рабочие программы по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
программы по биологии с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_i_ktp_po_biologii.rar | 232.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии 6 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- авторская программа И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко 6 класс. Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники./Сборник: Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы .М.: Вентане -Граф, 2010 г./;
- базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год;
- учебного плана МБОУ Увельской ООШ.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю(1 час выделен из федерального компонента и 1 час из регионального компонента).
Программа соответствует учебнику: Биология: Растения. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/под. Ред. Проф. И.Н. Пономаревой .М.: Вентана -Граф, 2010 г.
В рабочей программе запланировано 21 лабораторная работа, 7 экскурсий, 2 контрольных работ.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Включен краеведческий материал Брянской области и своей местности.
Авторская программа предусматривает 68 часов (распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировано, планирование учитель может менять по своему усмотрению), поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения:
Содержание | часов в авторской программе | часов в рабочей программе |
Введение Общее знакомство с растениями | 5 | 1 6 |
Клеточное строение растений | 4 | 5 |
Органы цветковых растений Семя | 16 3 | 18 3 |
Корень | 3 | 3 |
Побег | 10 | 7 |
Цветок и плод | 4 | 5 |
Основные процессы жизнедеятельности растений | 10 | 10 |
Основные отделы царства растений | 9 | 11 |
Историческое развитие растительного мира на земле | 4 | 4 |
Царство Бактерии | 3 | 3 |
Царство Грибы. Лишайники. | 3 | 4 |
Природные сообщества | 6 | 7 |
Заключение | 1 | |
ИТОГО: | 60(8 ч-резерв) | 70 |
Цели и задачи курса биологии
1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Наука о растениях –ботаника. (1 час)
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях –ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Тема 2. Общее знакомство с растениями. (6 часов)
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Растение –живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях.
Лабораторные работы.
. Знакомство с цветковым растением.
. Споры у папоротника.
Экскурсии.
. Многообразие растений своей местности.
. Осенние явления в жизни растений
Тема 3. Клеточное строение растений. (5 часов)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка –основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные
(ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение –многоклеточный организм.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты –и неорганические: вода,минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и их отложение в клетке, тканях и органах
растения.
Лабораторные работы.
. Приготовление микропрепарата.
. Изучение клеток кожицы лука.
Тема 4. Органы цветковых растений. (18 часов)
Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Лабораторная работа: Изучение строения семени фасоли.
Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня –апекс и корневой чехлик. Рост корня.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные,дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Лабораторная работа: Строение корня у проростка тыквы.
Побег. Строение и значение побегов для растений. Почка –зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.
Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Лабораторные работы.
. Строение вегетативных и генеративных почек.
. Внешнее строение листа.
. Внешнее и внутреннее строение стебля.
. Внешнее строение корневища и клубня.
Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод. Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные,раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к
распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Лабораторные работы.
. Типы соцветий.
. Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Экскурсии. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями.
Тема 5. Основные процессы жизнедеятельности растений. (10 часов)
Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения.Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности.Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком),размножение тканями.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе).Этапы развития растений (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.
Лабораторные работы.
. Растения разных экологических групп по отношению к воде.
. Черенкование комнатных растений.
Тема 6. Основные отделы царства растений. (11 часов)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы,классы, семейства, роды и виды.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека.Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).
Лабораторные работы.
. Изучение внешнего строения моховидных растений.
. Изучение внешнего строения папоротниковидных растений.
. Изучение внешнего вида хвойных растений.
. Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.
.Определение одноклеточных водорослей в аквариуме.
Экскурсии. Весеннее пробуждение представителей царства растений.
Тема 7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (4 часа)
Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других
культурных растений).
Тема 8. Царство Бактерии. (3 часа)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека.
Лабораторная работа:
. Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка.
Тема 9. Царство Грибы. Лишайники. (4 часа)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы –дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.
Тема 10. Природные сообщества. (7 часов)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк –смешанный лес –ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Экскурсии:
. Лес как природное сообщество.
. Весна в жизни природного сообщества.
Тема 11. Заключение. (1 час)
Общее обобщение по курсу ботаники.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать
1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,
грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;
2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность
и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,
сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты;
3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых
объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения
своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для
человека растения;
4.выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
5.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами;
2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
3.рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
4. выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Учебно-методическое обеспечение
- Биология: Растения. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/под. Ред. Проф. И.Н. Пономаревой .М.: Вентана -Граф, 2010 г.
- И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко 6 класс. Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники./Сборник: Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы .М.: Вентане -Граф, 2010 г.
- Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Москва, «Вентана - Граф» 2012.
