12 (34)

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, геогр. карта

знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных

давать определение терминам. Называть центры происхождения культурных растений

характеризовать задачи и значение

ИНМ, беседа, лекция

:

обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения

селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; приводить примеры

великих древних цивилизаций; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости

использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций

13 (35)

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Коллекции семян зерновых культур

знать основные методы селекции; обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса

иметь представление о методике, позволяющей преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ

давать определение терминам. Называть основные методы селекции; виды гибридизации

характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ

ИНМ, беседа, лекция

14 (36)

Обобщение и контроль №3 по теме «Организменный уровень организации живого»

знать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям

обосновывать использование учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Уметь решать задачи

давать определение терминам

характеризовать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции; знать законы наследственности, приспособленность организмов к среде обитания. Объяснять суть использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Решать задачи

ОСЗУ

1

2.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

1(37)

Вид. Критерии вида

Рисунки на страницах учебника, фотографии, открытки,

живые объекты, чучела и др.

знать основную систематическую единицу в биологии, определение понятия «вид». Определять критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, эко-логический, географический, исторический)

обосновывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны

давать определение терминам. Называть критерии вида

характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны

ИНМ, беседа, лекция

2(38)

Популяция – форма существования вида и единица эволюции.

Экология популяций: струк-тура и динамика численности

Таблицы

знать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы

знать характеристики популяционно-видового уровня организации живой природы

давать определение терминам

характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы

ИНМ, беседа, лекция

3(39)

Биологическая классификация

Фотографии и др.

знать основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных)

уметь определять таксономическую принадлежность растений и животных

давать определение терминам

характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определять таксономическую принадлежность растений и животных

КУ, групп. работа

2.5. Экосистемный уровень (4 часа)

1(40)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Таблицы, схема,

с. 148

знать природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знать границы биогеоценоза. Иметь представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере)

проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза

давать определение терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза

характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи;

перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ

ИНМ, беседа, лекция

2(41)

Состав и структура сообщества

Таблицы, рисунки на страницах учебника

знать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях

иметь представление о связи биогеоценозов с географической зональностью

давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные)

характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, на-ходящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жиз-ни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания

ИНМ, беседа, лекция

3(42)

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Таблица, рисунок на с. 160 учебника

знать характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах, количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям

знать характеристику пирамид численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы

давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества

характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания

ИНМ, беседа, лекция

4(43)

Саморазвитие экосистем

Таблица, рисунок на с. 167 учебника

знать характеристику экологической сукцессии, ее природы и механизмов; стадий сукцессии (первичная, вторичная); обосновывать значение сукцессий. Находить сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем

иметь представление об общем дыхании сообщества

давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем

характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах

ИНМ, беседа, лекция

2.6. Биосферный уровень (4 часа)

1(44)

Биосфера. Среды жизни

Таблица, рисунки на страницах учебника, фотографии ученых

знать среды жизни живых организмов; особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной

давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы

ИНМ, беседа, лекция

среде, которые выработались в процессе эволюции; границы и свойства биосферы

демонстрировать на конкретных примерах особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде

характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых

организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; знать границы и свойства биосферы. Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде

2(45)

Средообразующая деятельность организмов

Таблица, фотографии

знать особенности воздействия живых организмов на среду обита-

ния (механического воздействия, физико-химического и др.); приводить примеры

давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов

характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания

ИНМ, беседа, лекция

3(46)

Круговорот веществ в биосфере

Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника

знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере

знать биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы

характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

ИНМ, беседа, лекция

4(47)

Контрольно-обобщающий урок  №4 по теме «Биосферный уровень организации живого»

знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере

давать определение терминам. Называть уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы.

ККЗУ

обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение, последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

III. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (13 часов)

3.1. Основы учения об эволюции (7 часов)

1(48)

Развитие эволюционного учения

Портреты

К. Линнея, Ж.-Б. Ламар-ка, Ч. Дарвина

знать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, выделять основную заслугу Ч. Дарвина.

знать историю развития эволюционных идей

давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина

характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина

ИНМ, беседа, лекция

2(49)

Изменчивость организмов

Таблицы, рисунок на с. 196 учебника

знать основную характеристику различных видов изменчивости (ненаследственной, наследственной), их роли в эволюции. Иметь представление о генофонде популяции

иметь представление о дрейфе генов

давать определение терминам. Называть виды изменчивости

характеризовать виды изменчивости, их роль в эволюции; объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда

ИНМ, беседа, лекция

3(50)

Борьба за существование. Естественный отбор

Таблицы, рисунки на страницах учебника

знать характеристику борьбы за существование, формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отбора

обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование

давать определение терминам. Называть формы борьбы за существование, формы естественного отбора

характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование

КУ, групп. работа

4(51)

Видообразование

Рисунки на страницах учебника

знать характеристику понятия «микроэволюция», основные формы видообразования, приводить примеры. Знать форму отбора, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования

приводить примеры различных видов растений и животных, возникших в результате хромосомных перестроек

давать определение терминам. Называть основные формы видообразования

характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции

ИНМ, беседа, лекция

5(52)

Макроэволюция

Набор коллекций, рисунки на страницах учебника

знать основные таксономические группы, что такое макроэволюция, доказательства макроэволюции. Знать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия).