- Биология 6 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, Москва, «Интеллект- Центр», 2005
- Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007
Календарно-тематическое планирование Приложение 1
№ п/п | Тема урока, раздела | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | |
план | фактич. | ||||
Введение. | 1 | ||||
1. | Наука о растениях – ботаника. | 1 | Приводить примеры значения ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину ботаника. | ||
Общее знакомство с растениями. | 6 | ||||
2. | Мир растений. Экскурсия № 1 «Многообразие растений своей местности». | 1 | Распознавать и описывать основные органы растения. Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей. Доказывать, что растение - живой организм (биосистема). Давать определения: абиотические, биотические и атропогенные факторы, экология. Называть абиотические и биотические факторы среды. выделять особое действие человека на растительный мир. Перечислять среды жизни растений Распознавать и описывать Растения произрастающие в разных средах жизни | ||
3. | Разнообразие растений. Лабораторная работа №1 «Знакомство с цветковым растением». | 1 | |||
4. | Разнообразие растений. Лабораторная работа №2 « Споры папоротника». | 1 | |||
5. | Растение – живой организм. | 1 | |||
6. | Условия жизни растений. Экскурсия № 2 «Осенние явления в жизни растений». | 1 | |||
7. | Четыре среды жизни на Земле. | 1 | |||
Клеточное строение растений. | 5 | ||||
8. | Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений. Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата». | 1 | Описывать: строение микроскопа Знать: правила работы с микроскопом. Распознавать и описывать: • клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; Называть клеточные структуры и их значение Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа. Давать характеристику процессам жизнедеятельности клетки Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности. Распознавать и описывать: • деление клетки, рост. Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани. | ||
9. | Строение растительной клетки. Лабораторная работа № 4 « Изучение клеток кожицы лука» | 1 | |||
10. | Жизнедеятельность клетки. | 1 | |||
11. | Ткани растений и их виды. | 1 | |||
12. | Обобщение по теме: « Клеточное строение растений». | 1 | |||
Органы цветковых растений. | 18 | ||||
13. | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лабораторная работа № 5 « Изучение строения семени фасоли». | 1 | Называть значение семян. Давать определение терминам двудольные и однодольные растения. Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений. | ||
14. | Условия прорастания семян. | 1 | |||
15. | Значение семян. | 1 | Перечислять условия прорастания семян Выделять: значение семян в жизни растений, животных, человека Распознавать и описывать: • виды корней; • зоны корня Сравнивать по заданным критериям: типы корневых систем. Различать: корневые системы однодольных и двудольных растений. Знать особенности внутреннего строения корня. Знать почему корни растут в течение всей жизни растения. Уметь характеризовать процесс роста корня, функции. Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Распознавать и описывать на живых объектах строение: •побега; почки. Доказывать, что почка – видоизменённый побег. Отличать вегетативную почку от генеративной почки. Распознавать и описывать на живых объектах строение: •побега; почки. Доказывать, что почка – видоизменённый побег. Отличать вегетативную почку от генеративной почки. Пояснять термины: прищипка и пасынкование и объяснять их значение в хозяйственной деятельности Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять функции листа, условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Называть функции стебля. Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов. Доказывать, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги. Распознавать и описывать по рисункам: • строение цветка покрытосеменных растений; • типы соцветий Сравнивать по заданным критериям строение цветков и соцветий различных растений. Распознавать и описывать по рисункам: • строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; • типы соцветий Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. Давать определение термину покрытосеменные. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Учащиеся должны: Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов. Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать, что растение-биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения. | ||
16. | Корень. Внешнее строение корня. Лабораторная работа № 6 « Строение корня у проростка тыквы». | 1 | |||
17. | Внутреннее строение корня. | 1 | |||
18. | Значение корней и их разнообразие. | 1 | |||
19. | Побег. Строение и значение побега. | 1 | |||
20. | Почка – зачаточный побег растения. Лабораторная работа № 7 « Строение вегетативных и генеративных почек». | 1 | |||
21. | Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Лабораторная работа № 8 « Внешнее строение листа». | 1 | |||
22. | Значение листа в жизни растения. | 1 | |||
23. | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 9 « Внешнее и внутреннее строение стебля». | 1 | |||
24. | Многообразие стеблей у надземных побегов. | 1 | |||
25. | Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа № 10 « Внешнее строение корневища и клубня». | 1 | |||
26. | Цветок – генеративный орган, его строение и значение. Лабораторная работа № 11 «Типы соцветий». | 1 | |||
27. | Цветение и опыление растений. Лабораторная работа № 12 « Изучение цветков насекомоопыляемых ветроопыляемых растений. | 1 | |||
28. | Плод. Разнообразие и значение плодов. Экскурсия № 3 «Мир растений на подоконнике». | 1 | |||
29. | Растительный организм как живая система. Экскурсия № 4 «Мир растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии». | 1 | |||
30. | Контрольная работа № 1 по теме «Органы цветковых растений». | 1 | |||
Основные процессы жизнедеятельности растений. | 10 | ||||