давать определение терминам. Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции

характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции.

ИНМ, беседа, лекция

Иметь представление о значении исследования филогенетических рядов

иметь представление о главных направлениях (линиях) эволюции, сформулированных А. Н. Северцовым

Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции.

Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Объяснять значение исследования филогенетических рядов

6(53)

Основные закономерности эволюции

Набор коллекций, фо-тографии, рисунки на страницах учебника

знать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция); главные линии эволюции. Обосновывать разницу понятий «параллелизм» и «конвер-

генция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации)

иметь представление о синтетической теории эволюции

давать определение терминам. Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции

Характеризовать типы эволюционных

изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации)

ИНМ, беседа, лекция

7(54)

Семинар по теме «Основы учения об эволюции»

Портреты
К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина

иметь представление об истории взглядов на эволюцию живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, понятия «борьба за существование» и «естественный отбор». Обосновывать роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции.

давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционис-тов, типы эволюционных изменений, линии эволюции.

характеризовать развитие представлений об эволюции живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина; сравнивать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор». Объяснять роль генетики в формировании современных

ОСЗУ, семинар

Знать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции

иметь представление о синтетической теории эволюции

взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции. Характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции

3.2. Происхождение и развитие жизни на Земле (6 часов)

1(55)

Гипотезы возникновения жизни

Фотографии, рисунки на страницах учебника

знать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции)

называть основные гипотезы возникновения жизни

характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции)

ИНМ, беседа, лекция

2(56)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

Фотографии ученых, рисунки на страницах учебника

знать гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); иметь представление о современных гипотезах происхождения жизни

знать основные этапы развития жизни на Земле

называть этапы развития представлений о возникновении жизни

характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни

ИНМ, беседа, лекция

3(57)

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника

иметь представление о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Знать характеристику состояния органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр.

называть эры и периоды, крупные ароморфозы

характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской,

КПЗУ, инд. работа

Знать условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим

обосновывать смену господствующих групп растений и животных

протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них

в связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных

4(58)

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника

знать характеристику состояния органического мира в мезозое; основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных

:

обосновывать смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)

называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации

характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)

КПЗУ, инд. работа

5–6

(59–60)

Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебни-ка. Коллекции окаменелостей, отпечатков и т. д.

знать современные представления о возникновении жизни на Земле; основные этапы развития жизни на Земле; методы и результаты пале-онтологических исследований. Обосновывать появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Знать основные ароморфозы растений и

давать определение терминам. Называть фамилии ученых, гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле; знать эры и периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации

характеризовать современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы развития

ОСЗУ, семинар

животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных

обосновывать проявления сопряженной эволюции растений и животных на протяжении развития жизни на Земле

жизни на Земле, методы и результаты палеонтологических исследований. Объяснять появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Характеризовать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных

Раздел IV.  Основы экологии. Биосфера и человек.  ( 8ч)

61

Экологические факторы. Условия среды.

Таблиц, схема, рис. учебника

Окружающая среда – источник веществ, энергии и информации.

Экология как наука.

Влияние экологических факторов на организмы.

Знать абиотические и биотические, антропогенные факторы ( температура, влажность, свет, др.).

Уметь называть загрязняющие вещества.

ИНМ, лекция, беседа

62

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.

Таблиц, схема, рис. учебника

Условия среды.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Популяции. Типы взаимодействия

Знать понятия: толерантность, экотипы, лимитирующие факторы.

Закон минимума.

ИНМ, лекция, беседа

63

Экологические ресурсы.

Таблиц, схема, рис. учебника

популяций разных видов.

Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.

Уметь объяснять, что собой представляют экологические ресурсы,

энергетские ресурсы., пищевые ресурсы

ИНМ, лекция, беседа

64

Адаптация организмов к различным условиям существования.

Таблиц, схема, рис. учебника

Уметь определять жизненные формы

ИНМ, лекция, беседа

организмов.

Знать морфологические приспособления к жизни у различных организмов.

65

Межвидовые отношения организмов

Таблиц, схема, рис. учебника

Знать понятия: нетрализм, аменсализм, комменсазм, симбиоз, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм.

ИНМ, лекция, беседа

66

Эволюция биосферы

Таблиц, схема, рис. учебника

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере.

Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на жизнь.

Уметь объяснять вклад В.И.Вернадского в развитие биологии.

Знать понятия: Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество,

биокостное вещество

ИНМ, лекция, беседа

67

Антропогенное воздействие на биосферу

Таблиц, схема, рис. учебника

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

Уметьобъяснять влияние человека на

природу.

Знать возобновимые и невозобновимые ресурсы.

КПЗУ, инд работа

68

Основы рационального природопользования

Таблиц, схема, рис. учебника

ИНМ, лекция, беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...