31. | Почвенное (корневое) питание растений. | 1 | Описывать механизм почвенного питания. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличать оплодотворение от опыления. Называть способы вегетативного размножения. Распознавать и описывать способы вегетативного размножения. Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении. Выделять различия между процессами роста и развития. Доказывать зависимость роста растений от условий среды. Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды. | ||
32. | Воздушное питание растений – фотосинтез. | 1 | |||
33. | Космическая роль зеленых растений. | 1 | |||
34. | Дыхание растений и обмен веществ. | 1 | |||
35. | Значение воды в жизнедеятельности растений. Лабораторная работа № 13 « Растения разных экологических групп по отношению к воде». | 1 | |||
36. | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 | |||
37. | Вегетативное размножение растений. | 1 | |||
38. | Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа № 14 « Черенкование комнатных растений». | 1 | |||
39. | Рост и развитие растительного организма. | 1 | |||
40 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | 1 | |||
Основные отделы царства растений. | 11 | ||||
41. | Понятие о систематике растений. | 1 | Давать определение следующим таксономическим единицам: вид, род, семейства, класс, отдел. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать: • строение мхов; • растения отдела Мохообразные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей. | ||
42. | Водоросли. Общая характеристика. Лабораторная работа № 15 « Определение одноклеточных водорослей в аквариуме». | 1 | |||
43. | Многообразие водорослей. | 1 | |||
44. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 16 «Изучение внешнего строения моховидных растений». | 1 | |||
45. | Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 17 « Изучение внешнего строения папоротниковидных растений». | 1 | |||
Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. Давать определение термину покрытосеменные растения. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких. и охраняемых растений. Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных. | |||||
46. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 18 « Изучение внешнего вида хвойных растений». | 1 | |||
47. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 19 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений». | 1 | |||
48. | Семейства класса Двудольные. | 1 | |||
49. | Семейства класса Однодольные. | 1 | |||
50. | Экскурсия № 5 «Весеннее пробуждение представителей царства растений». | 1 | |||
51. | Обобщение по теме: « Основные отделы царства растений». | 1 | |||
Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. | 4 | ||||
52. | Понятие об эволюции растительного мира на Земле. | 1 | Называть основные этапы эволюции растительного мира. Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Называть центры происхождения культурных растений. Описывать происхождение и значение растения на выбор. Объяснять способы расселения культурных растений. | ||
53. | Эволюция высших растений. | 1 | |||
54. | Многообразие и происхождение культурных растений. | 1 | |||
55. | Дары Старого и Нового Света. | 1 | |||
Царство Бактерии. | 3 | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки. Выделять особенности строения бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий. | |||
56. | Бактерии. Общая характеристика. | 1 | |||
57. | Многообразие бактерий. Лабораторная работа № 20 « Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка». | 1 | |||
58. | Роль бактерий в природе и в жизни человека. | 1 | |||
Царство грибы. Лишайники. | 4 | ||||
59. | Царство грибы. Общая характеристика. Лабораторная работа № 21 «Изучение строения плесневых грибов». | 1 | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. | ||
60. | Многообразие и значение грибов. | 1 | Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Брянской области. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Называть способы питания многоклеточных грибов. Объяснять роль многоклеточных грибов в природе. Распознавать и описывать строение лишайника. | ||
61. | Лишайники. Общая характеристика и значение. | 1 | |||
62. | Контрольная работа № 2 по теме :«Многообразие растительного мира». | 1 | |||
Природные сообщества. | 7 | ||||
63. | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | 1 | Давать определения терминам: природное сообщество (биогеоценоз), экосистема. Описывать трофическую структуру природного сообщества. Определять роль растений в природном сообществе. Описывать Пространственную структуру природного сообщества Объяснять приспособленность растений к совместному существованию. Давать определения термину: сукцессия. Выделять внешние и внутренние причины сукцессии. Давать определения термину: агроценоз Сравнивать по критериям естественные и искусственные природные сообщества. | ||
64. | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экскурсия № 6«Лес как природное сообщество». | 1 | |||
65. | Смена природных сообществ. | 1 | |||
66. | Многообразие природных сообществ. | 1 | |||
67. | Жизнь организмов в природе. | 1 | |||
68. | Экскурсия № 7 «Весна в жизни природного сообщества». | 1 | |||
69. | Обобщение по теме : « Природные сообщества». | 1 | Контроль, оценки знаний учащихся. | ||
70. | Обобщение по всему курсу биологии в 6 классе. | 1 |
Учебно-тематическое планирование Приложение 2
Номер параграфа, пункта | Тема урока, раздела | Количество часов |
Введение | 1 | |
Тема 1. | Общее знакомство с растениями | 6 |
Тема 2. | Клеточное строение растений | 5 |
Тема 3. | Органы цветковых растений | 18 |
Семя | 3 | |
Корень | 3 | |
Побег | 7 | |
Цветок и плод | 5 | |
Тема 4. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 10 |
Тема 5. | Основные отделы царства растений | 11 |
Тема 6. | Историческое развитие растительного мира на Земле | 4 |
Тема 7. | Царство Бактерии | 3 |
Тема 8. | Царство Грибы. Лишайники. | 4 |
Тема 9. | Природные сообщества. | 7 |
Заключение. | 1 | |
ИТОГО: | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...